РАМА ДВУХОСНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ТЕЛЕЖКИ Российский патент 2008 года по МПК B61F5/52 

Описание патента на изобретение RU2328397C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рамам двухосных тележек для поддерживания кузовов вагонов, например вагонов метро.

Известна рама тележки вагона метрополитена, имеющая Н-образную форму, включающая две продольные и две поперечные балки коробчатого поперечного сечения (см. RU 14186 на полезную модель, МПК 7 B61F 5/52, 10.07.2000 г.).

Данная тележка обеспечивает расчетный срок службы только при значительных расходах на обслуживание при ее эксплуатации.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является рама двухосной рельсовой тележки, содержащая (см. Руководство по эксплуатации вагонов метрополитена моделей 81-717.5 и 81-714.5, М., «Транспорт», 1995, стр.20-21).

Известная рама тележки не обеспечивает расчетный срок службы при эксплуатации и ее конструктивное исполнение требует значительных усилий при ремонте.

Техническим результатом при использовании изобретения является увеличение срока службы рамы тележки и улучшение ее ремонтопригодности.

Указанный технический результат достигается тем, что рама тележки, содержащая продольные и поперечные балки, соединенные между собой и имеющие коробчатое поперечное сечение, при этом поперечные балки имеют кронштейны под тяговые двигатели, снабжена ребрами жесткости, установленными попарно в продольных балках в месте соединения с поперечными и выполненными в виде вертикальных листов, жестко прикрепленных по периметру к внутренним стенкам продольной балки под углом к боковым стенкам продольных балок, причем первая вертикальная сторона каждого ребра расположена напротив вертикальной стороны бокового листа поперечной балки, косынками, расположенными на наружных сопряженных поверхностях продольных и поперечных балок и выполненными в виде изогнутых листов, и силовыми элементами для закрепления кронштейнов тяговых двигателей, выполненными в виде промежуточных цилиндрических втулок, жестко закрепленных в отверстиях поперечных балок, при этом наружные боковые стенки продольных балок выполнены из нескольких частей, средние из которых расположены между ребрами жесткости.

Кроме того, верхние, нижние и боковые стенки продольных и поперечных балок выполнены в виде листов; угол наклона вертикальных листов к вертикальным стенкам продольных балок составляет не менее 60°; радиус скругления косынок равен радиусу сопряжения наружных поверхностей продольных и поперечных балок, а сторона каждой косынки, примыкающая к боковому листу поперечной балки, имеет выемку в форме полукруга; толщина крайних частей и средней части верхних и нижних листов продольных балок имеет разную величину: толщина средней части больше толщины крайних частей; ширина верхних и нижних листов по длине продольных балок имеет разную величину и уменьшается от средней части к крайним частям; одна из крайних частей продольных балок имеет постоянную ширину.

На фиг.1 изображена рама двухосной рельсовой тележки, общий вид;

на фиг.2 - выносной элемент I на фиг.1;

на фиг.3 - вид А на фиг.1;

на фиг.4 - место соединения продольной и поперечной балок;

на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.1.

Рама двухосной рельсовой тележки состоит из двух продольных 1 и двух поперечных 2 балок коробчатого сечения, жестко соединенных между собой в виде буквы «Н». Коробчатое сечение продольных балок 1 состоит из верхней, нижней и двух боковых стенок, выполненных соответственно в виде листов 3, 4, 5, при этом наружные боковые стенки 5 выполнены из отдельных листов, а именно концевых 6, средних 7 и 8.

Коробчатое сечение поперечных балок 2 состоит из верхней, нижней и двух боковых стенок, выполненных соответственно в виде листов 9-11.

Внутри продольных балок 1, в месте соединения с поперечными балками 2 попарно установлены ребра 12 жесткости под углом к боковым стенкам балок 1 (соответственно к листам 6, 8), причем первая вертикальная сторона 13 каждого ребра 12 расположена напротив вертикальной стороны бокового листа 11 поперечной балки 2. Ребра 12 выполнены в виде цельного листа, соединенного по периметру с верхними, нижними и боковыми листами продольных балок, причем угол наклона ребер 12 жесткости соответственно к боковым листам 6, 8 продольных балок 1 составляет не менее 60 градусов.

