Изобретение относится к сельскохозяйственному и коммунальному водоснабжению и может быть использовано в трубопроводной арматуре.
Известна водопроводная задвижка, содержащая корпус с наклонно установленным в нем цилиндрическим запорным органом [1].
Недостаток данной конструкции связан с наличием больших нагрузок в опорах задвижки, что сопровождается необходимостью использования механизмов большой мощности для перемещения запорного органа и ускоренным износом антифрикционного материала в ее опорах.
Эти недостатки частично исключает водопроводная задвижка [2], запорный орган которой выполнен гидравлически уравновешенным, не передающим на опоры задвижки действующей на запорный орган гидростатической нагрузки, цилиндрический запорный орган задвижки снабжается по торцам верхним и нижним кольцевыми дисками с уплотнениями, а со стороны напорной полости - перфорированным струенаправляющим козырьком, выполненным в виде полуцилиндра, закрепленного на внешних кромках кольцевых дисков.
Недостаток данного технического решения связан с наличием постоянно контактирующих уплотнений с корпусом задвижки, что приводит к их преждевременному износу; перфорированный струенаправляющий козырек в виде полуцилиндра увеличивает количество составляющих элементов запорного органа, усложняет тем самым изготовление конструкции и приводит к асимметрии запорного органа; значительная площадь соприкосновения основания запорного органа с опорами задвижки препятствует уравниванию площадей воздействия компенсирующих давлений отсекаемой среды; наличие направляющих канавок в стенках задвижки ослабляет конструкцию; округлое сечение наклонно установленного запирающего органа, равное номинальному диаметру задвижки, приводит к сужению потока среды и вызывает дополнительное местное сопротивление.
Задача изобретения - повышение надежности, производительности и экономичности за счет усовершенствования конструкции запорного органа.
Поставленная задача решается следующим образом. В задвижке, содержащей корпус с наклонно установленным в нем запорным органом, снабженным по торцам верхним и нижним дисками с центральными отверстиями и уплотнителями, которые выполнены с возможностью соприкасаться с корпусом задвижки лишь в момент ее полного закрытия и не вступают в контакт с внутренней поверхностью корпуса задвижки во время движения запорного органа и в положении "открыто", запорный орган выполнен в форме эллипса в поперечном сечении, верхний и нижний диски имеют форму эллипса и между ними и запорным органом установлены возвратные пружины, шпиндель взаимодействует на запорный орган вдоль его оси посредством резьбового соединения в верхнем торцевом диске запорного органа, на боковой поверхности которого выполнены струенаправляющие канавки, корпус задвижки по оси запорного органа имеет в поперечном сечении эллипсовидную форму и в нем выполнено опорное седло, расположенное относительно горизонтальной оси корпуса под углом, равным углу наклона запорного органа, опорное седло выполнено в виде расположенной в нижней половине горизонтальной части корпуса задвижки внешней треугольной гофры, плавно переходящей в верхней половине горизонтальной части корпуса во внутренний треугольный выступ, причем в опорном седле опорная для запорного органа площадка расположена относительно его оси симметрии под углом больше 90° на величину, определяемую из условия максимально допустимой площади соприкосновения седла с основанием запорного органа, уплотнители выполнены из эластичного материала.
На фиг.1 изображена задвижка, общий вид в разрезе; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - узел В на фиг.1.
Задвижка содержит корпус 1, который в поперечном сечении имеет эллипсовидную форму (см. фиг.2). В корпусе 1 установлен наклонно запорный орган 2, который выполнен в виде эллипса в поперечном сечении. По осевой запорного органа 2 установлен шпиндель 3, а на боковой поверхности выполнены поперечные струенаправляющие канавки 4 для оптимального распределения давления среды. Запорный орган 2 снабжен по торцам верхним 5 и нижним 6 дисками, которые имеют форму эллипса и между ними и запорным органом установлены уплотнители 7 и 8 и возвратные пружины 9. В дисках 5 и 6 выполнены отверстия 10 для эффективной компенсации давлений. В корпусе 1 в основании его наклонно установленной части выполнено опорное седло в виде треугольной гофры 11 и выступа 12, при этом угол гофры и выступа седла больше 90° на величину, определяемую из условия максимально допустимой площади соприкосновения седла с основанием запорного органа 2. Опорное седло 11, 12 выполнено с расположением относительно горизонтальной оси корпуса под углом, равным углу наклона запорного органа 2. Уплотнители 7 и 8 выполнены из эластичного материала.
