СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ ПОД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ НАСЫПЬЮ Российский патент 2008 года по МПК E02D29/45 

Описание патента на изобретение RU2339767C2

Изобретение относится к подземному строительству, а более конкретно к сооружению транспортных тоннелей большого сечения под существующими железнодорожными насыпями, но может быть также использовано для сооружения водопропускных труб большого диаметра под существующими железнодорожными насыпями.

Известен способ сооружения тоннелей с помощью механизированного щита (Волков В.П. и др. Тоннели и метрополитены. Изд. 2-е. М., Транспорт, 1975 г., с.315-316), по которому породу из забоя разрушают роторным механизмом и погружают для удаления на транспортер. Постоянную отделку тоннеля выполняют под защитой щита. Пространство между отделкой и породой тампонируют цементным раствором через отверстия в отделке тоннеля.

Недостатком данного способа является невысокая надежность из-за наличия возможности прорыва неустойчивых пород из забоя через роторный механизм, что может привести к оседанию породы, что недопустимо в условиях сооружения тоннеля под действующей железнодорожной насыпью.

Известен также способ сооружения тоннелей с помощью механизированного щита полузакрытым режимом с грунтопригрузом в роторной части («Подземное пространство мира» №5÷6, 1998 г., с.30-31), по которому разрушенная порода остается до определенного момента в роторной камере, чтобы противостоять неконтролируемому выходу породы.

Недостатком данного способа является относительно невысокая надежность вследствие того, что существует возможность неконтролируемого перемещения грунта, что неприемлимо при устройстве тоннеля под железнодорожной насыпью.

Известен также способ сооружения тоннелей с использованием механизированного щита, включающий разработку грунта рабочим органом, при этом давление пригруза в камере ротора автоматически уравнивают с давлением грунтов на оболочку щита посредством мембран, устанавливаемых в оболочке щита и находящихся под фактическим давлением грунтов (патент РФ №2259479, МПК E21D 9/06, опубликован 22.08.2005 г.).

Недостатком указанного способа является то, что при устройстве тоннелей под железнодорожными насыпями, необходимым условием для производства работ является остановка движения по трассе, что в ряде случаев неприемлимо.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ разработки котлована, который заключается в том, что по контуру будущего котлована осуществляют проходку скважин с возведением в скважинах рядов вертикальных грунтоцементных свай, после чего возводят стенки из бетона по методу «стена в грунте», а затем из внутреннего контура котлована извлекают грунт на проектную глубину (патент РФ №2209268, МПК 7 ED 17/00, опубликован 27.07.2003 г.).

Недостатком известного способа является высокая степень риска нарушения целостности железнодорожной насыпи из-за ее возможных деформаций при проходке тоннеля, так как не обеспечивается стабилизация стенок скважин, а включение грунтовой массы в бетонный раствор приведет к снижению прочности бетона и несущей способности конструкции. Кроме того, способ обладает высокой трудоемкостью, связанной с установкой арматурных каркасов в скважины. Установка арматурных каркасов в скважины будет иметь весьма высокую трудоемкость вследствие того, что стенки скважины также могут быть повреждены.

Задачей, на решение которой направленно предлагаемое изобретение, является снижение степени риска нарушения целостности, предотвращение деформаций и разрушения железнодорожной насыпи при устройстве тоннеля без остановки движения на трассе.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе сооружения тоннеля под железнодорожной насыпью, включающем проходку рядов скважин по контуру сооружаемого тоннеля, последующее бетонирование и извлечение грунта из образованного контура, бурение скважин осуществляют горизонтально, последовательно и поэтапно. Для чего устанавливают с двух сторон насыпи портальные рамы с направляющими кондукторами по их внешнему контуру, осуществляют бурение лидирующей скважины малого диаметра (50÷80 мм), при этом направления бурения определяют отверстиями по кондуктору. После окончания бурения лидирующей скважины, конец бура малого диаметра шарнирно соединяют с концом бура большого диаметра (150÷200 мм), совместно с обсадной трубой, при этом бур большого диаметра перемещают в лидирующей скважине за буром малого диаметра совместно с обсадной трубой, которую после окончания бурения устанавливают в скважину, а буры извлекают. После установки необходимого количества обсадных труб по контуру портальных рам производят извлечение грунта из полости труб и осуществляют их заполнение бетонной смесью; после чего из контура, ограниченного рядом обсадных труб, осуществляют разработку грунта по всему сечению и на всю длину тоннеля.

