Изобретение относится к области педиатрии, реабилитологии и может быть использовано для лечения детей с ограниченными возможностями на фоне инфекционного процесса, в том числе и в условиях реабилитационных центров.
Проблема лечения детей-инвалидов является актуальной. Выбор данного направления, как одного из ведущих в педиатрии не случаен, так как динамизм окружающей среды, связанной с НТР, расширение сети коллективного воспитания предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детского организма и требуют углубленного изучения физиологических механизмов его биологической и социальной адаптации, роста и развития. Адаптация - это процесс выработки нормы реакции и в то же время это результат реализации нормы реакции в конкретных условиях. При поступлении в Центр реабилитации ребенок проходит период адаптации. Адаптационная способность у ребенка-инвалида снижена. У него имеются не только выраженные нарушения в нервно-психическом и физическом развитии, но и страдает иммунная и эндокринная системы. Ребенок постоянно балансирует между состоянием здоровья и болезнью и нередко дополнительно к инвалидизирующему заболеванию, ограничивающему его жизнедеятельность, заболевает ОРЗ, ОРВИ. В известных источниках информации не обнаружено единого системного подхода к лечению такой категории пациентов, основой известных подходов является симптоматическое лечение. Таким образом, в настоящее время возникла необходимость создания алгоритма исследований и лечения детей с ограниченными возможностями, в основе которого стоит задача существенного улучшения адаптации у вновь поступающих детей, что в свою очередь, способствует повышению эффективности лечения у детей, которые посещают Центр ежедневно.
Новая техническая задача - повышение эффективности лечения за счет создания условий для улучшения адаптации.
Для решения поставленной задачи в способе лечения детей с ограниченными возможностями, включающем обследование, проведение фармакотерпаии, и комплекса, включающего лечебную гимнастику, массаж детям с болезнями нервной системы G согласно классу МКБ-10, лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых занятий 3 раза в неделю, с продолжительностью занятия 30 минут, причем используют пассивно-активные и активные физические упражнения: дыхательные, упражнений на координацию, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на коррекцию осанки и ходьбы, упражнения с использованием мячей при темпе выполнения упражнений, от медленного до среднего, максимальной амплитуде движений, исходном положении - лежа на спине, животе, коленно-кистевом, сидя, стоя на коленях и стоя, массаж проводят в помещении с температурой 22 градуса по Цельсию, в одни и те же часы, через 30 минут после еды, при длительности процедуры 25 минут, курс состоит из 15 процедур, причем исходное положение - лежа на животе с валиком под голеностопами - массаж спины, паравертебральных областей, задней поверхности ног, либо - лежа на спине с валиком под коленями, проводят массаж передней поверхности ног, живота, груди, рук, при этом используют приемы: поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание, непрерывистую вибрацию, приемы используют в чередовании, а фармакотерапия включает введение Биовиталь геля для детей по 1 чайной ложке 1 раз в день 10 дней, РИНИТОЛА ЭДАС-131 по 2-3 капли на слизистую каждой ноздри 2 раза в день 10 дней, анаферона детского по 1 таблетке 1 раз в день 30 дней, масло кедрового ореха по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 30 дней, детям с болезнями нервной системы F согласно классу МКБ-10 лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых занятий ЛФК, 3 раза в неделю, с продолжительностью занятия 25 мин, используют активные физические упражнения, включая общеразвивающие без предметов и с предметами на снарядах упражнения на развитие силы, гибкости, ловкости, на коррекцию координационных способностей, на коррекцию осанки, при темпе выполнения упражнений от медленного до быстрого, амплитуде движений максимальной, исходном положении - лежа на животе, лежа на спине, коленно-кистевом, стоя на коленях, сидя, стоя, проводят также, классический лечебный массаж воротниковой зоны, используя приемы: поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание, непрерывистую вибрацию, приемы используют в чередовании, длительность процедуры - 10 мин, на курс 10 процедур, фармакотерапия включает прием глутамевита по 1 таблетке 2 раза в день после еды, анаферона детского по 1 таблетке натощак 1 раз в день 30 дней, янтарной кислоты по 50 мг 2 раза в день утром и в обед после еды по схеме: 5 дней приема, 2 дня перерыв, детям с болезнями нервной системы Q согласно классу МКБ-10 проводят лечебную гимнастику в форме индивидуальных или малогрупповых занятий ЛФК 3 раза в неделю, продолжительностью занятия 25 мин с использованием активных физических упражнений общеразвивающих без предметов и с предметами, упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей, упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, на развитие мелкой моторики кистей пальцев рук, темп упражнений от медленного до быстрого, амплитуда максимальная, исходное положение - лежа на спине, животе, сидя, стоя, проводят общий классический массаж с использованием приемов поверхностного и глубокого поглаживания, спиралевидного растирания, пиления, сдвигания, выжимания, поколачивания, приемы применяют в чередовании, продолжительность процедуры 15 минут, на курс 10 процедур, фармакотерапия включает прием пиковита по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 20 дней, анаферона детского по 1 таблетке натощак по 1 раз в день в течение 30 дней, масла кедрового ореха по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 30 дней.
