Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при ремонте железобетонных и металлических изгибаемых конструкций, эксплуатирующихся в условиях неблагоприятных факторов воздействия как окружающей среды, так и различных слабоагрессивных биохимических и химических сред (растворы солей, щелочей, кислот), например в качестве конструкции дорожной одежды мостовых пролетных конструкций или гидроизоляции конструкций инженерных сооружений, в частности эстакад, путепроводов.
Технический результат, достигаемый предлагаемым изобретением, состоит в увеличении прочности на изгиб и трещиностойкости дорожной одежды за счет повышения ее сцепления с железобетонной или металлической конструкцией. При использовании предлагаемой конструкции улучшается защита пролетных конструкций мостов от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, антигололедных составов, что способствует увеличению надежности и долговечности мостов в целом.
Кроме того, применение указанной дорожной одежды существенно повышает несущую способность пролетной конструкции в целом за счет появления в сжатой зоне нормального сечения изгибаемой конструкции прочного полимербетонного слоя, а также обеспечивает возможность электропрогрева [1] дорожной одежды в холодное время года в целях таяния снега и льда, что способствует безопасности дорожного движения.
Электропрогрев в холодное время года обеспечивается за счет подключения арматурной сетки дорожной одежды к источнику электроснабжения.
Новым является то, что в качестве дорожной одежды использован армированный монолитный полимербетонный слой на основе полимерного связующего - низкомолекулярного полибутадиена. Количественные и качественные составы применяемых полимербетонов приведены в табл.1.
Отвержденный армированный слой указанных полимербетонов [2, 3, 4, 5] выполняет функцию гидроизоляционного и защитного покрытий и существенно повышает несущую способность пролетной конструкции в целом (см. чертеж). Это достигается за счет высоких физико-механических характеристик полимербетонов, значения которых приведены в табл.2.
Прочность сцепления полимербетонов с бетоном достигается хорошей адгезией материалов, обусловленной механическим зацеплением полимербетонов с рельефной поверхностью подложки, образованной выступами заполнителя щебня или насечками, а также близкими значениями линейных коэффициентов температурного расширения.
Прочность сцепления полимербетонного слоя с металлической подложкой обеспечивается наличием полярных групп в используемых низкомолекулярных полибутадиеновых каучуках и тщательной подготовкой подложки при помощи пескоструйной установки.
Известна конструкция дорожной одежды, включающая защитно-сцепляющий слой из гидроизоляционного материала на синтетической основе, уложенный на отпескоструенную поверхность металлической ортотропной плиты и слои асфальтобетона дорожного покрытия [6].
Недостатками указанной конструкции являются низкая изгибная прочность, морозостойкость и атмосферостойкость вследствие применения асфальтобетона. Кроме того, указанная конструкция дорожной одежды не предусматривает возможности использования электропрогрева конструкции дорожной одежды в холодное время года для обеспечения таяния снега и льда.
Технический результат, достигаемый предлагаемым изобретением, состоит в увеличении прочности на изгиб и трещиностойкости дорожной одежды за счет повышения сцепления полимербетонного слоя с железобетонной или металлической конструкцией. При использовании полимербетонного слоя в качестве дорожной одежды улучшается защита пролетных конструкций мостов от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, антигололедных составов, что способствует увеличению надежности и долговечности мостов в целом.
Технической задачей настоящего изобретения является увеличение прочности на изгиб и трещиностойкости конструкции дорожной одежды за счет улучшения ее совместной работы с железобетонной или металлической пролетной конструкцией, обусловленной повышенным сцеплением полимербетонного слоя с подложкой. Кроме того, решается задача повышения надежности и долговечности мостового сооружения в целом за счет улучшения защиты железобетонных и металлических пролетных конструкций от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, существенного повышения несущей способности пролетных конструкций за счет появления в сжатой зоне нормального сечения изгибаемой конструкции прочного полимербетонного слоя.
Поставленная задача решается устройством дорожной одежды с применением полимербетонов на каучуковом связующем - низкомолекулярном полибутадиене, отличающихся хорошими физико-механическими показателями, а также высокой химстойкостью. Компонентные составы применяемых полимербетонных смесей приведены в табл.1.
