Изобретение относится к области порошковой металлургии и машиностроению, в частности к антифрикционным материалам, используемым в элементах узлов трения различных машин, механизмов и оборудования.
Анализ научно-технической информации показал, что, несмотря на большое количество антифрикционных материалов, отсутствуют материалы для особо тяжелых условий работы различных машин, механизмов, оборудования.
Нормальная эксплуатация антифрикционных материалов в тяжело нагруженных узлах трения-скольжения и при высоких скоростях скольжения, возможна в случае крайне низкого коэффициента трения высокой износостойкости сопрягаемых поверхностей.
Известен антифрикционный материал и способ получения антифрикционного материала (патент Российской Федерации №2049687) в виде спеченных порошков фосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
При этом 10-21 мас.% графита и 9,0-15,0 мас.% меди входят в материал в виде гранул размером 0,4-2,0 мм.
Недостатком этого материала и способа его получения является низкая механическая прочность получаемого антифрикционного материала, так как входящий в состав материала цинк не позволяет поднять температуру спекания выше 820°С из-за интенсивного испарения цинка, а для получения материала на медной основе с высокими механическими свойствами, содержащего 9,6-12,0 мас.% железа, температура спекания не должна быть ниже 1000°С.
Известен антифрикционный материал элемента узла трения и способ получения антифрикционного материала (патент Украины №42953 А) в виде спеченных порошков фосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих дисульфид молибдена, медь и графит, при следующем содержании компонентов в материале, мас.%:
При этом гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм и дополнительно содержат дисульфид молибдена при следующем содержании компонентов в теле гранул, мас.%:
Данный способ включает получение гранул путем гранулирования первой смеси порошков, содержащей порошки графита, дисульфида молибдена и меди, смешивания гранул со второй смесью порошков, содержащей порошки фосфора, железа, графита и меди, формование и спекание полученной шихты.
Недостатком данного способа получения антифрикционного материала и элемента узла трения является низкая механическая прочность антифрикционного материала, которая обусловлена тем, что входящий в состав этого материала фосфор не позволяет поднять температуру спекания выше 900°С из-за интенсивного образования медно-фосфористой эвтектики при температуре свыше 707°С и образования жидкой фазы. Для получения антифрикционного материала на медной основе с высокими механическими свойствами, содержащего 11,08-30,30 мас.% железа, температура спекания не должна быть ниже 1000°С. Кроме того, как показывает опыт, введение дисульфида молибдена в гранулы значительно снижает антифрикционные свойства материала. Во время трения температура в зоне контакта достигает 800°С, а дисульфид молибдена, несмотря на введение в гранулы, коксуется уже при температуре свыше 400°С, что резко ухудшает антифрикционные свойства материала из-за ухудшения процесса образования разделительной пленки на сопрягаемой поверхности.
Наиболее близким к заявляемому решению является известный антифрикционный материал узла трения и способ получения антифрикционного материала, выбранный в качестве прототипа (патент Украины №47235 А от 17.06.2002 г.), полученного в виде спеченных порошков феррофосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, при следующем содержанием компонентов в материале, мас.%:
Недостатком данного материала, способа его получения и элемента узла трения, полученного с использованием этого материала, является его пористость в пределах 7-10%, в результате чего получают недостаточную его механическую прочность при использование в узлах трения различных машин, механизмов и оборудования, работающих в особо тяжелых условиях.
В основу изобретения поставлена задача создания такого антифрикционного материала в виде спеченных порошков феррофосфора Fe3Р, железа, графита, меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, в котором путем дополнительного введения стекла и соответствующего подбора компонентов получают антифрикционный беспористый материал с высокой механической прочностью.
Другой задачей изобретения является создание такого способа получения антифрикционного материала, в котором путем гранулирования первой смеси порошков до определенного размера гранул и смешения со второй смесью порошка, содержащей стекло, при определенном соотношении этих смесей, достигается высокая механическая прочность материала и образуется беспористый материала.
Еще одной задачей изобретения является создание такого элемента узла трения, в котором путем использования антифрикционного материала, полученного путем определенного подбора компонентов и определенного способа получения этого материала, достигается получение на поверхности материала разделительной пленки, предотвращающей износ контактирующих пар трения.
