Изобретение относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле.
Известно также транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержащее несущую платформу с закрепленными на ней полозьями, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющих возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и установленный под несущей платформой с возможностью перемещения в продольном относительно нее направлении элемент, имеющий выступы для взаимодействия с толкателями опорных катков.
Недостатком известного транспортного средства является то, что при движении его по опорной поверхности с неоднородным покрытием необходимо производить остановку для преобразования вручную при помощи рычага санок в коляску для движения по асфальту, песку или смерзшемуся грунту, для преобразования вручную при помощи рычага коляски в санки для движения по снегу, что неудобно в эксплуатации.
Изобретением решается задача повышения удобства эксплуатации за счет автоматического преобразования с санного хода на колесный и наоборот в зависимости от вида дорожного покрытия.
Указанная задача решается за счет того, что транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержащее несущую платформу с закрепленными на ней полозьями, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющих возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и установленный под несущей платформой с возможностью перемещения в продольном относительно нее направлении элемент, имеющий выступы для взаимодействия с толкателями опорных катков, снабжено тяговым тросом, закрепленным на упомянутом элементе, причем этот элемент и опорные катки подпружинены.
По сравнению с известным предложенное транспортное средство позволяет автоматически выполнять преобразование с полозьев на колеса и наоборот в зависимости от вида дорожного покрытия, преодолевая участки местности с разным покрытием без остановок, обеспечивая повышение удобства эксплуатации.
На фиг. 1 изображено предлагаемое транспортное средство в положении "санки"; на фиг.2 то же, в положении "коляска"; на фиг.3 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.4 разрез Б-Б на фиг.2.
Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержит несущую конструкцию, включающую полозья 1, связанные жестко посредством поперечин 2 с несущей платформой 3, подвижный элемент 4, подпружиненный посредством пружин 5 относительно несущей конструкции в горизонтальной плоскости и размещенный снизу несущей платформы 3 на направляющих 6, смонтированных на поперечинах 2 и поддерживающих подвижный элемент 4 снизу. Для ограничения перемещения подвижного элемента вверх служат поперечины 7 несущей конструкции. Колесное шасси выполнено в виде подпружиненных посредством пружин 8 в вертикальной плоскости не менее двух пар опорных катков 9, сопряженных с толкателями 10, имеющими возможность взаимодействия с выступами 11, выполненными снизу подвижного элемента 4. Толкатели 10 смонтированы в направляющих, которые жестко связаны посредством элементов 12 с поперечинами 2 несущей конструкции и размещены между подвижным элементом 4 и полозьями 1.
Для изменения направления подводящего усилия троса 13 снизу несущей платформы 3 смонтированы неподвижные блоки 14 с ограничивающими провисание троса 13 обоймами 15.
Толкатели 10 выполнены квадратного сечения для предотвращения проворачивания в направляющих квадратного сечения в элементах 12 и нарушения прямолинейной ориентации опорных катков 9 в процессе движения.
Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, работает следующим образом.
При движении транспортного средства с грузом 16 постоянного веса по снежному покрытию (см. фиг.1) полозья 1 взаимодействуют с опорной поверхностью, при этом усилие, прикладываемое к тросу 13, меньше силы сжатия пружин 5 за счет низкого коэффициента трения скольжения полозьев 1 по опорной поверхности. Подвижный элемент 4 находится в исходном положении, пружины 5 разжаты, толкатели 10 посредством пружин 8 поджаты к поверхности подвижного элемента 4 снизу, опорные катки 9 находятся над опорной поверхностью. Транспортное средство эксплуатируется в положении "санки".
При движении транспортного средства с грузом 16 по покрытию, отличному от снежного, например, смерзшемуся грунту, песку коэффициент трения скольжения резко возрастает. При этом усилие, прикладываемое к тросу 13, также возрастает и становится больше силы сжатия пружин 5. Пружины 5, сжимаясь, перемещают подвижный элемент 4 в горизонтальной плоскости по ходу движения вперед. Выступы 11, взаимодействуя с толкателями 10, перемещают их вниз, сжимая пружины 8. Опорные катки 9, взаимодействия с опорной поверхностью, приподнимают транспортное средство с грузом 16 и исключают контакт полозьев 1 с опорной поверхностью. Транспортное средство эксплуатируется в положении "коляска".
