СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2348558C1

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов.

Известна рельсовая цепь, в которой первичные обмотки путевых трансформаторов соединены последовательно, за счет чего достигается стабилизация напряжения на путевых приемниках при изменении сопротивления изоляции. [А.с. СССР №1794762 Рельсовая цепь. /Полевой Ю.И., Назаров A.M., Кравцова Н.А. - Опубл. в БИ, 1993, №6].

Недостатком этого устройства является то, что при продольной асимметрии сопротивления изоляции (неравномерное выпадение осадков на перегоне) возможен ложный контроль освобождения блок-участка.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу и устройству является выбранная в качестве прототипа способа и устройства рельсовая цепь [А.с. СССР №1636285ю Рельсовая цепь. /Полевой Ю.И., Алиев М.М., Беленький Н.М. - Опубл. в БИ. 1991, №11], работа которой основана на стабилизации напряжения на приемнике при изменении сопротивления изоляции за счет деления схемы рельсовой цепи на две рельсовые линии. Рельсовая цепь содержит рельсовые линии, схемные изолирующие стыки, косой соединитель, резистор, источник питания, ограничитель и путевое реле.

Недостатком этого технического решения является низкая надежность контроля состояния рельсовой линии за счет того, что устанавливаются два дополнительных изолирующих стыка, которые имеют низкую надежность.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии.

Технический результат достигается тем, что в способе контроля свободности рельсовой линии, заключающемся в сравнении текущего и порогового значений напряжений с учетом влияния компенсационной схемы (косой соединитель и резистор), дополнительно предусмотрена вторая компенсационная схема, каждая из компенсационных схем содержит электрический стык (участок рельса с параллельно подключенным конденсатором) и резистор, которые позволяют стабилизировать напряжение на приемнике при изменении сопротивления изоляции в широких пределах (от 0,3 Ом·км до ∞) без сокращения длины рельсовой линии.

Устройство контроля свободности рельсовой линии, содержащее источник питания, ограничитель и резистор, две рельсовые линии и путевой приемник, дополнительно содержит третью рельсовую линию, два электрических стыка, каждый из которых состоит из участка рельса с параллельно подсоединенным конденсатором, и второй резистор, причем к источнику питания через ограничитель подсоединено начало первой рельсовой линии, к концу которой через первый электрический стык, состоящий из первого рельсового участка и первого конденсатора, подключена вторая рельсовая линия, электрический стык зашунтирован первым резистором, к концу второй рельсовой линии через второй электрический стык, состоящий из второго рельсового участка и второго конденсатора подключена третья рельсовая линия, электрический стык зашунтирован вторым резистором, к концу третьей рельсовой линии подсоединен путевой приемник.

На фиг.1 представлена схема рельсовой цепи, на фиг.2 изображены кривые зависимостей напряжения приемного конца от сопротивления изоляции.

На фиг.1 показаны элементы: первая рельсовая линия 1 длиной l1, вторая рельсовая линии 2 длиной l2-l1, третья рельсовой линии 3 длиной l-l2, первый участок рельсовой линии 4 длиной l3 второй участок рельсовой линии 5 длиной l4, ограничитель 6, источник питания 7, первый и второй конденсаторы 8 и 9 соответственно, первый и второй резисторы 10 и 11, путевой приемник 12. На фиг.2 изображены кривая 13 - зависимость напряжения на приемнике от сопротивления изоляции в отсутствии электрических стыков (нет элементов 8, 9, 10 и 11), кривая 14 - зависимость напряжения на приемнике от сопротивления изоляции при наличии второго электрического стыка, состоящего из второго рельсового участка 5 и второго конденсатора 9 (нет элементов 8, 10 и 11), кривая 15 - зависимость напряжения на приемнике от сопротивления изоляции при наличии первого электрического стыка, состоящего из первого рельсового участка 4 и первого конденсатора 8 (нет элементов 9, 10 и 11), кривая 16 - зависимость напряжения на приемнике от сопротивления изоляции при наличии обоих электрических стыков, состоящих из элементов 4 и 8, 5 и 9, а также при шунтировании электрических стыков резисторами 10 и 11 (полная схема на фиг.1).

Изобретение заключается в следующем.

При повреждении рельсовой нити в середине при критическом сопротивлении изоляции на приемнике возникает максимальное значение напряжения [Котляренко Н.Ф. Электрические рельсовые цепи. - М.: Транспорт, 1961. - 328 с. (см. с.178, рис.Х-15 кривая Iрк=f[rб)]. Это отражено и кривой 14 на фиг.2. Если повреждение рельсовой нити происходит не в середине, то значение критического сопротивления возрастает. Это отражено кривой 15 на фиг.2. Для сравнения значений напряжений в нормальном и контрольном режимах приведена кривая 13, которая показывает насколько напряжение на приемнике в нормальном режиме больше напряжения в контрольном. Кривая 16 - результирующая кривая - получена при наличии двух электрических стыков, каждый из которых зашунтирован резистором. Сопротивления резисторов принято такими, чтобы кривая 16 была приближена к прямой (линия АВ) в интервале изменения сопротивления изоляции от 0,3 Ом·км до ∞ (правее точки А). При такой стабилизации напряжения рельсовая цепь может нормально работать (обеспечивать нормальный, шунтовой и контрольный режимы) в указанном диапазоне изменения сопротивления изоляции.