Результат достигается тем, что горизонтальное бурение буром большого диаметра совместно с обсадной трубой надежно ориентировано с помощью лидирующей скважины, тягового усилия, создаваемого обратным ходом бура малого диаметра, а также кондуктором с отверстиями, который установлен по контуру портальной рамы. Кроме того, какие-либо деформации насыпи полностью исключены, поскольку объем грунта, разработанный буром большого диаметра, замещается в процессе бурения объемом обсадной трубы.

Сущность способа поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен поперечный разрез насыпи, на фиг.2 - вид А на портальную раму тоннеля.

На откосах насыпи 1 установлены портальные рамы 2, по контуру портальных рам 2, установлены кондукторы 3, обеспечивающие ориентацию буров 4 и 5, при этом бур большого диаметра 5 помещен в обсадную трубу 6, бур малого диаметра 4, соединен шарниром 7 с буром большого диаметра 5.

Способ сооружения тоннеля под железнодорожной насыпью осуществляется следующим образом: с двух сторон насыпи 1, устанавливают портальные рамы 2, к которым монтируют по внешнему контуру кондукторы 3, определяющие ориентацию буров 4 и 5. Первоначально осуществляют бурение лидирующей скважины буром малого диаметра 4, после чего к концу бура 4 шарниром 7 закрепляют конец бура 5, который помещен в обсадную трубу 6. Далее производят бурение скважины большого диаметра, при этом ориентирование скважины осуществляют за счет движения бура малого диаметра 4, который перемещают в обратном направлении с необходимым усилием. После окончания бурения скважины большого диаметра обсадную трубу 6 фиксируют на портальных рамах 2, извлекают буры 4 и 5, обсадную трубу 6 очищают от грунта и заполняют бетонным раствором. Таким образом устанавливают обсадные трубы 6 с последующим бетонированием по всему контуру портальных рам 2, в результате чего ряды обсадных труб, заполненных бетоном, образуют несущую конструкцию отделки тоннеля. Извлечение грунта из внутреннего контура производят по всему сечению и на всю длину тоннеля.

Похожие патенты RU2339767C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ ПОД ТРАНСПОРТНЫМИ МАГИСТРАЛЯМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗОК НА ПЕРЕКРЕСТКАХ 2008
  • Мангушев Рашид Абдуллович
  • Городнова Елена Владимировна
  • Осокин Анатолий Иванович
RU2375522C1
СПОСОБ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ 2013
  • Сахарова Инна Дмитриевна
  • Казарян Вильгельм Юрьевич
  • Косолапов Андрей Владимирович
  • Меркин Валерий Евсеевич
  • Арбузов Михаил Юрьевич
RU2521256C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Кузнецова Елена Николаевна
RU2609505C1
ТОННЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ 2013
  • Гончаров Виктор Викторович
RU2558551C2
Способ сооружения шахтного ствола в слабых обводненных породах 1977
  • Кравцов Евгений Павлович
  • Кравцов Борис Иванович
SU640033A1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ПАКЕТА БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ 2007
  • Лазарев Александр Николаевич
  • Савчук Александр Дмитриевич
  • Власов Владимир Николаевич
RU2352719C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 2001
RU2198263C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ РАЗВЯЗКИ 1999
  • Аветисян В.В.
  • Гадаев Н.Р.
  • Грачев В.П.
  • Екимов В.К.
  • Истомин В.С.
  • Ким А.И.
  • Кузнецов С.Е.
  • Конных А.А.
  • Корягина А.В.
  • Морозов А.В.
  • Панкина С.Ф.
  • Павлов Н.В.
  • Паламарчук Г.А.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
  • Сергиевский В.В.
  • Спирин А.И.
  • Яцков Б.И.
RU2152472C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЗАЩИТНОГО ЭКРАНА В КРОВЛЕ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Гензель Григорий Наумович
  • Зайцев Денис Александрович
  • Кисиличин Александр Иванович
  • Косогор Валерий Иванович
  • Кульминский Алексей Сергеевич
  • Писарев Олег Иванович
  • Чаадаев Александр Сергеевич
RU2580124C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ РАЗВЯЗКИ 1999
RU2175366C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 339 767 C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЯ ПОД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ НАСЫПЬЮ

