УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА Российский патент 2008 года по МПК B60C17/04 H02K9/04 

Описание патента на изобретение RU2319619C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к регулированию мотор-вентиляторов в системе принудительного охлаждения (воздушного обдува) тяговых электродвигателей на электровозе.

Известна система принудительного охлаждения (обдува) тяговых электродвигателей, содержащая мотор-вентилятор с пусковой аппаратурой и источником электропитания, а также с воздуховодами, снабженными входным воздушным фильтром, причем указанные воздуховоды подключены к воздухозаборным люкам охлаждаемых тяговых электродвигателей [1].

Недостаток этой системы заключается в том, что при постоянной производительности мотор-вентилятора возникает несогласованность между реализуемым им эффектом охлаждения и реальной мощностью потерь в тяговом электродвигателе. Как правило, имеет место превышение производительности мотор-вентилятора в среднем в 3-4 раза по отношению к необходимому уровню. Лишь 15-20% всего времени работы электровоза производительность обдува соответствует уровню тепловых потерь в тяговом двигателе.

Этот недостаток частично устранен в устройстве для регулирования мотор-вентиляторов с асинхронным приводным электродвигателем [2], которое содержит источник электропитания, преобразователь частоты, выполненный по принципу непосредственного преобразования, а также датчик тока тяговых электродвигателей с регулятором релейного типа, обеспечивающим переключение мотор-вентилятора на пониженную производительность при снижении реализуемой мощности в цепи тяговых электродвигателей.

Недостаток этого устройства состоит в том, что оно обеспечивает только одну ступень регулирования производительности мотор-вентилятора путем переключения его с номинальной частоты 50 Гц на пониженную частоту 16*2/3 Гц. Это не позволяет реализовать в полной мере возможности экономии энергозатрат во вспомогательных целях электровоза.

В качестве прототипа заявленного устройства целесообразно принять устройство для регулирования системы принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза, содержащее мотор-вентилятор, электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь электроэнергии к источнику электропитания, автоматический регулятор указанного преобразователя электроэнергии с входным элементом сравнения, к входам которого подключены выход датчика тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора [3].

Недостаток прототипа состоит в том, что не обеспечиваются принципы полного соответствия производительности мотор-вентилятора уровню потерь энергии в тяговых электродвигателях для всех режимов работы электровоза.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение технической эффективности и экономичности системы охлаждения тяговых электродвигателей.

На чертежах изображены схема изобретения (фиг.1) и регулировочные характеристики (фиг.2).

Устройство (фиг.1) предназначено для охлаждения тяговых электродвигателей 1 при помощи мотор-вентилятора 2 с приводным электродвигателем постоянного или переменного тока. Этот электродвигатель получает электропитание от источника электроэнергии 3 через регулируемый преобразователь электроэнергии 4.

В цепь тягового двигателя 1 включен датчик тока 5, выход которого через нелинейный функциональный преобразователь (НФП) 6 подключен на вход (+) элемента сравнения 7. На другой вход (-) этого элемента подключен выход датчика 8 электрических параметров, подключенного к входной цепи электродвигателя мотор-вентилятора 2.

Выход элемента сравнения 7 подключен к входу регулятора 9, который может быть выполнен, например, по типовому принципу пропорционально-интегрального регулирования. Выход регулятора 9 соединен со входом управления преобразователя 4.

В качестве преобразователя 4 могут быть использованы типовые полупроводниковые преобразователи электроэнергии: управляемый выпрямитель, импульсный преобразователь, непосредственный преобразователь частоты, автономный инвертор напряжения. Выбор конкретного типа преобразователя определяется видом источника 3 (постоянный или переменный ток) и типом электродвигателя мотор-вентилятора 2.

Элементы 5-9 выполнены на типовых компонентах систем управления.

Ниже обоснован конкретный вид характеристики НФП 6. Статический напор Н воздушного потока 10, подаваемого от мотор-вентилятора 2 в двигатель 1, пропорционален квадрату частоты вращения мотор-вентилятора 2, т.е. H≡n2. Объем воздуха Q, подаваемого в потоке 10, пропорционален частоте вращения мотор-вентилятора 2, т.е. Q≡n. Таким образом, для производительности (мощности) мотор-вентилятора можно записать

Pмв≡H·Q≡n3.

Тепловые потери в охлаждаемом тяговом электродвигателе 1 пропорциональны квадрату его тока, т.е.

ΔРтд≡I2тд,

причем величина этих потерь должна соответствовать производительности мотор-вентилятора Pмв. Следовательно, частоту вращения следует регулировать по закону, обеспечивающему соотношение

Pмв≡I6тд,

причем эта зависимость в относительных единицах показана на фиг.2 (кривая А).

Мощность на входе мотор-вентилятора 2 должна быть больше Рмв на величину потерь в этом агрегате. Указанная мощность Рмв-вх соответствует кривой Б на фиг.2.

Снижение частоты вращения возможно до некоторой минимальной величины nmin, обеспечивающей статический напор Нmin в канале 10. Это значение соответствует мощности Р*мв-вх. При этом участок кривой Б между точками Б1 и Б2 аппроксимируется прямой В. Таким образом результирующая характеристика НФП 6 получается кусочно-линейной; она состоит из двух прямых участков В и Г.

Для реализации указанного закона регулирования датчик 8 замеряет фактическую мощность Рфмв-вх, например, путем умножения напряжения на ток в цепи питания мотор-вентилятора 2, преобразователь НФП 6 определяет заданное значение мощности, т.е. РЗмв-вх. Элемент сравнения 7 определяет рассогласование

Δ=РЗмв-вхфмв-вх,

а регулятор 9 обеспечивает такое управление преобразователем 4, чтобы свести это рассогласование к нулю.

