Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при строительстве атомных подводных лодок (АПЛ), с баллистическими или крылатыми ракетами, или многоцелевых АПЛ.
Общеизвестно, что для сокращения продолжительности постройки очередной подводной лодки (ПЛ) и снижения трудоемкости используют унифицированные отдельные части или сборочно-корпусные единицы (СКЕ) предыдущей ПЛ. Так, в отечественном кораблестроении это было оправдано при каждой модернизации того или иного удачного проекта корабля, к номерам которых добавлялись литеры: А, Б, БДРМ, РТ, РТМ и т.д. При этом все отечественные АПЛ были построены только в двухкорпусном исполнении, и если использовались, например, СКЕ предыдущего поколения недостроенных кораблей, то, естественно, свой архитектурный облик двухкорпусной ПЛ нового поколения кораблей сохраняло без существенных изменений. В связи с все более ужесточающимися требованиями скрытности ПЛ необходимо было создавать и АПЛ в однокорпусном исполнении, тем более, что корпус такого корабля более прост и технологичен.
Самое простое - это начать строительство таких АПЛ традиционным способом: формированием их прочного корпуса, включающего цилиндрическую обечайку с внутренними шпангоутами и переборками, на что потребуется много времени и огромных финансовых средств. Если ранее при строительстве нового корабля применялся неиспользованный задел с предыдущей серии кораблей, то сейчас предлагается использовать для этого и сами корабли, т.к. общеизвестно, что некоторые из них, например АПЛ типа «Акула» и АПЛ типа «Антей», не выработали и 20% своего ресурса. Это касается не только оборудования и технических средств, включая главную энергетическую установку, но и прочный корпус АПЛ. Авторы предлагаемого изобретения продолжают решать задачу сокращения продолжительности постройки ПЛ и снижения трудоемкости за счет унификации отдельных частей прочного корпуса.
В результате проведенного патентного поиска установлено, что ближайшим аналогом является RU 2086457 C1, кл. В63В 3/13 от 10.08. 1997 г. Итак, способ-прототип постройки специализированного подводного судна (однокорпусного исполнения) предлагает сборку как отдельных частей, так и СКЕ. Недостатками его является то, что в нем процесс создания корпусных цилиндрических обечаек с внутренним набором предусматривает только традиционный подход и не раскрывает скрытых резервов и возможностей технологии создания прочного корпуса в однокорпусном исполнении. Это требует достаточного финансирования, наличия материалов и времени или применения СКЕ однокорпусных конструкций других кораблей, которых в отечественном кораблестроении пока нет, тогда как двухкорпусных СКЕ более чем достаточно.
Задачей, решаемой настоящим изобретением, является сокращение продолжительности постройки ПЛ и снижение трудоемкостей за счет унификации отдельных частей прочного корпуса.
В соответствии с предлагаемым способом постройки ПЛ, осуществляют сборку отдельных частей или СКЕ, а унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у двухкорпусной ПЛ предыдущей серии кораблей, при этом внутрь прочной водонепроницаемой оболочки корпуса между существующими наружными шпангоутами устанавливают внутренние шпангоуты, жестко соединяя их с оболочкой, после чего наружные шпангоуты срезают и оставляют хвостовики, которые используют для технологической оснастки при креплении звукоизолирующего покрытия на оболочке корабля или для штатного крепления вышеупомянутого покрытия и после постройки проводят гидравлические испытания.
На чертеже представлен вариант решения поставленной задачи. На нем изображена часть обечайки двухкорпусной АПЛ и эта же самая часть, приспособленная согласно технологическому процессу под однокорпусную АПЛ, где:
1 - прочная водонепроницаемая обшивка корпуса АПЛ;
2 - наружные шпангоуты жестко соединены с обшивкой;
3 - внутренние шпангоуты;
4 - хвостовики, оставшиеся от наружных шпангоутов;
5 - звукоизолирующее резиновое покрытие;
6 - крепление звукоизолирующего покрытия.
Линия А - положение обшивки на предельной глубине в двухкорпусном исполнении АПЛ.
Линия Б - положение этой же обшивки в однокорпусном исполнении АПЛ.
Итак, как видно из чертежа, «Способ постройки однокорпусной АПЛ» изначально начинается с создания ее прочного корпуса.
