Изобретение относится к устройству регулирования угла наклона спинки относительно подушки сиденья, устанавливаемому преимущественно в автомобиле.
Из уровня техники известны механизмы регулирования наклона спинки сиденья (аналоги - JP 2-24524, кл. А47С 1/025, публ. 29.05.90, №1-614; US 4469376, кл. А47С 1/24, В21К 1/30, публ. 04.09.1984; FR 2607761, кл. B60N 2/10, публ. 10.06.88, №23), общим для которых является наличие зубчатой передачи с внутренним зацеплением и водила, содержащего эксцентрическую часть. В качестве ближайшего аналога выбран механизм регулирования наклона спинки сиденья (см. US 5871414, кл. B60N 2/225, F16H 1/32, публ. 16.02.1999), содержащий зубчатую передачу с внутренним зацеплением, образованную двумя выходными звеньями, между которыми расположено кольцо, кулачковый механизм. Первое выходное звено содержит зубчатое колесо с внутренними зубьями, цилиндрическим осевым выступом и с осевым отверстием для приводного элемента. Второе выходное звено содержит зубчатое колесо с наружными зубьями и цилиндрическим осевым отверстием. Вышеупомянутые выходные звенья соединены друг с другом приводным элементом, посредством которого передается вращение от рукоятки, приводимой в движение пользователем при регулировании угла наклона спинки сиденья, к упомянутым зубчатым колесам входных звеньев.
К недостатку описанной конструкции можно отнести относительно низкий КПД механизма, вызванный выполнением эксцентрической части в виде подшипника трения-скольжения, что требует от пользователя приложения относительно больших усилий к рукоятке, приводимой в движение при регулировании наклона спинки сиденья.
Задача изобретения направлена на увеличение КПД механизма регулирования наклона спинки сиденья при снижении усилия, прилагаемого пользователем к рукоятке регулирования угла наклона спинки сиденья.
Для решения поставленной механизм регулирования наклона спинки сиденья содержит зубчатую передачу с внутренним зацеплением, образованную двумя выходными звеньями, первое из которых содержит зубчатое колесо с внутренними зубьями, с цилиндрическим осевым выступом и с осевым отверстием для приводного элемента, а второе выходное звено содержит зубчатое колесо с наружными зубьями и с цилиндрическим осевым отверстием для размещения указанного осевого выступа первого выходного звена и кольца, причем механизм снабжен элементами качения, одни из которых контактируют с наружной поверхностью кольца и с поверхностью, образующей осевое отверстие второго выходного звена, а другие - с внутренней поверхностью кольца и с наружной поверхностью осевого выступа первого выходного звена, причем упомянутое кольцо выполнено эксцентрическим; тела качения представляют собой ролики, продольные оси L и N которых расположены вдоль продольной оси S осевого выступа первого выходного звена или продольной оси Z механизма; приводной элемент содержит фиксирующий паз для кольца; по крайней мере, зубчатые колеса выходных звеньев выполнены из пластмассы; кольцо выполнено из пластмассы; фиксирующий паз имеет форму эксцентрического кольца, аналогичную ответному концевому участку кольца механизма.
Сущность технического решения поясняется на чертежах.
На фиг.1 изображен механизм регулирования наклона спинки сиденья в сборе.
На фиг.2 изображено сечение плоскостью А-А фигуры 1.
На фиг.3 изображена взрыв-схема фигуры 2.
На фиг.4 изображен приводной элемент с эксцентрическим кольцом.
Механизм 1 регулирования наклона спинки сиденья (см. фиг.1, 2) содержит, по крайней мере, два выходных звена 2 и 3 соответственно с зубчатыми колесами 4 и 5, эксцентрическое кольцо 6, элементы качения 7 и 8, приводной элемент 9.
Первое выходное звено 2 содержит крепежный участок 10 для соединения с подушкой или спинкой сиденья, зубчатое колесо 4 с внутренними зубьями, цилиндрический осевой выступ 11 с осевым отверстием 12 для приема приводного элемента 9.
