СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ Российский патент 2008 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2334641C2

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями. Превышение текущего напряжения над пороговым фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г. (аналог на стр.37-38)].

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен также способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала в зависимости от координаты поездного шунта и по характеру изменения сигнала фиксируют освобождение путевого участка [патент РФ №2241625 МПК B61L 23/16. Способ контроля свободных путевых участков, авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В. БИ №34, 2004 г.].

Недостатком этого способа является то, что при интенсивном выпадении осадков может быть зафиксирована ложная занятость.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии.

Технический результат достигается тем, что способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, источник питания подключен к середине рельсовой линии, а приемные устройства по концам, контроль состояния рельсовой линии осуществляют путем сравнения напряжений концов, занятие рельсовой линии фиксируют при превышении отношения напряжения входного конца к напряжению выходного конца отношения коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии или при превышении отношения напряжения выходного к напряжению входного конца произведения коэффициента снижения напряжения на минимально допустимое значение коэффициента асимметрии, освобождение рельсовой линии фиксируют при соблюдении трех условий, которые выполняются последовательно во времени: во-первых, ток источника питания должен превысить пороговое значение, во-вторых, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента снижения напряжения к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, в-третьих, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента всплеска к минимально допустимому значение коэффициента асимметрии.

На фиг.1 и 2 представлены зависимости напряжений на входах левого и правого приемников и тока источника питания от координаты шунта рельсовой линии РЛ с питанием от середины. Часть рельсовой линии РЛ слева от источника питания обозначена РЛ1, справа - РЛ2. Перемещение шунта происходит слева направо.

На фиг.1 приведены кривые зависимости напряжения на входе левого U1=ϕ(XШ) и правого U2=ϕ(ХШ) приемников от координаты шунта в отсутствие продольной асимметрии. Кроме того, представлена зависимость тока источника питания от координаты шунта I=ϕ(ХШ).

На фиг.2 приведены аналогичные кривые в условиях продольной асимметрии.

На фиг.1 отмечены точки, которые характеризуют следующие ситуации:

U11 - начало нарастания напряжения на входе левого приемника перед приближением поезда (нормативного шунта) к рельсовой линии РЛ (к левой ее части РЛ1),

U12 - максимальное значение напряжения (всплеск) на входе левого приемника перед приближением поезда к рельсовой линии РЛ,

U13 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке подключения левого приемника,

U14 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке подключения источника питания,

U15 - максимальное значение напряжения (всплеск) на выходе левого приемника при удалении поезда от левой части рельсовой линии РЛ1,

U16 - окончание снижения напряжения на выходе левого приемника при удалении поезда от левой части рельсовой линии РЛ1,

U21 - начало нарастания напряжения на входе правого приемника перед приближением поезда (нормативного шунта) к правой части рельсовой линии РЛ2,

U22 - максимальное значение напряжения (всплеск) на входе правого приемника перед приближением поезда к правой части рельсовой линии РЛ2,

U23 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке подключения источника питания,

U24 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке подключения правого приемника,

U25 - максимальное значение напряжения (всплеск) на выходе правого приемника при удалении поезда от правой части рельсовой линии РЛ2,

U26 - окончание снижения напряжения на выходе правого приемника при удалении поезда от правой части рельсовой линии РЛ2,

На фиг.2 дополнительно обозначены точки:

U17 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке, где напряжение на входе правого приемника достигает максимального значения при уходе поезда с рельсовой линии,

U18 - значение напряжения на входе левого приемника при нахождении шунта в точке, где закончилось влияние шунта на напряжение правого приемника,

U27 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке, где начинается воздействие на напряжение левого приемника,

U28 - значение напряжения на входе правого приемника при нахождении шунта в точке, где напряжение на входе левого приемника достигает максимального значения при подходе поезда к рельсовой линии.

Характер кривых отражает то, что входные сопротивления по концам имеют комплексные значения с емкостной составляющей. Кривые зависимости напряжений на входах приемников имеют всплески при приближении шунта к рельсовой линии и удалении от нее.