Задвижка работает следующим образом.
При частичном открытии запорного органа поток формируется обтекаемой эллиптической формой запорного органа 2 и струенаправляющими канавками на поверхности запорного органа 4, улучшающими гидравлику проточного тракта при течении потока из напорной полости задвижки (давление Р2) в безнапорную (давление P1). Задвижка работает как гидравлически уравновешенная система - гидростатические нагрузки от давления Р2, действующие на диски 5 и 6, равны, направлены в противоположные стороны и взаимно уравновешиваются через отверстия 10 запорного органа. Давление P1 равномерно распределяется за счет струенаправляющих канавок 4 на поверхности запорного органа между кольцевыми уплотнениями 7 и 8, которые взаимодействуют с внутренней поверхностью корпуса задвижки 1 лишь при полном закрытии в момент, когда запорный орган 2 по обеим сторонам сжимают диски 5 и 6. Возврат уплотнений в исходное положение обеспечивают пружины 9. При вращении шпинделя 3 прокручивание запорного органа вокруг своей оси исключается его овальной формой в поперечном сечении. Минимальная площадь соприкосновения опорного седла 11, 12 задвижки с запорным органом уменьшает вероятность прикипания их друг к другу в результате долговременного бездействия и воздействия агрессивных сред, а также значительно уменьшает разницу площадей воздействия компенсирующих давлений.
Основной экономический эффект предлагаемого устройства связан с 5-10-кратным уменьшением мощности привода и расхода цветных металлов, увеличением на порядок ресурса опор задвижки, упрощением технического обслуживания.
Источники информации
1. Патент ФРГ №1425666, кл. 47 1/14, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР №859562, кл. Е03С 1/04, 1981.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО С БИНАРНЫМИ УПЛОТНЕНИЯМИ | 2005 |
|
RU2322624C2 |
Водопроводная задвижка | 1978 |
|
SU859562A1 |
Сошник | 2021 |
|
RU2787200C2 |
Задвижка | 1981 |
|
SU1258332A3 |
КВАРТИРНЫЙ РЕДУКТОР ДАВЛЕНИЯ ВОДЫ | 2023 |
|
RU2815282C1 |
Комбинированный сошник | 2018 |
|
RU2671704C1 |
Задвижка | 1982 |
|
SU1086268A1 |
ОБРАТНЫЙ УСТЬЕВОЙ КЛАПАН НЕФТЯНОЙ, НЕФТЕГАЗОВОЙ СКВАЖИНЫ | 2008 |
|
RU2367775C1 |
ЗАДВИЖКА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2145022C1 |
Задвижка | 1987 |
|
SU1536131A1 |
Изобретение относится к области водоснабжения. Задвижка содержит корпус с наклонно установленным в нем запорным органом, снабженным по торцам верхним и нижним дисками с центральными отверстиями и уплотнителями. При этом запорный орган выполнен в виде эллипса в поперечном сечении. На боковой поверхности запорного органа выполнены поперечные струенаправляющие канавки. Верхний и нижний диски имеют форму эллипса. Корпус задвижки выполнен эллипсовидной формы в поперечном сечении, и в его горизонтально расположенной части выполнено опорное седло, расположенное под углом, равным углу наклона запорного органа. Причем в опорном седле опорная площадка для запорного органа расположена относительно его оси симметрии под углом больше 90° на величину, определяемую из условия с максимально допустимой площадью соприкосновения его с основанием запорного органа. Технический результат заключается в повышении надежности, производительности и экономичности. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Водопроводная задвижка | 1978 |
|
SU859562A1 |
Способ выращивания однополосного разновозрастного защитного лесонасаждения А.Я.Самарцева и А.Б.Левшукова | 1988 |
|
SU1576046A1 |
DE 3428485 A1, 20.02.1986 | |||
DE 2834778 A1, 14.02.1980. |
Авторы
Даты
2009-03-10—Публикация
2007-07-02—Подача