После установки ребер 12 жесткости вовнутрь продольных балок 2 листы 7 продольных балок неподвижно устанавливают на листах 6, 8, т.е. средние части балок расположены между ребрами жесткости.

На раме установлены с возможностью съема упоры 14, которые могут быть изготовлены как из металла повышенной прочности и износостойкости по отношению к материалу рамы, так и из композитных или иных синтетических материалов с улучшенными прочностными характеристиками. Упоры 14 необходимы для ограничения продольных перемещений надрессорной балки (на чертеже не показана).

Поперечные балки 2 содержат кронштейны 15, 16 для установки соответственно тяговых двигателей и редукторов (на чертеже не показаны). Поперечные балки 2 выполнены изогнутыми вниз, т.е. средняя часть каждой из балок расположена ниже крайних.

Продольные балки 1 содержат втулки 17 шпинтонов (на чертеже не показаны) для установки колесных пар с буксовыми узлами (на чертеже не показаны), кронштейны 18, 19 для установки соответственно тормозного оборудования и устройств автоматического управления (на чертеже не показаны). Верхние и нижние листы 3, 4 продольных балок 1 имеют среднюю часть 20 и крайние части 21, при этом толщина d1 крайних частей и средней части d2 имеет разную величину: толщина средней части больше толщины крайних частей. Ширина по длине верхних и нижних листов 3, 4 также имеет разную величину и уменьшается от средней части 20 к крайним частям 21, причем для обеспечения взаимозаменяемости рам тележек, предназначенных для разных модификаций вагонов, одна из крайних частей 22 одной продольной балки 1 имеет постоянную ширину.

Рама тележки снабжена косынками 23 для повышения прочности соединения продольных и поперечных балок. Косынки 23 расположены на наружных сопряженных поверхностях продольных балок 1 и поперечных балок 2 и выполнены в виде изогнутых листов. Радиус изгиба косынок 23 равен радиусу сопряжения наружных поверхностей продольных и поперечных балок, причем сторона косынки 23, примыкающая к боковому листу поперечной балки 2, имеет выемку 24 для установки цилиндрических втулок 25 валиков тяги (на чертеже не показаны) и расположена на вертикальной оси втулок 25, одновременно косынка 23 является ребром жесткости цилиндрических втулок 25 и элементом, снижающим концентрацию напряжений в месте установки втулок.

В боковых листах поперечных балок 2 рамы установлены силовые элементы, выполненные в виде промежуточных цилиндрических втулок 26, 27, которые предназначены для компенсации ослабления сечения рамы отверстиями под кронштейны 15 тяговых двигателей, причем для выравнивания напряжений в боковых листах поперечных балок от веса двигателей геометрические размеры промежуточных втулок 26 и 27 связаны соотношением

где d - внутренний диаметр втулки 26;

h - высота втулки 26;

D - наружный диаметр втулки 27;

Н - ширина проточки втулки 27 под фланец кронштейна 15;

А - расстояние между вертикальными листами поперечной балки;

В - расстояние от места приложения нагрузки от веса двигателя до вертикального листа поперечной балки.

Такое выполнение крепления кронштейнов через промежуточные втулки позволяет увеличить количество замен кронштейнов в течение срока службы рамы без ослабления поперечной балки, что имеет место при непосредственном креплении кронштейнов к боковым листам рамы и последующей их замены.

Рама двухосной рельсовой тележки работает следующим образом.

При движении вагона возникают вертикальные динамические силы: от веса кузова с пассажирами, которые через втулки 25 валиков тяги воспринимаются поперечными балками 2 рамы тележки, от веса тяговых электродвигателей и редукторов, которые через кронштейны 15 и 16 соответственно воспринимаются поперечными балками 2 рамы тележки, от веса тормозного оборудования и устройств автоматического управления, которые через кронштейны 18 и 19 соответственно воспринимаются продольными балками 1 рамы тележки.