Качество дорожной одежды из армированного полимербетона обеспечивается точным выдерживанием всех технологических параметров изготовления полимербетонной смеси, строгим соблюдением всех технологических режимов устройства конструкции на поверхности пролетного железобетонного или металлического сооружения; а также благодаря высокой «живучести» смеси (способности сохранять долгое время первоначальные физико-химические свойства) и ее низкой усадке при отверждении.
Данное изобретение применимо как на этапе строительства нового пролетного сооружения, так и при реконструкции существующего.
Конструкция дорожной одежды реализуется следующим образом.
1. При реконструкции пролетного сооружения на верхней поверхности очищенной железобетонной плиты проезжей части делают насечки, сколы, в случае металлической плиты обрабатывают поверхность металла пескоструйной установкой. Затем производят укладку полимербетонной смеси [2, 3, 4, 5] на хорошо прогретую, высушенную, обезжиренную поверхность.
2. При заводском изготовлении пролетных строений моста (при новом строительстве) насечки и сколы на железобетонной поверхности не делают, а технологически обеспечивают рельефную поверхность с выступами щебня.
3. В обоих случаях укладывают арматурные сетки с шагом ячеек 100×100 или 150×150 мм из проволоки Вр-1, соблюдая защитный слой 2-3 см. Если при конструировании пролетного строения плите придан поперечный уклон, то слой полимербетонной смеси при виброуплотнении укладывают постоянной толщины 40-50 мм. Если плита горизонтальна, устраивают уклон, увеличивая толщину смеси к оси проезжей части до 90-100 мм, образуя сточный треугольник.
4. Слой монолитного полимербетона на основе связующего - низкомолекулярного полибутадиена или его смеси с цементом подвергают температурной обработке при помощи электротэнов [1] в интервале температур от 20°С до 120°С, причем слой полимербетона изготавливают из смеси, содержащей в мас.%:
в случае применения указанного состава температуру полимербетонной смеси повышают плавно с 60 до 120°С в течение 4 часов, затем при температуре 120°С в течение 8 часов происходит набор прочности полимербетона на осевое сжатие до проектной в 60-80 МПа, необходимой для эксплуатации (табл.2), или из смеси, содержащей в мас.%:
в этом случае температуру повышают плавно с 60 до 100°С в течение 2 часов до набора проектной прочности на осевое сжатие 24-26 МПа, необходимой для эксплуатации (табл.2).
Температурный режим смеси контролируют при помощи термопары, помещенной в слой смеси. Смесь в период набора прочности должна быть защищена от внешних атмосферных воздействий.
После набора проектной прочности армированный слой полимербетона, благодаря своим физико-механическим свойствам (табл.2) и хорошему сцеплению с железобетонной или металлической поверхностью пролетной конструкции, повышает ее несущую способность в целом, одновременно выполняет функцию гидроизоляционного слоя и защитного покрытия. Кроме того, указанный слой обеспечивает возможность электропрогрева [1] дорожной одежды для таяния снега и льда, что способствует повышению безопасности дорожного движения.
Источники информации
1. Патент РФ №2250946 на изобретение «Способ устройства покрытия площадок». Матренинский С.И., Чертов В.А., Сапелкин Р.И., Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Говоров В.А. Заявка №2003122590/03. Приоритет от 17.07.2003. Опубл. 10.01.2005. Бюллетень №12.
2. Патент РФ №2120425 на изобретение «Полимербетонная смесь». Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Макарова Т.В. Заявка №97119574/04. Приоритет от 26.11.97. Опубл. 20.10.98. Бюллетень №29.
3. Патент РФ №2135425 на изобретение «Полимербетонная смесь». Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Фиговский О.Л. Заявка №98115492/04. Приоритет от 07.08.98. Опубл. 27.08.99. Бюллетень №24.
4. Потапов Ю.Б., Борисов Ю.М., Макарова Т.В. Оптимизация состава эффективного бетона на основе жидкого каучука СКДН-Н горячего отверждения. Современные проблемы строительного материаловедения: IV академические чтения РААСН. Материалы международной научно-технической конференции. - Пенза: ПГАСА, 1998 г. - С.14-15.