Способ осуществляют следующим образом.
Исследование детей начинают с диагностики согласно международной классификации МКБ, в соответствии с которой относят пациентов к одной из следующих групп: Класс №VI Болезни нервной системы (G) (ДЦП, гидроцефалия, энцефалопатия, последствия нейроинфекций); Класс №V Психические расстройства и расстройства поведения (F) (Умственная отсталость, шизофрения, аутизм); Класс №XII Врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (Q) (Синдром Дауна, Фенилкетонурия).
Алгоритм исследования следующий:
1. Осмотр ребенка врачом педиатром.
2. Анализ медицинской документации.
3. Исследование иммунного статуса (проточная цитомерия) с ИФА методом на наличие некоторых возбудителей (хламидий, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз, лямблиоз, описторхоз).
Назначение лечения проводят в зависимости от результатов комплексного обследования, изложенного выше, с учетом класса заболевания по МКБ-10. В качестве группы сравнения использовалась группа детей, сопоставимая по полу, возрасту, установленным диагнозам по МКБ-10, которая не получала данное лечение.
Лечение детей с ограниченными возможностями с учетом МКБ-10: Класс №VI Болезни нервной системы (G) (ДЦП, гидроцефалия, энцефалопатия, последствия нейроинфекций.
1. Лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых (2-3 чел.) занятий ЛФК 3 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут (разминка - 5 мин, основная часть - 20 мин, заключительная часть - 5 мин). Используют пассивно-активные и активные физические упражнения, включая дыхательные, упражнения на координацию, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на коррекцию осанки и ходьбы, упражнения с использованием мячей d=85 см. Темп выполнения упражнений, от медленного до среднего, амплитуда движений максимальная. И.П. - лежа на спине, животе, колено-кистевое, сидя, стоя на коленях, стоя.
2. Методика массажа. Массаж проводят в помещении с t=22 градуса по Цельсию, в одни и те же часы, через 30 минут после еды. Длительность процедуры 25 минут, курс состоит из 15 процедур.
План массажа: в И.П. - лежа на животе с валиком под голеностопами - массаж спины, паравертебральных областей, задней поверхности ног. В И.П. - лежа на спине с валиком под коленями - массаж передней поверхности ног, живота, груди, рук.
Приемы массажа; поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание, непрерывная вибрация. Приемы использовались в чередовании. Фармакотерапия включает прием следующих препаратов:
- Биовиталь гель для детей (киндер биовиталь) 1 чайная ложка 1 раз в день 10 дней.
- РИНИТОЛ ЭДАС-131 2-3 капли на слизистую каждой ноздри 2 раза в день 10 дней.
- Анаферон детский 1 таблетка натощак 1 раз в день 30 дней.
- Масло кедрового ореха 1 чайная ложка 1 раз в день 30 дней.
Лечение детей с ограниченными возможностями с учетом МКБ-10: Класс №V Психические расстройства и расстройства поведения (F) (Умственная отсталость, шизофрения, аутизм).
1. Лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых (2-3 чел.) занятий ЛФК, 3 раза в неделю, продолжительность занятия 25 мин (разминка - 5 мин, основная часть - 15 мин, заключительная часть - 5 мин). Используют активные физические упражнения, включая общеразвивающие без предметов и с предметами (баскетбольные мячи с богатой цветовой гаммой), на снарядах (гимнастическая стенка, беговая дорожка), упражнения на развитие силы, гибкости, ловкости, на коррекцию координационных способностей, на коррекцию осанки. Темп выполнения упражнений от медленного до быстрого, амплитуда движений максимальная, исходное положение (ИП) - лежа на животе, лежа на спине, колено-кистевое, стоя на коленях, сидя, стоя.
