Изобретение относится к средствам поражения, а именно к авиабомбам, предназначенным для применения с малых, в том числе беспилотных, воздушных аэродинамических носителей, а конкретно к осколочно-фугасным авиабомбам.
Известно управляемое осколочное взрывное устройство патент US 5157225, МПК: F42B 12/24, опубл. 20.10.1992 г., выполненное в виде цельного корпуса трубчатой формы с сеткой рифлений на наружной и внутренней поверхности, образованных кольцевыми канавками и продольными пазами треугольного профиля, создающие множество осколков, размер и форма которых определяется толщиной оболочки и шагом между канавками.
Основным недостатком такого технического решения является сложность изготовления цельного корпуса с сеткой рифлей, а также наличием «мертвых» зон в радиусе поражения, обусловленных разлетом осколков по высоте осколочного элемента преимущественно в одном направлении, сформированном продольными пазами на его поверхности.
Известна осколочно-фугасная боевая часть (БЧ) по патенту RU 2768237 от 25.12.2020 г., МПК: F42B 12/00, F42B 12/24, выполненная в виде набора собранных по высоте стальных внутренних и внешних колец прямоугольного сечения, которые содержат на внутренней поверхности рифли, сформированные канавками, параллельными оси кольца, установленные на трубчатый корпус, который также имеет насечки на внешней поверхности и заряда взрывчатого вещества помещенного во внутрь трубчатого корпуса.
Недостатком данного технического решения в части осколочно-фугасной боевой части заключается в сложности изготовления насечек на внутренней поверхности колец, а также в необходимости компенсации линейных зазоров как для внутренних, так и для внешних наборов колец.
Известна осколочно-фугасная авиабомба RU 2365868, от 07.05.2008 г., МПК F42B 25/00, F42B 12/20, которая содержит взрывное устройство, корпус, включающий оболочку, которая выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми расположены стальные шарики двух диаметров, заряд взрывчатого вещества (ВВ) со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством. Свободное пространство между шариками заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде стального стакана. В полости стакана размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с готовыми поражающими элементами (ГПЭ), и две шашки ВВ, размещенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом.
Основным недостатком данной конструкции является использование тормозного устройства необходимого для ориентации авиабомбы по нормали к преграде. Также недостатками данной конструкции является высокая стоимость и сложность изготовления конечного изделия.
Основной задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание штатного боеприпаса, применяемого с малых аэродинамических носителей, с высокой эффективностью боевой части, с возможностью поражения легкобронированной техники.
Реализуется поставленная задача тем, что в осколочно-фугасной авиабомбе, содержащей взрыватель, снабженного предохранительной скобой с блокирующим винтом, боевой части, включающей в себя алюминиевый корпус, выполненный виде тонкостенной трубы внутри которой размещены полуготовые поражающие элементы и разрывной заряд, при этом полуготовые поражающие элементы выполнены в виде набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца, и изготовлены из тяжелого сплава на основе вольфрама, с массой от 0,9 до 1,1 грамма, имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3, при этом отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества находится в диапазоне ≈ 0,48-0,54, определяющую скорость разлета осколков, равную 1/3 от скорости детонации разрывного заряда, а также стабилизатор, который содержит коническую часть, переходящую в стержень, и четыре плоские консоли, прикрепленные ко дну боевой части посредством посадки в натяг на специально выполненной на дне бобышки с рифлением, с удлинением консолей стабилизатора λстаб=2,2 и удлинением боевой части λбч=3,5, а также определенное расстояние между центром тяжести авиабомбы Хцм=162 мм, суммарным центром давления авиабомбы Xd=190 мм и центром тяжести площади консолей стабилизатора Хцмпк=345 мм, при этом разность центра давления и центра масс всего изделия значительно больше нуля, что необходимо для устойчивого полета изделия на всей траектории полета.
Сущность изобретения поясняется иллюстративным чертежом, который описывает, но не ограничивает возможный общий вид изделия.