Второе выходное звено 3 содержит крепежный участок 13 для соединения со спинкой или подушкой сиденья, зубчатое колесо 5 с наружными зубьями, осевое отверстие 14 для размещения осевого выступа 11 первого выходного звена 2, а также кольца 6 и элементов качения 7 и 8. Поверхность 15, образующая осевое отверстие 14 второго выходного звена 3, выполнена цилиндрической.
Элементы качения 7 и 8, образующие соответственно наружный и внутренний ряды, контактируют соответственно с наружной 16 и внутренней 17 поверхностями кольца 6. Упомянутые наружная 16 и внутренняя 17 поверхности выполнены цилиндрическими.
Преимущественным вариантом является выполнение элементов качения 7 и 8 в виде роликов, продольные оси L и N соответственно которых расположены вдоль продольной оси S осевого выступа 11 первого выходного звена 2 или продольной оси Z механизма 1, совпадающей с упомянутой осью S (см. фиг.1, 3). Такая конструкция уменьшает габариты, а также увеличивает КПД механизма 1 регулирования наклона спинки сиденья.
Вышеописанная конструкция не исключает использование в качестве элементов качения 7 и 8 шариков.
Приводной элемент 9 может быть выполнен в виде цельной или сборной детали. Приводной элемент 9 содержит шляпку 18 и практически перпендикулярно расположенный ей выступ 19, выполненный по типу втулки с профилированным осевым отверстием 20. Выступ 19 содержит цилиндрическую часть 21 и концевой участок 22 с наружной конической поверхностью и буртиком 23, выполненным преимущественно кольцевым. Для удобства сборки механизма 1, по крайней мере, на концевом участке 22 приводного элемента 9 выполнены сквозные продольные прорези 24, позволяющие концевому участку 22 деформироваться без остаточной деформации в радиальном направлении.
Шляпка 18 приводного элемента 9 выполнена кольцевой и содержит с тыльной стороны фиксирующий паз 25 для кольца 6. В конкретном примере исполнения фиксирующий паз 25 имеет форму эксцентрического кольца, аналогичную ответному концевому участку 26 кольца 6 механизма 1 (см. фиг.4).
Преимущественным вариантом является выполнение зубчатых колес 4, 5 и кольца 6 из пластмассы, а элементов качения 7 и 8 из металла, что значительно снижает массу механизма 1, а также способствует установке упомянутых элементов качения 7 и 8 с гарантированным натягом по всей поверхности качения, что исключает радиальный люфт и увеличивает жесткость механизма 1. Крепежные участки 10 и 13 соответственно первого 2 и второго 3 выходных звеньев также могут быть выполнены из пластмассы, при этом они могут содержать закладные элементы, выполненные из металла.
Также преимущественным вариантом является выполнение кольца 6 с большим эксцентриситетом, чем необходимый расчетный эксцентриситет зацепления зубчатых колес 4 и 5, что исключает радиальные люфты и улучшает плавность хода механизма 1.
В рабочем положении механизма 1 зубья зубчатых колес 4 и 5 находятся в зацеплении друг с другом, между наружной поверхностью 27 осевого выступа 11 первого выходного звена 2 и поверхностью 15 второго выходного звена 3 размещены кольцо 6, а также, соответственно, наружный и внутренний ряды элементов качения 7 и 8, при этом концевой участок 26 кольца 6 расположен в фиксирующем пазу 25 приводного элемента 9. Элементы качения 7 контактируют с поверхностью 15 второго выходного звена 3 и с наружной поверхностью 16 кольца 6, а элементы качения 8 контактируют с наружной поверхностью 27 осевого выступа 11 первого выходного звена 2 и с внутренней поверхностью 17 кольца 6. Приводной элемент 9 соединяет первое 2 и второе 3 выходные звенья, при этом его цилиндрическая часть 21 располагается в осевом отверстии 12 первого выходного звена 2, а концевой участок 22 и шляпка 18 располагаются с противоположных наружных сторон механизма 1 таким образом, что концевой участок 22 упирается буртиком 23 в первое выходное звено 2, а шляпка 18 упирается во второе выходное звено 3.
