АМОРТИЗАТОР Российский патент 2008 года по МПК F16F15/02 F16F5/00 F16F9/18 

Описание патента на изобретение RU2327067C1

Изобретение относится к области устройств снижения вибрационных и ударных воздействий (амортизаторов) и может быть использовано при проектировании вибрационной и ударной защиты различных технических систем и устройств.

В настоящее время известны различные амортизаторы: а.с. СССР №607943, №832033, патенты РФ №2229637, №2237793. В книге Сирил М. Харрис, Чарльз И. Крид. «Справочник по ударным нагрузкам». Ленинград, Судостроение, 1980, С. 273-313 представлены различные схемы амортизаторов.

Наиболее близким (прототип) является устройство, приведенное на странице 305, рис.10.29 (б), которое состоит из стержня с гайкой, демпфирующих элементов и пластин.

Существенным недостатком амортизатора является значительное снижение жесткости соединения, что часто является одной из основных причин отказа от амортизаторов в системах, где их применение желательно. Например, защита космического аппарата (КА) от вибрационных и ударных воздействий с помощью такого амортизатора приводит к существенной потере жесткости стыка КА/ракета и дополнительным расходам на отработку оборудования КА на повышенные вибрационные и ударные воздействия.

Предлагаемое решение позволяет исключить отмеченные недостатки.

Суть изобретения заключается в разработке амортизатора, содержащего стержень, демпфирующие элементы и пластины, отличающегося от известных тем, что стержень выполнен многослойным со слоями различной акустической податливости, при этом каждый из слоев выполнен в виде толстостенного цилиндра на ножке с резьбой по внутренней поверхности цилиндра и внешней поверхности ножки и снабжен герметичным кожухом, заполненным жидкостью и установленном на стержне, при этом демпфирующие элементы выполнены в виде разрезных пластин с образованием лепестков, а каждый лепесток выполнен с различной собственной частотой упругих колебаний.

При этом на лепестках амортизатора дополнительно намотан изолированный металлический провод, подключенный к источнику питания, а кожух заполнен магнитной жидкостью.

Суть заявленного решения поясняется чертежами, где на фиг.1-3 показан амортизатор, состоящий из многослойного стержня 1 с резьбой 2. Каждый из слоев 3 состоит собственно из части стержня 1 и пластины 4 и выполнен в виде толстостенного цилиндра 5 на ножке 6 с резьбой по внутренней поверхности цилиндра 7 и внешней поверхности ножки 8. Каждый слой выполнен из различных материалов (с различной акустической податливостью). Пластины 4 выполнены разрезными с образованием лепестков 9, при этом каждый лепесток выполнен с различной собственной частотой упругих колебаний (за счет применения различных материалов лепестка и их толщины). Герметичный корпус 10 фиксируется на стержне 1 с помощью резьбы 2, гаек 11, шайб 12. Корпус 10 состоит из крышки 13, стакана 14, на которых выполнены сливные отверстия 15, закрытые пробками 16. Амортизатор заполнен магнитной жидкостью 17. Герметичность обеспечивается с помощью уплотнительных колец 18. На лепестки 9 намотан изолированный провод 19, подключенный к источнику питания 20.

Получен регулируемый амортизатор. Наличие сливных отверстий позволяет заменять жидкости с различной плотностью и вязкостью и регулировать демпфирование (изменение параметров жидкости меняет присоединенную массу и, естественно, частоты, на которые настроен амортизатор). Выполнение каждого слоя в виде толстостенного цилиндра 5 на ножке 6 с резьбой по внутреннему диаметру цилиндра 7 и внешнему диаметру ножки 8 позволяет собрать амортизатор в единое целое.

Работа амортизатора осуществляется следующим образом. Ударное или вибрационное воздействие (или одновременно и то, и другое) передается в центральную часть амортизатора 1. Лепестки 9 подбираются таким образом, чтобы их собственная частота соответствовала собственным частотам внешнего воздействия, на которых выделяется основная энергия.

Волновые процессы, распространяющиеся по стержню, вызывают резонансные колебания лепестков, но так как они колеблются в вязкой жидкости 17, то происходит достаточно сильное рассеяние воздействия. Отражение волн при прохождении через границы с различной акустической податливостью как бы «задерживает» воздействие в стержне и способствует дополнительному рассеиванию энергии в амортизаторе. Наличие большого количества лепестков позволяют "перекрыть" весь частотный диапазон внешних воздействий.

При пропускании по проводам тока различной силы на лепестках происходит "налипание" магнитной жидкости и соответственно изменение собственных частот лепестков. Это особенно удобно, если на разных этапах эксплуатации известны характерные (меняющиеся) частотные диапазоны внешнего воздействия.

В моменты старта и разделения ступеней ракет-носителей на переходных режимах возникают нестационарные колебания с повышенными уровнями воздействий, снижение которых позволит обеспечить более комфортные условия работы бортовой аппаратуры.

Настройку работы амортизатора осуществляют следующим образом. Вначале амортизатор за счет подбора жесткости лепестков настраивают на максимально высокий частотный диапазон внешних воздействий (при отключенном источнике питания).

Перед стартом амортизатор подключают к источнику питания и настраивают на частотный диапазон, совпадающий с низшими частотами колебаний ракеты носителя.

При старте ракеты через металлический провод пропускают электрический ток, под действием которого вокруг каждого лепестка возникает магнитное поле, взаимодействующее с феррочастицами магнитной жидкости и приводящее к увеличению ее плотности и вязкости. Увеличение плотности жидкости эквивалентно появлению присоединенной массы лепестков, а увеличение массы приводит к понижению частоты собственных колебаний каждого лепестка. Увеличение вязкости магнитной жидкости увеличивает ее демпфирующие способности.

