Изобретение относится к области электротехники, а именно к ротору торцовой электрической машины, и может быть использовано при разработке асинхронных электрических машин с короткозамкнутым ротором.
Известен ротор торцового короткозамкнутого двигателя по патенту №1802908, Кл. Н02К 17, 16, опубл. 15.03.93 г., Бюл. №10, который состоит из зубчатого магнитопровода, вала, статора, короткозамкнутой обмотки со скошенными вентиляционными лопатками, прямыми лопатками, расположенными на внутреннем и внешнем короткозамыкающих кольцах, с противоположных сторон воздушного зазора, на внешнем короткозамыкающем кольце у воздушного зазора имеется сплошной конический кольцевой выступ с увеличивающимся диаметром в сторону воздушного зазора.
Однако известный ротор не надежен в работе вследствие недостаточного его охлаждения во время работы и охлаждения обмоток статора, это происходит из-за небольшой высоты лопаток, которые, к тому же, не являются токопроводящими, что приводит к ухудшению отвода тепла от короткозамкнутых колец и, как следствие, приводит к высокой температуре нагрева всей электрической машины.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является ротор асинхронной торцовой электрической машины по авторскому свидетельству №1642551, Кл. Н02К 17/06, опубл. 15.04.91 г., Бюл. №14, который состоит из дисковых магнитопроводов статора с обмоткой возбуждения и ротора с короткозамкнутой обмоткой, стержней, короткозамыкающих внутренних и наружных колец, дополнительного короткозамыкающего кольца, ярма магнитопровода, ребер переходящих в вентиляционные лопатки, вентиляционного окна.
Сходными признаками с заявляемым ротором является наличие магнитопровода, короткозамыкающей обмотки, короткозамыкающих стержней, короткозамыкающего кольца, ребер, вентиляционных лопаток.
Однако известный ротор асинхронной торцовой машины имеет большую массу, что влечет за собой увеличенную металлоемкость, а из-за того что вентиляционные лопатки имеют высоту, не позволяющую эффективно охлаждать короткозамыкающие обмотки, ротор дает сбои в работе, чем обуславливается ненадежность его в эксплуатации.
Технической задачей предлагаемого изобретения является уменьшение металлоемкости ротора и увеличение его эксплуатационной надежности за счет обеспечения эффективного охлаждения вентиляционных лопаток и одновременно обмотки статора.
Задача решается тем, что в роторе, включающем магнитопровод с ярмом, короткозамкнутую обмотку, вентиляционные лопатки, короткозамыкающее кольцо, стержни, ребра и статор, вентиляционные лопатки выполнены токопроводящими в виде нескольких токопроводящих, вертикально установленных стержней, соединенных с одним короткозамыкающим кольцом магнитопровода, причем верхняя часть вентиляционных токопроводящих лопаткок имеют клиновидную форму, сужающуюся в сторону рабочего воздушного зазора и имеющую в сечении площадь, равную или большую площади сечения токопроводящего стержня магнитопровода, установлены вентиляционные токопроводящие лопатки могут быть в двух вариантах, в первом варианте они установлены вертикально по внутреннему и наружному диаметру короткозамыкающего кольца магнитопровода, во втором варианте они могут быть установлены только по внутреннему диаметру короткозамыкающего кольца магнитопровода, или только по наружному диаметру короткозамыкающего кольца магнитопровода, с возможностью прохождения по их вертикально установленным токопроводящим стержням электрического тока по всей высоте вентиляционных токопроводящих лопаток. Короткозамыкающее кольцо установлено на стороне, противоположной рабочему воздушному зазору, и расположено по внутреннему диаметру магнитопровода, причем либо со стороны ярма магнитопровода, либо только на ярме магнитопровода. Ребра вентиляционных токопроводящих лопаток установлены на одном короткозамыкающем кольце с внутренней и наружной стороны или только с наружной стороны магнитопровода.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан ротор, общий вид, на фиг.2 - то же, аксонометрическая проекция ротора с вентиляционными лопатками, расположенными по наружному и внутреннему диаметру магнитопровода; на фиг.3 - то же, аксонометрическая проекция ротора с вентиляционными лопатками, расположенными по наружному диаметру магнитопровода.