Поставленная задача решается тем, что в известном антифрикционном материале в виде спеченных порошков феррофосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, которые содержат медь и графит, согласно изобретению он дополнительно содержит стекло при следующем соотношении компонентов в материале, мас.%:
при этом гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм при следующем соотношении компонентов в теле гранул, мас.%:
Предпочтительно в качестве стекла используют порошок силикатного стекла, или кварцевого стекла, или пирекса, или жидкое стекло.
Еще одна задача решается тем, что в известном способе получения антифрикционного материала, включающем получение гранул путем гранулирования первой смеси порошков, содержащей порошки графита и меди, смешивание гранул со второй смесью порошков, содержащей порошки феррофосфора, железа, графита и меди, формование полученной шихты на стальной подложке и спекание вместе с подложкой, согласно изобретению первую смесь порошков, содержащую, мас.%:
гранулируют с получением гранул размером 0,4-2,0 мм, гранулы смешивают со второй смесью порошков, которая дополнительно содержит порошок стекла, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
при следующем соотношении, мас. частей:
Предпочтительно первую смесь порошков гранулируют путем пропускания между калиброванными валками прокатного стана.
Предпочтительно шихту спекают при температуре 830-1100°С в среде защитного газа.
Еще одна задача решается тем, что в известном элементе узла трения, включающем несущий элемент с напеченным слоем антифрикционного материала из спеченных порошков феррофосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, согласно изобретению антифрикционный материал дополнительно содержит стекло при следующем содержании компонентов, мас.%:
при этом гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм при следующем соотношении компонентов в теле гранул, мас.%:
Предпочтительно несущий элемент выполняют из углеродистой стали.
Предпочтительно несущий элемент имеет толщину 1-250 мм.
Кроме того, толщина слоя антифрикционного материала составляет 0,7-25 мм.
Введение стекла в антифрикционный материал способствует тому, что при спекании порошковых материалов на границе раздела твердой металлической и жидкой стеклянной фаз происходит взаимодействие свободного кремнезема с оксидами металлов. Расплавленное стекло хорошо смачивает все металлы при наличии на поверхности пленки оксидов при достижении температуры, достаточной для взаимодействия оксидов и кремнезема расплава, которая значительно ниже температуры плавления основного металла - меди. При этом процессы спекания антифрикционного материала значительно активизируются и подчиняются общим закономерностям спекания. В результате химического взаимодействия оксидов металлической фазы и стекла образуются минералы типа файялита Fe2SIO4, т.е. в процессе спекания происходит ситаллизация стального каркаса антифрикционного материала с повышением его твердости с 6,5-7,2 до 10,5-12,0 ГПа и прочности неметаллического наполнителя. Следствием химического взаимодействия оксидов и стекла является рафинирование поверхности металлических частиц, что в 1,5-2,0 раза увеличивает диффузные связи между ними и, следовательно, в 1,5-2,0 раза увеличивает прочностные характеристики антифрикционного материала. Этот антифрикционный материал имеет ярко выраженную гетерогенную структуру. Структура металлической матрицы аналогична структуре материалов, не содержащих стеклянную фазу (при их одинаковых химическом составе и технологии получения). Стеклянные частицы в процессе спекания изменяют свою форму с осколочной на более округлую и их средний размер возрастает с 1-10 до 20-60 мкм, заполняя поры антифрикционного материала. При заполнении пор стеклянная фаза ситаллизируется и резко повышает общую прочность антифрикционного материала.
Процентное содержание стекла выбрано исходя из того, что увеличение прочностных характеристик антифрикционного материала начинается при введение в его состав более 0,5 мас.% стекла, а при увеличение его содержания свыше 25 мас.% происходит его разупрочнение, что приводит к снижению общей прочности материала.
В качестве стекла используют порошок силикатного стекла, или кварцевого стекла, или пирекса, или жидкое стекло.
В результате получают беспористый антифрикционный материала с высокой механической прочностью.
Гранулирование первой смеси порошков до размера гранул 0,4-2,0 мм путем пропускания между калиброванными валками прокатного стана и смешение далее со второй смесью порошков, содержащих дополнительно стекло, спекание полученной шихты при температуре 830-1100°С в среде защитного газа позволяет получить в конечном результате антифрикционный материал, обладающий высокой механической прочностью и износостойкостью, с низким коэффициентом трения.
