УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2008 года по МПК B60S9/00 B60S11/00 

Описание патента на изобретение RU2340482C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, непосредственно к устройствам, обеспечивающим самовытаскивание транспортных средств, а следовательно, повышение их проходимости.

Известно устройство для самовытаскивания транспортного средства (см. а.с. SU №918163, кл. B62D 57/00, 1982 г.), включающее лебедку и блок с крюком, размещенный в перегибе троса лебедки между барабаном и крюком троса лебедки, при этом на раме под мостами транспортного средства смонтированы направляющие, а трос лебедки расположен под двумя параллельными ветвями в этих направляющих, причем крюки троса лебедки и блока размещены соответственно в передней и задних частях транспортного средства.

Известно также устройство для самовытаскивания транспортного средства (см. Каталог "Автомобили УРАЛ-375, 375Д, 377", Автоэкспорт, 1970 г., с.378-391), содержащее подвижный тяговый орган, один конец которого смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом, а его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа.

Недостатки известного устройства заключаются в том, что его использование требует больших трудозатрат и имеет низкую производительность и эффективность, т.к. оператору необходимо разматывать трос, перемещать его вместе с крюком до опоры, устанавливать в требуемом направлении трос с крюком и опору. После выполнения подтягивания транспортного средства указанные операции повторяются. Необходимо отметить, что указанные работы часто выполняются в условиях бездорожья необходимое количество раз, что требует существенных трудозатрат, ограничивает возможности устройства.

Кроме того, неприспособленность известных устройств для работы в экстремальных условиях (низкая температура, повышенная радиация и т.п.) существенно снижает их эффективность и ограничивает существенно функциональные возможности.

Задачей предложенного решения является расширение функциональных возможностей устройства.

Эта задача достигается тем, что устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащее подвижный тяговый орган, один конец которого смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом, а его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа, размещено под рамой транспортного средства, силовой привод выполнен гидравлическим с гидроцилиндрами двухстороннего действия, тяговый орган выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма, ось центрального шарнира первых звеньев которого жестко смонтирована на раме, при этом упомянутые звенья продлены за пределы центрального шарнира в сторону, противоположную рабочему органу, а их концы шарнирно соединены со штоками гидроцилиндров, ориентированных навстречу друг другу - в плоскости механизма, при этом их корпуса шарнирно связаны с рамой, а рабочий орган расположен с возможностью самоустановки в транспортное и рабочее положения в корпусе, смонтированном на оси центрального шарнира последнего звена параллелограммного механизма.

Кроме того, фиксатор транспортного положения рабочего органа выполнен в виде наклонной пластины с центральной прорезью и скосами, а рабочий орган снабжен конусным оголовком для взаимодействия с указанной прорезью.

По сравнению с известным предложенное устройство для самовытаскивания транспортного средства позволяет эффективно осуществлять самовытаскивание транспортного средства при минимальных затратах ручного труда, обеспечивая управление процессом из кабины транспортного средства.

На фиг.1 изображено устройство для самовытаскивания в транспортном положении (вид сбоку в исходном положении); на фиг.2 - то же (вид сверху); на фиг.3 - устройство для самовытаскивания продольной оси транспортного средства; на фиг.4 - то же (вид сбоку); на фиг.5 - то же, в конечном положении; на фиг.6 - самовытаскивание назад (начальное положение); на фиг.7 - то же, конечное положение; на фиг.8 - устройство для самовытаскивания влево; на фиг.9 - то же, самовытаскивание вправо; на фиг.10 - схема работы устройства при вытаскивании навстречу застрявшего транспортного средства в начальном положении; на фиг.11 - то же, в конечном положении; на фиг.12 - схема работы устройства при выталкивании вперед застрявшего транспортного средства; на фиг.13 - то же, в конечном положении; на фиг.14 - электрогидравлическая система управления; на фиг.15 - рабочая опора; на фиг.16 - вид А на фиг.15; на фиг.17 - вид Б на фиг.15; на фиг.18 - вид В на фиг.15.

Устройство для самовытаскивания транспортного средства 1 содержит под рамой 2 в продольной плоскости симметрии впереди переднего или сзади заднего моста жестко смонтированную ось 3, на которой установлен тяговый орган 4, выполненный в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма, при этом концы его продольных звеньев 5 и 6 за пределы центрального шарнира на ось 3 соединены шарнирно со штоками 7 и 8 гидроцилиндров 9 и 10, ориентированных навстречу друг другу в плоскости тягового органа 4, при этом корпуса цилиндров 9 и 10 шарнирно связаны с рамой 2, а их полости соединены с системой управления 11, к примеру выполненной электрогидравлической, на оси центрального шарнира 12 последнего звена тягового органа 4 (параллелограммного механизма) расположен в корпусе 13 рабочий орган 14 с возможностью самоустановки в транспортное положение. Фиксатор 15 транспортного положения рабочего органа 14, выполненный в виде наклонной пластины 16 с центральной прорезью и скосами 17, при этом рабочий орган 14 снабжен конусным оголовком 18 для взаимодействия с указанной прорезью пластины 16.

