СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА Российский патент 2002 года по МПК C10C3/06 

Описание патента на изобретение RU2194737C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума из нефтяных остатков, а именно из остатков атмосферно-вакуумной перегонки нефти, подвергавшихся дальнейшей переработке.

Известен способ получения битума путем висбрекинга нефтяных остатков (легкого термического крекинга при 430-490oС) с последующей перегонкой продукта висбрекинга под вакуумом с получением в качестве целевого продукта остатка, выкипающего выше 455-540oС (Патент Японии 56-114567, кл. С 10 С3/02, 1983 г.).

Однако этот способ пригоден для получения дорожных битумов при использовании нефтяных остатков определенной глубины отбора, характеризующихся условной вязкостью при 80oС на приборе с диаметром отверстия 5 мм ВУ805 до 60-70 с. При переработке таким способом более тяжелых нефтяных остатков получаемый продукт не соответствует по качеству требованиям, предъявляемым дорожным и строительным битумам.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей перегонкой продукта висбрекинга с выделением битума в виде остатка, причем в качестве нефтяных остатков используют тяжелые нефтяные остатки с условной вязкостью ВУ805 > 75 c с проведением перегонки при атмосферном давлении (атмосферной перегонкой) и в качестве битума выделяют остаток, выкипающий при температуре выше 330-360oС (Патент РФ 2037510, кл. С 10 С3/06, 1995г.).

Недостатком способа является недостаточно высокое качество битума вследствие вовлечения в битум тяжелых парафиновых углеводородов и дизельной фракции 330-360oС, а также высокая вероятность карбоидообразования и закоксовывания оборудования из-за применения чрезмерно тяжелого сырья - гудрона.

Задача изобретения - расширение сырьевой базы для получения дорожных битумов за счет использования в качестве сырья мазута в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга.

Поставленная задача достигается способом получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, выделением битума в виде остатка, причем в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга при их соотношении 1:0,05÷0,6, а продукты висбрекинга подают в испаритель и при температуре 380-490oС и давлении 0,05-1,5 МПа отгоняют парообразные продукты висбрекинга с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую и дизельную фракции и выделением из испарителя в качестве битума остатка, выкипающего выше 370oС.

Тяжелая газойлевая фракция 360-480oС, выделяемая атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга и направляемая на повторный висбрекинг в смеси с мазутом, обеспечивает образование дополнительных количеств бензиновой и дизельной фракций.

Принятое соотношение мазута и тяжелой газойлевой фракции 360-480oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга, обосновано оптимальными показателями качества получаемого битума.

Выделение парообразных продуктов висбрекинга из испарителя с направлением выделенного тяжелого газойля фракции 360-480oС на повторный висбрекинг в смеси с мазутом обеспечит выделение дополнительных количеств бензино-дизельной фракции.

Время отгонки (10-120 минут) и температура отгонки парообразных продуктов висбрекинга в испарителе позволяет выделить в качестве битума остаток, выкипающий выше 370oС, который соответствует по качеству требованиям, предъявляемым к вязким дорожным нефтяным битумам марки БН 90/130 по ГОСТ 22245-90.

Тяжелая газойлевая фракция 360-480oС содержит в своем составе значительное количество ароматических углеводородов, что препятствует осаждению и коксованию асфальтенов в трубах змеевика печи висбекинга при повторном висбрекинге ее в смеси с мазутом.

Таким образом, совокупность существенных признаков заявляемого изобретения обеспечит достижение технических результатов.

Способ осуществляют следующим образом.

Прямогонный нефтяной остаток - мазут подают в печь, где при температуре 390-490oС и давлении 0,05-1,5 МПа происходит легкий термический крекинг - висбрекинг. Затем продукты висбрекинга подают в испаритель, где отгоняют парообразные продукты висбрекинга при температуре 380-490oС, давлении 0,05-1,5 МПа и времени отгонки 10-120 минут с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию 360-480oС, которую направляют на повторный висбрекинг в смеси с мазутом при соотношении мазут : газойлевая фракция 360-480oС 1:0,05÷0,6. Из испарителя в качестве битума выводят остаток, выкипающий выше 370oС. Этот остаток соответствует по качеству требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам марки БН 90/130 по ГОСТ 22245-90.

Примеры конкретного выполнения.

Пример 1.