Узел трения с несущим элементом с напеченным слоем антифрикционного материала позволяет получить на поверхности материала разделительную пленку, предотвращающую износ контактирующих пар трения.
Антифрикционный материал согласно изобретению получают следующим образом:
Смесь порошков графита и меди в количестве, мас.%:
пропускают между калиброванными валками прокатного стана для получения гранул размером 0,4-2,0 мм. Гранулы смешивают со второй смесью порошков, содержащей мас.%:
При этом соотношение гранул и второй смеси порошков выбирают 1:50-1:3.
Полученную шихту спекают при температуре 830-1100°С в проходной печи в среде защитного газа.
Для получения элемента узла трения полученную шихту насыпают через дозатор на подготовленную по специальной технологии поверхность стального листа из углеродистой стали нужной формы толщиной 1-250 мм, прессуют и затем спекают при температуре 830-1100°С в проходной печи в среде защитного газа. При этом толщина антифрикционного материала элемента узла трения составляет 0,7-25 мм.
Таким образом, изобретение позволяет создать беспористый антифрикционный материал, осуществить способ его получения и создать элемент узла трения с напеченным слоем антифрикционного материала, который обладает высокой механической прочностью, износостойкостью, очень низким коэффициентом трения, способностью образовывать на поверхности материала разделительные пленки, которые предотвращают износ контактирующей пары при работе без смазки.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-УВл, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2004 |
|
RU2336444C2 |
| АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-Н, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224920C2 |
| АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-С, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2230239C2 |
| АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
| Спеченный материал токосъемного элемента РОМАНИТ-УВЛШ, способ его получения и токосъемный элемент | 2016 |
|
RU2657148C2 |
| ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ-ФУВЛХЧ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2665651C2 |
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНУЛ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2320537C2 |
| МАТЕРИАЛ ТОКОСЪЕМНОГО ЭЛЕМЕНТА | 1992 |
|
RU2049687C1 |
| АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 2014 |
|
RU2583976C1 |
| Спеченный антифрикционный материал на основе железа | 1981 |
|
SU1046326A1 |
Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым порошковой металлургией, применяющимся в элементах узлов трения машин, механизмов, оборудования и в токосъемных элементах. Антифрикционный материал содержит, в мас.%: феррофосфор 0,5-5,4; стекло 0,5-25,0; железо 10,91-26,25; графит 0,16-5,16; гранулы 2,0-24,0; медь - остальное. Материал выполнен в виде спеченных порошков с локализованными включениями гранул. Гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм и содержат, в мас.%: медь 37,0-60,0; графит - остальное. Материал получают гранулированием смеси порошков меди и графита с последующим смешением гранул с порошками феррофосфора, стекла, меди, графита и железа. Полученную шихту формуют и спекают. Описан элемент узла трения с напеченным слоем полученного антифрикционного материала. Полученный беспористый антифрикционный материал обладает высокой механической прочностью и способностью образовывать на поверхности разделительные пленки, предотвращающие износ контактирующей пары. 3 н. и 6 з.п. ф-лы.
при этом гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм при следующем содержании компонентов в грануле, мас.%:
смешивание гранул со второй смесью порошков осуществляют при соотношении гранул и второй смеси порошков 1:50-1:3 мас.ч, при этом вторая смесь дополнительно содержит стекло при следующем содержании компонентов, мас.%:
при этом гранулы имеют размер 0,4-2,0 мм при следующем соотношении компонентов в грануле, мас.%:
| ТРУБА ДЛЯ ЗАГРУЗКИ БУНКЕРА МУКОЙ ИЛИ ЗЕРНОМ | 1934 |
|
SU47235A1 |
| МАТЕРИАЛ ТОКОСЪЕМНОГО ЭЛЕМЕНТА | 1992 |
|
RU2049687C1 |
| СПЕЧЕННЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ МЕДИ | 1992 |
|
RU2031173C1 |
| US 4344795, 17.08.1982 | |||
| DE 4006410, 05.09.1991. | |||
Авторы
Даты
2008-10-20—Публикация
2004-01-14—Подача