Нагрузки, воспринимаемые поперечными балками 2, передаются на продольные балки 1 и через втулки 17 шпинтонов равномерно распределяются между колесными парами.

На кривых участках пути под действием центробежных сил появляются боковые нагрузки от взаимодействия гребней колесной пар с рельсом. Эти нагрузки через втулки 17 шпинтонов передаются на продольные 1 и поперечные 2 балки рамы тележки и далее на кузов.

Продольные балки 1 рамы через втулки 17 шпинтонов и кронштейны 18 воспринимают также продольные инерционные тяговые и тормозные усилия от колесных пар и передают их кузову.

В случае экстренных режимов торможения возникают силы взаимодействия, воспринимаемые поперечными балками 2 рамы через съемные упоры 14.

Кроме того, на раму действуют дополнительные нагрузки, обусловленные неровностями рельсового пути, извилистым движением колесных пар и др.

Действующие на раму вертикальные, боковые и продольные силы вызывают растяжение и изгиб ее элементов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также их кручение, поэтому конструкция рамы должна обладать повышенной прочностью и надежностью.

Операция замены кронштейнов 15 тяговых двигателей производится путем разделки сварных швов промежуточных втулок 26 и 27 и последующей вварки кронштейнов 15 в отверстия втулок 26, 27. Благодаря тому, что данная операция производится без термического или механического воздействия на боковые листы 11 поперечных балок 2, допускается неограниченное количество замен кронштейнов 15 в течение срока службы тележки без ослабления материала рамы.

Похожие патенты RU2328397C2

название год авторы номер документа
ПРОДОЛЬНАЯ БАЛКА ШПИНТОННОЙ РАМЫ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Егоренков Александр Владимирович
  • Чернышев Александр Александрович
RU2375224C2
ХОППЕР-ВАГОН МОДУЛЬНЫЙ 2003
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Можейко Екатерина Витальевна
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Шкабров Олег Анатолиевич
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Чегринец Григорий Михайлович
  • Ильин Сергей Николаевич
  • Фомин Андрей Иванович
RU2265536C2
Тележка трехосная с люлечным подвешиванием скоростных грузовых вагонов 2020
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Никонов Валерий Алексеевич
  • Близнец Надежда Васильевна
  • Панфилова Марина Александровна
  • Кимасов Максим Александрович
  • Щеклеин Николай Иванович
RU2754609C1
Трехосная тележка скоростного грузового вагона 2021
  • Савченков Валерий Валерьевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Никонов Валерий Алексеевич
  • Михайлов Геннадий Иванович
  • Лебедев Роман Александрович
RU2762960C1
Двухосная тележка рельсового транспортного средства 1989
  • Федькин Сергей Владимирович
  • Колесин Алексей Юрьевич
  • Матвеев Александр Анатольевич
SU1740222A1
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2001
  • Приходько Владимир Иванович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Чеботарев Валентин Изотович
  • Плютин Иван Иванович
RU2220862C2
НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 2008
  • Хоминич Валерий Семенович
  • Богданов Виталий Петрович
  • Барановский Александр Владимирович
RU2388632C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КРУПНОТОННАЖНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ 2005
  • Еремеев Сергей Николаевич
  • Романов Николай Павлович
  • Ряполов Виталий Андреевич
  • Дверников Валерий Викторович
  • Андреев Николай Константинович
  • Диская Маргарита Витальевна
  • Комельков Анатолий Петрович
  • Косилова Татьяна Васильевна
  • Замуруев Михаил Васильевич
RU2288121C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
КОРОБЧАТЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА МЕТРО 2008
  • Егоренков Александр Владимирович
  • Чернышев Александр Александрович
RU2385244C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 328 397 C2

Реферат патента 2008 года РАМА ДВУХОСНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ТЕЛЕЖКИ

