Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазке механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля.
Салазки предназначены для удержания сиденья с возможностью его перемещения в продольном направлении. Обычно сиденье устанавливается на двух салазках, преимущественно, одинаковой конструкции, расположенных на расстоянии друг от друга и параллельно друг другу. Салазки связаны с рычажным устройством, приводимым в движение пользователем с целью переместить сиденье. Каждая салазка содержит ползун, предназначенный для жесткого крепления к сиденью, установленный с возможностью продольного перемещения в направляющей, предназначенной для жесткого крепления к полу кузова транспортного средства.
Из уровня техники известна салазка механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства (аналог - DE 10039511 А1, кл. В60N 2/08, публ. 28.02.2002 г.), содержащая направляющую, в которой установлен с возможностью продольного перемещения ползун. Направляющая образована плоским горизонтальным основанием, продолжением которого являются отогнутые вверх боковые стенки, выполненные противолежащими. Продолжением боковых стенок являются загнутые в полость направляющей внутренние элементы, образующие в поперечном сечении С-образную форму. Ползун образован горизонтальным верхним участком, продолжением которого являются отогнутые вниз боковые стенки, выполненные противолежащими. Ползун также содержит отогнутые наружу наружные элементы, выполненные в виде продолжения боковых стенок. Салазка содержит пару верхних наружных, пару верхних внутренних, пару нижних наружных и пару нижних внутренних дорожек качения, где профили дорожек качения каждой пары выполнены зеркально симметричными относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось салазки, причем профили верхней наружной и нижней наружной дорожек качения, а также верхней внутренней и нижней внутренней дорожек качения выполнены зеркально симметричными относительно горизонтальной плоскости. Салазка содержит также верхние тела качения и верхний сепаратор, расположенные между верхней наружной и верхней внутренней дорожками качения; нижние тела качения, расположенные между нижней наружной и нижней внутренней дорожками качения. Профили верхней и нижней наружных дорожек качения образованы соответственно верхним (поз.17) и нижним (поз.13) угловыми участками направляющей (поз.3), выполненными по дуге окружности. Профили верхней и нижней внутренних дорожек качения образованы наклонными соответственно верхним (поз.32) и нижним (поз.28) прямолинейными участками, связанными между собой дугообразно выпуклым в поперечном сечении участком (поз.32). Описанная конструкция салазки препятствует выходу верхних и нижних тел качения из вышеописанных дорожек качения. Однако вышеописанная салазка не технологична, так как в процессе ее изготовления быстро изнашивается высокоточная штамповая оснастка, что ведет к частой ее замене и соответственно удорожанию салазки.
Задача изобретения направлена на повышение технологичности и надежности салазки механизма продольного перемещения сиденья.
Для решения поставленной задачи салазка механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит ползун, установленный с возможностью продольного перемещения в направляющей, верхние тела качения и верхний сепаратор, расположенные между верхней наружной и верхней внутренней дорожками качения, нижние тела качения, расположенные между нижней наружной и нижней внутренней дорожками качения, где верхняя и нижняя наружные дорожки качения образованы направляющей, а верхняя и нижняя внутренние дорожки качения образованы ползуном, причем участок, связывающий верхнюю внутреннюю и нижнюю внутреннюю дорожки качения, имеет S-образный профиль, при этом профиль верхней внутренней дорожки качения выполнен по дуге окружности и образован верхним концевым участком ползуна, расположенным между боковой стенкой направляющей и, по крайней мере, верхним телом качения, а профиль верхней наружной дорожки качения образован прямолинейным участком, выполненным наклонным к основанию направляющей; салазка содержит пару верхних наружных, пару верхних внутренних, пару нижних наружных и пару нижних внутренних дорожек качения, где профили дорожек качения каждой вышеупомянутой пары выполнены зеркально симметричными относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось салазки; верхние концевые участки передней и задней концевых зон ползуна выполнены в виде вертикальных прямолинейных отгибов, ограничивающих перемещение верхних тел качения; в передней и задней концевых зонах ползуна выполнены L-образные отгибы, ограничивающие перемещение нижних тел качения; профиль верхнего сепаратора содержит наклонный прямолинейный участок, контактирующий с верхней наружной дорожкой качения; профиль верхнего сепаратора содержит выступ, контактирующий прямолинейным участком с торцом верхнего концевого участка ползуна.
Сущность технического решения поясняется на чертежах.
Фиг.1 - изображен общий вид перспективного механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства.
Фиг.2 - изображен перспективный профиль направляющей салазки.
Фиг.3 - изображен перспективный профиль ползуна салазки.
Фиг.4 - изображено сечение А-А фиг.1.
Фиг.5 - изображено сечение В-В фиг.1.
Фиг.6 - изображен перспективный ползун салазки.
