ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Российский патент 2004 года по МПК B62D53/08 B62D63/08 

Описание патента на изобретение RU2232099C1

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях тракторных и автомобильных прицепов.

Известно прицепное транспортное средство (см. Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС–4-793. Руководство по уходу и эксплуатации. В/о Тракторэкспорт, СССР, Москва: Внешторгиздат, 1975 г., стр. 4, рис 1), состоящее из кузова, установленного на раме, которая с помощью поворотного круга соединена с подкатной тележкой, снабженной дышлом. Поворотный круг (см. то же руководство стр. 5, рис.2) состоит из верхнего и нижнего кольца, между которыми расположены тела качения (шарики) и замочное кольцо. Недостатком такого прицепа является то, что в процессе его движения в составе тракторного поезда уже при скоростях около 15 км/час возникает виляние его, причем амплитуда таких колебаний весьма значительна и в практике превышает 300 мм и более. Такие колебания существенно влияют на безопасность движения тракторного поезда, вызывают рост динамических нагрузок на узлы и детали прицепов и тем самым снижают его надежность. Для гашения колебаний виляния в месте сцепа тягача и дышла прицепа устанавливают различные по конструкции демпфирующие устройства (см. например книгу Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. - М.-Л.: Машгиз, 1961 г., стр. 131-134, фиг.76, монографию Глушенко А.Д., Сливинский Е.В. Динамика и прочность транспортной системы для перевозки легковесных грузов. Изд-во ФАН, Ташкент, 1988 г. и др.), которые в целом сложны по конструкции, имеют низкую надежность, высокую металлоемкость и не всегда могут быть использованы в конструкции прицепов.

Известно также прицепное транспортное средство (см. Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ташкентский тракторный завод им. 50-летия СССР, Ташкент 1983 г.), которое по конструкции в целом аналогично вышеописанному, и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение устойчивости движения прицепного транспортного средства в составе тракторного поезда и снижение влияния его относительно ведущего звена.

Поставленная цель достигается тем, что вертикальная стенка нижнего кольца снабжена рядом прямоугольной формы шлицов, взаимодействующих через воздушный зазор с ответными шлицами, расположенными на верхнем кольце, причем последние выполнены из постоянных магнитов, которые по образующим ими дугам относительно продольной оси симметрии прицепа имеют возрастающую по величине индукцию однородного магнитного поля.

На фиг.1 показан общий вид прицепного транспортного средства сбоку; на фиг.2 - поперечное сечение поворотного круга; на фиг.3 -cечение поворотного круга по А-А.

Прицепное транспортное средство состоит из рамы 1, на которой установлен кузов 2 и закреплено верхнее кольцо 3 поворотного круга 4. Верхнее кольцо 3 взаимосвязано через тела качения 5 и замочное кольцо 6 с нижним кольцом 7 поворотного круга 4. Нижнее кольцо 7 жестко закреплено на подкатной тележке 8, снабженной дышлом 9. Верхнее кольцо 3 и нижнее кольцо 7 снабжены соответственно шлицами 10 и 11, причем шлицы 10 выполнены и постоянных магнитов.

Работает прицепное транспортное средство следующим образом. При движении в составе тракторного поезда по стрелке В (на чертеже трактор не показан) фиг.1 по ряду причин, вызванных износом шин прицепа, положением точки сцепа прицепа и трактора, микронеровностями дорожного покрытия, распределением груза в кузове прицепа и т.д. возникают поперечные колебания прицепа, называемые вилянием, которые сопровождаются угловым поворотом прицепа 8 по стрелке С. Но так как шлицы 10 выполнены магнитными, то между ними и шлицами 11 присутствуют силы магнитного взаимодействия, которые препятствуют указанным угловым перемещениям по стрелкам С, т.е. создается момент сопротивления Мт угловым поворотам, вектор которого противоположен по направлению вышеуказанным угловым поворотам прицепа. В то же время, за счет того, что шлицы 10 в секторах ОД и ОЕ относительно оси ОО имеют возрастающую по величине индукцию магнитного поля, то при возрастании углового поворота прицепа момент сопротивления Мт также возрастает и, следовательно, препятствует перемещению верхнего и нижнего 3 и 7 колец относительно друг друга. Возврат нижнего и верхнего колец 7 и 3 в положение, когда продольная ось подкатной тележки 8 и продольная ось рамы 1 прицепа совпадают (лежат на одной оси O-O), происходит или под воздействием углового поворота их в противоположную сторону, или же под действием продольных тяговых усилий, приложенных к дышлу 9 от трактора по стрелке В. В каждом конкретном случае величина магнитного притяжения шлицов 10 и 11 зависит от магнитной индукции материала, используемого при использовании шлицов 10, которая может составлять от 10000 до 100000 Гс и более, а также от геометрических размеров шлицов 10, которые, например, применительно к поворотному кругу прицепа 2ПТС-4-793-01 могут иметь высоту около 55 мм и ширину 8-10 мм, что позволит реализовать окружную силу на каждом шлице 10 от 50 до 250 Н и более. Такие усилия подтверждаются еще и тем, что в настоящее время, например, в Японии созданы постоянные магниты, 1 см2 поверхности которых позволяет реализовать силу сцепления с металлическими материалами до 900 кг (см. газету "Комсомольская правда" от 19.07.02, стр. 3, статья “В японцах есть что-то притягательное”). Следовательно, гашение колебаний виляния обеспечено.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с прототипом очевидно, так как устойчивость движения тракторных поездов позволит повысить безопасность их эксплуатации, и в то же время создаются условия по снижению динамических нагрузок, а следовательно, и повышению надежности звеньев автопоезда.

