Данное изобретение относится к топливным композициям на основе бензинов с добавлением антидетонационных присадок и может быть использовано при приготовлении высокооктановых бензинов.
Известна топливная композиция на основе бензина, содержащая в качестве антидетонационной присадки тио-бис-(алкилфенол-феноляты) переходных металлов, например кобальта, железа (US 4536192, 20.08.1985, C10L 1/30).
Недостатком известной композиции является незначительное увеличение октанового числа основы, т.е. всего на 0,4-2 пункта.
Более близкой к предлагаемой топливной композиции по сущности и достигаемому результату является композиция на основе бензина, содержащего в качестве антидетонационной присадки ферроцен (Fc) и его алкилпроизводные с добавлением карбоновых кислот и их сложных эфиров, а также нелетучих полярных соединений (US 4525174, 25.06.1985, а также US 4525174, 24.04.1985, C10L 1/18).
Недостатком этой композиции является сложность приготовления и сложный состав химических продуктов, использование в больших количествах экологически вредных продуктов, а также возможность использования только при достаточно высоких октановых числах бензина и невозможность использования в низкооктановых бензинах.
Целью заявленного изобретения является расширение ассортимента используемых в качестве основы бензинов, а также обеспечение экологической безопасности.
Поставленная цель достигается топливной композицией на основе бензина с добавлением в качестве антидетонационной присадки 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена (МЖФПФ) в количестве 0,032-0,12 мас.%, предпочтительно до 0,042 мас.%.
Использование МЖФПФ в качестве антидетонационной присадки эффективно тем, что введение изоструктурного заместителя, содержащего алкилароматические радикалы, в формулу ферроцена, с одной стороны, за счет увеличения молекулярной массы самого соединения (421 ед.), позволяет снизить содержание железа почти в 2,5 раза по сравнению с ферроценом. В частности, в МЖФПФ, так же как и в ферроцене, содержится 56 ед. железа, но молекулярная масса ферроцена равна 186 ед., т.е. в 2,5 раза меньше.
С другой стороны, это дает возможность увеличить общий расход самого соединения для достижения цели, т.е. для увеличения октанового числа топлива.
При использовании больших количеств ферроцена возникают серьезные проблемы, связанные с отложением металла и его оксидов в камере сгорания, на поверхностях клапанов и свечах зажигания при сгорании топлива, что тем самым приводит к нарушению их работы, перегрузке и коррозии, поверхностному воспламенению и, в конечном счете, к ухудшению мощностных и экономических характеристик двигателя, преждевременному выходу его из строя.
Таким образом, при допустимой норме железа 37 мг/л возможно увеличение концентрации 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена почти в 2,5 раза.
Кроме этого, предложенная присадка может быть использована в бензинах с различным октановым числом, равным от 65 до 92.
Предложенная присадка обладает также отличной растворимостью в различных органических растворителях.
Способ получения 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена. К смеси 1,76 г (0,1 ммоль) ферроцена и 2,16 г (0,1 ммоль) ди-альфа-метилстирола, охлажденной до минус 13-15°С, в течение 20 мин добавляют Н2SO4. Затем температуру смеси медленно поднимают до 25°С и перемешивают в течение 1 часа. Затем реакционную смесь выливают в 10%-ный водный раствор NaHCO3 и экстрагируют петролейным эфиром (3х40 мл). Экстракт упаривают и получают 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцен с выходом 70,8% (считая на ферроцен). Брутто-формула С28Н30Fe. Молекулярный вес 422. Т.плавления 68-69°С. Результаты элементного анализа: вычислено С - 79,6, Н - 7,1, Fe - 13,3; найдено С - 79,1, Н - 7,3, Fe - 13,6. Структурная формула синтезированного соединения С5Н5FeC5Н4ССН3(Ph)СН2С(Pb)(СН3)2
Антидетонационная способность (преемственность) 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена и ферроцена в различных марках бензинов отражена в табл.1.
В табл.2 приведены оптимальные концентрации использования МЖФПФ для получения стандартных бензинов.
В табл.3 приведены результаты испытаний МЖФПФ.
В табл.4 приведены сравнительные характеристики ферроцена и МЖФПФ в различных марках бензина и органических растворителях.
Как видно из представленных результатов, МЖФПФ превосходит ферроцен по антидетонационным свойствам, почти в 8-40 раз лучше растворяется в бензинах и в 2-50 раз в органических растворителях.
Преемственность Fe и МДФПФ к различным маркам бензинов
Оптимальная концентрация МДФПФ, используемая для получения стандартных марок бензинов
Результаты испытаний топливных антидетонационных присадок на основе моноалкилзамещенного ферроцена - 4-метил-2.4-дифенилпентилферроцена
Сравнительная растворимость ферроцена и МДФПФ в различных марках бензинов и других растворителях, мас.%
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2006 |
|
RU2323249C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2241023C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ | 1996 |
|
RU2110561C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2226206C2 |
ПРОИЗВОДНЫЕ ОРТОМЕТОКСИАНИЛИНОВ, ПОВЫШАЮЩИЕ СТОЙКОСТЬ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ К ДЕТОНАЦИИ, И ТОПЛИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ | 2006 |
|
RU2314287C1 |
ПРОИЗВОДНЫЕ ОРТОЭТОКСИАНИЛИНОВ, ПОВЫШАЮЩИЕ СТОЙКОСТЬ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ К ДЕТОНАЦИИ, И ТОПЛИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ | 2006 |
|
RU2314286C1 |
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ И СПОСОБ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2337943C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ДОБАВКА К БЕНЗИНУ | 2005 |
|
RU2305125C9 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА | 2019 |
|
RU2710265C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2302449C1 |
Использование: при получении высокооктановых бензинов. Сущность изобретения: композиция в качестве антидетонационной присадки содержит 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцен в количестве 0,032-0,12 мас.%, предпочтительно в количестве до 0,042 мас.%. Технический результат: улучшение антидетонационных свойств. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
US 4525174 А, 24.04.1985 | |||
US 4444565A, 24.04.1984 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ФЕРРОЦЕНА ИЛИ ЕГО АЛКИЛЬНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ | 1996 |
|
RU2096413C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
2008-06-10—Публикация
2006-07-21—Подача