Настоящее изобретение относится к области нефте- и газохимии, конкретно к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.
Известно, что для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив в их состав вводят депрессорные присадки. В качестве депрессорных присадок используют полимерные присадки на основе полимеров этилена, сополимеров этилена с винилацетатом или алкилакрилатом, где алкил содержит 6-16 атомов углерода.
(Патент США №4.175.926, С10L 1/18, 1979 г.)
Известно использование в качестве присадок, понижающих температуру помутнения, температуру застывания и температуру предельной фильтруемости дизельных топлив, продуктов с мол. массой 300-10.000, содержащих парафиновые углеводороды С12-С30 и полярные соединения типа имидов, амидов, вторичных и третичных аминов, солей аммония.
(Заявка Франции №2.510.598, С10L 1/22, 1983 г.)
Известны депрессорные присадки к дизельным топливам, представляющие собой алкилнафталины, сополимеры этилена с винилацетатом, хлорированный полимер этилена и полиамид янтарной кислоты, а также их смеси.
(Патент США №3.910.776, С10L 1/22, 1975 г.)
Однако все эти присадки недостаточно эффективны и дизельные топлива, их содержащие, не могут быть использованы в условиях Крайнего Севера. Кроме того, эти присадки не обеспечивают требуемых пусковых свойств дизельных топлив в условиях низких температур.
Для улучшения пусковых свойств дизельных топлив в состав присадок вводят алкилнитраты.
Известна, например, присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%.
(патент РФ №2.057.790, С10L 1/18, 1/22, 1996 г.)
Однако дизельные топлива, содержащие эту присадку, не обладают требуемыми низкотемпературными характеристиками.
Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%
Там же описано дизельное топливо на основе летнего или зимнего дизельного топлива, содержащее присадку указанного выше состава в количестве 0,001-0,5 мас.%.
(патент №2208039, С10L 1/18, 1/22, 2003 г.)
Недостатком этих присадок является то, что дизельные топлива, их содержащие, обладают недостаточно хорошими низкотемпературными свойствами: значения температуры застывания и температуры предельной фильтруемости недостаточно низкие.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в мас.%:
Там же описано дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,0005-1,0 мас.%.
При этом в качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо или дизельное топливо нефтяного происхождения.
(Патент РФ №2280067, С10L 1/18, 1/22, 2006 г.)
Однако недостатком известной присадки является то, что при использовании в малосернистых дизельных топливах она не обеспечивает им требуемого комплекса пусковых, низкотемпературных и смазывающих свойств.
Задачей изобретения является разработка присадки к дизельному топливу, а также дизельного топлива, обладающего улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами.
Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С3-С20)нитрат, алкил(С1-С25)сукцинимид, сополимер этилена с альфа-олефинами с мол. массой 500-30.000 и непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид при следующем соотношении компонентов в мас.%:
Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 0,0001-1,0 мас.%.
Причем в качестве базового топлива оно содержит газоконденсатное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения.
Отличия заявляемого технического решения состоят в использовании в составе присадки непредельной жирной кислоты или ее амида, а также в соотношении компонентов.
Указанные отличия позволяют получить присадку, обладающую улучшенными пусковыми, низкотемпературными и смазывающими свойствами. Это позволит расширить ассортимент дизельных топлив на основе газоконденсатного и нефтяного дизельных топлив, предназначенных для использования в условиях Крайнего Севера и в арктических условиях, которые будут соответствовать классу Евро.
Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и перемешивании.
Для приготовления образцов предлагаемой присадки использовали следующие компоненты.
Компонент А - алкил(С3-С20)нитрат. Могут быть использованы различные нитраты, такие как циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.
Компонент Б - алкил(C1-C25)сукцинимид, это может быть присадка С-5А или другие алкилсукцинимиды. В образцах предлагаемой присадки был использован алкил(С16-С18)сукцинимид.
Компонент В - сополимер этилена с альфа-олефинами с мол. массой 500-30.000 - промышленный продукт, получаемый в процессе производства синтетического каучука. В качестве альфа-олефинов могут быть использованы: пропилен, изо-бутилен, стирол, альфа-метилстирол и др. В образцах предлагаемой присадки использован продукт по ТУ-0257-062-00333730-04.
Компонент Г - непредельная жирная кислота, выбранная из группы: олеиновая, линолевая, линоленовая.
Компонент Д - амид олеиновой, линолевой или линоленовой кислот. Могут быть использованы алкил C1-C9 амиды. Для приготовления образцов предлагаемой присадки был использован метиламид олеиновой кислоты. При использовании других вышеуказанных амидов линолевой и линоленовой кислот результат будет получен аналогичный.
Вышеописанным способом было приготовлено 3 образца предлагаемой присадки. Состав образцов приведен в таблице 1. Присадка вводится в состав дизельных топлив в виде 30%-ного концентрата в дизельном топливе или органическом растворителе.
Для приготовления образцов предлагаемого дизельного топлива в качестве базового топлива были использованы: газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава «ГШЗ» (ТУ 51-28-86), а также нефтяное дизельное топливо марки «З-35» (ГОСТ 305-82).
Результаты сравнительных испытаний образцов дизельного топлива без присадки и содержащих образцы предлагаемой присадки приведены в таблице 2. Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что использование предлагаемой присадки позволяет получить дизельные топлива на нефтяной и газоконденсатной основе, в том числе арктическое дизельное топливо, отвечающие требованиям нового ГОСТа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320706C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2378323C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320705C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280067C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280069C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280068C1 |
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ | 2017 |
|
RU2655606C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2016 |
|
RU2618231C1 |
ВСЕСЕЗОННОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2015 |
|
RU2631116C2 |
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО УНИФИЦИРОВАННОЕ ВСЕСЕЗОННОЕ | 2023 |
|
RU2815817C1 |
Использование: в области нефте- и газохимии. Сущность: присадка к дизельному топливу содержит в мас.%: алкил(С3-С20)нитрат не более 75, алкил(С1-С25)сукцинимид 0,1-15, сополимер этилена с альфа-олефинами с мол. массой 500-30000 не более 50, непредельная жирная кислота, выбранная из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид до 100. Дизельное топливо на основе базового топлива содержит вышеуказанную присадку в количестве 0,0001-1,0 мас.%. В качестве базового дизельное топливо содержит газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава или дизельное топливо нефтяного происхождения. Технический результат - улучшение низкотемпературных и смазывающих свойств. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280067C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2163251C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ЖИДКИМ ТОПЛИВАМ | 1992 |
|
RU2009176C1 |
Авторы
Даты
2008-03-27—Публикация
2006-12-25—Подача