СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2343445C2

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания с воспламенением горючей смеси от сжатия.

По соотношению числа отказов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) (на примере дизеля) цилиндропоршневая группа (ЦПГ) занимает второе место (20%) после топливной аппаратуры (45%).

Известный способ определения технического состояния ЦПГ двигателя по количеству и давлению газов, прорывающихся в картер, имеет недостаточную точность, обусловленную несоответствием расхода картерных газов при работе двигателя в режимах холостого хода и максимальной мощности (максимального расхода топлива) при частоте вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей началу срабатывания регулятора. Индикатор КИ-13671 обладает достаточно низкой трудоемкостью диагностирования, а также режим холостого хода не отражает реальной взаимосвязи между расходом газов на холостом ходу и при режиме максимальной нагрузки двигателя (см. Терских И.П. Диагностика технического состояния тракторов. - Иркутск, 1975. - 161 с., стр. 100).

Техническая задача - повышение точности и снижение трудоемкости контроля.

Это достигается тем, что по предлагаемому способу замеряют расход газов, прорывающихся в картер при работе двигателя в режиме свободного разгона, т.е. орган управления подачей топлива при работающем двигателе на холостом ходу переводят в положение максимальной подачи топлива без нагружения дизеля. На основании этого оценивают величину утечки картерных газов через неплотности ЦПГ, сравнивают их с допустимыми значениями и оценивают техническое состояние двигателя.

Способ осуществляется следующим образом.

Дизельный двигатель заводят и прогревают до нормального теплового режима, контролируя при этом температуру картерного масла и давление в смазочной системе. В картер двигателя ставят расходомер (например, в маслоналивную горловину поточного типа), тем самым, перекрыв вентиляцию картера двигателя. При работе двигателя в режиме минимальных оборотов холостого хода резко увеличивают подачу топлива до максимального значения. Двигатель при этом переходит в режим свободного разгона, кратковременно имитируя внешнюю скоростную характеристику. При достижении угловой скорости, соответствующей началу срабатывания регулятора, регулятор резко уменьшает подачу топлива до величины, соответствующей режиму максимальных оборотов холостого хода. На фиг.1 показано изменение показателей работы двигателя при свободном разгоне.

На участке свободного разгона (II-III) часовой расход топлива непрерывно возрастает и достигает максимального значения при угловой скорости, соответствующей началу срабатывания регулятора (линия III). Расход картерных газов GТГ функционально связан с расходом топлива, характер его изменения адекватен характеру изменения часового расхода топлива GТ и максимальное значение соответствует началу срабатывания регулятора.

Где: GТГ - расход картерных газов, л/мин;

GТ - часовой расход топлива, кг/ч;

qЦ - цикловая подача топлива, мм3/цикл;

ω - угловая скорость двигателя, рад/сек;

t - время, с;

участок 0-I - исходное состояние;

участок I-II - участок перевода двигателя в режим свободного разгона;

участок II-III - свободный разгон двигателя;

линия III - начало срабатывания регулятора;

участок III-IV - участок перевода двигателя в режим максимальных оборотов холостого хода.

На фиг.2 изображена схема для реализации данного способа,

где: диагностируемый двигатель - 1, расходомер - 2, программное устройство определения и запоминания максимального значения - 3, блок индикации - 4.

По предлагаемому способу в картер двигателя 1 устанавливают расходомер 2, который будет улавливать количество газов, прорывающихся в картер. Расходомер непосредственно подключается к программному устройству 3, которое будет выделять и запоминать максимальное значение расхода газов, прорывающихся в картер. Далее сигнал с программного устройства поступает на блок индикации.

