ПРИЦЕП Российский патент 2008 года по МПК B62D53/08 

Описание патента на изобретение RU2339534C1

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных и тракторных прицепов.

Известен двухосный тракторный самосвальный прицеп модели 785А, описанный в руководстве по уходу и эксплуатации, Сербодский машиностроительный завод, Приволжский информцентр, г.Саратов, 1969 г. Такой прицеп показан на странице 5 руководства и состоит из кузова, установленного на раме, в задней части которой с помощью рессор присоединены ведомые колеса, а в передней установлен поворотный круг, взаимосвязанный с подкатной тележкой, снабженной рулевыми колесами. К подкатной тележке присоединено дышло, предназначенное для сцепа прицепа с трактором тягачом. Несмотря на достаточно высокие эксплутационные показатели, такой прицеп обладает весьма важным недостатком, заключающимся в том, что при транспортировке его в составе тракторного поезда последний подвержен вилянию, то есть колебаниям в поперечной плоскости движения, причем амплитуды виляния настолько велики, что способствует возникновению опасных ситуаций столкновения прицепа со встречно движущимся или обгоняющим его транспортом.

Известен также прицеп 2ПТС-4-793-01, описанный в брошюре «Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01». Техническое описание и инструкция по эксплуатации, ПО Ташкентский тракторный завод, Ташкент, 1983 г. Конструкция такого тракторного прицепа в целом аналогична вышеописанной, и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является разработка технического решения, исключающего виляние прицепов.

Поставленная цель достигается тем, что на подкатной тележке жестко закреплен рычаг торсиона, стержень которого выполнен полым и установлен в вертикальной плоскости прицепа соосно продольной оси симметрии поворотного круга и своим концом, снабженным шлицами, взаимосвязан с ответными подпружиненной пружиной сжатия втулки, подвижно установленной в направляющих рамы прицепа, а на ее торце, обращенном в сторону кузова, жестко закреплен диск криволинейной формы, взаимодействующий с упорами дополнительного стержня, установленного в упомянутом полом стержне торсиона, также жестко присоединенного к его рычагу.

На фиг.1 показан общий вид прицепа сбоку, на фиг.2 - часть его со стороны подкатной тележки с вырывом и на фиг.3 - часть узла сопряжения деталей устройства по устранению виляния прицепа.

Прицеп состоит из кузова 1, размещенного на раме 2, в задней части которой установлены ведомые колеса 3, а в передней подкатная тележка 4 с рулевыми колесами 5 и дышлом 6. На подкатной тележке 4 установлен поворотный круг 7, связанный с рамой 2, и жестко закреплен рычаг 8 торсиона, на которой также жестко закреплен стержень 9 торсиона, причем последний выполнен пустотелым и в нем размещен неподвижно дополнительный стержень 10. Стержень 9 торсиона снабжен шлицами 11, взаимосвязанными с ответными, выполненными во втулке 12, имеющей выступы 13, расположенные в пазах 14 направляющей 15, жестко закрепленной на раме 2. Между направляющей 15 с втулкой 12 размещена пружина сжатия 16. К верхнему торцу втулки 12 присоединен диск криволинейной формы 17, поверхность которого контактирует с упорами 18, жестко закрепленными на дополнительном стержне 10.

