ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2008 года по МПК B61C5/02 

Описание патента на изобретение RU2329171C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается всасывающего охлаждающего устройства силовой установки тепловозов, путевых машин, газотурбовозов, передвижных дизель-электрических станций и других силовых установок.

Известна конструкция охлаждающего устройства (холодильника) дизеля тепловоза 2ТЭ116, содержащего четыре мотор-вентилятора, которые всасывают воздух через боковые жалюзи (воздухозаборник) и радиаторные секции. К ротору колеса вентилятора приварены восемь лопастей.

Воздушный поток, создаваемый вентиляторами, охлаждает радиаторные секции, а затем горячим воздухом обдуваются мотор-вентиляторы.

(Тепловоз 2ТЭ116, С.П.Филонов, А.И.Гибалов, В.Е.Быковский и др. 2-е изд., М, Транспорт, 1985 г., с.133, 134).

Недостатком известной конструкции является нагрев мотор-вентиляторов горячим воздухом и то, что она не дает или существенно ограничивает возможности установки вентиляторных колес с полимерными лопатками из-за возможной поломки их в местах соединений лопастей с ротором колеса, так как механические свойства полимерных лопастей ухудшаются с их нагревом.

Известен мотор-вентилятор охлаждающего устройства тепловоза, содержащий статор и ротор асинхронного электродвигателя, корпус и вал ротора, обод и лопасти осевого вентилятора, нижний и верхний диски, днище, основание, отверстия в основании, статоре и в верхней части корпуса ротора, а также отверстия, выполненные в верхнем диске и нижней части обода вентилятора и соединяющие полость между днищем и верхней частью электродвигателя с всасывающим трактом вентилятора, причем отверстия в нижней части обода выполнены ниже лопастей вентилятора, а также кольцевую обечайку, установленную между корпусом ротора и ободом вентилятора, образующую кольцевое пространство над верхним диском и соединяющую отверстия в верхней части корпуса ротора с отверстиями в верхнем диске.

(RU, патент на полезную модель, №37780 U1, F04D 29/38, 2003).

Недостатком указанного мотор-вентилятора является то, что канал для прохода воздуха охлаждения эл. двигателя дополнен двумя полостями, расширяющими и поворачивающими поток 3 раза на 90°, тем самым увеличивается мощность, затрачиваемая на охлаждение, а отверстия, выполненные в нижней части обода, ниже лопастей вентилятора, и полость между ободом и корпусом электродвигателя создает неблагоприятные условия для охлаждения мест соединения лопастей с ротором.

Известно охлаждающее устройство, принятое за прототип, содержащее воздухозаборное устройство (воздухозаборник), ряд радиаторных секций, вентиляторное колесо с электродвигателем, размещенным в воздуховоде, соединенном с дополнительным воздухозаборным устройством (воздухозаборником), при этом воздухозаборник и дополнительный воздухозаборник с воздуховодом соединены (связаны) с всасывающей зоной вентиляторного колеса. Вентиляторное колесо обдувается смешанным горячим воздухом после радиаторных секций и электродвигателя

(RU, патент на полезную модель №37342 U1, кл. B61C 5/02, 2004 г.).

В этом устройстве может быть установлено вентиляторное колесо с полимерными лопатками, которые закреплены на диске ступицы с помощью установочных стержней и клея.

Недостатком известного охлаждающего устройства является то, что при ее работе нарушается прочность мест соединений полимерных лопастей с диском ступицы, в связи с большой зависимостью механических свойств применяемых полимерных лопастей от температуры, с нагревом лопастей их прочность снижается.