При воздействии пользователя на рукоятку (не изображена) регулирования угла наклона спинки сиденья, которая вставляется в профилированное осевое отверстие 20 приводного элемента 9, вращающий момент от упомянутой рукоятки передается через приводной элемент 9 на кольцо 6, которое через элементы качения воздействует на зубчатые колеса 5 и 4, вследствие чего происходит взаимное качение последних.
Первое 2 и второе 3 выходные звенья могут содержать соответственно выступающие элементы 28 и 29, выполненные в поперечном сечении Г-образной формы и расположенные с зазором относительно противолежащих первого 2 и второго 3 выходных звеньев соответственно. В экстремальных условиях выступающие элементы 28 и 29 могут предотвратить раскрытие механизма 1 в осевом Z направлении.
Описанный механизм 1 обладает высоким КПД регулирования наклона спинки сиденья при незначительных усилиях, прилагаемых пользователем к рукоятке регулирования угла наклона спинки сиденья, и может быть использован в автомобильных сиденьях, а также офисных и прочих сидениях, требующих регулировки угла наклона спинки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ | 2005 |
|
RU2297341C1 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2307747C1 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2309858C1 |
ПРОФИЛЬ СЕПАРАТОРА ТЕЛ КАЧЕНИЯ САЛАЗКИ МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2325288C2 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2324608C2 |
ОПОРНАЯ ВТУЛКА РЫЧАГА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2333115C1 |
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕСЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2520182C2 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ КРЕСЛА АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2524517C1 |
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2462375C1 |
ФИТИНГ ДЛЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2448847C2 |
Изобретение относится к устройству регулирования угла наклона спинки относительно подушки сиденья, устанавливаемому преимущественно в автомобиле. Механизм регулирования наклона спинки сиденья содержит зубчатую передачу с внутренним зацеплением, образованную двумя выходными звеньями. Первое из указанных звеньев содержит зубчатое колесо с внутренними зубьями, с цилиндрическим осевым выступом и с осевым отверстием для приводного элемента. Второе выходное звено содержит зубчатое колесо с наружными зубьями и с цилиндрическим осевым отверстием для размещения указанного осевого выступа первого выходного звена и кольца. Механизм снабжен элементами качения. Одни из элементов качения контактируют с наружной поверхностью кольца и с поверхностью, образующей осевое отверстие второго выходного звена. Другие - с внутренней поверхностью кольца и с наружной поверхностью осевого выступа первого выходного звена. Упомянутое кольцо выполнено эксцентрическим. Тела качения могут представлять собой ролики, продольные оси L и N которых расположены вдоль продольной оси S осевого выступа первого выходного звена или продольной оси Z механизма. Приводной элемент может содержать фиксирующий паз для кольца. По крайней мере, зубчатые колеса выходных звеньев могут быть выполнены из пластмассы. Кольцо также может быть выполнено из пластмассы. Фиксирующий паз может иметь форму эксцентрического кольца, аналогичную ответному концевому участку кольца механизма. Увеличивается КПД механизма регулирования наклона спинки сиденья при снижении усилия, прилагаемого пользователем к рукоятке регулирования угла наклона спинки сиденья. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
US 5871414 А, 16.02.1999 | |||
МЕХАНИЗМ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ КРЕСЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КРЕСЛО, ОБОРУДОВАННОЕ ТАКИМ МЕХАНИЗМОМ | 2000 |
|
RU2191710C2 |
Шарнирное устройство для откидывающихся назад спинок сидений | 1990 |
|
SU1830012A3 |
EP 0720930 A1, 10.07.1996. |
Авторы
Даты
2008-06-27—Публикация
2006-11-28—Подача