Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к регулированию мотор-вентиляторов в системе принудительного охлаждения (воздушного обдува) тяговых электродвигателей на электровозе.
Известна система принудительного охлаждения (обдува) тяговых электродвигателей, содержащая мотор-вентилятор с пусковой аппаратурой и источником электропитания, а также с воздуховодами, снабженными входным воздушным фильтром, причем указанные воздуховоды подключены к воздухозаборным люкам охлаждаемых тяговых электродвигателей [1].
Недостаток этой системы заключается в том, что при постоянной производительности мотор-вентилятора возникает несогласованность между реализуемым им эффектом охлаждения и реальной мощностью потерь в тяговом электродвигателе. Как правило, имеет место превышение производительности мотор-вентилятора в среднем в 3-4 раза по отношению к необходимому уровню. Лишь 15-20% всего времени работы электровоза производительность обдува соответствует уровню тепловых потерь в тяговом двигателе.
Этот недостаток частично устранен в устройстве для регулирования мотор-вентиляторов с асинхронным приводным электродвигателем [2], которое содержит источник электропитания, преобразователь частоты, выполненный по принципу непосредственного преобразования, а также датчик тока тяговых электродвигателей с регулятором релейного типа, обеспечивающим переключение мотор-вентилятора на пониженную производительность при снижении реализуемой мощности в цепи тяговых электродвигателей.
Недостаток этого устройства состоит в том, что оно обеспечивает только одну ступень регулирования производительности мотор-вентилятора путем переключения его с номинальной частоты 50 Гц на пониженную частоту 16*2/3 Гц. Это не позволяет реализовать в полной мере возможности экономии энергозатрат во вспомогательных целях электровоза.
В качестве прототипа заявленного устройства целесообразно принять устройство для регулирования системы принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза, содержащее мотор-вентилятор, электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь электроэнергии к источнику электропитания, автоматический регулятор указанного преобразователя электроэнергии с входным элементом сравнения, к входам которого подключены выход датчика тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора [3].
Недостаток прототипа состоит в том, что не обеспечиваются принципы полного соответствия производительности мотор-вентилятора уровню потерь энергии в тяговых электродвигателях для всех режимов работы электровоза.
Техническим результатом настоящего изобретения является повышение технической эффективности и экономичности системы охлаждения тяговых электродвигателей.
На чертежах изображены схема изобретения (фиг.1) и регулировочные характеристики (фиг.2).
Устройство (фиг.1) предназначено для охлаждения тяговых электродвигателей 1 при помощи мотор-вентилятора 2 с приводным электродвигателем постоянного или переменного тока. Этот электродвигатель получает электропитание от источника электроэнергии 3 через регулируемый преобразователь электроэнергии 4.
В цепь тягового двигателя 1 включен датчик тока 5, выход которого через нелинейный функциональный преобразователь (НФП) 6 подключен на вход (+) элемента сравнения 7. На другой вход (-) этого элемента подключен выход датчика 8 электрических параметров, подключенного к входной цепи электродвигателя мотор-вентилятора 2.
Выход элемента сравнения 7 подключен к входу регулятора 9, который может быть выполнен, например, по типовому принципу пропорционально-интегрального регулирования. Выход регулятора 9 соединен со входом управления преобразователя 4.
В качестве преобразователя 4 могут быть использованы типовые полупроводниковые преобразователи электроэнергии: управляемый выпрямитель, импульсный преобразователь, непосредственный преобразователь частоты, автономный инвертор напряжения. Выбор конкретного типа преобразователя определяется видом источника 3 (постоянный или переменный ток) и типом электродвигателя мотор-вентилятора 2.
Элементы 5-9 выполнены на типовых компонентах систем управления.
Ниже обоснован конкретный вид характеристики НФП 6. Статический напор Н воздушного потока 10, подаваемого от мотор-вентилятора 2 в двигатель 1, пропорционален квадрату частоты вращения мотор-вентилятора 2, т.е. H≡n2. Объем воздуха Q, подаваемого в потоке 10, пропорционален частоте вращения мотор-вентилятора 2, т.е. Q≡n. Таким образом, для производительности (мощности) мотор-вентилятора можно записать
Pмв≡H·Q≡n3.
Тепловые потери в охлаждаемом тяговом электродвигателе 1 пропорциональны квадрату его тока, т.е.
ΔРтд≡I2 тд,
причем величина этих потерь должна соответствовать производительности мотор-вентилятора Pмв. Следовательно, частоту вращения следует регулировать по закону, обеспечивающему соотношение
Pмв≡I6 тд,
причем эта зависимость в относительных единицах показана на фиг.2 (кривая А).