Салазка 1 механизма 2 продольного перемещения сиденья транспортного средства (фиг.1) содержит направляющую 3, в которой установлен с возможностью продольного перемещения ползун 4, где направляющая 3 предназначена для жесткого соединения с полом кузова транспортного средства, а ползун 4 предназначен для жесткого соединения с сиденьем транспортного средства.
Направляющая 3 (фиг.2) содержит U-образную в поперечном сечении часть, образованную основанием 5, продолжением которого являются загнутые вверх боковые стенки 6, расположенные друг против друга и, преимущественно, в вертикальных плоскостях. Продолжением боковых стенок 6 являются загнутые в полость N направляющей 3 внутренние элементы 7, каждый из которых содержит в поперечном сечении наклонный в сторону продольной оси L салазки 1 к основанию 5 прямолинейный участок 8, образующий верхнюю наружную дорожку качения 8а. Продолжением наклонного прямолинейного участка 8 является отогнутая вниз внутренняя стенка 9, расположенная, преимущественно, в вертикальной плоскости и направленная торцом 10 к основанию 5. Зоны перехода 11 основания 5 в боковые стенки 6 образуют нижние наружные дорожки качения 11а, выполненные по дуге окружности. Зоны перехода 12 боковых стенок 6 в прямолинейные участки 8 выполнены также по дуге окружности. В конкретном примере исполнения основание 5 представляет собой плоский горизонтальный участок, который может иметь небольшие технологические подштамповки, например, для размещения элементов крепления к полу кузова транспортного средства.
Ползун 4 (фиг.3) содержит П-образную в поперечном сечении часть, образованную верхним участком 13, продолжением которого являются отогнутые вниз боковые стенки 14, расположение друг против друга и, преимущественно, в вертикальных плоскостях. Продолжением боковых стенок 14 являются отогнутые наружу наружные элементы 15, каждый из которых содержит в поперечном сечении прямолинейный участок 16, выполненный наклонным и образующий нижнюю внутреннюю дорожку качения 16а; продолжением вышеупомянутого прямолинейного участка 16 является дугообразно выгнутый в сторону боковой стенки 6 направляющей 3 участок 17, который переходит в дугообразно вогнутый участок 18, продолжением которого является выгнутый в сторону боковой стенки 6 направляющей 3 верхний концевой участок 19, направленный торцом 20 вверх и образующий верхнюю внутреннюю дорожку качения 19а, выполненную по дуге окружности.
Верхняя внутренняя 19а и нижняя внутренняя 16а дорожки качения салазки 1 связаны между собой участком, имеющим S-образный профиль, т.е. выполненный в виде змейки, что способствует снижению износа вышеупомянутых дорожек качения 16а и 19а.
В конкретном примере исполнения участок S-образного профиля образован ранее упомянутыми участками 17 и 18 наружного элемента 15 ползу на 4.
Салазка 1 содержит пару верхних наружных дорожек качения 8а, пару верхних внутренних дорожек качения 19а, пару нижних наружных дорожек качения 11а и пару нижних внутренних дорожек качения 16а, где профили дорожек качения каждой вышеупомянутой пары выполнены зеркально симметричными относительно вертикальной плоскости, проходящей вдоль продольной оси L салазки 1.
Салазка 1 (фиг.4) содержит верхние 21 и нижние 22 тела качения, выполняющие функцию промежуточного звена, а также служащие для устранения зазора и снижения трения между направляющей 3 и ползуном 4; верхний 23 и нижний 24 сепараторы. Преимущественным вариантом является выполнение верхних 21 и нижних 22 тел качения в виде металлических шариков, а верхнего 23 и нижнего 24 сепараторов виде цельных стержневых элементов, изготовленных из пластмассы.
Между верхней наружной 8а и верхней внутренней 19а дорожками качения размещены верхние тела качения 21, скомпонованные, например, двумя группами (передней и задней), отделенными друг от друга верхним сепаратором 23. Профиль верхнего сепаратора 23 (фиг.5) образован нижним 25 и верхним 26 участками. Нижний участок 25 имеет наружную цилиндрическую поверхность, контактирующую с верхней внутренней дорожкой качения 19а. Верхний участок 26 содержит наклонный прямолинейный участок 27, контактирующий с верхней наружной дорожкой качения 8а, и выступ 28, плотно контактирующий прямолинейным участком 29 с торцом 20 верхнего концевого участка 19 наружного элемента 15 ползуна 4.
Верхний концевой участок 19 наружного элемента 15 ползуна 4 и соответственно верхняя внутренняя дорожка качения 19а расположены между верхним телом качения 21 и боковой стенкой 6 направляющей 3, а в зоне расположения верхнего сепаратора 23 - между нижним участком 25 верхнего сепаратора 23 и упомянутой боковой стенкой 6.
Между нижней наружной 11а и нижней внутренней 16а дорожками качения размещены нижние тела качения 22, которые могут быть скомпонованными двумя группами (передней и задней), отделенными друг от друга нижним сепаратором 24.