Работает прицеп следующим образом. При прямолинейном движении прицепа в составе тракторного поезда продольная ось подкатной тележки 4 и рамы прицепа 2 лежат в одной продольной плоскости симметрии и такое движение можно считать устойчивым. Как только одно из рулевых колес 5 получит динамическое возмущение, например, от микро- или макропрофиля дороги, подкатная тележка 4 стремится повернуться на некоторый угол относительно продольной оси симметрии рамы 2 прицепа. В этом случае рычаг 8 торсиона также повернется на такой же угол, закрутив стержень 9 торсиона, так как последний другим своим концом с помощью шлицов 11 связан с неподвижной в этом угловом направлении втулкой 12. Такая угловая неподвижность втулки 12 вызвана тем, что ее выступы 13 размещены в пазах 14 направляющей 15, жестко закрепленной на раме 2 прицепа. Следовательно, закрутка стержня 9 торсиона на небольшой угол позволит демпфировать такой угловой поворот подкатной тележки 4. В случае же, если поперечные колебания рулевых колес 5 вызовут значительную амплитуду колебаний и демпфировать их в силу ограниченной жесткости стержня 9 торсиона невозможно, то за счет жесткого соединения дополнительного стержня 10 с тележкой он провернется в полости стержня 9 торсиона на такой же угол, как и последний, и своими упорами 18 переместится на выпуклую сторону диска криволинейной формы 17. А так как он жестко связан с втулкой 12, то она, сжав пружину сжатия 16, переместится по стрелке А по шлицам 11 стержня 9 торсиона, несколько изменив его рабочую длину. Известно, что уменьшение рабочей длины стержня 9 торсиона способствует увеличению его крутильной жесткости, что хорошо подтверждается зависимостью Ж=(GI)/(ld2), где l - длина рабочей части торсиона, a d - его диаметр. Такое явление приведет к увеличению демпфирующей способности стержня 9 торсиона и, следовательно, к возникновению дополнительных сил сопротивления, препятствующих угловому повороту подкатной тележки 4 при ее вилянии. Затем под действием упругих сил стержня 9 торсиона подкатная тележка 4 возвращается в исходное положение, а под действием пружины сжатия 16 криволинейной формы диск 17 и втулка 12 займут такое положение, как это показано на фиг.2 и 3. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно направлено на повышение устойчивости движения прицепных звеньев, следующих в составе тракторных поездов.

Похожие патенты RU2339534C1

название год авторы номер документа
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
RU2338658C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2019
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Исаев Артём Алексеевич
RU2726482C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Курганов Артём Валерьевич
  • Черных Наталья Юрьевна
RU2397904C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Леонов Александр Владимирович
RU2465165C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2010
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Ефанов Олег Николаевич
  • Туленинова Юлия Сергеевна
  • Климов Роман Александрович
RU2427495C1
ПРИЦЕП 2012
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Хапричков Даниил Юрьевич
RU2489294C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Маранчак Сергей Петрович
  • Лыков Александр Александрович
RU2340505C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Сливинский Е.В.
  • Курносов А.В.
RU2232099C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
  • Дагиров Артур Ибрагимович
RU2341400C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
RU2341401C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 339 534 C1

Реферат патента 2008 года ПРИЦЕП

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицеп состоит из кузова, расположенного на раме шасси. Шасси снабжено ведомыми колесами, поворотным кругом и подкатной тележкой с дышлом и рулевыми колесами. На подкатной тележке жестко закреплен рычаг торсиона, стержень которого выполнен полым и установлен в вертикальной плоскости прицепа соосно продольной оси симметрии поворотного круга. Торсион своим концом, снабженным шлицами, взаимосвязан с ответными подпружиненной пружиной сжатия втулки. Втулка подвижно установлена в направляющих рамы прицепа. На торце втулки, обращенном в сторону кузова, жестко закреплен диск криволинейной формы, взаимодействующий с упорами дополнительного стержня, установленного в упомянутом полом стержне торсиона, так же жестко присоединенного к его рычагу. Повышается устойчивость движения прицепа. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 339 534 C1

Прицеп, состоящий из кузова, расположенного на раме шасси, снабженном ведомыми колесами, поворотным кругом и подкатной тележкой с дышлом и рулевыми колесами, отличающийся тем, что на подкатной тележке жестко закреплен рычаг торсиона, стержень которого выполнен полым и установлен в вертикальной плоскости прицепа соосно продольной оси симметрии поворотного круга и своим концом, снабженным шлицами, взаимосвязан с ответными шлицами подпружиненной пружиной сжатия втулки, подвижно установленной в направляющих рамы прицепа, а на ее торце, обращенном в сторону кузова, жестко закреплен диск криволинейной формы, взаимодействующий с упорами дополнительного стержня, установленного в упомянутом полом стержне торсиона, также жестко присоединенного к его рычагу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2339534C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Гребенчатая передача 1916
  • Михайлов Г.М.
SU1983A1
Устройство для буксировки и управления колесами полуприцепа 1981
  • Шнеерсон Вадим Львович
  • Завадский Павел Адамович
  • Фадеев Евгений Александрович
  • Абрамов Владимир Александрович
SU1006297A1
DE 3518540 A1, 27.11.1986.

RU 2 339 534 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Лукин Александр Александрович

Даты

2008-11-27Публикация

2007-04-23Подача