Техническим результатом изобретения является повышение прочности мест соединений полимерных лопаток с диском ступицы вентиляторного колеса охлаждающего устройства силовых установок при повышенных температурах за счет охлаждения этих мест воздухом после электродвигателя, температура которого ниже, чем смешанного воздуха после радиаторных секций и электродвигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в охлаждающем устройстве силовой установки, содержащем ряд радиаторных секций, их воздухозаборник, вентиляторное колесо с обечайкой, полимерные лопасти которого закреплены на диске ступицы с помощью установочных стержней и клея, дополнительный воздухозаборник и соединенный с ним воздуховод, в котором размещен электродвигатель вентиляторного колеса с лобовым щитом, при этом воздухозаборник и дополнительный воздухозаборник с воздуховодом связаны со всасывающей зоной вентиляторного колеса, обечайка вентиляторного колеса установлена на валу электродвигателя с минимальными зазорами относительно лобового щита электродвигателя, являющегося стенкой воздуховода, обеспечивающими надежное вращение вентиляторного колеса и повышенное сопротивление охлаждающему воздуху после электродвигателя, в лобовом щите электродвигателя, на выходе охлаждающего воздуха из него, и в цилиндрической поверхности обечайки выполнены отверстия для выхода охлаждающего воздуха из воздуховода с электродвигателем и охлаждения мест крепления лопастей к диску ступицы, при этом отверстия в обечайке выполнены максимально приближенными к местам крепления лопастей к диску ступицы и выходящими на спинку лопастей в зону максимального разрежения воздуха при работе вентиляторного колеса.

Указанный технический результат может достигаться также тем, что в охлаждающем устройстве силовой установки, содержащем ряд радиаторных секций, их воздухозаборник, вентиляторное колесо с обечайкой, полимерные лопасти которого закреплены на диске ступицы с помощью установочных стержней и клея, дополнительный воздухозаборник и соединенный с ним воздуховод, в котором размещен электродвигатель вентиляторного колеса с лобовым щитом, при этом воздухозаборник и дополнительный воздухозаборник с воздуховодом связаны со всасывающей зоной вентиляторного колеса, обечайка вентиляторного колеса установлена на валу электродвигателя с минимальными зазорами относительно стенки воздуховода, обеспечивающими надежное вращение вентиляторного колеса и повышенное сопротивление охлаждающему воздуху после электродвигателя, в стенке воздуховода и в цилиндрической поверхности обечайки выполнены отверстия для выхода охлаждающего воздуха и охлаждения мест крепления лопастей к диску ступицы, при этом отверстия в обечайке выполнены максимально приближенными к местам крепления лопастей к диску ступицы и выходящими на спинку лопастей в зону максимального разрежения воздуха при работе вентиляторного колеса.

На фиг.1 схематично изображено охлаждающее устройство силовой установки, на фиг.2 изображен вид по стрелке А фиг.1 и фиг.3, на фиг.3 - вариант исполнения охлаждающего устройства.

Охлаждающее устройство силовой установки: дизеля, турбины (фиг.1 и 2) содержит ряд радиаторных секций 1, установленных в воздухозаборнике 2, вентиляторное колесо 3, полимерные лопасти 4 которого закреплены на диске ступицы 5 и обечайке 6 с помощью установочных стержней 7 и клея, дополнительный воздухозаборник 8 и соединенный с ним воздуховод 9, в котором размещен электродвигатель 10 вентиляторного колеса 3, являющийся элементом воздуховода 9, при этом воздухозоборник 2 и дополнительный воздухозаборник 8 с воздуховодом 9 связаны с всасывающей зоной 11 вентиляторного колеса 3. Обечайка 6 вентиляторного колеса 3 установлена на валу электродвигателя 10 с минимальными зазорами В и С относительно лобового щита 12 электродвигателя 10, являющегося стенкой воздуховода и обеспечивающего надежное вращение вентиляторного колеса 3 и повышенное сопротивление охлаждающему воздуху после электродвигателя 10. В лобовом щите 12 на выходе охлаждающего воздуха из электродвигателя 10, в боковой стенке воздуховода 9 и в цилиндрической поверхности 13 обечайки 6 выполнены соответственно отверстия 14, 15, 16 для выхода охлаждающего воздуха из воздуховода 9 электродвигателя 10 и охлажденных мест крепления лопастей к диску ступицы 5 и обечайке 6, при этом отверстия 16 в обечайке 6 выполнены максимально приближенными к местам соединения лопастей 4 с обечайкой 6 и выходящими на спинку 17 лопастей 4 в зону 18 максимального разрежения воздуха при работе вентиляторного колеса 3.

В другом варианте (фиг.3 и 2) охлаждающего устройства воздуховод 9 выполнен отдельным от электродвигателя 10 конструктивным элементом. В стенке воздуховода 9 выполнено отверстие 19 для выхода охлаждающего воздуха и охлаждения мест крепления лопаток 4 к диску ступицы 5 через отверстия 16 в обечайке 6. В остальном охлаждающее устройство аналогично предыдущему варианту.

Охлаждающее устройство работает следующим образом.

