СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ Российский патент 2008 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2317908C1

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями. Превышение текущего напряжения над пороговым фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г., стр.37-38].

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен также способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала в зависимости от координаты поездного шунта и по характеру изменения сигнала фиксируют освобождение путевого участка [патент РФ №2241625, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободных путевых участков, авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., БИ №34, 2004 г.].

Недостатком этого способа является то, что при интенсивном выпадении осадков может быть зафиксирована ложная занятость.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии.

Технический результат достигается тем, что способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, определяют пороговое напряжение освобождения, с которым сравнивают текущее напряжение рельсовой линии, при превышении текущего напряжения над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии, за пороговое напряжение освобождения принимают произведение текущего напряжения предыдущей рельсовой линии при условии, что она и предшествующие ей рельсовые линии свободны, на коэффициент занятия и коэффициент продольной асимметрии, причем оба коэффициента являются функциями этого напряжения, а занятие фиксируют при условии, что ток источника питания превышает пороговое значение, которое соответствует току источника питания при наложении нормативного шунта на место подключения источника питания при максимальном значении сопротивления изоляции, а сам источник питания подключен к входному концу рельсовой линии и следующая рельсовая линия занята.

На чертеже приведены кривые зависимости напряжения на входе приемника от координаты шунта U=ϕ(ХШ). По вертикальной оси откладывают значения напряжений, по горизонтальной оси - координаты шунта на рельсовых линиях (i-3)-ой, (i-2)-ой, (i-1)-ой, i-ой, (i+1)-ой, (i+2)-ой, (i+3)-ой.

Рельсовая линия (i-3)-я имеет самый сухой балласт, рельсовая линия (i+3)-я - самый мокрый.

Для пояснения принципа действия предложенного способа введем следующие обозначения:

Ксн - коэффициент снижения напряжения - это число, показывающее во сколько раз снижается напряжение при наложении шунта (3-5 раз) на конец рельсовой цепи, он же показывает во сколько раз увеличивается напряжение при удалении шунта, является функцией сопротивления изоляции, которое однозначно характеризуется текущим напряжением в отсутствии влияния шунта;

Ка - коэффициент асимметрии - во сколько раз напряжение на приемнике при мокром балласте ниже напряжения при сухом балласте для заданного диапазона изменения сопротивления изоляции (например, при двукратном изменении), является функцией сопротивления изоляции.

Реализация способа осуществляется следующим образом.

Источник питания циклически подключают к левым концам рельсовых линий, а приемник - к правым, движение поезда происходит слева направо.

Фиксация занятия i-й рельсовой линии осуществляется при условии, что текущее значение тока источника питания It (источник питания включен между i-ой и (i-1)-ой рельсовыми линиями) превышает пороговое значение тока IP (чертеж) и следующая рельсовая линия занята. За пороговое значение тока IP принято минимальное значение тока источника питания, которое создается при нормативном шунте и сухом балласте.

Фиксация освобождения i рельсовой линии осуществляется при условии, что текущее значение напряжения возрастает и достигает значения, которое определяется произведением текущего напряжения свободной предыдущей (i-1)-ой рельсовой линии на коэффициент снижения напряжения Ксн и коэффициент асимметрии Ка в отсутствии шунта на предшествующей (i-2)-ой рельсовой линии.

Анализ работы рельсовой линии на ЭВМ показал, что предлагаемый способ позволит контролировать состояние путевых участков даже при снижении сопротивления изоляции ниже 0,02 Ом·км и продольной асимметрии до 50%, что значительно повышает безопасность движения поездов.

Похожие патенты RU2317908C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Фокеев Анатолий Борисович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
RU2334641C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259294C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2344957C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2410267C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2423268C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2334640C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Смышляев В.А.
  • Гуменников В.Б.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2263040C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2271949C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, определяют пороговое напряжение освобождения, с которым сравнивают текущее напряжение рельсовой линии, при превышении текущего напряжения над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение. За пороговое напряжение освобождения принимают произведение текущего напряжения предыдущей рельсовой линии при условии, что она и предшествующие ей рельсовые линии свободны, на коэффициент занятия и коэффициент продольной асимметрии, причем оба коэффициента являются функциями этого напряжения. Занятие фиксируют при условии, что ток источника питания превышает пороговое значение, которое соответствует току источника питания при наложении нормативного шунта на место подключения источника питания при максимальном значении сопротивления изоляции, а сам источник питания подключен к входному концу рельсовой линии и следующая рельсовая линия занята. Техническим результатом изобретения является повышение безопасности движения поездов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 317 908 C1

Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце контролируют изменение сигнала, определяют пороговое напряжение освобождения, с которым сравнивают текущее напряжение рельсовой линии, при превышении текущего напряжения над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии, отличающийся тем, что за пороговое напряжение освобождения принимают произведение текущего напряжения предыдущей рельсовой линии при условии, что она и предшествующая ей рельсовые линии свободны, на коэффициент занятия и коэффициент продольной асимметрии, причем оба коэффициента являются функциями этого напряжения, а занятие фиксируют при условии, что ток источника питания превышает пороговое значение, которое соответствует току источника питания при наложении нормативного шунта на место подключения источника питания при максимальном значении сопротивления изоляции, а сам источник питания подключен к входному концу рельсовой линии и следующая рельсовая линия занята.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2317908C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
RU2241625C2
RU 2004103194 А, 10.07.2005
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2002
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Яковлев В.Н.
  • Смышляев В.А.
  • Гуменников В.Б.
RU2238867C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
RU2243118C1

RU 2 317 908 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Полевая Людмила Владимировна

Тарасов Евгений Михайлович

Смышляев Валерий Анатольевич

Гуменников Валерий Борисович

Митрофанов Александр Николаевич

Ахмадуллин Фанис Ринатович

Трошина Марина Васильевна

Буркин Владимир Владимирович

Даты

2008-02-27Публикация

2006-06-13Подача