РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК Российский патент 2009 года по МПК F16C19/22 

Описание патента на изобретение RU2354862C2

Изобретение относится к области машиностроения.

Широкое применение роликовые подшипники получили в буксовых узлах железнодорожного подвижного состава. Известны роликовые подшипники [1], состоящие из внутреннего и наружного колец, между которыми расположены тела качения, воспринимающие радиальную нагрузку. В случае смазочного голодания в результате нагрева деталей подшипника происходит уменьшение рабочего зазора вплоть до заклинивания тел вращения.

В качестве прототипа принят роликовый подшипник буксового узла колесной пары [2] железнодорожного подвижного состава. Указанный подшипник имеет конструкцию, содержащую внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения в форме цилиндров.

Температурные деформации в случае смазочного голодания уменьшают радиальный рабочий зазор вплоть до заклинивания роликов между кольцами, что вызывает проворот внутреннего кольца подшипника и резкое повышение температуры шейки оси колесной пары вплоть до ее отвала.

Изобретением решается задача повышения безопасности движения поездов за счет предупреждения отвалов шеек осей колесных пар при заклинивании роликов подшипника буксового узла.

Это достигается тем, что в известном роликовом подшипнике, содержащем внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, согласно изобретению на наружное кольцо по скользящей посадке установлено дополнительное промежуточное кольцо с радиальными отверстиями, три части из которых заполнены легкоплавким металлом и одна часть - консистентной смазкой.

Консистентная смазка, заполняющая каждый четвертый ряд отверстий и зазоры посадочных мест кольца, частично обеспечивает демпфирование ударной радиальной нагрузки и начальный этап работы роликового подшипника в режиме подшипника скольжения в случае заклинивания роликов. Дальнейшее повышение температуры промежуточного кольца приводит к расплаву легкоплавкого металла и росту интенсивности теплоотвода от новой поверхности трения.

Это позволяет замедлить скорость нарастания температуры буксового узла и выявить неисправность вышедшего из строя подшипника несколькими напольными приборами обнаружения нагретых букс (ПОНАБ) в поезде с последующей своевременной остановкой поезда и отцепкой неисправного вагона для ремонта.

Замедление скорости нагрева корпуса буксы расплавом легкоплавкого металла по всему объему подшипника в ряде случаев может предотвратить начавшееся заклинивание роликов подшипника.

Оптимизация выбора размеров промежуточного кольца, количества и диаметров отверстий в его теле, а также вязкости смазки и сочетания с характеристиками легкоплавкого металла позволяет обеспечить повышенную несущую и теплоотводящую способности рабочих поверхностей скольжения, а также необходимую удерживающую способность от проворота промежуточного кольца.

Сущность изобретения поясняется графически.

На чертеже приняты следующие обозначения:

1 - внутреннее кольцо; 2 - цилиндрический ролик; 3 - наружное кольцо; 4 - дополнительное промежуточное кольцо; 5 - отверстие, заполненное легкоплавким металлом; 6 - отверстие, заполненное консистентной смазкой.

При смазочном голодании подшипник работает следующим образом. Цилиндрические тела качения 2, катящиеся по внутреннему кольцу 1, нагреваются и аннулируют рабочий зазор между наружным кольцом 3. Происходит заклинивание роликового подшипника. Для предупреждения аварийной ситуации и продления времени обнаружения неисправного подшипника в поезде предлагаемый подшипник переходит в режим работы подшипника скольжения благодаря наличию промежуточного кольца 4 с отверстиями, заполненными легкоплавким металлом 5 и консистентной смазкой 6.

Используемая литература

1. Спришевский А.И. Подшипники качения. М.: Машиностроение. 1968. - 632 с.

2. Трестман Е.Е., Лозинский С.Н., Образцов В.Л. Автоматизация контроля буксовых узлов в поездах. М.: Транспорт. 1983. - 352 с.

Похожие патенты RU2354862C2

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК ТЯЖЕЛО НАГРУЖЕННОГО УЗЛА ТРЕНИЯ 2003
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Козубенко Владимир Григорьевич
  • Колобов Игорь Анатольевич
  • Муленко Ольга Вениаминовна
  • Дубров Юрий Семенович
  • Николаева Галина Семеновна
RU2322620C2
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, СМАЗЫВАЕМЫЙ СОБСТВЕННЫМ РАСПЛАВОМ 2007
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Колобов Игорь Анатольевич
  • Мукутадзе Мурман Александрович
  • Муленко Ольга Вениаминовна
  • Копотун Елена Александровна
RU2368820C2
Система смазки открытых поверхностей трения 2002
  • Ахвердиев К.С.
  • Козубенко В.Г.
  • Медведев М.И.
  • Воронин Н.С.
  • Буракова М.А.
RU2225307C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 2000
  • Лубягов А.М.
  • Козубенко В.Г.
  • Ахвердиев К.С.-О.
  • Приходько В.М.
  • Луговской Б.К.
RU2204065C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 1999
  • Ахвердиев К.С.-О.
  • Приходько В.М.
  • Луговской Б.К.
  • Козубенко В.Г.
RU2220337C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 1995
  • Ахвердиев К.-С.-О.
  • Мурадов З.А.
  • Луговской Б.К.
RU2108498C1
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК 1991
  • Ахвердиев К.С.
  • Приходько В.М.
  • Гиоев З.Г.
RU2011902C1
Система смазки моторно-осевого подшипника локомотива 1991
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Ахвердиев Камил Самедович
  • Мурадов Захир Ахмедович
SU1809193A1
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ПЕРВОЙ И ТРЕТЬЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВА 2007
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2364761C2
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 2007
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2391570C2

Реферат патента 2009 года РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК

Изобретение относится к области машиностроения. Роликовый подшипник содержит внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики. На наружное кольцо по скользящей посадке установлено дополнительное промежуточное кольцо с радиальными отверстиями, три части из которых заполнены легкоплавким металлом и одна часть - консистентной смазкой. Технический результат: повышение безопасности движения поездов за счет предупреждения отвалов шеек осей колесных пар при заклинивании роликов подшипника буксового узла. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 354 862 C2

Роликовый подшипник, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, отличающийся тем, что на наружное кольцо по скользящей посадке установлено дополнительное промежуточное кольцо с радиальными отверстиями, три части из которых заполнены легкоплавким металлом и одна часть - консистентной смазкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2354862C2

Подшипниковый узел 1988
  • Куняев Валерий Евгеньевич
  • Репин Михаил Иванович
  • Самсонов Юрий Николаевич
SU1663258A1
Спришевский А.И
Подшипники качения
- М.: Машиностроение, 1968, с.126-128, рис.84 а), б)
Подшипниковый узел 1989
  • Патокин Михаил Валерьевич
SU1732034A1
US 5348401 А, 20.09.1994.

RU 2 354 862 C2

Авторы

Ахвердиев Камил Самедович

Козубенко Владимир Григорьевич

Колобов Игорь Анатольевич

Муленко Ольга Вениаминовна

Даты

2009-05-10Публикация

2004-03-18Подача