Изобретение относится к области сверхлегкой авиации и может быть реализовано при помощи различных мотопарапланов с мягким газонаполняемым крылом.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является метода транспортировки грузов - «AERIAL TRANSPORT METHOD AND APPARATUS», международная заявка WO 00/68077. Названный метод предусматривает транспортировку по воздуху негабаритных грузов (которые трудно разместить в фюзеляже летательного аппарата), на наружной подвеске (подвешенными под летательным аппаратом). Этот метод позволяет транспортировать грузы из мест, не имеющих взлетно-посадочных полос.
Метод предусматривает следующую последовательность действий. Летательный аппарат, еще до старта соединенный посредством кабеля (троса) с грузом, взлетает вертикально, поднявшись на определенную высоту, переводит полет в горизонтальную фазу, достигнув в горизонтальном полете места назначения, переводит полет обратно в вертикальную фазу и плавно опускает груз в точку назначения. Названный метод предусматривает применение беспилотных летательных аппаратов, управляемых дистанционно.
К недостатку данного метода транспортировки грузов можно отнести механическую связь перевозимого груза и летательного аппарата до взлета. Это не позволяет летательному аппарату стартовать на значительном расстоянии от груза. Существенным недостатком рассматриваемого метода транспортировки грузов является наличие вертикальной фазы полета как во время взлета, так и во время разгрузки, что требует значительной мощности двигателя и неприемлемо для мотопарапланов с мягким газонаполняемым крылом.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является придание возможности аппаратам с мягким газонаполняемым крылом транспортировать различные грузы, не создавая при этом дополнительную физическую нагрузку для пилота.
Вышеупомянутая задача решается тем, что по способу транспортировки грузов аппаратами с мягким газонаполняемым крылом, при помощи специального устройства, установленного под креслом пилота, груз «подхватывают» с земли во время полета и «сбрасывают» перед приземлением.
На представленных чертежах изображен вариант устройства, позволяющего реализовать заявляемый способ транспортировки грузов аппаратами с мягким газонаполняемым крылом.
Устройство состоит из транспортировочного кольца 1, закрепленного на грузе или контейнере с грузом 2 (см. фиг.1, фиг.2), и захвата 3 (см. фиг.3, фиг.4, фиг.5 и фиг.6), шарнирно соединенного посредством крепления 4 с силовым агрегатом летательного аппарата. Крепление 4 имеет фиксатор 5, позволяющий захвату 3 фиксироваться в одном из двух положений: нижнем - захват 3 опущен вниз и готов к «подхвату» груза и верхнем - захват 3 отведен набок и вверх. В верхнем положении захват 3 не мешает взлету и посадке аппарата. К захвату 3, посредством шарнира 6, присоединена запорная планка 7, подпружиненная пружиной 8, и, посредством фиксирующегося шарнира 9, откидной крючок 10. Фиксирующийся шарнир 9 управляется посредством троса 11.
На фиг.1 изображен подготовленный к транспортировке контейнер с грузом 2, с установленным на нем транспортировочным кольцом 1.
На фиг.2 контейнер 2 изображен во время транспортировки. Транспортировочное кольцо 1, сцепленное с захватом 3, спружинив, изогнулось под воздействием веса контейнера 2 (на чертеже показана часть захвата 3, контактирующая с кольцом 1).
На фиг.3 показан захват 3, зафиксированный в нижнем рабочем положении и готовый к подхвату груза.
На фиг.4 изображен момент сцепки транспортировочного кольца 1 с захватом 3. Запорная планка 7, соприкоснувшись с кольцом 1, отгибается и пропускает кольцо 1 внутрь захвата (на чертеже показан отрезок кольца 1, контактирующий с запорной планкой 7).
На фиг.5 показан момент переноса груза. Пропустив в момент сцепки кольцо 1, запорная пластина 7, под воздействием пружины 8, вернулась в исходное положение и заблокировала кольца 1 внутри захвата 3, предотвращая его случайное соскальзывание с откидного крючка 10 (на чертеже показан отрезок кольца 1, контактирующий с откидным крючком 10).