На фиг. 1 отображена осколочно-фугасная авиабомба, а на фиг. 2 - выполнение стабилизатора.
Средство поражения, дающее возможность получить требуемый результат, состоит из головного взрывателя 1 (см. фиг. 1) с блокирующим винтом 2, и предохранительной скобой 3, осколочно-фугасной боевой части 4, включающий в себя алюминиевый корпус 5 в виде трубы, набор колец 6 с коническими насечками из тяжелого сплава вольфрама, разрывной заряд 7, стабилизатора 8.
Стабилизатор 8 крепится к боевой части 4 посредством посадки в натяг на специально выполненную на дне 10 бобышку с рифлением 9 (фиг. 2). Дополнительно стабилизатор поджимается ко дну 10 винтом 11 с шайбой 12, что предостерегает поворот стабилизатора 8 относительно корпуса в служебном обращении с изделием.
Стабилизатор 8 состоит из конической части 13, переходящей в стержень 14, и четыре плоские консоли 15. Коническая часть 13 располагается непосредственно за боевой частью 4 и служит для уменьшения донного сопротивления изделия. Плоские консоли 15 создают аэродинамический момент, обеспечивающий устойчивое положение изделия в полете. На концах крыльев выполнены закрылки 16, которые придают изделию вращающий момент относительно продольной оси 17 средства поражения. Это необходимо для уменьшения влияния несимметричных элементов конструкции средства поражения на его устойчивость.
Обеспечение надежной стабилизации на траектории и потребных демпфирующих свойств авиабомбы при переходных процессах, обеспечивается за счет требуемого удлинения консолей стабилизатора λстаб =2,2 и удлинения боевой части λбч =3,5, а также определенным расстоянием между центром тяжести авиабомбы Хцм=162 мм, суммарным центром давления авиабомбы Xd=190 мм и центром тяжести площади консолей стабилизатора Хцмпк=345 мм.
В данном изделии разность центра давления и центра масс всего изделия значительно больше нуля, что обеспечивается за счет смещения центра давления ближе к задней части изделия, посредствам большой площади консолей стабилизатора.
Высокая эффективность осколочного действия данного изделия достигается за счет использования набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца, (для однозначного дробления колец на осколки заданной массы и формы), изготовленных из тяжелого сплава на основе вольфрама. За счет такой геометрии колец при детонации ВВ кольца разрушаются на осколки заданной массы от 0,9 до 1,1 грамма и имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3, такая геометрия осколков позволяет с большой эффективностью пробивать стальные преграды.
Отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества подобрана таким образом ≈ 0,48-0,54, что скорость разлета осколков составляет 1/3 от скорости детонации взрывчатого вещества.
Изделие имеет большую площадь поражения в данном калибре за счет соотношения массы осколочной части к общей массе изделия ≈ 0,48-0,52, а также большого количества осколков заданной массы, которые образуются за счет дробления колец с насечками.
За счет небольшой массы изделий 0,5; 1,7; 2,5 кг возможно их применение с малых аэродинамических носителей таких как микро и мини беспилотные летательные аппараты ближнего и малого радиуса действия, что позволяет увеличить спектр решаемых задач на театре боевых действий.
Описанное выше средство поражения действует следующим образом.
Перед выполнением полетного задания, после установки изделия в устройство сброса, из механического взрывателя выкручивается блокирующий винт 2, который удерживает предохранительную скобу 3 взрывателя в транспортном положении. После выхода боеприпаса из подвесного устройства, предохранительная скоба 3 освобождается и происходит накол капсюля-воспламенителя взрывателя. Инициируется механизм дальнего взведения взрывателя.
При встрече с преградой срабатывает контактный датчик взрывателя, что приводит к детонации взрывчатого вещества и разрушению набора колец на заданные поражающие элементы.
Работоспособность предлагаемой конструкции осколочно-фугасной авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных условиях.