2. Методика массажа. Проводят классический лечебный массаж воротниковой зоны. Приемы массажа: поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание, непрерывная вибрация. Приемы используют в чередовании.
Длительность процедуры - 10 мин, на курс 10 процедур.
Фармакотерапия включает прием:
- Глутамевита 1 таблетка 2 раза в день после еды.
- Анаферона детского по 1 таблетке натощак 1 раз в день 30 дней.
- Янтарной кислоты - 50 мг 2 раза в день (утро, обед) после еды по схеме: 5 дней приема, 2 дня перерыв.
Лечение детей с ограниченными возможностями с учетом МКБ-10: Класс №XII Врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (О) (Синдром Дауна, Фенилкетонурия).
1. Лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых занятий ЛФК 3 раза в неделю, продолжительностью занятия 25 мин (разминка - 5 мин, основная часть - 15 мин, заключительная - 5 мин). Используют активные физические упражнения общеразвивающие без предметов, с предметами (баскетбольные мячи с богатой цветовой гаммой), упражнения на развитие и корректно координационных способностей, упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, на развитие мелкой моторики кистей пальцев рук. Темп упражнений от медленного до быстрого, амплитуда максимальная. (ИП) - лежа на спине, животе, сидя, стоя.
2. Методика массажа. Проводят общий классический массаж. Приемы массажа: поверхностное и глубокое поглаживание, спиралевидное растирание, пиление, сдвигание, выжимание, поколачивание. Приемы применяют в чередовании. Продолжительность процедуры 15 минут, на курс 10 процедур.
Фармакотерапия включает прием:
- Пиковит по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 20 дней,
- анаферон детский 1 таблетка натощак по 1 раз в день в течение 30 дней - масло кедрового ореха по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 30 дней.
Особенности проведения ЛФК при ДЦП заключаются в том, что учитывая степень ограничения движений, применяют комплекс пассивно-активных упражнений, интенсивность и продолжительность занятия зависит от возраста ребенка, формы ДЦП и наличия сопутствующей патологии, при проведении учитываются скрытые потенциальные возможности, соблюдая дидактические принципы: доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Особенности проведения массажа при ДЦП: применяется общий дифференцированный массаж с преобладанием расслабляющих приемов.
Особенности проведения ЛФК при умственной отсталости: учитывается степень восприятия речевых и зрительных команд инструктора, интенсивность и продолжительность занятия обусловлена степенью снижения интеллекта.
Особенности проведения массажа при умственной отсталости: для улучшения мозгового кровообращения применяется массаж воротниковой зоны.
Особенности проведения ЛФК при Синдроме Дауна: применяется мотивация ярким цветом и формой (разноцветные мячи, мягкие конструкторы и модули); отдается предпочтение игровым элементам проведения ЛФК.
Особенности проведения массажа при Синдроме Дауна: учитывая сопутствующее снижение мышечного тонуса - применяется общий массаж.
Дополнительное использование лекарственных препаратов: биовиталь геля для детей (киндер биовиталь), пиковит, глутамевит; гомеопатические препараты: анаферон детский, Риннтол, ЭДАС-131, янтарная кислота, масло кедрового ореха «Сыродавленное ручной работы, улучшает показатели ЖЕЛ, силовые показателий, способствует умещшению количества патологических типов реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) на стандартную физическую нагрузку, повышению устойчивости организма к гипоксии, существенному уменьшению заболеваемости ОРЗ, ОРВИ.
Снижение заболеваемости ОРЗ, ОРВИ в основной группе на 20%, по сравнению с группой сравнения. Улучшились иммунологические показатели крови.
Пример 1: МКБ-10: Класс №VI Болезни нервной системы (G). Больная А. 2,5 года, поступила в Реабилитационный Центр с диагнозом: Диагноз: G 82.1 ДЦП, спастическая диплегия нижних конечностей; Н 90-91 - нейросенсорная потеря слуха, расстройство артикуляции вследствие потери слуха (ЗПР, ОНР - 1 уровня); G 91, 93.4 - энцефалопатия, наружно - внутренняя гидроцефалия, вследствие в/у инфекции (ЦМВИ, хламидиоз); миотонический синдром; А 89 - внутриутробная инфекция в виде цитамегаловирусной инфекции с преимущественным поражением ЦНС;
Ребенок был обследован врачами-специалистами (педиатром, неврологом, инфекционистом, физиотерапевтом, окулистом, отоларингологом, окулистом, дерматологом, психиатром, эндокринологом). Лечение назначалось - учетом параклинических и инструментальных данных, тяжести основного и сопутствующего диагноза.