Сущность метода заключается в следующем. При движении слева направо занятие рельсовой линии (фиг.1) фиксируют при приближении поезда к рельсовой линии и выполнении одного из двух условий: превышении напряжения на входе левого приемника U12 над напряжением на входе правого приемника U11 в Кв (коэффициент всплеска) раз или более, который может быть принят от 1,2 до 1,4 (коэффициент всплеска является функцией сопротивления изоляции), или при понижении напряжения на входе левого приемника относительно правого в 2-3 раза или более, т.е. U13 U11сн=0,5-0,3, где Ксн - коэффициент снижения напряжения.

Фиксация освобождения рельсовой линии происходит в два этапа. На первом этапе проверяют превышение тока источника питания над пороговым значением. На втором этапе проверяют еще два условия. Первое из них: отношение напряжения на входе правого приемника U24 к напряжению левого приемника U16 должно быть более Ксн, и отношение напряжения на входе правого приемника к напряжению левого приемника должно быть более коэффициента всплеска Кв. Ксн - коэффициент снижения напряжения и KВ - коэффициент всплеска определяются в условиях, когда они минимальны, т.е. при мокром балласте. Пороговое значение тока - это ток источника питания при сухом балласте и нормативном шунте.

На фиг.2 приведены кривые в условиях продольной асимметрии, которая снижает эффект достоверной работы. За коэффициент асимметрии принимают минимально возможное отношение напряжений приемников двух смежных рельсовых линий U27/U11 (U26/U18). При этом один из коэффициентов снижения напряжения снижается U13/U28, а другой увеличивается U24/U18. Определяющим является меньший из них. Аналогичная ситуация и с коэффициентами всплеска U25/U17 и U12/U28, где определяющим также является минимальный.

Предложенный способ позволяет достоверно контролировать рельсовые цепи при низком значении сопротивления изоляции и резком изменении сопротивления изоляции, ограничением может быть только чрезмерная продольная асимметрия (более двух раз).

Похожие патенты RU2334641C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2333125C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Якобчук Артем Игоревич
RU2333126C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2286276C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2317908C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Трошина Марина Васильевна
RU2415770C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2006
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2331537C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2003
  • Полевой Ю.И.
RU2248289C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2457136C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2737251C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 334 641 C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала. Источник питания подключен к середине рельсовой линии, а приемные устройства - по концам. Контроль состояния рельсовой линии осуществляют путем сравнения напряжений концов, занятие рельсовой линии фиксируют при превышении отношения напряжения входного конца к напряжению выходного конца отношения коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии или при превышении отношения напряжения выходного к напряжению входного конца произведения коэффициента снижения напряжения на минимально допустимое значение коэффициента асимметрии. Освобождение рельсовой линии фиксируют при соблюдении трех условий, которые выполняются последовательно во времени: во-первых, ток источника питания должен превысить пороговое значение, во-вторых, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента снижения напряжения к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, в-третьих, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии. Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 334 641 C2

Способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, отличающийся тем, что источник питания подключен к середине рельсовой линии, а приемные устройства - по концам, контроль состояния рельсовой линии осуществляют путем сравнения напряжений концов, занятие рельсовой линии фиксируют при превышении отношения напряжения входного конца к напряжению выходного конца отношения коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, или при превышении отношения напряжения выходного к напряжению входного конца произведения коэффициента снижения напряжения на минимально допустимое значение коэффициента асимметрии, освобождение рельсовой линии фиксируют при соблюдении трех условий, которые выполняются последовательно во времени: во-первых, ток источника питания должен превысить пороговое значение, во-вторых, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента снижения напряжения к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии, в-третьих, отношение напряжения выходного конца к напряжению входного должно превосходить отношение коэффициента всплеска к минимально допустимому значению коэффициента асимметрии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2334641C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
RU2241625C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2273582C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2273583C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
КОТЛЯРЕНКО Н.Ф
Путевая блокировка и авторегулировка
- М.: Транспорт, 1983, с.37-38.

RU 2 334 641 C2

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Полевая Людмила Владимировна

Тарасов Евгений Михайлович

Фокеев Анатолий Борисович

Смышляев Валерий Анатольевич

Гуменников Валерий Борисович

Митрофанов Александр Николаевич

Ахмадуллин Фанис Ринатович

Трошина Марина Васильевна

Даты

2008-09-27Публикация

2006-05-10Подача