При работе охлаждающего устройства, выполненного по первому варианту, вентиляторное колесо 3, вращаемое электродвигателем 10, всасывает воздух в воздухозаборник 2 через радиаторные секции 1 и в дополнительный воздухозаборник 8, соединенный с воздуховодом 9, в котором размещен электродвигатель 10. Воздух для охлаждения электродвигателя 10 выходит из него с температурой меньшей, чем воздух, который выходит после радиаторных секций 1 и направляется через отверстия 15 в воздуховоде 9 во всасывающую вентиляторным колесом 3 зону 11, через отверстия 14 в лобовом щите 12 и отверстия 16 в цилиндрической поверхности 13 обечайки 6, максимально приближенные к местам крепления лопастей 4 с помощью установочных стержней 7 и клея к диску ступицы 5 и обечайке 6 и выходящие на спинку 17 лопастей 4 в зону 18 максимального разрежения при вращении вентиляторного колеса 3.

Минимальные зазоры В и С между лобовым щитом 12 электродвигателя 10 и обечайкой 6 вентиляторного колеса 3 обеспечивают надежное вращение вентиляторного колеса 3 и создают повышенное сопротивление утечкам охлаждающего воздуха после электродвигателя 10.

В охлаждающем устройстве, выполненном по второму варианту, воздух к месту крепления лопастей с диском ступицы 5 и обечайкой 6 поступает через отверстие 19 в стенке воздуховода 9 и отверстия 16 в обечайке 6. В остальном охлаждающее устройство работает аналогично предыдущему варианту.

Предлагаемое охлаждающее устройство силовой установки повышает прочность соединения стержня лопасти с диском ступицы и надежность работы вентиляторного колеса с полимерными лопатками.

Похожие патенты RU2329171C1

название год авторы номер документа
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Рыбальченко Владимир Александрович
  • Могила Валентин Иванович
  • Коняев Алексей Николаевич
  • Вихляев Олег Петрович
SU1710795A1
ТЕПЛОВОЗ 2019
  • Васюков Евгений Сергеевич
  • Богатырев Сергей Борисович
  • Удалых Любовь Павловна
  • Митина Ольга Алексеевна
  • Мочалов Олег Евгеньевич
RU2718596C1
ДВУСТОРОННИЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР 2000
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2172869C1
Двигатель-вентилятор 1977
  • Дартау Александр Александрович
  • Кожевников Владимир Арсеньевич
  • Соболева Надежда Павловна
SU680113A1
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ВЕНТИЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА 2009
  • Аронский Евгений Витальевич
  • Батов Леонид Павлович
  • Бегма Михаил Васильевич
  • Воробьева Татьяна Михайловна
RU2406875C1
ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ "МАКСИНИО": ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТА И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТА И ЧАСТЕЙ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТА 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466908C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА КАРЬЕРНОГО САМОСВАЛА И ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА 2022
  • Шибаев Александр Александрович
  • Макаров Михаил Борисович
  • Леонов Дмитрий Васильевич
RU2791039C1
САМОХОДНЫЙ НАЗЕМНЫЙ РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ФРЕЗ-БАРАБАНА 2011
  • Гранер Клаус
  • Лис Йоханн
RU2550619C2
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА 1992
  • Спинеев Анатолий Константинович[Ua]
  • Спинеев Владимир Анатольевич[Ua]
RU2047519C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННЕЙ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ РОТОРА 2012
  • Бюттнер Клаус
  • Кирхнер Клаус
  • Мюллер Михаэль
RU2587543C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 329 171 C1

Реферат патента 2008 года ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается всасывающего охлаждающего устройства силовой установки тепловозов, путевых машин, газотурбовозов, станций и других силовых установок. В охлаждающем устройстве силовой установки содержится ряд радиаторных секций, их воздухозаборник, вентиляторное колесо с обечайкой, полимерные лопасти которого закреплены на диске ступицы, дополнительный воздухозаборник и соединенный с ним воздуховод, в котором размещен электродвигатель вентиляторного колеса с лобовым щитом. При этом воздухозаборник и дополнительный воздухозаборник с воздуховодом связаны со всасывающей зоной вентиляторного колеса. Обечайка вентиляторного колеса установлена на валу электродвигателя с минимальными зазорами относительно лобового щита электродвигателя. В лобовом щите электродвигателя, являющемся стенкой воздуховода, и в цилиндрической поверхности обечайки выполнены отверстия для выхода охлаждающего воздуха из воздуховода с электродвигателем и охлаждения мест крепления лопастей к диску ступицы. Отверстия для выхода охлаждающего воздуха и охлаждения мест крепления лопастей к диску ступицы могут быть выполнены в стенке воздуховода и в цилиндрической поверхности обечайки. Технический результат заключается в повышении надежности охлаждающего устройства. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 329 171 C1