5. Потапов Ю.Б., Барабаш Д.Е. Эффективные композиции на основе жидкого каучука СКДП-Н холодного отверждения для ремонта аэродромных покрытий. Современные проблемы строительного материаловедения: IV академические чтения РААСН. Материалы международной научно-технической конференции. - Пенза: ПГАСА, 1998 г. - С.128-129.
6. Патент РФ №2177523 на изобретение «Конструкция дорожной одежды». Ярмолинская Н.И., Иванченко С.Н., Парфенов А.А., Вахмин В.Н. Заявка №200104122/03. Приоритет от 21.02.2000. Опубл. 27.12.2001.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛИМЕРБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2004 |
|
RU2266876C1 |
ПОЛИМЕРБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2009 |
|
RU2402501C1 |
ПОЛИМЕРБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2009 |
|
RU2394786C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДВУХСЛОЙНЫХ КАУТОНО-БЕТОННЫХ БАЛОК | 2014 |
|
RU2593400C2 |
ПОЛИМЕРБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2004 |
|
RU2261232C1 |
ДЕФОРМАЦИОННЫЙ ШОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА | 2000 |
|
RU2186900C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВЛАГИ ИЗ ТОЛЩИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2205913C1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ С ПОДПОРНОЙ СТЕНКОЙ, СПОСОБ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ БЛОК ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ПОДПОРНОЙ СТЕНКИ | 2004 |
|
RU2276230C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЯ ПЛОЩАДОК | 2003 |
|
RU2250946C2 |
МОСТОВАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ БАЛКА | 2012 |
|
RU2507336C1 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при ремонте железобетонных и металлических изгибаемых конструкций, эксплуатирующихся в условиях неблагоприятных факторов воздействия как окружающей среды, так и различных слабоагрессивных биохимических и химических сред (растворы солей, щелочей, кислот). Технический результат: увеличение прочности на изгиб и трещиностойкости дорожной одежды за счет повышения сцепления полимербетонного слоя с железобетонной или металлической конструкцией, а также защита пролетных конструкций мостов от воздействия жидких и газообразных агрессивных сред, атмосферных осадков, антигололедных составов, что способствует увеличению надежности и долговечности мостов в целом. Предложена конструкция дорожной одежды для железобетонных и металлических пролетных сооружений со слоем из полимербетона, в качестве которого используют уложенный, при виброуплотнении, на подготовленную поверхность бетона или металла слой армированного арматурными сетками монолитного полимербетона на основе связующего - низкомолекулярного полибутадиена или его смеси с цементом, причем уложенный слой полимербетона подвергнут температурной обработке с помощью электротенов в интервале температур от 20°С до 120°С до набора им проектной прочности, причем слой полимербетона изготавливают из смеси, содержащей в мас.%: низкомолекулярный полибутадиен ПБН - 7-12, сера - 3,5-6, тиурам - 0,25-0,55, оксид цинка - 1,2-3,2, оксид кальция - 0,4-0,6, зола-унос ТЭЦ - 6,5-11,5, кварцевый песок - 22-27, гранитный щебень фракции 5-10 мм - остальное, или из смеси, содержащей в мас.%: низкомолекулярный полибутадиен - 15-17, кварцевый песок - 19-21, цемент М300 - 6-8, отвердитель - полиизоцианат (ПИЦ) - 2-3, антиоксидант - 0,2, гранитный щебень фракции 5-10 мм - остальное. 2 табл., 1 ил.
Конструкция дорожной одежды для железобетонных и металлических пролетных сооружений со слоем из полимербетона, отличающаяся тем, что в качестве указанного слоя используют уложенный, при виброуплотнении, на подготовленную поверхность бетона или металла слой армированного арматурными сетками монолитного полимербетона на основе связующего - низкомолекулярного полибутадиена или его смеси с цементом, причем уложенный слой полимербетона подвергнут температурной обработке с помощью электротенов в интервале температур от 20 до 120°С до набора им проектной прочности, причем слой полимербетона изготавливают из смеси, содержащей в мас.%:
или из смеси, содержащей в мас.%:
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ | 2000 |
|
RU2177523C2 |
ПОЛИМЕРБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2120425C1 |
Кострукция дорожного полотна | 1974 |
|
SU645606A3 |
Авторы
Даты
2008-12-10—Публикация
2005-07-25—Подача