Рама тележки содержит продольные (1) и поперечные (2) балки с кронштейнами (15, 16) под тяговые двигатели, соединенные между собой и имеющие коробчатое поперечное сечение. Рама снабжена ребрами (12) жесткости, установленными попарно в продольных балках в месте соединения с поперечными и выполненными в виде вертикальных листов, жестко прикрепленных по периметру к внутренним стенкам продольной балки под углом к боковым стенкам продольных балок. Первая вертикальная сторона каждого ребра расположена напротив вертикальной стороны бокового листа поперечной балки. На наружных сопряженных поверхностях продольных и поперечных балок расположены косынки, выполненные в виде изогнутых листов. Силовые элементы для закрепления кронштейнов тяговых двигателей выполнены в виде промежуточных цилиндрических втулок, жестко закрепленных в отверстиях поперечных балок. Наружные боковые стенки продольных балок выполнены из нескольких частей, средние из которых расположены между ребрами жесткости. Увеличиваются срок службы рамы и ее ремонтопригодность. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 328 397 C2

1. Рама тележки, содержащая продольные и поперечные балки, соединенные между собой и имеющие коробчатое поперечное сечение, при этом поперечные балки имеют кронштейны под тяговые двигатели, отличающаяся тем, что она снабжена ребрами жесткости, установленными попарно в продольных балках в месте соединения с поперечными и выполненными в виде вертикальных листов, жестко прикрепленных по периметру к внутренним стенкам продольной балки под углом к боковым стенкам продольных балок, причем первая вертикальная сторона каждого ребра расположена напротив вертикальной стороны бокового листа поперечной балки, косынками, расположенными на наружных сопряженных поверхностях продольных и поперечных балок и выполненными в виде изогнутых листов, и силовыми элементами для закрепления кронштейнов тяговых двигателей, выполненными в виде промежуточных цилиндрических втулок, жестко закрепленных в отверстиях поперечных балок, при этом наружные боковые стенки продольных балок выполнены из нескольких частей, средние из которых расположены между ребрами жесткости.2. Рама тележки по п.1, отличающаяся тем, что верхние, нижние и боковые стенки продольных и поперечных балок выполнены в виде листов.3. Рама тележки по п.1, отличающаяся тем, что угол наклона вертикальных листов к вертикальным стенкам продольных балок составляет не менее 60°.4. Рама тележки по п.1, отличающаяся тем, что радиус скругления косынок равен радиусу сопряжения наружных поверхностей продольных и поперечных балок, а сторона каждой косынки, примыкающая к боковому листу поперечной балки, имеет выемку в форме полукруга.5. Рама тележки по п.1, отличающаяся тем, что толщина крайних частей и средней части верхних и нижних листов продольных балок имеет разную величину: толщина средней части больше толщины крайних частей.6. Рама тележки по п.1, отличающаяся тем, что ширина верхних и нижних листов по длине продольных балок имеет разную величину и уменьшается от средней части к крайним частям.7. Рама тележки по п.1, отличающаяся тем, что одна из крайних частей продольных балок имеет постоянную ширину.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2328397C2

Устройство для получения смеси пара и продуктов горения 1928
  • Альтов В.Д.
  • Затольский Л.С.
SU14187A1
Съемный свод для пламенных печей 1930
  • Глотов А.И.
SU23423A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСЕРВОВ "БОРЩ ЧЕРНИГОВСКИЙ" 2014
  • Квасенков Олег Иванович
RU2565923C1
Конструкционная сталь 1977
  • Морозов Юрий Дмитриевич
  • Вышванюк Иван Михайлович
  • Жердев Анатолий Васильевич
  • Якименко Григорий Саввич
  • Чеботников Александр Тихонович
  • Прогонов Вячеслав Васильевич
  • Войтенко Юрий Иванович
  • Моисеенко Анатолий Иванович
SU657079A1

RU 2 328 397 C2

Авторы

Гаев Дмитрий Владимирович

Андреев Андрей Анатольевич

Колесин Алексей Юрьевич

Даты

2008-07-10Публикация

2006-08-11Подача