Изобретение относится к области машиностроения.
Широкое распространение подшипники качения получили в буксах и других тяжелонагруженных узлах трения подвижного состава.
Известные роликовые подшипники [1], состоящие из внутреннего и наружного колец, между которыми расположены тела качения, воспринимают в основном радиальную нагрузку и частично осевую (при движении в кривой).
В случае смазочного голодания (в зимних условиях, после длительных стоянок или недостатка смазки) происходит нагрев рабочих поверхностей вплоть до заклинивания тел качения.
В качестве прототипа принят задний роликовый подшипник буксового узла колесной пары [2] железнодорожного подвижного состава, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики.
При работе подшипника в точке рабочего контакта деталей при смазочном голодании происходит повышение температуры и рост температурных деформаций, ведущих к заклиниванию роликов, провороту внутреннего кольца, а с ним - и отвалу шейки оси колесной пары.
Изобретением решается задача повышения безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников.
Для этого в заявляемом подшипнике тяжелонагруженного узла трения, содержащем внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, согласно изобретению на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента θ* принадлежит интервалу .
Для определения доли охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента воспользуемся уравнением, описывающим охлаждение тела с неоднородной поверхностью.
Пусть Т - температура, T=T(t);
Тср - температура окружающей среды;
Тн - температура в начальный момент времени.
Известно, что
где α - коэффициент, определяемый экспериментально.
Тогда, для тела с неоднородной поверхностью имеем
где θ* - доля охлаждающей поверхности;
при θ*=0, θ*=1 мы имеем однородную поверхность
Отсюда
Интегрируя данное уравнение и используя начальное условие, будем иметь
Перейдем к безразмерным переменным по формулам
Тогда для безразмерной температуры будем иметь
Для реально существующих узлов основным материалов является сталь, а теплоотводящий элемент состоит из меди, то принимаем, Тср=20°С, Tн=200°С, получим следующую зависимость доли охлаждающей поверхности от температуры:
Анализ графика показывает, что θ*, обозначающее долю охлаждающей поверхности, принадлежит интервалу
Сущность изобретения поясняется графически.
На чертеже показано применение теплоотводящего элемента для внутреннего роликового подшипника буксового узла, где приняты следующие обозначения:
1 - колесо; 2 - шейка оси; 3 - наружное кольцо внутреннего роликового подшипника; 4 - корпус буксы; 5 - теплоотводящий элемент.
Для снижения температуры наружного кольца роликового подшипника 3 при смазочном голодании теплоотводящий элемент 5 устанавливается в пазу корпуса буксы 4 снаружи наиболее нагруженной и нагреваемой поверхности наружного кольца. Последнее или предотвращает заклинивание роликов или увеличивает время заклинивания, что позволяет своевременно диагностировать неисправность и предотвратить чрезвычайное происшествие.
Используемая литература
1. Спришевский А.И. Подшипники качения. М.: Машиностроение, 1968. - 632 с.
2. Трестман Е.Е., Лозинский С.Н., Образцов В.Л. Автоматизация контроля буксовых узлов в поездах. М.: Транспорт, 1983. - 352 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 2004 |
|
RU2354862C2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, СМАЗЫВАЕМЫЙ СОБСТВЕННЫМ РАСПЛАВОМ | 2007 |
|
RU2368820C2 |
Система смазки открытых поверхностей трения | 2002 |
|
RU2225307C2 |
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2022 |
|
RU2793289C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449910C2 |
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1997 |
|
RU2129966C1 |
Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник тяжелонагруженного узла трения содержит внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики. На внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью. Доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента θ* принадлежит интервалу . Технический результат: повышение безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников. 1 ил.
Подшипник тяжело нагруженного узла трения, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, отличающийся тем, что для предупреждения излома шейки оси колесной пары, перегрева и последующего заклинивания роликового буксового подшипника в случае его смазочного голодания на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента θ* принадлежит интервалу .
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1997 |
|
RU2129966C1 |
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2097236C1 |
Устройство контроля нагрева букс рельсовых транспортных средств | 1976 |
|
SU640887A1 |
JP 2003254840 A, 10.09.2003. |
Авторы
Даты
2008-04-20—Публикация
2003-10-30—Подача