Система управления 11, к примеру электрогидравлическая, содержит два электроуправляемых 4-ходовых 3-позиционных гидрораспределителей 19 и 20, соединенных с нагнетающей 21 и сливной 22 магистралями гидросистемы транспортного средства, включающей насосную установку 23 с предохранительным клапаном 24 и емкость 25 для рабочей жидкости. Управление гидрораспределителями 19 и 20 осуществляется с помощью переключателей 26 и 27, с возможностью подачи питания от аккумуляторной батареи 28 через диоды 29-36.

Устройство работает следующим образом.

В транспортном положении система управления 11 выключена, штоки 7 и 8 гидроцилиндров 9 и 10 находятся в исходном положении, рабочий орган 14 с помощью конусного оголовка 18 расположен на фиксаторе 15.

Для самовытаскивания транспортного средства 1 по ходу движения система управления 11 отрабатывает управляющее воздействие на выдвижение оператора. Рабочая жидкость под давлением поступает в бесштоковые полости гидроцилиндров 9 и 10. Штоки 7 и 8, выдвигаясь, поворачивают первые звенья 5 и 6 относительно оси 3, которые раздвигают тяговый орган 4 в осевом направлении, выводя его из фиксатора 15 транспортного положения. Рабочий орган 14 скользит по опорной поверхности. По достижению положения полностью выдвинутых штоков 7 и 8, оператор воздействует на управляющие элементы системы управления 11, при этом рабочая жидкость под давлением поступает в штоковые полости гидроцилиндров 9 и 10. Штоки 7 и 8, вдвигаясь, поворачивают назад первые звенья 5 и 6 относительно оси 3, при этом тяговый орган 4 складывается. Рабочий орган 14 движется к транспортному средству 1, внедряясь в грунт, и останавливается. Тяговый орган 4, воспринимая сопротивление со стороны застрявшего транспортного средства 1, будет подтягивать последнее к рабочему органу. Эффективность устройства возрастет в случае вращения движителей в том же направлении. Транспортное средство 1 подтягивается к рабочему органу 14 и преодолевает труднопроходимый участок.

В отдельных случаях движение транспортного средства 1 вперед не представляется возможным или целесообразным. В этом случае необходимо двигаться назад. Для этого рабочий орган 14 разворачивают в корпусе 13 на 180 градусов и фиксируют в этом направлении. Далее оператор воздействует на систему управления 11, и рабочий орган 14, покинув фиксатор 15, начнет скользя перемещаться по опорной поверхности, внедряясь в грунт, а затем остановится. Тяговый орган 4, опираясь рабочим органом 14 в грунт и воспринимая сопротивление со стороны застрявшего транспортного средства 1, будет отталкивать последнее, преодолевая труднопроходимый участок местности.

При необходимости система управления 11 обеспечивает необходимый поворот тягового органа 4 с рабочим органом 14 относительно оси 3 вправо или влево и выполнения в этих направлениях самовытаскивания, что расширяет зону взаимодействия рабочего органа 14 с опорной поверхностью.

При эксплуатации двух и более транспортных средств в районах бездорожья предлагаемое устройство также может быть эффективно использовано. В этом случае с помощью тягового органа 4 рабочий орган 14 транспортного средства 1 соединяют с застрявшей машиной. Водитель транспортного средства 1 включает тормозную систему в работу и дает с помощью системы управления команду на складывание тягового органа 4. Результирующая сила последнего обеспечивает подтягивание застрявшей машины к транспортному средству 1.

Аналогично происходит выталкивание застрявшей машины.

Описанные процессы могут быть реализованы требуемое число циклов.

Предлагаемое устройство может быть установлено на каждом транспортном средстве в количестве от 1 до 2 штук. При установке устройства на шарнирно-сочлененном транспортном средстве возможности устройства расширяются.

Управление осуществляется с помощью переключателей 26 и 27, которые через диоды 29-36 обеспечивают подвод электрического тока от аккумуляторной батареи 28 к соответствующим катушкам гидрораспределителей 19 и 20, которые соединяют гидроцилиндры 9 и 10 с насосной установкой 23 транспортного средства 1.

Таким образом, предложенная конструкция устройства для самовытаскивания позволяет эффективно при минимальных затратах осуществлять самовытаскивание транспортного средства, при этом диапазон, зона действия расширена в сравнении с известными.