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано для сооружения транспортных тоннелей большого сечения под существующими железнодорожными насыпями, а также использовано для сооружения водопропускных труб большого диаметра под существующими железнодорожными насыпями. Способ сооружения тоннеля под железнодорожной насыпью включает бурение рядов скважин по контуру сооружаемого тоннеля с их последующим бетонированием и извлечением грунта из образованного контура. Бурение скважин осуществляют горизонтально последовательно и поэтапно, предварительно устанавливая на откосы с двух сторон насыпи портальные рамы с направляющими кондукторами по их внешнему контуру. Осуществляют бурение лидирующей скважины малого диаметра, определяя направление бурения по отверстию в кондукторе. После окончания бурения лидирующей скважины конец бура малого диаметра шарнирно соединяют с концом бура большого диаметра, помещенного в обсадную трубу. Бур большого диаметра перемещают в лидирующей скважине за буром малого диаметра совместно с обсадной трубой, которую после окончания бурения устанавливают в скважине, а буры извлекают. После установки по контуру портальных рам необходимого количества обсадных труб из их полости извлекают грунт и заполняют бетонной смесью. Извлекают грунт из контура, образованного сплошными рядами обсадных труб по всему сечению и на всю длину тоннеля. Технический результат состоит в снижении степени риска нарушения целостности, предотвращении деформаций и разрушения железнодорожной насыпи при устройстве тоннеля без остановки движения на трассе. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 339 767 C2

Способ сооружения тоннеля под железнодорожной насыпью, включающий бурение рядов скважин по контуру сооружаемого тоннеля с их последующим бетонированием и извлечением грунта из образованного контура, отличающийся тем, что бурение скважин осуществляют горизонтально последовательно и поэтапно, предварительно устанавливая на откосы с двух сторон насыпи портальные рамы с направляющими кондукторами по их внешнему контуру, далее осуществляют бурение лидирующей скважины малого диаметра, определяя направление бурения по отверстию в кондукторе, после окончания бурения лидирующей скважины конец бура малого диаметра шарнирно соединяют с концом бура большого диаметра, помещенного в обсадную трубу, при этом бур большого диаметра перемещают в лидирующей скважине за буром малого диаметра совместно с обсадной трубой, которую после окончания бурения устанавливают в скважине, а буры извлекают, после установки по контуру портальных рам необходимого количества обсадных труб из их полости извлекают грунт и заполняют бетонной смесью, далее извлекают грунт из контура, образованного сплошными рядами обсадных труб по всему сечению и на всю длину тоннеля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2339767C2

СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КОТЛОВАНА 2002
  • Черняков А.В.
  • Богомолова О.В.
  • Варыгин В.Н.
  • Волынец А.З.
  • Каешков С.Д.
  • Калько А.В.
  • Козлов И.В.
  • Цыкин Б.А.
RU2209268C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТАХ 2001
  • Левчиков А.А.
  • Бедретдинов Г.Х.
  • Кизяев Б.М.
  • Басс В.Н.
RU2209889C1
Способ строительства тоннеля под существующим сооружением 1986
  • Маковский Лев Вениаминович
  • Чеботарев Сергей Витальевич
  • Лушников Александр Вениаминович
  • Лучковский Илья Яковлевич
  • Перцель Юрий Константинович
  • Меркин Валерий Евсеевич
SU1465584A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 2001
  • Муравин Г.И.
  • Алексеенко Е.И.
  • Барский Е.С.
  • Бессолов В.А.-Б.
  • Кобзев Г.Н.
  • Козлова Н.Д.
  • Панкина С.Ф.
  • Пейсоченко М.Л.
  • Ромадина Л.В.
  • Синицкий Г.М.
  • Туренский С.Н.
  • Шварцман В.Л.
RU2174174C1
US 5522676 А, 04.06.1996.

RU 2 339 767 C2

Авторы

Мангушев Рашид Абдуллович

Фадеев Александр Борисович

Городнова Елена Владимировна

Осокин Анатолий Иванович

Даты

2008-11-27Публикация

2006-06-23Подача