Для этого унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у 2-х корпусной АПЛ предыдущей серии кораблей (модульно - сборочные корпусные единицы - МСКЕ). При этом внутрь прочной водонепроницаемой обшивки корпуса (оболочки) АПЛ - 1, между существующими наружными шпангоутами - 2, устанавливают внутренние шпангоуты - 3, жестко соединяя их с оболочкой - 1, после чего наружные шпангоуты срезают, оставляя хвостовики - 4, которые по мере готовности ПЛ используют, например, как для технологической оснастки, фиксирующей звукоизолирующее резиновые покрытие - 5 на корпусе корабля, так и для штатного крепления этого покрытия. Крепление (фиксация) - 6 покрытия производится посредством болта не к гайке на корпусе, как это делалось ранее, а прямо к хвостовику (в виде плоской шайбы).
При сравнительной оценке кривых А и Б видно, что оболочка в однокорпусном исполнении АПЛ менее «напряжена», кроме того, внутренние шпангоуты работают в отличии от наружных не на отрыв, а на сжатие. Как видно из описания и чертежа, указанный способ приобрел ряд существенных отличий, которые при создании однокорпусной АПЛ позволяют существенно сокращать технологический цикл по созданию ее корпуса. Производственный задел двухкорпусных АПЛ в части сборочно-корпусных единиц (СКЕ), состоящих, в свою очередь, из МСКЕ, пригодных для создания однокорпусных АПЛ, в настоящее время отсутствует. Поэтому для создания однокорпусных АЛЛ целесообразно использовать корпуса двухкорпусных АПЛ, имеющих малый срок эксплуатации, вместо полной утилизации и продажи таких АПЛ, как сырья за рубеж. Более того, в дальнейшем, возможно, использовать такие корабли и при создании единой элементной базы, т.к. в ряде случаев корпус уже прошел фактически опытную эксплуатацию. Воплощенные в однокорпусном исполнении некоторые СКЕ не требуют гидравлических испытаний.
Но в первую очередь, существенную выгоду позволяет получить повторное использование цилиндрических оболочек прочного корпуса требуемого диаметра, толщина которых достигает значительных величин. Естественно, возможно повторное использование и переборочных конструкций.
Необходимо отметить, что упрощается монтаж и повышается надежность крепления звукоизолирующего резинового покрытия, достигающего толщины около 150 мм. Кроме того, у однокорпусной АПЛ меньше водоизмещение и поверхность шумоизлучения, однако у нее, в отличие от 2-х корпусного исполнения АПЛ, меньше запас плавучести, но все это сделано в первую очередь в угоду скрытности корабля.
По мнению авторов предлагаемого изобретения «Способа постройки ПЛ», последнее наделено до сих пор неизвестными операциями (дополнительными существенными признаками), использование которых позволяет создавать качественно новые корабли и при этом значительно снизить трудозатраты в процессе их строительства, поэтому оно соответствует критерию "новизна" и его можно считать изобретением.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА И СПОСОБ ЕЕ ПОСТРОЙКИ | 2006 |
|
RU2343085C2 |
ПАТРУБОК СДВИГОВОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ | 2006 |
|
RU2332324C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2346849C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАДЕЛКИ ПРОБОИНЫ КОРПУСА ДВУХКОРПУСНОГО ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА | 2011 |
|
RU2470824C1 |
КВАЗАР-СПОСОБ РАЗДЕЛКИ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2205767C2 |
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА | 2012 |
|
RU2494004C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2000 |
|
RU2166456C1 |
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОРСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2488517C1 |
МОГИЛЬНИК ДЛЯ ЗАТОНУВШЕЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1994 |
|
RU2081464C1 |
Глубоководный АНПА большого водоизмещения сверхбольшой автономности с комбинированным способом соединения модулей корпусной конструкции | 2019 |
|
RU2725945C1 |
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при строительстве атомных подводных лодок. Способ постройки однокорпусной подводной лодки заключается в сборке отдельных частей или сборочно-корпусных единиц. Унифицированные отдельные части прочного корпуса заимствуют у двухкорпусной подводной лодки предыдущей серии кораблей. Внутрь прочной водонепроницаемой оболочки корпуса между существующими наружными шпангоутами устанавливают внутренние шпангоуты, жестко соединяя их с оболочкой, после чего наружные шпангоуты срезают, оставляют хвостовики, которые используют для технологической оснастки при креплении звукоизолирующего покрытия на оболочке корабля или для штатного крепления упомянутого покрытия. Достигается снижение трудоемкости и сокращение продолжительности постройки подводной лодки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
КОРПУС СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВОДНОГО СУДНА | 1994 |
|
RU2086457C1 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ОКРАШЕННОЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЙ ТКАНИ | 1987 |
|
RU2041301C1 |
US 4030434 A, 21.06.1977. |
Авторы
Даты
2008-04-10—Публикация
2006-04-04—Подача