В параклинических данных: Общий анализ крови-эозинофилия до 12; биохимический анализ крови - выраженные изменения белкового обмена, общий анализ мочи - фосфатная кристалурия, полимеразноцепная реакция - обнаружены ДНК цитомегаловируса, ИФА к респираторным хламидиям резко положительный.
Инструментальные методы обследования: УЗИ органов брюшной полости - перегиб желчного пузыря, ЭЭГ - умеренные общемозговые изменения с дисфункцией подкорковых структур.
Период адаптации в Центре проходил достаточно сложно. Ребенок часто болел простудными заболеваниями. Вследствие этого прерывались курсы восстановительного лечения (ЛФК, массаж, физиолечение). Требовалась оттенка состояния иммунной системы. Было произведено обследование, с использованием проточного цитофлюориметра "Coulter Epics" фирмы "Beckman Coulter" (США). Заключение при первоначальном обследовании: Лимфоцитоз абсолютный и относительный. Повышенное содержание СD8, СD19, СД3+СD16+СД56. Резко снижен иммуннорегуляторный индекс (0,46). Выявлены антитела к токсоплазмозу, хламидиям.
Ребенок был пролечен согласно предлагаемому способу по схеме: МКБ-10: Класс №VI Болезни нервной системы (G). Комплекс включал ЛФК, массаж, прием препаратов
1. Биовиталь гель для детей (киндер биовиталь) 1 чайная ложка 1 раз в день 10 дней.
2. ЭДАС-131 2-3 капли на слизистую каждой ноздри 2 раза в день 10 дней.
3. Анаферон детский 1 таблетка натощак 1 раз в день 30 дней.
4. Масло кедрового ореха 1 чайная ложка 1 раз в день 30 дней.
Состояние ребенка стабилизировалось. Появилась преемственность в реабилитационных мероприятиях. Быстрее стал появляться эффект от проводимого лечения. При повторном иммунологическом обследовании, с использованием проточного цитофлюориметра "Coulter Epics" фирмы "Beckman Coulter" (США) - заключение:
Лимфоцитоз относительный, в остальном без особенностей. ОАМ, OAK без особенностей.
Динамика заболеваемости ОРЗ, ОРВИ: 2005 год - 8 раз, 2006 год - 3 раза.
Пример 2: МКБ-10 Класс №V Психические расстройства и расстройства поведения (F).
Больной В., 8 лет поступил в Реабилитационный Центр с диагнозом:
F 72.02 - умственная отсталость, умеренная обусловленная предшествующей травмой со слабовыраженным нарушением поведения; Q 35 - врожденная аномалия, расщелина неба; нарушение артикуляции и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании, обуславливающее системное недоразвитие речи тяжелой степени; Q 53.1 - неопущение яичка одностороннее; Н 47.2 - атрофия ДЗН; Задержка физического развития; Умеренные диффузные изменения в поджелудочной и щитовидной железе; J 35.2 - аденоиды 1-2 ст; плоскостопие. Цитомегаловирусная инфекция с преимущественным поражением ЦНС.
Ребенок был обследован врачами-специалистами (педиатром, неврологом, инфекционистом, физиотерапевтом, окулистом, отоларингологом, окулистом, дерматологом, психиатром, эндокринологом). Лечение назначалось с учетом параклинических и инструментальных данных, тяжести основного и сопутствующего диагноза.
В параклинических данных (OAK, ОАМ) без ярко выраженных нарушений. ПЦР-диагностика - обнаружены ДНК цитомегаловируса.
Инструментальные методы обследования: ЭЭГ - умеренные общемозговые изменения. Компьютерная томография головного мозга: - кистозные изменения о правом полушарии. УЗИ органов брюшной полости - перегиб желчного пузыря.
Мальчик часто болел простудами вследствие высокой восприимчивости к инфекциям. Требовалась оценка состояния иммунной системы. Было произведено обследование с использованием проточного цитофлюориметра "Coulter Epics" фирмы "Beekman Coulter" (США). Заключение при первоначальном обследовании: Абсолютный и относительный лимфоцитоз, нарушение индекса иммунорегуляции (CD4/CD8).
Ребенок был пролечен согласно предлагаемому способу по схеме: МКБ-10 Класс №V Психические расстройства и расстройства поведения (F). Кроме ЛФК и массажа назначен прием:
1. Глутамевита по 1 таблетке 2 раза в день после еды.