Ротор состоит из магнитопровода 1 с ярмом 2, короткрзамкнутой обмотки 3 с токопроводящими вентиляционными лопатками 4 с ребрами 5, установленными на одном короткозамыкающем кольце 6 с внутренней и наружной стороны магнитопровода 1, или только с обратной его стороны, вала 7, статора 8.
Короткозамкнутая обмотка 3 выполнена из нескольких, вертикально установленных, токопроводящих стержней 9, которые представляют собой вентиляционные токопроводящие лопатки 4, которые в верхней части имеют клиновидную форму, сужающуюся в сторону рабочего воздушного зазора 10, а также имеют в сечении площадь, равную или большую площади сечения токопроводящего стержня 9 магнитопровода.
Ребра 5 вентиляционных токопроводящих лопаток 4 установлены на одном короткозамыкающем кольце 6 с внутренней и наружной стороны магнитопровода 1 или только с наружной его стороны.
Вентиляционные токопроводящие лопатки 4 могут быть установлены в двух вариантах.
В первом варианте (фиг.2) токопроводящие вентиляционные лопатки 4 установлены вертикально и по наружному и внутреннему диаметрам магнитопровода 1, с возможностью прохождения, по вертикально установленным стержням 9, электрического тока снизу вверх по всей высоте вентиляционных токопроводящих лопаток 4.
Во втором варианте (фиг.3) вентиляционные токопроводящие лопатки 4 установлены вертикально, только по наружному (или только по внутреннему) диаметру короткозамыкающего кольца 6 магнитопровода 1, так же, с возможностью прохождения электрического тока снизу вверх по всей высоте вентиляционных токопроводящих лопаток 4.
Короткозамыкающее кольцо 6 установлено на стороне, противоположной рабочему воздушному зазору 10, и расположено по внутреннему диаметру магнитопровода 1, либо со стороны ярма 2 магнитопровода 1, либо только на ярме 2 магнитопровода 1.
Работает ротор следующим образом.
При вращении ротора включаются в работу вентиляционные токопроводящие лопатки 4, при этом электрический ток проходит по каждому из их короткозамыкающих стержней 9, начиная с нижней части и проходит в сужающую часть выступающих их клиньев, которые, упираясь в сторону рабочего воздушного зазора 10, обеспечивают прохождение охлаждающего воздуха по обмоткам статора 8, охлаждая, таким образом, все поверхности ротора и статора.
Одновременно электрический ток проходит по ребрам 5 короткозамыкающего кольца 6.
Интенсивность охлаждения достигается за счет увеличения площади соприкосновения токопроводящих частей короткозамкнутой обмотки 3 с воздухом, благодаря выполнению вентиляционных токопроводящих лопаток 4 на толщину короткозамыкающего кольца 6 и выполнению верхней их части клиновидной формы, площадь сечения которой равна или является большей площади сечения токопроводящего стержня магнитопровода.
По первому варианту установки вентиляционных токопроводящих лопаток 4 охлаждающий воздух, обдувая ребра 5 короткозамкнутого кольца 6, подается на вентиляционные токопроводящие лопатки 4, расположенные на наружном и внутреннем диаметрах магнитопровода 1, далее вентиляционными токопроводящими лопатками 4, расположенными на наружном диаметре магнитопровода, охлаждающий воздух подается на наружные лобовые части статора 8 и проходит через воздушный зазор 10, а вентиляционными токопроводящими лопатками 4, расположенными на внутреннем диаметре магнитопровода 1, охлаждающий воздух подается на внутренние лобовые части статора 8 и также проходит через воздушный зазор 10. В результате происходит встречное прохождение воздуха по вентиляционным токопроводящим лопаткам 4. В воздушном зазоре 10 два встречных потока соприкасаются, и происходит их завихрение (турбулентность), в результате чего улучшается охлаждение статора 8 и соответственно охлаждение ротора.