Похожие патенты RU2232099C1

название год авторы номер документа
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Маранчак Сергей Петрович
  • Лыков Александр Александрович
RU2340505C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Курганов Артём Валерьевич
  • Черных Наталья Юрьевна
RU2397906C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Седых Анатолий Станиславович
  • Харламова Александра Андреевна
RU2397905C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2004
  • Сливинский Е.В.
  • Путинцев И.И.
  • Германенко С.С.
RU2263043C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2019
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Исаев Артём Алексеевич
RU2726482C1
ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
RU2339534C1
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
  • Дагиров Артур Ибрагимович
RU2341400C1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Борис Владимирович
RU2341401C1
ПРИЦЕП 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Корчагин Виктор Алексеевич
RU2652716C1
ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Курганов Артём Валерьевич
  • Черных Наталья Юрьевна
RU2397904C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 232 099 C1

Реферат патента 2004 года ПРИЦЕПНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к категории безрельсовых транспортных средств. Прицепное транспортное средство содержит раму, кузов, подкатную тележку с дышлом, оси с колесами и поворотный круг. Поворотный круг состоит из верхнего и нижнего колец, между которыми размещены тела качения в виде шаров и замочное кольцо. Вертикальная стенка нижнего кольца снабжена рядом шлицов прямоугольной формы, взаимодействующих через воздушный зазор с ответными шлицами, расположенными на верхнем кольце, причем последние выполнены из постоянных магнитов, которые по образующим ими дугам относительно продольной оси симметрии прицепа имеют возрастающую по величине индукцию однородного магнитного поля. Технический результат – повышение устойчивости движения прицепных звеньев тракторного поезда. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 232 099 C1

Прицепное транспортное средство, содержащее раму, кузов и подкатную тележку с дышлом, и оси с колесами, а также поворотный круг, состоящий из верхнего и нижнего колец, между которыми размещены тела качения в виде шаров и замочное кольцо, отличающееся тем, что вертикальная стенка нижнего кольца снабжена рядом шлицов прямоугольной формы, взаимодействующих через воздушный зазор с ответными шлицами, расположенными на верхнем кольце, причем последние выполнены из постоянных магнитов, которые по образующим ими дугам, относительно продольной оси симметрии прицепа имеют возрастающую по величине индукцию однородного магнитного поля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2232099C1

Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
Ташкентский тракторный завод им
Устройство для выпрямления многофазного тока 1923
  • Ларионов А.Н.
SU50A1
Поворотное устройство прицепа 1973
  • Сминовский Валентин Михайлович
  • Зимин Анатолий Павлович
  • Березняк Леонид Аркадьевич
SU513897A1
Поворотный круг прицепного транспортного средства 1990
  • Сливинский Евгений Васильевич
SU1772045A1
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Терсаков Б.В.
RU2032579C1
ВАННА К УСТАНОВКЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИСТОВОГО ПОЛИРОВАННОГО СТЕКЛА 0
  • К. Т. Бондарев, М. И. Козьмин, Г. И. Миткевич А. В. Стрекалов
  • Константиновский Завод Автостекло
SU231761A1
DE 3517285, 21.11.1985
Пожарный двухцилиндровый насос 0
  • Александров И.Я.
SU90A1

RU 2 232 099 C1

Авторы

Сливинский Е.В.

Курносов А.В.

Даты

2004-07-10Публикация

2002-11-13Подача