Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно - к осколочно-фугасным авиабомбам.
Известен осколочно-фугасный снаряд по патенту РФ №2018789, который содержит корпус, основной заряд взрывчатого вещества, реакционный узел, донный взрыватель, головной колпак, заполненный низкоплотным материалом, блок готовых поражающих элементов с зарядом взрывчатого вещества и детонатором. Данная конструкция снаряда может быть использована в осколочно-фугасных боеприпасах, требующих одновременно как осевого, так и кругового поля поражения. Использование данного технического решения в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы приведет к резкому снижению ее удельной эффективности, так как осевое поле поражения не будет задействовано для поражения цели при срабатывании авиабомбы на "промах".
Известна боевая часть управляемой ракеты цилиндрической формы с разрушающимся корпусом, которая содержит первичные детонирующие средства, расположенные центрально, и несколько усилителей-детонаторов, расположенных равномерно с каждой стороны и связанных с первичным детонирующим средством при помощи средств передачи детонации (Патент США №3853059 от 10.12.1974 г.). Данное техническое решение позволяет повысить круговое поле поражения за счет выравнивания ударной волны, действующей на корпус боевой части.
К недостаткам данного технического решения в случае использования его в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы следует отнести:
- значительное усложнение конструкции авиабомбы;
- невозможность обеспечить направленное действие осколочного поля.
Известен осколочный боеприпас (Патент США №3970005 от 20.07.1976 г.), который содержит корпус, центральный заряд взрывчатого вещества, гибкое листовое бризантное взрывчатое вещество, размещенное на части периферии центрального заряда и упирающиеся в детонатор взрывателя. Данное техническое решение позволит обеспечить направленное действие осколочного поля при фиксированном подходе боеприпаса к поверхности преграды.
К недостаткам данного технического решения в случае использования его в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы следует отнести:
- необходимость обеспечения фиксированного подхода авиабомбы к поверхности преграды, что может существенно усложнить ее конструкцию и снизить удельную эффективность;
- низкую надежность действия.
Известны авиационные бомбы чилийской фирмы Industrial Cardoen (Новости машиностроения, №10(215) - 25 мая 1985 г., стр.8 - прототип).
Авиационные бомбы свободного падения общего назначения Мк81, Мк82 и Мк83 содержат корпус с блоком готовых поражающих элементов, головную часть, заряд взрывчатого вещества, хвостовое оперение низкого сопротивления. Авиабомбы позволяют установку взрывателей (средств инициирования) как в головные части, так и в хвостовые оперения.
При размещении взрывателя в головной части авиабомба функционирует как осколочно-фугасный боеприпас, при этом при срабатывании заряда взрывчатого вещества образуется скользящая детонационная волна, которая подходит к оболочке корпуса под некоторым углом, снижающим начальную скорость и меридиональный угол разлета осколков.
К недостаткам данной конструкции следует отнести:
- невозможность обеспечения направленного действия осколочного поля;
- сравнительно низкие показатели приведенной площади поражения.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия осколочно-фугасной авиабомбы.
Технический результат состоит в обеспечении направленного действия осколочного поля, в повышении приведенной площади осколочного поражения и надежности действия, в улучшении эксплуатационных характеристик авиабомбы.
Технический результат достигается тем, что осколочно-фугасная авиабомба содержит головную часть, средства инициирования, корпус с оболочкой из готовых поражающих элементов, заряд взрывчатого вещества и стабилизатор, при этом головная часть выполнена в виде двух дисков, разнесенных вдоль продольной оси авиабомбы и жестко соединенных центральной трубой, в полости которой размещена распределительная колодка с электропусковым устройством, а внутри заряда взрывчатого вещества, на его периферии, равномерно по окружности расположены трубки, в полости каждой из которых размещены передаточный заряд и одно из средств инициирования, электрически связанное с распределительной колодкой.
Повышение приведенной площади осколочного поражения достигается за счет снабжения авиабомбы передаточными зарядами, которые позволяют инициировать заряд взрывчатого вещества в любой точке вдоль продольной оси трубки, в том числе и в плоскости, проходящей через центр масс авиабомбы.
Центральная схема инициирования заряда взрывчатого вещества позволяет значительно увеличить меридиональный угол разлета и начальную скорость осколков из срединной части корпуса. Пик скорости осколков из срединной части корпуса является следствием нормального падения фронта детонационной волны на внутреннюю поверхность корпуса, при этом по разные стороны от сечения, проходящего через центр масс задней шашки передаточного заряда, углы склонения осколочного поля имеют разные знаки, это является причиной увеличения угла разлета осколков.
Обеспечение направленного действия осколочного поля достигается за счет размещения передаточных зарядов внутри заряда взрывчатого вещества на его периферии равномерно по окружности и придания каждому передаточному заряду средства инициирования, электрически связанного с распределительной колодкой. Такое техническое решение позволяет обеспечить боковое (по образующей) инициирование заряда взрывчатого вещества (заряда ВВ), при этом значительно возрастает активная масса заряда ВВ, энергия которого используется для разлета осколков в направлении цели, тем самым увеличивается скорость разлета осколков в направлении цели. Использование нескольких передаточных зарядов, равномерно расположенных по окружности, позволяет обеспечить инициирование заряда ВВ от передаточного заряда, расположенного вблизи точки соприкосновения авиабомбы с преградой, то есть обеспечивать боковое инициирование заряда ВВ.
Использование нескольких передаточных зарядов и средств инициирования, электрически связанных с распределительной колодкой, позволяет значительно повысить надежность действия авиабомбы.