2 Анаферона детского по 1 таблетке натощак 1 раз в день 30 дней.
3 Янтарной кислоты - 50 мг 2 раза в день (утро, обед) после еды по схеме: 5 дней приема, 2 дня перерыв.
Состояние ребенка улучшилось. Повторный анализ с помощью проточной цитофлюориметра показал эффективность в проводимой терапии. Заключение вариант нормы.
Динамика заболеваемости ОРЗ: 2005 год - 6 раз, 2006 год - 2 раза.
Пример 3: МКБ-10: Класс №XII Врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (Q).
Больная Ж., 15 лет поступила в Реабилитационный Центр с диагнозом: Q 90 - Синдром Дауна; L 20.0 - атопический дерматит; Н 52.2 - астигматизм; F 72.04 - умственная отсталость тяжелая со слабовыраженным нарушением поведения, связанная с хромосомным нарушением; Гипертрофия н/м 2-3 ст. Угрожающая по развитию хр. тонзиллита. Кифосколиотическая осанка: В 66 Хр. описторхоз; Птоз 1-2 ст: Системное недоразвитие речи тяжелой степени.
Ребенок был обследован врачами-специалистами (педиатром, неврологом, инфекционистом, физиотерапевтом, окулистом, отоларингологом, окулистом, дерматологом, психиатром, эндокринологом). Лечение назначалось с учетом параклинических и инструментальных данных, тяжести основного и сопутствующего диагноза.
В параклинических данных: OAK: выраженная эозинофилия, ОАМ без патологии, в биохимическом анализе, нарушение углеводного (глюкоза натощак 7 ммоль/л), пигментного обмена (билирубин - 30-10-11).
Инструментальные методы: УЗИ органов брюшной полости: диффузное изменение в печени, поджелудочной железе; компьютерная томография: множественные кальцинаты левого полушария, возможно врожденного характера.
По результатам обследования с использованием проточного цитофлюориметра "Coulter Epics" фирмы "Beckman Coulter" (США). Заключение при первоначальном обследовании: отмечалось резкое снижение CD19, гиперпродукция CD8, нарушен иммуннорегуляторный индекс в сторону иммунодефицита (ИРИ 0,64), гипопроодукция иммуноглобулина A, G, имеет место секреторный иммунодефицит. ИФА: антитела к описторхам положительные.
Ребенок был пролечен согласно предлагаемому способу по схеме: МКБ-10: Класс №XII Врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (Q). Кроме ЛФК и массажа назначен прием:
1. Пиковит, 1 чайная ложка, 1 раз в день 20 дней.
2. Анаферон детский 1 таблетка натощак 1 раз в день 30 дней.
3. Масло кедрового ореха 1 чайная ложка 1 раз в день 30 дней.
Было произведено повторное обследовании с использованием проточного цитофлюориметра "Coulter Epics" фирмы "Beckman Coulter" (США). Заключение: эозинофиллия, основные клеточные маркеры в пределах физиологической нормы, умерено снижена концентрация иммуноглобулина G. Динамики по описторхозу не наблюдалось. В биохимическом анализе: улучшение углеводного и пигментного обмена (глюкоза натощак 4.6 ммоль/л, билирубин - 9-12-5).
Девушка стала меньше болеть простудными заболеваниями. Динамика заболеваемости ОРЗ: 2005 год - 4 раза, 2006 год - 1 раз. Режим предлагаемого способа подобран на основании анализа данных наблюдений за группами детей с ограниченными возможностями. Основные показатели основной группы детей, посещающих реабилитационный центр, приведены на диаграмме №1, контрольной на диаграмме №2 и, далее, по группам МКБ классификации соответственно на диаграммах №№1-8.
Как видно из таблицы 1, до проводимого лечения в основной группе по основным клеточным маркерам (лейкоциты, лимфоциты, CD 3; CD 4; CD 19 и др.) были выявлены нарушения у 74,8% детей.
После проведенного курса лечения нарушения сохранялись у 51,42% детей. Гипопродукция Ig, A, G, М - до проводимого лечения в основной группе по основным клеточным маркерам отмечалась у 44,74% детей, после проведенного курса лечения нарушения регистрировались у 20,94% детей.
Инфекционный процесс: по Cl. pneum высокий титр обнаруживался у 51,42% детей. После проведенного комплексного лечения высокий титр антител отмечался у 40% детей. До лечения высокий титр к ВПГ обнаруживался у 40% детей, после проведенного курса у 25,71%. ЦМВ - до лечения у 35% детей, после проведенного лечения высокий титр остался у 22,85%.