Прямогонный нефтяной остаток - мазут подают в печь, где при температуре 390oС и давлении 0,05 МПа происходит легкий термический крекинг - висбрекинг. Затем продукты висбрекинга подают в испаритель, где отгоняют парообразные продукты висбрекинга при температуре 380oС, давлении 0,05 МПа и времени отгонки 120 мин с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую, дизельную и тяжелую газойлевую фракцию 360-480oС, которую направляют на повторный висбрекинг в смеси с мазутом при соотношении мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480oС 1:0,05. Из испарителя в качестве битума выводят остаток, выкипающий выше 370oС. Этот остаток соответствует качеству к требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам марки БН 90/130 по ГОСТ 22245-90.

Пример 2.

Способ проводят по примеру 1, варьируя режимные условия. Висбрекинг проводят при температуре 420oС, давлении 1,1 МПа. Температура отгонки 450oС, давление 0,8 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 30 мин. Повторный висбрекинг тяжелой газойлевой фракции 360-480oС в смеси с мазутом проводят при соотношении мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480oС 1:0,1.

Пример 3.

Способ проводят по примеру 1. Висбрекинг проводят при температуре 490oС, давлении - 1,0 МПа. Температура отгонки 430oС, давление 1,5 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 60 мин. Соотношение мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480oС 1:0,3.

Пример 4.

Способ проводят по примеру 1. Висбрекинг проводят при температуре 470oС, давлении - 0,08 МПа. Температура отгонки 470oС, давление 0,5 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 40 мин. Соотношение мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480oС 1:0,5.

Пример 5.

Способ проводят по примеру 1. Висбрекинг проводят при температуре 450oС, давлении - 1,5 МПа. Температура отгонки 490oС, давление 1,0 МПа, время отгонки парообразных продуктов висбрекинга - 10 мин. Соотношение мазут : тяжелая газойлевая фракция 360-480oС 1:0,6.

Сырье, качество получаемых битумов для всех примеров приведены в таблице.

Как видно из таблицы (примеры 1-5), битум, выведенный в качестве остатка из испарителя, соответствует по качеству вязким нефтяным дорожным битумам марки БН90/130 по ГОСТ 22245-90.

Так остаток, выделенный в качестве битума, имеет температуру размягчения по КиШ,oС, не ниже 41, глубину проникания иглы при 25oС (91-130)•0,1 мм, при 0oС - не менее 15•0,1 мм, температуру хрупкости не выше -10oС, что соответствует по качеству требованиям, предъявляемым к вязким нефтяным дорожным битумам марки БН 90/130 по ГОСТ 22245-90.

Полученный битум имеет повышенную адгезию (сцепление), чему способствует образование асфальтенов при повторном висбрекинге газойлевой фракции 360-480oС в смеси с мазутом, т.к. асфальтены, входящие в состав битума, способствуют повышению адгезионных свойств битума, что приводит к улучшению качества асфальтобетонного покрытия.

Использование предлагаемого способа позволит:
- расширить сырьевую базу для получения битума, соответствующего по качеству вязким нефтяным дорожным битумам марки БН90/130 по ГОСТ 22245-90;
- получить битум, не содержащий фракции дизельного топлива, т.к. легкоиспаряющиеся фракции дизельного топлива не попадают в битум, вследствие чего улучшается экология и дополнительно выделяются ресурсы дизельного топлива;
- снизить вероятность закоксовывания труб змеевика печи висбрекинга, т. к. тяжелый газойль фракции 360-480oС содержит в составе минимальное количество парафиновых углеводородов и значительное количество углеводородов, что препятствует осаждению и коксованию асфальтенов при повторном висбрекинге тяжелого газойля фракции 360-480oС с мазутом.