Улучшение эксплуатационных характеристик авиабомбы достигается за счет выполнения головной части в виде двух дисков, разнесенных вдоль продольной оси авиабомбы и жестко соединенных центральной трубой.
Такое техническое решение позволяет:
- снизить коэффициент лобового сопротивления авиабомбы, а следовательно, повысить летно-технические характеристики средства доставки;
- уменьшить безрикошетный угол подхода авиабомбы к преграде, а следовательно, снизить минимальную высоту применения авиабомбы.
В осколочно-фугасной авиабомбе трубки, в которых размещены передаточные заряды и средства инициирования, могут быть расположены параллельно продольной оси авиабомбы и закреплены в отверстиях заднего диска головной части, выполненных на его периферийной части равномерно по окружности, что обеспечивает фиксированные точки инициирования заряда ВВ, а следовательно, повышает безопасность эксплуатации авиабомбы при воздействии вибрационных и ударных нагрузок.
В осколочно-фугасной авиабомбе передаточный заряд может быть выполнен в виде цилиндрической оболочки из термопластичного полимерного материала, в полости которой размещены две шашки взрывчатого вещества, разнесенные вдоль продольной оси оболочки и связанные детонационным зарядом.
Такое техническое решение исключает возможность инициирования заряда ВВ при срабатывании передней шашки и детонационного заряда передаточного заряда, так как при воздействии взрыва в термопластичном полимерном материала возникают ударные волны, что приводит к его необратимому уплотнению во фронте ударной волны и сопровождается переориентацией, пластической деформацией и разрушением отдельных частиц, трением их друг о друга, сваркой и упрочнением частиц. Все эти процессы вызывают интенсивный разогрев материала и диссипацию энергии ударной волны, а это ведет к интенсивному затуханию ударной волны и потере ее способности к инициированию заряда ВВ.
В осколочно-фугасной авиабомбе передняя шашка передаточного заряда может примыкать к средству инициирования, а задняя шашка передаточного заряда может пересекать радиальную плоскость, проходящую через центр масс авиабомбы, что позволяет обеспечивать максимальный меридиональный угол разлета осколков, а следовательно, и повысить приведенную площадь осколочного поражения.
На фиг.1 показан общий вид осколочно-фугасной авиабомбы.
На фиг.2 показан вид спереди на авиабомбу.
На фиг.3 показан передаточный заряд.
Осколочно-фугасная авиабомба состоит из головной части, включающей передний 1 и задний 2 диски, центральную трубу 3, распределительную колодку 4 с электропусковым устройством 5, корпуса 6 с оболочкой из готовых поражающих элементов 7, заряда взрывчатого вещества 8, трубок 9 со средствами инициирования 10 и передаточным зарядом 11, включающим переднюю шашку 12, заднюю шашку 13 взрывчатого вещества, детонационный заряд 14 и оболочку 15.
При сбросе авиабомбы с носителя на распределительную колодку 4, а затем на средства инициирования 10 подается электрический сигнал. Через заданный промежуток времени происходит взведение средств инициирования. При встрече авиабомбы с преградой срабатывает средство инициирования находящейся вблизи образующей, проходящей через точку соприкосновения авиабомбы с преградой.
Средство инициирования 10 задействует переднюю шашку 12 передаточного заряда. Затем инициирующий импульс через детонационный заряд 14 передается на заднюю шашку 13 передаточного заряда. При срабатывании шашки 13 происходит инициирование заряда взрывчатого вещества 8. Под действием детонационной волны и продуктов детонации происходят дробление корпуса 6 и оболочки 7 на осколки и их радиальный разлет.
Работоспособность предлагаемой конструкции осколочно-фугасной авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных условиях.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции осколочно-фугасной авиабомбы позволяет повысить ее эффективность действия как за счет увеличения приведенной площади осколочного поражения, так и за счет повышения надежности действия и улучшения эксплуатационных характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2008 |
|
RU2365868C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2006 |
|
RU2314483C1 |
Осколочно-фугасный боеприпас | 2017 |
|
RU2679830C1 |
БОЕПРИПАС | 2009 |
|
RU2402741C1 |
АВИАЦИОННАЯ БОМБА КОМБИНИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ | 2012 |
|
RU2507470C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ | 2004 |
|
RU2269739C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ БОЕГОЛОВКА | 1998 |
|
RU2124691C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 2005 |
|
RU2291377C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД | 2010 |
|
RU2439473C1 |
ОСКОЛОЧНЫЙ БОЕПРИПАС С ОБЪЕМНЫМ ПОЛЕМ ПОРАЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2622562C1 |
Изобретение относится к осколочно-фугасным авиабомбам. Авиабомба содержит стабилизатор, головную часть в виде двух дисков, разнесенных вдоль продольной оси авиабомбы и жестко соединенных центральной трубой, в полости которой размещены распределительная колодка с электропусковым устройством, средства инициирования, корпус с оболочкой из готовых поражающих элементов, заряд взрывчатого вещества, внутри которого на его периферии равномерно по окружности расположены трубки, в полости каждой размещен передаточный заряд и одно из средств инициирования, электрически связанное с распределительной колодкой. Позволяет повысить эффективность действия авиабомбы. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Новости машиностроения, №10 (215) - 1985 г., с.8 | |||
US 3970005 А, 20.07.1976 | |||
US 3853059 А, 10.12.1974 | |||
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 2003 |
|
RU2232973C1 |
Авторы
Даты
2008-05-20—Публикация
2006-07-24—Подача