В группе контроля по основным клеточным маркерам (лейкоциты, лимфоциты, CD 3; CD 4; CD 19 и др.) изменения обнаруживались у 80% детей-инвалидов.
При повторном обследовании у 57,14% выявлены нарушения по основным клеточным маркерам.
Гипопродукция Ig, A, G, M отмечалась: при первичном обследовании у 53,33% детей, при повторном у 35,23% детей. По Cl. pneum высокий титр при первичном обследовании отмечался у 57,14% детей. При повторном обследовании у 48,57% детей. ВПГ при первичном обследовании у 48,57% детей. При повторном у 45,71%. ЦМВ - у 42,85% при первичном обследовании, при повторном у 37,14%.
Таким образом, применение предлагаемого способа лечения детей с ограниченными возможностями Класс №VI Болезни нервной системы (G) улучшает показатели по основным клеточным маркерам в основной группе. Положительная динамика отмечается у 8,57% детей. Нормализация иммуноглобулинов Ig, А, G, М отмечалась у 23,8%, а в группе контроля у 18,1% детей. Эффективная динамика по снижению высокого титра антител к Cl. Pneum в основной группе 11,42%, в контрольной 8,57%. Снижение высокого титра антител к ВПГ произошло у 14,54% в основной группе и на 2,86% в группе контроля. Снижение высокого титра антител к ЦМВ произошло у 12,15% детей в основной группе и на 5,71% в группе контроля. Как видно из таблицы 2 до проводимого лечения в основной группе по основным клеточным маркерам (лейкоциты, лимфоциты, CD 3; CD 4; CD 19 и др.) были выявлены нарушения у 93,33% детей. После проведенного курса лечения нарушения сохраняются у 40% детей. Гипопродукция Ig, А, G, М - до проводимого лечения в основной группе по основным клеточным маркерам отмечалась у 62,22% детей, после проведенного курса лечения нарушения регистрировались у 26,66% детей.
Инфекционный процесс: по Cl. pneum высокий титр обнаруживался у 100% детей. После проведенного лечения согласно предлагаемому способу высокий титр антител отмечался у 80% детей.
До лечения высокий титр к ВПГ обнаруживался у 33,33% детей, после проведенного курса у 20%. ЦМВ - до лечения у 53.33% детей, после проведенного лечения высокий титр остался у 46,66%.
В группе контроля по основным клеточным маркерам (лейкоциты, лимфолиты, CD 3; CD 4; CD 19 и др.) изменения обнаруживались у 80% детей-инвалидов.
При повторном обследовании у 60% имелись нарушения по основным клеточным маркерам. Гипопродукция Ig, A, G, М отмечалась: при первичном обследовании у 64,14% детей, при повторном у 51,11% детей. По Cl. pneum высокий титр при первичном обследовании отмечался у 66,66% детей. При повторном обследовании у 60% детей. ВПГ при первичном обследовании у 83,33% детей. При повторном у 46,66%. ЦМВ - у 53,33% при первичном обследовании, при повторном у 46,66%.
Таким образом, применение предлагаемого способа детей с ограниченными возможностями Класс №V Психические расстройства и расстройства поведения (F) улучшает показатели по основным клеточным маркерам в основной группе. Положительная динамика отмечается у 53,33% детей, а в группе контроля у 20%. Нормализация иммуноглобулинов Ig, A, G, M отмечалась у 35,56%, а в группе контроля у 13,33% детей.
Эффективная динамика по снижению высокого титра антител к Cl. Pneum 6 основной группе - 20,0%, в контрольной 6,66%. Снижение высокого титра антител × ВПГ произошло у 13,33% в основной группе и на 6,67% в группе контроля. Снижение высокого титра антител к ЦМВ произошло у 33,33% детей в основной группе и на 20% в группе контроля.
Как видно из таблицы 3 до проводимого лечения в основной группе из основным клеточным маркерам (лейкоциты, лимфоциты, CD 3; CD 4; CD 19 и др.) были выявлены нарушения у 90% детей.
После проведенного курса лечения нарушения сохраняются у 60% детей основной группы. Гипопродукция Ig, А, G, М - до проводимого лечения в основной группе по основным клеточным маркерам отмечалась у 66,6% детей, после проведенного курса лечения нарушения регистрировались у 50% детей. Инфекционный процесс: по Cl. pneum высокий титр обнаруживался у 80% детей. После проведенного лечения высокий титр антител отмечался у 50% детей. До лечения высокий титр к ВПГ обнаруживался у 50% детей, после проведенного курса у 20%. ЦМВ - до лечения у 40% детей, после проведенного лечения высокий титр остался у 20%.