Таким образом обеспечивается регулирование мотор-вентилятора 2 соответственно уровню потерь в тяговом двигателе 1.

Технико-экономическая эффективность предложенного устройства состоит в экономии электроэнергии на вспомогательные нужды электровоза. Испытания на электровозах ЧС4 и ВЛ80 показали, что экономия расхода электроэнергии в цепи питания мотор-вентиляторов составляет 18-27%.

Источники информации

1. Электровоз ВЛ85. Тушканов Б.А. и другие. Москва, Транспорт, 1992 г., с.30, 56-57, рис.3.2.

2. Некрасов О.А., Рутштейн А.М. Вспомогательные машины электровозов переменного тока. М., Транспорт, 1988, с.164-175, рис.5.5.

3. Каптелкин В.А. (ред.). Пассажирские электровозы ЧС4 и ЧС4Т. Издание второе, М., Транспорт, 1975, с.91-103, рис 66.

Похожие патенты RU2319619C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕКУПЕРАТИВНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Антипов В.А.
  • Буткевич Х.Ю.
  • Ляпустин В.Н.
  • Озембловский А.Ч.
  • Феоктистов В.П.
  • Чумоватов А.И.
RU2062714C1
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКОВ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ 2010
  • Андросов Николай Николаевич
  • Булатов Вадим Львович
  • Дубских Николай Иванович
  • Карпов Михаил Анатольевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Манько Николай Григорьевич
  • Подосенов Станислав Германович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Тарасов Роман Владиславович
RU2465152C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1998
  • Головченко В.А.
  • Курбасов А.С.
  • Феоктистов В.П.
RU2173269C2
СПОСОБ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКОВ ПУСКО-ТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ 2010
  • Андросов Николай Николаевич
  • Булатов Вадим Львович
  • Дубских Николай Иванович
  • Карпов Михаил Анатольевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Манько Николай Григорьевич
  • Подосенов Станислав Германович
RU2462603C2
РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Луков Н.М.
  • Космодамианский А.С.
RU2214929C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2008
  • Андросов Николай Николаевич
  • Бабкина Тамара Николаевна
  • Булатов Вадим Львович
  • Головин Владимир Иванович
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Колесников Борис Иванович
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Манько Николай Григорьевич
  • Новик Сергей Васильевич
  • Подосенов Станислав Германович
RU2385237C1
Система автоматизированного регулирования частоты вращения вентилятора электровоза переменного тока 2023
  • Зарифьян Александр Александрович
  • Михайлов Владимир Владимирович
  • Мустафин Адель Шамильевич
RU2819035C1
ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА "ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА В.С.ГРИГОРЧУКА" 1996
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2092347C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЯГОВОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Алейников Игорь Аркадьевич
  • Стрекалов Николай Николаевич
RU2284049C2
СИСТЕМА ОБОГРЕВА КАБИНЫ ЭЛЕКТРОВОЗА 2007
  • Варфоломеев Дмитрий Анатольевич
  • Горин Владимир Иванович
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Емельянов Игорь Владимирович
  • Михайлов Геннадий Иванович
  • Новиков Александр Михайлович
  • Попов Владимир Александрович
  • Родионов Игорь Николаевич
RU2338656C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 319 619 C1

Реферат патента 2008 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для регулирования мотор-вентиляторов в системе принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза. Устройство содержит мотор-вентилятор (2), электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь (4) электроэнергии к источнику (3) электропитания, автоматический регулятор (9) указанного преобразователя (4) электроэнергии с входным элементом сравнения (7). К входам автоматического регулятора (9) подключены выход датчика (5) тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика (8) электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора (2). Дополнительно предусмотрен нелинейный функциональный преобразователь (6), включенный между выходом датчика (5) тока тяговых электродвигателей и одним из входов элемента сравнения (7). Технический результат заключается в повышении технической эффективности и экономичности системы охлаждения тяговых электродвигателей. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 319 619 C1

Устройство для регулирования системы принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза, содержащее мотор-вентилятор, электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь электроэнергии к источнику электропитания, автоматический регулятор указанного преобразователя электроэнергии с входным элементом сравнения, к входам которого подключены выход датчика тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора, отличающееся тем, что дополнительно предусмотрен нелинейный функциональный преобразователь с кусочно-линейной внешней характеристикой, состоящей из горизонтального и наклонного участков, причем этот преобразователь включен между выходом датчика тока тяговых электродвигателей и одним из входов элемента сравнения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2319619C1

Каптелкин В.А
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Издание второе
- М.: Транспорт, 1975, с.91-103, рис.66
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1990
  • Санява Дионизий[Pl]
  • Сорокин Сергей Викторович[Ru]
  • Узарс Валдис Янович[Lv]
  • Феоктистов Валерий Павлович[Ru]
  • Чуверин Юрий Юрьевич[Ru]
RU2046510C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА 2003
  • Луков Н.М.
  • Ромашкова О.Н.
  • Космодамианский А.С.
  • Алейников И.А.
  • Попов Ю.В.
RU2256996C1
US 5298842 А, 29.03.1994
US 4241666 A, 30.12.1980
Способ внутреннего и внешнего хонингования 1944
  • Горацкий Н.И.
SU65205A1

RU 2 319 619 C1

Авторы

Воробьев Владимир Алексеевич

Ляпустин Василий Николаевич

Феоктистов Валерий Павлович

Даты

2008-03-20Публикация

2006-07-13Подача