При разделении ступеней происходит изменение силы тока и происходит перенастройка амортизатора на другой частотный диапазон.

Методика расчета толщины и размеров лепестков, а также применение конкретных видов и размеров проводов, типов магнитных жидкостей относится к «ноу-хау» изобретения и в дальнейшем не рассматривается. Следует только заметить, что такие расчеты можно, например, провести с использованием современных пакетов конечно-элементного моделирования (типа ANSYS, NASTRAN и др.).

Пример практического исполнения

В качестве примера рассмотрим один из слоев амортизатора, представленного на фиг 1-3. Толстостенный цилиндр 5 стержня 1 выполнен из алюминия. Внешний диаметр стержня 20 мм, внутренний 5 мм (резьба по внутренней поверхности цилиндра 7 и внешней поверхности ножки 8 - М5). Высота цилиндра 15 мм, ножки 7 мм. Толщина лепестка 1 мм. Внешний радиус лепестка 90 мм. Зазор между лепестками 2 мм. Магнитная жидкость тип С-1-20 (плотность 1200-1300 кг/м3). Толщина медного провода 0,5 мм, длина ˜30 м.

Собственная частота колебаний лепестка ˜15 Гц (высшая частота колебаний ракеты) при пропускании тока была снижена до значений ˜6 Гц (низшая частота колебаний ракеты).

Предложенный тип амортизаторов может, например, найти применение при виброизоляции КА на участке выведения.

Следует заметить, что помимо ракетно-космической отрасли такие амортизаторы могут быть использованы, например, при виброизоляции высокоточного оборудования, где сталкиваются два противоположных требования: максимальная жесткость основания (станины) и изоляция оборудования от внешних воздействий.

Из известных авторам источников информации и патентных материалов не известна совокупность признаков, сходных с совокупностью признаков заявленных объектов.

Похожие патенты RU2327067C1

название год авторы номер документа
АМОРТИЗАТОР 2008
  • Орлов Александр Сергеевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2398987C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА УДАРНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2002
  • Орлов С.А.
  • Орлов А.С.
RU2244909C2
СТЕНД ДЛЯ УДАРНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2008
  • Орлов Александр Сергеевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2369851C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОСЛОЙНЫХ УСТРОЙСТВ ПРИ УДАРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 2008
  • Орлов Александр Сергеевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2369850C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ УДАРНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИБОРОВ И ОБОРУДОВАНИЯ 2007
  • Орлов Александр Сергеевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2337339C1
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ 1998
  • Орлов С.А.
RU2159927C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ АППАРАТУРЫ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 2008
  • Орлов Александр Сергеевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2377524C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА НА МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 2008
  • Орлов Александр Сергеевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2383000C2
Способ сейсмоизоляции объектов и амортизационное устройство (варианты) для его осуществления 2022
  • Тихомиров Игорь Владимирович
RU2787418C1
Стенд для испытаний на ударные воздействия 2016
  • Брагин Олег Анатольевич
  • Гореликов Евгений Юрьевич
  • Орлов Сергей Александрович
RU2625639C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 327 067 C1

Реферат патента 2008 года АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к области устройств снижения вибрационных и ударных воздействий и может быть использовано при проектировании вибрационной и ударной защиты различных технических систем и устройств. Амортизатор содержит стержень, демпфирующие элементы и пластины. Стержень выполнен многослойным со слоями различной акустической податливости. Каждый из слоев выполнен в виде толстостенного цилиндра на ножке с резьбой по внутренней поверхности цилиндра и внешней поверхности ножки. Амортизатор снабжен герметичным кожухом, заполненным жидкостью и установленным на стержне. Демпфирующие элементы выполнены в виде разрезных пластин с образованием лепестков. Каждый лепесток выполнен с различной собственной частотой упругих колебаний. Достигается увеличение жесткости соединения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 327 067 C1

1. Амортизатор, содержащий стержень, демпфирующие элементы и пластины, отличающийся тем, что стержень выполнен многослойным со слоями различной акустической податливости, при этом каждый из слоев выполнен в виде толстостенного цилиндра на ножке с резьбой по внутренней поверхности цилиндра и внешней поверхности ножки и снабжен герметичным кожухом, заполненным жидкостью и установленным на стержне, при этом демпфирующие элементы выполнены в виде разрезных пластин с образованием лепестков, а каждый лепесток выполнен с различной собственной частотой упругих колебаний.2. Амортизатор по п.1, отличающийся тем, что на его лепестках намотан изолированный металлический провод, подключенный к источнику питания, а кожух заполнен магнитной жидкостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2327067C1

ВИБРОГАСИТЕЛЬ 2002
  • Имаева Э.Ш.
  • Ишемгужин Е.И.
  • Шайдаков В.В.
  • Ишемгужин И.Е.
RU2237793C2
Гидравлический амортизатор 1979
  • Баженов Владимир Иванович
  • Захаров Юрий Васильевич
  • Мельников Владимир Николаевич
  • Николюк Виктор Иванович
  • Сивков Валентин Васильевич
SU806925A1
DE 19632076 A1, 13.02.1997
US 20040195065 A1, 07.10.2004.

RU 2 327 067 C1

Авторы

Орлов Александр Сергеевич

Орлов Сергей Александрович

Даты

2008-06-20Публикация

2006-11-02Подача