На фиг.6 показан момент сброса груза. Шарнир 9, посредством троса управления 11, расфиксирован. Откидной крючок 10, освободив транспортировочное кольцо 1, опустился вниз.
Заявляемый способ может реализоваться следующим образом.
Упакованный груз, оснащенный транспортировочным кольцом 1 (см. фиг.1 и фиг.2), располагается на земле таким образом, чтобы пилот мог над ним свободно пролететь. Пилот, предварительно зафиксировав захват 3 в верхнем положении, взлетает. После взлета он переводит захват 3 в нижнее рабочее положение. Пролетая над грузом с небольшой скоростью, зацепив при помощи захвата 3, установленного под креслом пилота, транспортировочное кольцо 1, подхватывает груз и поднимает его над землей. Транспортировочное кольцо 1 (см. фиг.2), упруго деформируясь, смягчает рывок во время подхвата груза. Перед приземлением пилот, пролетая с минимальной скоростью на небольшой высоте над заранее выбранным или подготовленным местом (натянутая сетка, спасательная подушка и т.п.), посредством троса управления 11 расфиксирует шарнир 9. Откидной крючок 10 опускается вниз, освобождая кольцо 1 и соединенный с ним груз. После сбрасывания груза пилот, при помощи троса управления или другого устройства, отводит захват 3 в верхнее положение и приземляется сам.
В зависимости от массы и иных свойств перемещаемого груза он может оснащаться транспортировочными устройствами различной конструкции. Это могут быть транспортировочные штанги с пружинами и амортизаторами, упругие транспортировочные кольца, тросовые транспортировочные петли или иные устройства.
Для облегчения подхвата груз можно устанавливать на какую-либо возвышенность или подставку.
Для спасения терпящих бедствие на воде спасательные жилеты можно оборудовать транспортировочными устройствами. В простейшем варианте это может быть отрезок стального тросика, закрепленный на жилете в виде петли. Чтобы жилет с транспортировочным устройством не был слишком громоздким, на время хранения такую петлю можно изогнув зафиксировать на жилете. При попадании терпящего бедствие в воду он может расфиксировать петлю, которая благодаря силам упругости займет рабочее положение. Возможен вариант фиксации петли при помощи материала, размокающего в воде. В этом случае петля расфиксируется автоматически. Архимедова сила поможет смягчить рывок в момент подхвата. Вес спасаемого и соответственно сила, действующая на захват 3, будут нарастать постепенно, по мере извлечения терпящего бедствие из воды.
Парапланам традиционной конструкции для поддержания аэродинамической формы купола необходим встречный воздушный поток определенной силы, поэтому минимальная скорость устойчивого полета таких аппаратов ограничена и составляет примерно 20-25 км/час (см., например, парапланы Тандем Танго 42-46). «Мягкое газонаполняемое крыло», патент РФ №2121943, для поддержания аэродинамической формы купола может использовать воздух, принудительно закачиваемый в газонаполняемые отсеки купола через гибкие газопроводы, поэтому летательный аппарат, оснащенный таким крылом, в отличие от парапланов традиционной конструкции, не требует встречного воздушного потока и может устойчиво лететь на скоростях, гораздо меньших, чем традиционный параплан, что немаловажно для осуществления заявляемого способа.
Изобретение относится к области авиации. Способ транспортировки грузов летательным аппаратом, имеющим мягкое газонаполняемое крыло и силовой агрегат, заключается в переносе груза по воздуху с использованием транспортировочного устройства. Аппарат взлетает без груза, пролетая над грузом, захватом зацепляет транспортировочное устройство, переносит груз и сбрасывает груз, пролетая над местом назначения на минимальной высоте с минимальной скоростью. Транспортировочное устройство закрепляют на грузе. Захват шарнирно прикрепляют к силовому агрегату летательного аппарата. Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
US 6824098 А, 30.11.2004 | |||
WO 00/68077 A1, 16.11.2000 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА ГРУЗА ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ | 2000 |
|
RU2174090C1 |
СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ | 1998 |
|
RU2161107C2 |
Авторы
Даты
2008-07-27—Публикация
2006-09-18—Подача