Похожие патенты RU2194737C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2001
  • Курочкин А.К.
RU2192446C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 2009
  • Курочкин Андрей Владиславович
  • Набиулин Галей Нигаматулович
RU2413752C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Курочкин Александр Кириллович
  • Курочкин Андрей Владиславович
RU2375409C1
СПОСОБ ВИСБРЕКИНГА ОСТАТОЧНОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 2008
  • Курочкин Александр Кириллович
RU2389751C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ТОПЛИВ И ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Ахметов Арслан Фаритович
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Валявин Геннадий Георгиевич
  • Ветошкин Николай Иванович
  • Запорин Виктор Павлович
  • Сухов Сергей Витальевич
RU2312129C1
Способ термоокислительного крекинга мазута и вакуумных дистиллятов и установка для переработки тяжелых нефтяных остатков 2020
  • Барильчук Михайло
  • Байкова Елена Андреевна
  • Ростанин Николай Николаевич
  • Сергеева Кристина Алексеевна
RU2772416C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ ТОПЛИВ И НЕФТЯНОГО КОКСА 2015
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Шайдулина Алина Азатовна
RU2601744C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2009
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Бубнов Максим Александрович
  • Фролов Алексей Иванович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2407775C2
АНТИСЕПТИК НЕФТЯНОЙ ДЛЯ ПРОПИТКИ ДРЕВЕСИНЫ - ЖИДКОСТЬ ТОВАРНАЯ КОНСЕРВАЦИОННАЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Долматов Лев Васильевич
  • Ахметов Арслан Фаритович
  • Караван Сергей Николаевич
RU2303522C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1993
  • Александрова С.Л.
  • Коробкова В.М.
  • Таушев В.В.
  • Худайдатова Л.Б.
  • Шестаков В.В.
  • Валявин Г.Г.
  • Мингараев С.С.
  • Степанова Н.Г.
  • Сорогина З.Н.
  • Станишевская В.И.
RU2037510C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 194 737 C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА

Изобретение относится к области нефтепереработки. Сущность: проводят висбрекинг прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, выделением битума в виде остатка, причем в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480oС, выделяемой атмосферной перегонкой парообразных продуктов висбрекинга при их соотношении 1:0,5÷0,6. При этом продукты висбрекинга подают в испаритель и при температуре 380-490oС и давлении 0,05-1,5 МПа отгоняют парообразные продукты висбрекинга с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую и дизельную фракции и выделением из испарителя в качестве битума остатка, выкипающего выше 370oС. Технический результат: расширение сырьевой базы для получения битума, соответствующего по качеству вязким нефтяным дорожным битумам. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 194 737 C1

Способ получения битума путем висбрекинга прямогонных нефтяных остатков с последующей атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, выделением битума в виде остатка, отличающийся тем, что в качестве прямогонных нефтяных остатков используют мазут в смеси с тяжелой газойлевой фракцией 360-480oС, выделяемой атмосферной перегонкой продуктов висбрекинга, при их соотношении 1: 0,05-0,6, а продукты висбрекинга подают в испаритель, где отгоняют парообразные продукты висбрекинга при температуре 380-490oС, давлении 0,05-1,5 МПа и времени отгонки 10-120 мин, с последующей атмосферной перегонкой их с разделением на бензиновую и дизельные фракции и выделением из испарителя в качестве битума остатка, выкипающего выше 370oС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2194737C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1993
  • Александрова С.Л.
  • Коробкова В.М.
  • Таушев В.В.
  • Худайдатова Л.Б.
  • Шестаков В.В.
  • Валявин Г.Г.
  • Мингараев С.С.
  • Степанова Н.Г.
  • Сорогина З.Н.
  • Станишевская В.И.
RU2037510C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Теляшев Г.Г.
  • Аносов В.А.
  • Ланин И.П.
  • Александрова С.Л.
  • Коробкова В.М.
  • Галиуллин З.С.
  • Мусин И.Г.
  • Гареев Р.Г.
RU2167906C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОКИСЛЕННОГО БИТУМА И РЕКТИФИКАЦИОННАЯ ВАКУУМНАЯ КОЛОННА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Ахметов Виталий Галеевич
RU2079538C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЯЗУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ 1995
  • Хайрудинов И.Р.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Гаскаров Н.С.
  • Громов Б.С.
  • Галиуллин З.С.
  • Калимуллин М.М.
  • Загидуллин Р.М.
  • Кутьин Ю.А.
  • Максименко М.М.
  • Имашев У.Б.
RU2083635C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТОКА 0
SU240090A1
Одноковшовый автоматический погрузчик полужидкой массы 1987
  • Толкачев Анатолий Константинович
SU1470656A2
WO 00/60028 А1, 12.10.2000.

RU 2 194 737 C1

Авторы

Курочкин А.К.

Хайбуллин А.А.

Даты

2002-12-20Публикация

2001-11-19Подача