В группе контроля по основным клеточным маркерам (лейкоциты, лимфоциты, CD 3; CD 4; CD 19 и др.) изменения обнаруживались у 100% детей-инвалидов.
При повторном обследовании у 80% имелись нарушения по основным клеточным маркерам. Гипопродукция Ig, A, G, М отмечалась: при первичном обследовании у 60% детей, при повторном у 56,6% детей. По Cl. pneum высокий титр при первичном обследовании отмечался у 70% детей. При повторном обследовании у 50% детей. ВПГ при первичном обследовании у 60% детей. При повторном у 40%. ЦМВ - у 50% при первичном обследовании, при повторном у 40%.
Таким образом, применение предлагаемого способа лечения детей с ограниченными возможностями Класс №XII Врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (Q) улучшает показатели по основным клеточным маркерам в основной группе. Положительная динамика отмечается у 30% детей, а в группе контроля у 20%. Нормализация иммуноглобулинов Ig, A, G, M отмечалась у 16,6%, а в группе контроля у 3,4% детей. Эффективная динамика по снижению высокого титра антител к Cl. Pneum в основной группе - 30,0%, в контрольной 20%. Снижение высокого титра антител к ВПГ произошло у 30% в основной группе и на 10% в группе контроля. Снижение высокого титра антител к ЦМВ произошло у 20% детей в основной группе и на 10% в группе контроля.
Эффективность лечебного комплекса характеризовалась улучшением показателей ЖЕЛ, силовых показателей, уменьшением количества патологических типов реакции ССС на стандартную физическую нагрузку, повышении устойчивости организма к гипоксии, существенным уменьшением заболеваемости ОРЗ, ОРВИ. Снижение заболеваемости ОРЗ ОРВИ в основной группе на 20% по сравнению с группой сравнения. Улучшились иммунологические показатели крови. Эффективность предлагаемого способа подтверждалось с помощью методов статистической обработки (использовался критерий соответствия Пирсона). Погрешность в анализе проделанной работы меньше 5%, что говорит о достоверности результатов.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности проведения эффективного реабилитационного лечения детей с ограниченными возможностями. При этом очевидны преимущества данной схемы лечения в условиях Реабилитационного Центра. Предлагаемый способ создает условия для улучшения адаптации, достигается противоэпидемическая и предсезонная профилактика ОРЗ, ОРВИ. Важные преимуществом является простота и доступность для родителей предлагаемой схемы лечения.
Иммуннопатология у детей-инвалидов, посещающих реабилитационный центр (МКБ-10, Класс №VI Болезни нервной системы (G))
Обследовано 70 детей
Иммунопатология у детей-инвалидов посещающих реабилитационный центр (МКБ-10, Класс №V Психические расстройства и расстройства поведения (F))
Обследовано 30 детей
Иммунопатология у детей-инвалидов посещающих реабилитационный центр (МКБ-10, Класс №XII Врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения (Q)
Обследовано 20 детей
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП НА ФОНЕ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА | 2007 |
|
RU2331419C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ | 2014 |
|
RU2571528C2 |
СРЕДСТВО ДЛЯ МАССАЖА | 2008 |
|
RU2365369C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БОЛЕЗНЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2358707C1 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АГРЕГАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТРОМБОЦИТОВ У ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ | 2009 |
|
RU2400206C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2011 |
|
RU2464962C1 |
Способ проведения коррекции осанки у детей 5-6-летнего возраста на фоне наследственных нарушений развития соединительной ткани | 2022 |
|
RU2797541C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2342115C2 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ | 2020 |
|
RU2753321C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ | 2001 |
|
RU2211017C2 |
Способ относится к педиатрии и может быть использован для лечения детей с ограниченными возможностями на фоне инфекционного процесса, в том числе и в условиях реабилитационных центров. Проводят обследование, фармакотерапию и комплекс, включающий лечебную гимнастику и массаж детям с болезнями нервной системы. Используют пассивно-активные и активные физические упражнения: дыхательные, упражнения на координацию, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на коррекцию осанки и ходьбы, упражнения с использованием мячей при темпе выполнения упражнений, от медленного до среднего, максимальной амплитуде движений, исходном положении - лежа на спине, животе, коленно-кистевом, сидя, стоя на коленях и стоя. Фармакотерапия включает введение Биовиталь геля, РИНИТОЛА ЭДАС. Способ повышает эффективность лечения за счет создания условий для улучшения адаптации. 8 ил., 3 табл.