Похожие патенты RU2340482C1

название год авторы номер документа
Устройство управления двухпоточной муфтой сцепления транспортного средства 2015
  • Сергиенко Антон Николаевич
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Худолий Александр Иванович
  • Ткачук Николай Анатольевич
  • Гасанов Магомедэмин Исамагомедович
  • Сергиенко Наталья Николаевна
RU2622438C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ 1992
  • Худолий Александр Иванович
  • Худолий Наталья Борисовна
RU2045433C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОАМОРТИЗАТОРОМ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Сергиенко Антон Николаевич
  • Любарский Борис Григорьевич
  • Медведев Николай Григорьевич
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Худолий Александр Иванович
RU2529425C1
Транспортное средство 2017
  • Сергиенко Николай Егорович
RU2645512C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ 1989
  • Худолий Александр Иванович
  • Худолий Наталья Борисовна
RU2043231C1
Транспортное средство 1988
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Сергиенко Дмитрий Егорович
  • Майданюк Владимир Григорьевич
SU1555149A1
Источник сейсмических колебаний 1989
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Краснопольский Михаил Георгиевич
  • Худолий Александр Иванович
  • Ваншельбойм Борис Гершович
SU1642415A2
МНОГОКОРПУСНЫЙ ПЛУГ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ ЗАХВАТА 2015
  • Кокорин Александр Фёдорович
  • Дымшаков Филипп Иванович
RU2592097C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ 2016
  • Худолий Александр Иванович
RU2631143C1
СИСТЕМА ФИКСАЦИИ ГОЛА НА ФУТБОЛЬНЫХ ВОРОТАХ 2013
  • Худолий Александр Иванович
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Маренич Алексей Николаевич
  • Сергиенко Наталья Николаевна
RU2524012C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 340 482 C1

Реферат патента 2008 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, непосредственно к устройствам, обеспечивающим самовытаскивание транспортных средств. Устройство для самовытаскивания транспортного средства содержит подвижный тяговый орган. Один конец тягового органа смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом. Его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа. Устройство размещено под рамой транспортного средства. Силовой привод выполнен гидравлическим с гидроцилиндрами двухстороннего действия. Тяговый орган выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма. Ось центрального шарнира первых звеньев указанного механизма жестко смонтирована на раме. Упомянутые звенья продлены за пределы центрального шарнира в сторону, противоположную рабочему органу. Концы звеньев шарнирно соединены со штоками гидроцилиндров, ориентированных навстречу друг другу в плоскости механизма. Корпуса звеньев шарнирно связаны с рамой. Рабочий орган расположен с возможностью самоустановки в транспортное и рабочее положения в корпусе, смонтированном на оси центрального шарнира последнего звена параллелограммного механизма. Фиксатор транспортного положения рабочего органа выполнен в виде наклонной пластины с центральной прорезью и скосами. Рабочий орган снабжен конусным оголовком для взаимодействия с указанной прорезью. Повышается проходимость транспортных средств. 1 з.п. ф-лы, 18 ил.

Формула изобретения RU 2 340 482 C1

1. Устройство для самовытаскивания транспортного средства, содержащее подвижный тяговый орган, один конец которого смонтирован на раме транспортного средства и связан с силовым приводом, а его другой конец связан с рабочим органом, взаимодействующим с фиксатором транспортного положения рабочего органа, отличающееся тем, что оно размещено под рамой транспортного средства, силовой привод выполнен гидравлическим с гидроцилиндрами двухстороннего действия, тяговый орган выполнен в виде пространственного многозвенного шарнирно-рычажного параллелограммного механизма, ось центрального шарнира первых звеньев которого жестко смонтирована на раме, при этом упомянутые звенья продлены за пределы центрального шарнира в сторону, противоположную рабочему органу, а их концы шарнирно соединены со штоками гидроцилиндров, ориентированных навстречу друг другу - в плоскости механизма, при этом их корпуса шарнирно связаны с рамой, а рабочий орган расположен с возможностью самоустановки в транспортное и рабочее положения в корпусе, смонтированном на оси центрального шарнира последнего звена параллелограммного механизма.2. Устройство для самовытаскивания транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что фиксатор транспортного положения рабочего органа выполнен в виде наклонной пластины с центральной прорезью и скосами, а рабочий орган снабжен конусным оголовком для взаимодействия с указанной прорезью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2340482C1

Самоходное транспортное средство с устройством для самовытаскивания 1983
  • Цукуров Алексей Михайлович
  • Челебиев Джафер Этемович
SU1094776A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СИЛЫ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ ДОРОГИ 1995
  • Выренков С.Я.
  • Саченко А.И.
  • Поляков В.В.
RU2083378C1
US 3145796 A, 25.08.1964.

RU 2 340 482 C1

Авторы

Сергиенко Николай Егорович

Худолий Александр Иванович

Сергиенко Антон Николаевич

Худолий Наталья Борисовна

Даты

2008-12-10Публикация

2007-06-04Подача