1. Охлаждающее устройство силовой установки, содержащее ряд радиаторных секций, воздухозаборник, вентиляторное колесо с обечайкой, полимерные лопасти которого закреплены на диске ступицы с помощью установочных стержней и клея, дополнительный воздухозаборник и соединенный с ним воздуховод, в котором размещен электродвигатель вентиляторного колеса с лобовым щитом, при этом воздухозаборник и дополнительный воздухозаборник с воздуховодом связаны со всасывающей зоной вентиляторного колеса, отличающееся тем, что обечайка вентиляторного колеса установлена на валу электродвигателя с минимальными зазорами относительно лобового щита электродвигателя, являющегося стенкой воздуховода, обеспечивающими надежное вращение вентиляторного колеса и повышенное сопротивление охлаждающему воздуху после электродвигателя, в лобовом щите электродвигателя, на выходе охлаждающего воздуха из него и в цилиндрической поверхности обечайки выполнены отверстия для выхода охлаждающего воздуха из воздуховода с электродвигателем и охлаждения мест крепления лопастей к диску ступицы, при этом отверстия в обечайке выполнены максимально приближенными к местам крепления лопастей к диску ступицы и выходящими на спинку лопастей в зону максимального разрежения воздуха при работе вентиляторного колеса.2. Охлаждающее устройство силовой установки, содержащее ряд радиаторных секций, их воздухозаборник, вентиляторное колесо с обечайкой, полимерные лопасти которого закреплены на диске ступицы с помощью установочных стержней и клея, дополнительный воздухозаборник и соединенный с ним воздуховод, в котором размещен электродвигатель вентиляторного колеса с лобовым щитом, при этом воздухозаборник и дополнительный воздухозаборник с воздуховодом связаны со всасывающей зоной вентиляторного колеса, отличающееся тем, что обечайка вентиляторного колеса установлена на валу электродвигателя с минимальными зазорами относительно стенки воздуховода, обеспечивающими надежное вращение вентиляторного колеса и повышенное сопротивление охлаждающему воздуху после электродвигателя, в стенке воздуховода и в цилиндрической поверхности обечайки выполнены отверстия для выхода охлаждающего воздуха и охлаждения мест крепления лопастей к диску ступицы, при этом отверстия в обечайке выполнены максимально приближенными к местам крепления лопастей к диску ступицы и выходящими на спинку лопастей в зону максимального разрежения воздуха при работе вентиляторного колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2329171C1

Устройство для выпуска воздушного потока из шахт охлаждающего устройства тепловоза 1989
  • Куликов Юрий Андреевич
  • Меликджанов Георгий Сергеевич
  • Зеленов Иван Иванович
  • Доронин Юрий Иванович
  • Богданов Виктор Иванович
  • Толкачев Николай Александрович
  • Ситников Евгений Алексеевич
  • Черток Евсей Борисович
  • Лахно Валерий Анатольевич
SU1708677A1
Устройство для выпуска воздушного потока из шахты холодильника тепловоза 1982
  • Костенко Павел Афанасьевич
  • Гаврилюк Владимир Александрович
  • Гибалов Анатолий Иванович
  • Балабанова Валентина Михайловна
SU1054154A1
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2277484C1
Автоматический переключатель для фототелеграфных трансляций 1939
  • Алексеев С.Т.
SU62898A1
Многошпиндельный гайковерт 1976
  • Марков Альберт Алексеевич
  • Морозов Валерий Сергеевич
  • Курнаков Анатолий Александрович
SU700326A1

RU 2 329 171 C1

Авторы

Горин Владимир Иванович

Родионов Игорь Николаевич

Новиков Александр Михайлович

Чибезков Алексей Владимирович

Бондаренко Леонид Маркович

Троицкий Анатолий Пантелеевич

Даты

2008-07-20Публикация

2006-12-13Подача