Таким образом, представленная конструкция осколочно-фугасной авиабомбы позволяет нанести поражение легкобронированной технике с высокой эффективностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Осколочно-фугасный боеприпас | 2017 |
|
RU2679830C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ РАКЕТЫ | 2009 |
|
RU2401978C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 2005 |
|
RU2291377C1 |
Реактивный снаряд с проникающей боевой частью | 2022 |
|
RU2800674C1 |
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ВЫСТРЕЛ УНИТАРНОГО ЗАРЯЖАНИЯ | 2015 |
|
RU2576719C1 |
БОЕПРИПАС | 2009 |
|
RU2402741C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2324890C1 |
Осколочно-фугасный снаряд | 2017 |
|
RU2679937C1 |
Осколочная боевая часть | 2017 |
|
RU2658691C1 |
Зажигательно-осколочный боеприпас | 2021 |
|
RU2768210C1 |
Изобретение относится к осколочно-фугасной авиабомбе. Техническим результатом является создание штатного боеприпаса, применяемого с малых аэродинамических носителей, с высокой эффективностью боевой части, с возможностью поражения легкобронированной техники. Осколочно-фугасная авиабомба содержит осколочно-фугасный снаряд и стабилизатор. Осколочно-фугасный снаряд состоит из головного взрывателя, боевой части, включающей в себя алюминиевый корпус. Оболочка корпуса выполнена в виде трубы, внутри которой размещены поражающие элементы и разрывной заряд, стабилизатор состоит из конической части, переходящей в стержень, и четырех плоских консолей и крепится ко дну боевой части посредством посадки в натяг на бобышку с рифлением. Головной взрыватель снабжен предохранительной скобой с блокирующим винтом. Полуготовые поражающие элементы, расположенные в пространстве трубы, выполнены в виде набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца и изготовлены из тяжелого сплава на основе вольфрама, с массой от 0,9 до 1,1 грамма, и имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3. Отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества находится в диапазоне 0,48-0,54 таким образом, что скорость разлета осколков составляет 1/3 от скорости детонации разрывного заряда. Разность центра давления и центра масс всего изделия больше нуля. 2 ил.
Осколочно-фугасная авиабомба, содержащая осколочно-фугасный снаряд и стабилизатор, при этом осколочно-фугасный снаряд состоит из головного взрывателя, боевой части, включающей в себя алюминиевый корпус, оболочка корпуса выполнена в виде трубы, внутри которой размещены поражающие элементы и разрывной заряд, стабилизатор состоит из конической части, переходящей в стержень, и четырех плоских консолей и крепится ко дну боевой части посредством посадки в натяг на бобышку с рифлением, отличающаяся тем, что головной взрыватель снабжен предохранительной скобой с блокирующим винтом, полуготовые поражающие элементы, расположенные в пространстве трубы, выполнены в виде набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца,и изготовлены из тяжелого сплава на основе вольфрама, с массой от 0,9 до 1,1 грамма, и имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3, отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества находится в диапазоне 0,48-0,54 таким образом, что скорость разлета осколков составляет 1/3 от скорости детонации разрывного заряда, при этом разность центра давления и центра масс всего изделия больше нуля.
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ | 2020 |
|
RU2768237C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2324890C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2008 |
|
RU2365868C1 |
ОТДЕЛЯЕМАЯ ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ | 2000 |
|
RU2166171C1 |
ГРАНАТА "БОЛОТЕЯ" К РУЧНОМУ ГРАНАТОМЕТУ, СОДЕРЖАЩАЯ КАССЕТНУЮ БОЕВУЮ ЧАСТЬ С ОСКОЛОЧНЫМИ СУБСНАРЯДАМИ | 2012 |
|
RU2510484C1 |
US 9683822 B2, 20.06.2017 | |||
US 5157225 A, 20.10.1992. |
Авторы
Даты
2025-02-03—Публикация
2024-02-28—Подача