При переезде транспортного средства на снежный покров с песка или смерзшегося грунта полозья 1 взаимодействуют со снегом, трение скольжения полозьев 1 по снегу становится меньшим трения качения опорных катков по песку или смерзшемуся грунту, усилие на тросе 13 уменьшается, пружины 5, разжимаясь, перемещают подвижный элемент 4 в горизонтальной плоскости назад. Контакт выступов 11 и толкателей 10 прерывается, пружины 8, разжимаясь, перемещают толкатели 10 вместе с опорными катками 9 вверх. Опорные катки 9 занимают положение над опорной поверхностью. Транспортное средство приняло исходное положение.
Жесткость пружин 5 выбрана таким образом, что при взаимодействии полозьев 1 со снежным покрытием усилие, прикладываемое к тросу 13, будет меньшим силы сжатия пружин 5, а при взаимодействии опорных катков 9 с песком, смерзшимся грунтом усилие, прикладываемое к тросу 13, будет большим силы сжатия пружин 5.
Неподвижные блоки 14 предназначены для передачи усилия через трос 13 на подвижный элемент 4 в горизонтальной плоскости, исключая перекос и повреждение подвижного элемента 4 в противном случае.
Поверхность контакта выступов 11 с толкателями 10 по длине выбрана достаточной, чтобы обеспечить надежный контакт выступов 11 с толкателями 10 и исключить зависимость незначительных перепадов колебаний усилий на тросе 13 в процессе движения.
Для уменьшения веса дополнительных элементов транспортного средства с достаточной жесткостью подвижный элемент 4 и элементы 12 выполнены с полым сечением, например коробчатым.
Элементы 12 с выполненными в них направляющими смонтированы на поперечинах 2 несущей конструкции для увеличения жесткости при преобразовании транспортного средства из положения "санки" в положение "коляска".
Предлагаемое транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, обеспечивает перевозку грузов, в частности детей, при нарушенной цельности снежного покрова в положении санки-коляска без остановок в движении, что значительно повышает удобство эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ | 1992 |
|
RU2045433C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ | 2010 |
|
RU2423270C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ | 2016 |
|
RU2631143C1 |
Преобразуемая для движения по снегу детская коляска | 1981 |
|
SU1009868A1 |
РУЧНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕЛЕЖКА | 2000 |
|
RU2179519C2 |
КОЛЯСКА, ПРЕОБРАЗУЕМАЯ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО СНЕГУ | 2002 |
|
RU2234434C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОЛОЗЬЯ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫХ ДЕТСКИХ КОЛЯСОК | 2008 |
|
RU2405703C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ | 1991 |
|
RU2025366C1 |
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ПОДСТАВКА | 2020 |
|
RU2727409C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОВЫТАСКИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340482C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле. Изобретением решается задача повышения удобства эксплуатации за счет автоматического преобразования с санного хода на колесный и наоборот в зависимости от вида дорожного покрытия. Транспортное средство содержит несущую платформу 3 с закрепленными на ней полозьями 1, колесное шасси в виде опорных катков 9 с толкателями 10, имеющими возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и установленный под несущей платформой с возможностью перемещения в продольном относительно нее направлении элемент 4, имеющий выступы 11 для взаимодействия с толкателями 10. При этом транспортное средство снабжено тяговым тросом 13, закрепленным на элементе 4, причем элемент 4 и опорные катки подпружинены посредством пружин 5 и 8 соответственно. При движении транспортного средства по снегу натяжение троса 13 не преодолевает усилия пружин 5 (вследствие низкого коэффициента трения скольжения полозьев 1 по снегу), и катки 9 располагаются над полозьями 1. При движении, например, по песку коэффициент трения скольжения полозьев резко возрастает, что приводит к соответствующему возрастанию натяжения троса 13, которое преодолевает усилие сжатия пружин 5. Элемент 4 смещается по ходу транспортного средства, при этом выступы 11 воздействуют на толкатели 10, а опорные катки 9 опускаются ниже полозьев 1, обеспечивая передвижение транспортного средства как коляски. 4 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ, содержащее несущую платформу с закрепленными на ней полозьями, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющих возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и установленный под несущей платформой с возможностью перемещения в продольном относительно нее направлении элемент, имеющий выступы для взаимодействия с толкателями опорных катков, отличающееся тем, что оно снабжено тяговым тросом, закрепленным на упомянутом элементе, причем этот элемент и опорные катки подпружинены.
Сани, превращаемые в повозку | 1932 |
|
SU32309A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Штампованные вилы | 1925 |
|
SU1933A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1989-02-27—Подача