По второму варианту установки вентиляционных токопроводящих лопаток 4 охлаждающий воздух, обдувая ребра 5 короткозамкнутого кольца 6, подается на вентиляционные токопроводящие лопатки 4, расположенные только на внутреннем или только на наружном диаметре магнитопровода 1, далее охлаждающий воздух подается вентиляционными токопроводящими лопатками 4 на наружные лобовые части статора 8 и проходит через воздушный зазор 10, а вентиляционными токопроводящими лопатками 4, расположенными только на внутреннем диаметре, охлажденный воздух проходит через воздушный зазор 10 на внутренние лобовые части статора 8. В результате, охлаждающий воздух, проходя через одну из лобовых частей короткозамкнутой обмотки 3 статора 8 и через воздушный зазор 10, попадает на другую лобовую часть короткозамкнутой обмотки 3, статора 8, таким образом, обеспечивается интенсивное охлаждение статора и одновременно ротора.
Предлагаемый к патентованию ротор, по сравнению с вышеописанными аналогами, имеет повышенную эксплуатационную надежность и уменьшенную материалоемкость.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор торцового короткозамкнутого двигателя | 1990 |
|
SU1802908A3 |
Асинхронная торцовая электрическая машина | 1989 |
|
SU1642551A1 |
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2006 |
|
RU2321136C1 |
АСИНХРОННЫЙ ТОРЦЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2125759C1 |
Ротор торцового асинхронного двигателя | 1989 |
|
SU1661917A1 |
САМОВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРЦОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2128391C1 |
Закрытая обдуваемая электрическая машина | 1990 |
|
SU1725328A1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2130681C1 |
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU920963A1 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при разработке асинхронных электрических машин с короткозамкнутым ротором. Технический результат - уменьшение металлоемкости и увеличение эксплуатационной надежности ротора. Данный технический результат достигается тем, что в роторе, включающем магнитопровод с ярмом, короткозамкнутую обмотку, вентиляционные лопатки, короткозамыкающее кольцо, стержни, ребра и статор, согласно данному изобретению вентиляционные лопатки выполнены токопроводящими в виде нескольких токопроводящих, вертикально установленных стержней, соединенных с одним короткозамыкающим кольцом магнитопровода, причем верхняя часть токопроводящих вентиляционных лопаток имеет клиновидную форму, сужающую в сторону рабочего воздушного зазора и имеющую в сечении площадь, равную или большую площади сечения токопроводящего стержня магнитопровода. Вентиляционные токопроводящие лопатки могут быть установлены в двух вариантах: в первом - вертикально по внутреннему и наружному диаметрам короткозамыкающего кольца магнитопровода, а во втором - вертикально только по внутреннему диаметру короткозамыкающего кольца магнитопровода, или только по наружному диаметру короткозамыкающего кольца магнитопровода с возможностью прохождения электрического тока по вертикально установленным токопроводящим стержням упомянутых выше лопаток по всей их высоте. При этом короткозамыкающее кольцо установлено на стороне, противоположной рабочему воздушному зазору, и расположено по внутреннему диаметру магнитопровода, а ребра вентиляционных токопроводящих лопаток установлены на одном короткозамыкающем кольце. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Асинхронная торцовая электрическая машина | 1989 |
|
SU1642551A1 |
Ротор торцового короткозамкнутого двигателя | 1990 |
|
SU1802908A3 |
РОТОР КОРОТКОЗАМКНУТОГО ТОРЦОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2088021C1 |
АСИНХРОННЫЙ ТОРЦЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2125759C1 |
ТОРЦЕВОЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2112306C1 |
US 4370582 А, 25.01.1983 | |||
DE 2846280 А1, 26.04.1979 | |||
Устройство для установки кабельного барабана | 1986 |
|
SU1450033A1 |
Авторы
Даты
2008-03-27—Публикация
2006-07-31—Подача