Радиусы профилей верхней внутренней 19а и нижней наружной 11a дорожек качения салазки 1 должны быть выполнены незначительно больше, чем радиусы соответственно верхних 21 и нижних 22 тел качения. Это позволит обеспечить хорошую смазку, снижающую локальную нагрузку на направляющую 3, вызванную внешней нагрузкой на ползун 4.
Верхние концевые участки передней W и задней Z концевых зон ползуна 4 (фиг.6) выполнены в виде вертикальных прямолинейных отгибов 30, ограничивающих перемещение верхних тел качения 21. Также в передней W и задней Z концевых зонах ползуна 4 выполнены локальные L-образные отгибы 31, ограничивающие перемещение нижних тел качения 22.
В конкретном примере исполнения направляющая 3 и ползун 4 выполнены из металла методом холодной штамповки.
Вышеописанная салазка 1 технологична в изготовлении, например не требует частой смены штамповой оснастки, и сборке, например упрощает установку верхних тел качения 21 и верхнего сепаратора 23, а также нижних тел качения 22 и нижнего сепаратора 24 в вышеописанные соответствующие им дорожки качения, кроме того, позволяет им надежно удерживаться на дорожках качения и сводит к минимуму их перемещение в поперечном направлении салазки 1.
Сиденье транспортного средства, в частности автомобиля, устанавливается на двух салазках 1, имеющих, преимущественно, одинаковую конструкцию, расположенных на расстоянии друг от друга и параллельно друг другу. Салазки 1 связаны между собой рычажным устройством 32, жестко соединенным с ползунами 4 салазок 1 и приводимым в движение пользователем. В разблокированном положении салазок 1 происходит перемещение ползунов 4 путем скольжения по верхним 21 и нижним 22 телам качения, которые, в свою очередь, катятся по направляющим 3 и сиденье перемещается вперед или назад в продольном направлении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОФИЛЬ СЕПАРАТОРА ТЕЛ КАЧЕНИЯ САЛАЗКИ МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2325288C2 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2307747C1 |
САЛАЗКА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2309858C1 |
ЗАЩЕЛКА САЛАЗКИ МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2309859C1 |
ОПОРНАЯ ВТУЛКА РЫЧАГА МЕХАНИЗМА ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2333115C1 |
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ | 2006 |
|
RU2327583C1 |
ДОМКРАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2220090C1 |
Линейная шариковая втулка и способ заполнения ее шариками | 1990 |
|
SU1809880A3 |
Частично кольцевая линейная шариковая втулка, продольная уплотнительная планка для линейной шариковой втулки | 1990 |
|
SU1780567A3 |
ПАССАЖИРСКАЯ ДВЕРЬ С ЛИНЕЙНОЙ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ ДЛЯ СРЕДСТВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА | 2014 |
|
RU2569452C1 |
Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазке механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля. Салазка механизма продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит ползун, установленный с возможностью продольного перемещения в направляющей, верхние тела качения и верхний сепаратор, расположенные между верхней наружной и верхней внутренней дорожками качения. Сепаратор содержит также нижние тела качения, расположенные между нижней наружной и нижней внутренней дорожками качения. Верхняя и нижняя наружные дорожки качения образованы направляющей. Верхняя и нижняя внутренние дорожки качения образованы ползуном. Участок, связывающий верхнюю внутреннюю и нижнюю внутреннюю дорожки качения, имеет S-образный профиль. При этом профиль верхней внутренней дорожки качения выполнен по дуге окружности и образован верхним концевым участком ползуна, расположенным между боковой стенкой направляющей и, по крайней мере, верхним телом качения. Профиль верхней наружной дорожки качения образован прямолинейным участком, выполненным наклонным к основанию направляющей. Салазка может содержать пару верхних наружных, пару верхних внутренних, пару нижних наружных и пару нижних внутренних дорожек качения. Профили дорожек качения каждой вышеупомянутой пары выполнены зеркально симметричными относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось салазки. Верхние концевые участки передней и задней концевых зон ползуна могут быть выполнены в виде вертикальных прямолинейных отгибов, ограничивающих перемещение верхних тел качения. В передней и задней концевых зонах ползуна могут быть выполнены L-образные отгибы, ограничивающие перемещение нижних тел качения. Профиль верхнего сепаратора может содержать наклонный прямолинейный участок, контактирующий с верхней наружной дорожкой качения. Профиль верхнего сепаратора может содержать выступ, контактирующий прямолинейным участком с торцом верхнего концевого участка ползуна. Повышается технологичность и надежность салазки механизма продольного перемещения сиденья. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
DE 10039511 A1, 28.02.2002 | |||
Сиденье транспортного средства | 1991 |
|
SU1772011A1 |
Механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства | 1978 |
|
SU994318A1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ УЗКОПОЛОСНОЙ ПОМЕХИ В СИСТЕМЕ ШИРОКОПОЛОСНОЙ СВЯЗИ | 2002 |
|
RU2232464C2 |
Авторы
Даты
2008-05-20—Публикация
2006-07-04—Подача