ПОДШИПНИК ТЯЖЕЛО НАГРУЖЕННОГО УЗЛА ТРЕНИЯ Российский патент 2008 года по МПК F16C19/22 B61F15/12 

Описание патента на изобретение RU2322620C2

Изобретение относится к области машиностроения.

Широкое распространение подшипники качения получили в буксах и других тяжелонагруженных узлах трения подвижного состава.

Известные роликовые подшипники [1], состоящие из внутреннего и наружного колец, между которыми расположены тела качения, воспринимают в основном радиальную нагрузку и частично осевую (при движении в кривой).

В случае смазочного голодания (в зимних условиях, после длительных стоянок или недостатка смазки) происходит нагрев рабочих поверхностей вплоть до заклинивания тел качения.

В качестве прототипа принят задний роликовый подшипник буксового узла колесной пары [2] железнодорожного подвижного состава, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики.

При работе подшипника в точке рабочего контакта деталей при смазочном голодании происходит повышение температуры и рост температурных деформаций, ведущих к заклиниванию роликов, провороту внутреннего кольца, а с ним - и отвалу шейки оси колесной пары.

Изобретением решается задача повышения безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников.

Для этого в заявляемом подшипнике тяжелонагруженного узла трения, содержащем внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, согласно изобретению на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента θ* принадлежит интервалу .

Для определения доли охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента воспользуемся уравнением, описывающим охлаждение тела с неоднородной поверхностью.

Пусть Т - температура, T=T(t);

Тср - температура окружающей среды;

Тн - температура в начальный момент времени.

Известно, что

где α - коэффициент, определяемый экспериментально.

Тогда, для тела с неоднородной поверхностью имеем

где θ* - доля охлаждающей поверхности;

при θ*=0, θ*=1 мы имеем однородную поверхность

Отсюда

Интегрируя данное уравнение и используя начальное условие, будем иметь

Перейдем к безразмерным переменным по формулам

Тогда для безразмерной температуры будем иметь

Для реально существующих узлов основным материалов является сталь, а теплоотводящий элемент состоит из меди, то принимаем, Тср=20°С, Tн=200°С, получим следующую зависимость доли охлаждающей поверхности от температуры:

Анализ графика показывает, что θ*, обозначающее долю охлаждающей поверхности, принадлежит интервалу

Сущность изобретения поясняется графически.

На чертеже показано применение теплоотводящего элемента для внутреннего роликового подшипника буксового узла, где приняты следующие обозначения:

1 - колесо; 2 - шейка оси; 3 - наружное кольцо внутреннего роликового подшипника; 4 - корпус буксы; 5 - теплоотводящий элемент.

Для снижения температуры наружного кольца роликового подшипника 3 при смазочном голодании теплоотводящий элемент 5 устанавливается в пазу корпуса буксы 4 снаружи наиболее нагруженной и нагреваемой поверхности наружного кольца. Последнее или предотвращает заклинивание роликов или увеличивает время заклинивания, что позволяет своевременно диагностировать неисправность и предотвратить чрезвычайное происшествие.

Используемая литература

1. Спришевский А.И. Подшипники качения. М.: Машиностроение, 1968. - 632 с.

2. Трестман Е.Е., Лозинский С.Н., Образцов В.Л. Автоматизация контроля буксовых узлов в поездах. М.: Транспорт, 1983. - 352 с.

Похожие патенты RU2322620C2

название год авторы номер документа
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2004
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Козубенко Владимир Григорьевич
  • Колобов Игорь Анатольевич
  • Муленко Ольга Вениаминовна
RU2354862C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, СМАЗЫВАЕМЫЙ СОБСТВЕННЫМ РАСПЛАВОМ 2007
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Колобов Игорь Анатольевич
  • Мукутадзе Мурман Александрович
  • Муленко Ольга Вениаминовна
  • Копотун Елена Александровна
RU2368820C2
Система смазки открытых поверхностей трения 2002
  • Ахвердиев К.С.
  • Козубенко В.Г.
  • Медведев М.И.
  • Воронин Н.С.
  • Буракова М.А.
RU2225307C2
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2022
  • Воротников Валерий Геннадьевич
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Саврухин Андрей Викторович
RU2793289C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2449910C2
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Вейтцель О.О.
  • Гулин С.А.
RU2129966C1

Реферат патента 2008 года ПОДШИПНИК ТЯЖЕЛО НАГРУЖЕННОГО УЗЛА ТРЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник тяжелонагруженного узла трения содержит внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики. На внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью. Доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента θ* принадлежит интервалу . Технический результат: повышение безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 322 620 C2

Подшипник тяжело нагруженного узла трения, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, отличающийся тем, что для предупреждения излома шейки оси колесной пары, перегрева и последующего заклинивания роликового буксового подшипника в случае его смазочного голодания на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента θ* принадлежит интервалу .

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2322620C2

БУКСОВЫЙ УЗЕЛ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1997
  • Вейтцель О.О.
  • Гулин С.А.
RU2129966C1
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ 1995
  • Бородин А.В.
  • Здор Г.П.
RU2097236C1
Устройство контроля нагрева букс рельсовых транспортных средств 1976
  • Марховский Феликс Яковлевич
  • Поляков Альберт Иванович
  • Фаерштейн Юлий Оскарович
SU640887A1
JP 2003254840 A, 10.09.2003.

RU 2 322 620 C2

Авторы

Ахвердиев Камил Самедович

Козубенко Владимир Григорьевич

Колобов Игорь Анатольевич

Муленко Ольга Вениаминовна

Дубров Юрий Семенович

Николаева Галина Семеновна

Даты

2008-04-20Публикация

2003-10-30Подача