На фиг.2 элементы схемы рельсовой цепи соединены следующим образом. К источнику питания 7 через резистор 6 подсоединено начало рельсовой линии 1, к концу которой через первый электрический стык, состоящий из рельсового участка 4 и конденсатора 8, подсоединена вторая рельсовая линия 2, электрический стык зашунтирован первым резистором 10, к концу рельсовой линии 2 через второй электрический стык, состоящий из рельсового участка 5 и конденсатора 9, подключена третья рельсовая линия 3, электрический стык зашунтирован вторым резистором 11, к концу рельсовой линии 3 подсоединен путевой приемник 12.

Устройство работает следующим образом.

Напряжение от источника питания 7 через резистор 6, рельсовые линии 1, 2 и 3, а также через один электрический стык, состоящий из рельсового звена 4 и конденсатора 8, зашунтированный резистором 10, и второй электрический стык, состоящий из рельсового звена 5 и конденсатора 9 и зашунтированный резистором 11, подается на путевой приемник 12. На приемнике 12 поддерживается достаточно стабильное напряжение при изменении сопротивления изоляции за счет упомянутых электрических стыков и резисторов 10 и 11.

Предложенные способ и устройство позволят в значительной мере повысить надежность контроля состояния рельсовой цепи.

Похожие патенты RU2348558C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2348559C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВОГО УЧАСТКА И ФАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2025362C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕГОНА 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Хохлов Анатолий Филлипович
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Суржикова Ирина Игоревна
RU2270123C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2732933C1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
RU2057668C1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259295C1
Рельсовая цепь 1990
  • Соболев Юрий Владимирович
  • Воронько Владимир Андреевич
  • Мороз Владимир Петрович
  • Кошевой Сергей Васильевич
  • Канивец Ольга Владимировна
  • Черноморд Наталья Михайловна
SU1808751A1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Тарасов Е.М.
  • Звездин И.Н.
  • Гуменников В.Б.
  • Шумаков В.М.
  • Трошина М.В.
  • Сахарова Е.М.
RU2183575C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2273583C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2333125C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 348 558 C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для регулирования движения поездов. Способ контроля свободности рельсовой линии заключается в сравнении текущего и порогового значений напряжений с учетом влияния компенсационной схемы, причем предусмотрена вторая компенсационная схема, каждая из компенсационных схем содержит электрический стык и резистор, которые позволяют стабилизировать напряжение на приемнике при изменении сопротивления изоляции в широких пределах без сокращения длины рельсовой линии. Устройство контроля свободности рельсовой линии содержит источник питания (7), ограничитель (6) и резистор (10), две рельсовые линии и путевой приемник (12). Дополнительно оно содержит третью рельсовую линию, два электрических стыка, каждый из которых состоит из участка рельса с параллельно подсоединенным конденсатором, и второй резистор (11). Техническим результатом группы изобретений является повышение надежности контроля состояния рельсовой цепи. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 348 558 C1

1. Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в сравнении текущего и порогового значений напряжений с учетом влияния компенсационной схемы, отличающийся тем, что предусмотрена вторая компенсационная схема, каждая из компенсационных схем содержит электрический стык и резистор, которые позволяют стабилизировать напряжение на приемнике при изменении сопротивления изоляции в широких пределах без сокращения длины рельсовой линии.2. Устройство контроля свободности рельсовой линии, содержащее источник питания, ограничитель и резистор, две рельсовые линии и путевой приемник, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит третью рельсовую линию, два электрических стыка, каждый из которых состоит из участка рельса с параллельно подсоединенным конденсатором, и второй резистор, причем к источнику питания через ограничитель подсоединено начало первой рельсовой линии, к концу которой через первый электрический стык, состоящий из первого рельсового участка и первого конденсатора, подключена вторая рельсовая линия, электрический стык зашунтирован первым резистором, к концу второй рельсовой линии через второй электрический стык, состоящий из второго рельсового участка и второго конденсатора, подключена третья рельсовая линия, электрический стык зашунтирован вторым резистором, к концу третьей рельсовой линии подсоединен путевой приемник.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2348558C1

Рельсовая цепь 1989
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Алиев Марат Мухамедович
  • Беленький Наум Маркович
SU1636285A1
Рельсовая цепь 1991
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Назаров Александр Маидоминович
  • Кравцова Наталья Агаповна
SU1794762A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Яковлев В.Н.
  • Тарасов Е.М.
  • Звездин И.Н.
  • Гуменников В.Б.
  • Шумаков В.М.
  • Федоров Н.Е.
  • Леушин В.Б.
  • Трошина М.В.
RU2217336C2
Рельсовая цепь 1987
  • Барабаш Владимир Тимофеевич
  • Будников Валерий Федорович
  • Рящиков Владимир Николаевич
  • Саяпин Михаил Иванович
  • Яковлев Николай Васильевич
SU1528680A1

RU 2 348 558 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Полевая Людмила Владимировна

Смышляев Валерий Анатольевич

Гуменников Валерий Борисович

Ахмадуллин Фанис Ринатович

Даты

2009-03-10Публикация

2007-07-05Подача