Способ лечения детей с ограниченными возможностями, включающий обследование, проведение фармакотерапии, и комплекса, включающего лечебную гимнастику и массаж детям с болезнями нервной системы G согласно классу МКБ-10, лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых занятий 3 раза в неделю, с продолжительностью занятия 30 мин, причем используют пассивно-активные и активные физические упражнения: дыхательные, упражнения на координацию, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на коррекцию осанки и ходьбы, упражнения с использованием мячей при темпе выполнения упражнений, от медленного до среднего, максимальной амплитуде движений, исходном положении - лежа на спине, животе, коленно-кистевом, сидя, стоя на коленях и стоя, массаж проводят в помещении с температурой 22°С, в одни и те же часы, через 30 мин после еды, при длительности процедуры 25 мин, курс состоит из 15 процедур, причем исходное положение - лежа на животе с валиком под голеностопами - массаж спины, паравертебральных областей, задней поверхности ног, либо - лежа на спине с валиком под коленями, проводят массаж передней поверхности ног, живота, груди, рук, при этом используют приемы: поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание, непрерывистую вибрацию, приемы используют в чередовании, а фармакотерапия включает введение Биовиталь геля для детей по 1 чайной ложке 1 раз в день 10 дней, РИНИТОЛА ЭДАС-131 по 2-3 капли на слизистую каждой ноздри 2 раза в день 10 дней, анаферона детского по 1 таблетке 1 раз в день 30 дней, масла кедрового ореха по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 30 дней, детям с болезнями нервной системы F согласно классу МКБ-10 лечебную гимнастику проводят в форме индивидуальных или малогрупповых занятий ЛФК, 3 раза в неделю, с продолжительностью занятия 25 мин, используют активные физические упражнения, включая общеразвивающие без предметов и с предметами на снарядах упражнения на развитие силы, гибкости, ловкости, на коррекцию координационных способностей, на коррекцию осанки, при темпе выполнения упражнений от медленного до быстрого, амплитуде движений максимальной, исходном положении - лежа на животе, лежа на спине, коленно-кистевом, стоя на коленях, сидя, стоя, проводят также, классический лечебный массаж воротниковой зоны, используя приемы: поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание, непрерывную вибрацию, приемы используют в чередовании, длительность процедуры - 10 мин, на курс 10 процедур, фармакотерапия включает прием глутамевита по 1 таблетке 2 раза в день после еды, анаферона детского по 1 таблетке натощак 1 раз в день 30 дней, янтарной кислоты по 50 мг 2 раза в день утром и в обед после еды по схеме: 5 дней приема, 2 дня перерыв, детям с болезнями нервной системы Q согласно классу МКБ-10 проводят лечебную гимнастику в форме индивидуальных или малогрупповых занятий ЛФК 3 раза в неделю, продолжительностью занятия 25 мин с использованием активных физических упражнений общеразвивающих, без предметов и с предметами, упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей, упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, на развитие мелкой моторики кистей пальцев рук, темп упражнений от медленного до быстрого, амплитуда максимальная, исходное положение - лежа на спине, животе, сидя, стоя, проводят общий классический массаж с использованием приемов поверхностного и глубокого поглаживания, спиралевидного растирания, пиления, сдвигания, выжимания, поколачивания, приемы применяют в чередовании, продолжительность процедуры 15 мин, на курс 10 процедур, фармакотерапия включает прием пиковита по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 20 дней, анаферона детского по 1 таблетке натощак по 1 раз в день в течение 30 дней, масла кедрового ореха по 1 чайной ложке 1 раз в день в течение 30 дней.
RU 2070816 C1, 27.12.1996 | |||
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 2001 |
|
RU2194518C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СКОЛИОЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА | 2003 |
|
RU2268699C2 |
БЕРЕЗЕНЦЕВА Е.В | |||
Оздоровление часто болеющих детей в дошкольных учреждениях | |||
Автореферат к.м.н | |||
- М., 2001, с.2-15 | |||
ПАСИЕШВИЛИ Л.М | |||
и др | |||
Справочник по терапии с основами реабилитации | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
Авторы
Даты
2008-12-20—Публикация
2007-07-04—Подача