Похожие патенты RU2343445C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Сафонов Артем Владимирович
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Вертей Михаил Леванович
  • Понизовский Алексей Юрьевич
RU2486486C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Сафонов Артем Владимирович
  • Понизовский Алексей Юрьевич
  • Малышко Алексей Афанасьевич
RU2445597C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Черноиванов В.И.
  • Северный А.Э.
  • Колчин А.В.
  • Каргиев Б.Ш.
  • Емельянов Г.Г.
  • Забалуев Т.И.
RU2212025C1
Устройство для оценки технического состояния и выявления зарождающихся неисправностей в системах и механизмах двигателя 2023
  • Баганов Николай Анатольевич
  • Кулаев Егор Владимирович
  • Жевора Юрий Иванович
  • Алексеенко Виталий Алексеевич
  • Сидельников Дмитрий Алексеевич
  • Исаев Никита Игоревич
  • Радченко Артем Евгеньевич
RU2820020C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Черноиванов В.И.
  • Северный А.Э.
  • Колчин А.В.
  • Каргиев Б.Ш.
  • Емельянов Г.Г.
  • Филиппова Е.М.
RU2224988C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Тарасенко Виктор Евгеньевич
  • Романюк Николай Николаевич
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Эвиев Валерий Андреевич
  • Манджиева Тамара Владимировна
  • Очиров Нимя Григорьевич
RU2794138C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Понизовский Алексей Юрьевич
  • Воронин Дмитрий Максимович
  • Малышко Александр Афанасьевич
  • Сафонов Артем Владимирович
RU2467301C1
Устройство для определения технического состояния цилиндропоршневой группы дизельного двигателя и гидравлических насосов 2023
  • Дорохов Алексей Семенович
  • Катаев Юрий Владимирович
  • Саяпин Александр Сергеевич
  • Костомахин Михаил Николаевич
  • Петрищев Николай Алексеевич
  • Пестряков Ефим Вадимович
RU2814429C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2017
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Головко Константин Викторович
RU2681695C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ 2002
  • Черноиванов В.И.
  • Северный А.Э.
  • Колчин А.В.
  • Каргиев Б.Ш.
  • Доронин Д.В.
  • Забалуев Т.И.
RU2222785C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 343 445 C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания с воспламенением горючей смеси от сжатия. Дизельный двигатель заводят и прогревают до нормального теплового состояния, контролируя температуру и давление картерного масла. Затем двигатель останавливают и устанавливают расходомер (например, в маслоналивную горловину поточного типа), тем самым перекрыв вентиляцию картера двигателя. Вновь пускают двигатель и переводят его в режим минимальных оборотов холостого хода, а затем резко увеличивают подачу топлива до максимального значения. Двигатель при этом переходит в режим свободного разгона, кратковременно имитируя внешнюю скоростную характеристику. При достижении угловой скорости, соответствующей началу срабатывания регулятора, последний резко уменьшает подачу топлива до величины, соответствующей режиму максимальных оборотов холостого хода. На участке свободного разгона часовой расход топлива непрерывно возрастает и достигает максимального значения при угловой скорости, соответствующей началу срабатывания регулятора. Расход картерных газов функционально связан с расходом топлива, характер его изменения адекватен характеру изменения часового расхода топлива и его максимальное значение соответствует началу срабатывания регулятора. Способ позволяет повысить точность контроля. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 343 445 C2

Способ оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в том, что измеряют расход газов, прорывающихся в картер, отличающийся тем, что двигатель переводят в режим свободного разгона путем резкого увеличения подачи топлива, в режиме свободного разгона измеряют максимальный расход газов, прорывающихся в картер, и сравнивают его с нормативным значением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2343445C2

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 0
  • И. Г. Дынга В. И. Вельских
SU282716A1
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Кужий Владимир Андреевич
  • Сурговский Николай Владимирович
  • Карнаух Петр Владимирович
  • Пахаренко Владимир Леопольдович
SU1502975A1
SU 1592754 A1, 15.09.1990
0
SU236077A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И РАСХОДОМЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА 2003
  • Дунаев А.В.
  • Чечет В.А.
RU2266524C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2002
  • Воронин Д.М.
  • Долгушин А.А.
  • Лившиц В.М.
  • Моносзон А.А.
  • Кошевой В.Г.
  • Бобрышев Г.П.
  • Пятин С.П.
RU2235983C2
US 4719792 A, 19.01.1988
DE 19504137 A1, 14.08.1996.

RU 2 343 445 C2

Авторы

Воронин Дмитрий Максимович

Понизовский Алексей Юрьевич

Малышко Александр Афанасьевич

Вертей Михаил Ливанович

Даты

2009-01-10Публикация

2007-01-24Подача