Мощность на входе мотор-вентилятора 2 должна быть больше Рмв на величину потерь в этом агрегате. Указанная мощность Рмв-вх соответствует кривой Б на фиг.2.
Снижение частоты вращения возможно до некоторой минимальной величины nmin, обеспечивающей статический напор Нmin в канале 10. Это значение соответствует мощности Р*мв-вх. При этом участок кривой Б между точками Б1 и Б2 аппроксимируется прямой В. Таким образом результирующая характеристика НФП 6 получается кусочно-линейной; она состоит из двух прямых участков В и Г.
Для реализации указанного закона регулирования датчик 8 замеряет фактическую мощность Рф мв-вх, например, путем умножения напряжения на ток в цепи питания мотор-вентилятора 2, преобразователь НФП 6 определяет заданное значение мощности, т.е. РЗ мв-вх. Элемент сравнения 7 определяет рассогласование
Δ=РЗ мв-вх-Рф мв-вх,
а регулятор 9 обеспечивает такое управление преобразователем 4, чтобы свести это рассогласование к нулю.
Таким образом обеспечивается регулирование мотор-вентилятора 2 соответственно уровню потерь в тяговом двигателе 1.
Технико-экономическая эффективность предложенного устройства состоит в экономии электроэнергии на вспомогательные нужды электровоза. Испытания на электровозах ЧС4 и ВЛ80 показали, что экономия расхода электроэнергии в цепи питания мотор-вентиляторов составляет 18-27%.
Источники информации
1. Электровоз ВЛ85. Тушканов Б.А. и другие. Москва, Транспорт, 1992 г., с.30, 56-57, рис.3.2.
2. Некрасов О.А., Рутштейн А.М. Вспомогательные машины электровозов переменного тока. М., Транспорт, 1988, с.164-175, рис.5.5.
3. Каптелкин В.А. (ред.). Пассажирские электровозы ЧС4 и ЧС4Т. Издание второе, М., Транспорт, 1975, с.91-103, рис 66.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕКУПЕРАТИВНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2062714C1 |
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКОВ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ | 2010 |
|
RU2465152C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1998 |
|
RU2173269C2 |
СПОСОБ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКОВ ПУСКО-ТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ | 2010 |
|
RU2462603C2 |
РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2214929C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2008 |
|
RU2385237C1 |
Система автоматизированного регулирования частоты вращения вентилятора электровоза переменного тока | 2023 |
|
RU2819035C1 |
ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА "ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА В.С.ГРИГОРЧУКА" | 1996 |
|
RU2092347C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЯГОВОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2284049C2 |
СИСТЕМА ОБОГРЕВА КАБИНЫ ЭЛЕКТРОВОЗА | 2007 |
|
RU2338656C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для регулирования мотор-вентиляторов в системе принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза. Устройство содержит мотор-вентилятор (2), электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь (4) электроэнергии к источнику (3) электропитания, автоматический регулятор (9) указанного преобразователя (4) электроэнергии с входным элементом сравнения (7). К входам автоматического регулятора (9) подключены выход датчика (5) тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика (8) электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора (2). Дополнительно предусмотрен нелинейный функциональный преобразователь (6), включенный между выходом датчика (5) тока тяговых электродвигателей и одним из входов элемента сравнения (7). Технический результат заключается в повышении технической эффективности и экономичности системы охлаждения тяговых электродвигателей. 2 ил.
Устройство для регулирования системы принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза, содержащее мотор-вентилятор, электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь электроэнергии к источнику электропитания, автоматический регулятор указанного преобразователя электроэнергии с входным элементом сравнения, к входам которого подключены выход датчика тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора, отличающееся тем, что дополнительно предусмотрен нелинейный функциональный преобразователь с кусочно-линейной внешней характеристикой, состоящей из горизонтального и наклонного участков, причем этот преобразователь включен между выходом датчика тока тяговых электродвигателей и одним из входов элемента сравнения.
Каптелкин В.А | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Издание второе | |||
- М.: Транспорт, 1975, с.91-103, рис.66 | |||
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2046510C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА | 2003 |
|
RU2256996C1 |
US 5298842 А, 29.03.1994 | |||
US 4241666 A, 30.12.1980 | |||
Способ внутреннего и внешнего хонингования | 1944 |
|
SU65205A1 |
Авторы
Даты
2008-03-20—Публикация
2006-07-13—Подача