Изобретение относится к строительству, в частности к области строительства новых и эксплуатации старых грунтовых технических систем «дорожное полотно - основание» при воздействии неблагоприятных факторов: техногенных статических, природно-климатических, вибродинамических, собственных колебаний ГТС и т.д.
Несущая способность грунтов ТС зависит от сопротивления грунта действующим усилиям (сдвигу) и в процессе эксплуатации существенно изменяется в зависимости от состава грунта, его структуры и воздействия различных факторов, под влиянием которых происходит деформирование грунтов. Под нагрузками слабые грунты выдавливаются из-под сооружения в горизонтальном направлении в приподошвенные зоны. Под воздействием постоянных статических нагрузок, например, от насыпей, система находится в относительно стабильном термодинамическом равновесии. При воздействии вибродинамических нагрузок ТС выходит из равновесия. Пластические деформации обусловлены увеличением порового давления и последующего разжижения грунтов, что снижает их несущую способность и, как следствие, создает угрозу безопасности движения поездов. По величине сопротивления сдвиговым усилиям судят о несущей способности грунта. Если сопротивление сдвигу τ<0.08 МПа, то говорят об устойчивости грунтов; при τ>0.08 МПа - о потере несущей способности грунтов ГТС [1]. Для своевременного обеспечения несущей способности системы и безопасности движения выявляют неустойчивое состояние грунта.
Известные способы определения состояния грунтов основаны на измерении физико-механических характеристик, например плотности, пористости, относительной осадки, модуля сдвига, модуля деформации, влажности грунта, пластичности, угла внутреннего трения, сцепления, порового давления и т.д.
Однако определение несущей способности грунтов известными способами обладает низкой достоверностью из-за определения только двух состояний грунтов (стабильное, нестабильное) без дифференцирования его по степени деформативности, которая исключает правильный выбор противодеформационных мероприятий.
Известен способ диагностики несущей способности грунтов ТС [2] от статической нагрузки, в котором состояние слабых грунтов определяют по избыточному поровому давлению. Способ заключается в установке нескольких измерительных приборов для измерения порового давления в поперечном сечении основания ТС и периодическом измерении порового давления грунтов в точках установки приборов.
По величине изменения порового давления с течением времени хотя бы в одной измеряемой точке судят о стабильности состояния грунта. Повышение порового давления с течением времени в любой из точек свидетельствует о снижении прочности грунта. Фиксация величины и скорости изменения порового давления позволяет оценить наиболее опасный момент возникновения явления разжижения и продолжительность его существования.
Известный способ позволяет судить с некоторой степенью точности о состоянии грунтов ТС в полевых условиях по изменению порового давления.
Недостаток известного способа заключается в низкой достоверности определения состояния грунтов из-за определения только двух состояний грунтов (стабильное, нестабильное) без типизации их по степени деформативности, вследствие чего исключается целенаправленный выбор противодеформационных мероприятий.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ диагностики несущей способности грунтов [3] от статических и динамических нагрузок, повышающий достоверность определения состояния грунтов. Способ заключается в установке датчика для измерения порового давления Р и датчика для измерения температуры Т парожидкостной фазы грунтов в приподошвенной зоне основания ТС и одновременном измерении обоих параметров до и после приложения динамической нагрузки , и , . Даже от кратковременной нагрузки происходят горизонтальные подвижки слабых грунтов в приподошвенных зонах, которые приводят к изменению значений порового давления и температуры в измеряемой точке δР1 и δТ1. Слабые грунты под нагрузками выдавливаются из-под сооружения в приподошвенные зоны в горизонтальном направлении. Пластическое выдавливание грунтов основания происходит из менее прогретой в более теплую зону, что приводит к изменению температуры парожидкостной фазы грунта. Увеличение порового давления и уменьшение температуры свидетельствует о разжижении грунтов, которое приводит к потере ими несущей способности в результате пластических подвижек. По разности параметров судят о состоянии различных грунтов. При изменении порового давления δР1>0,1 кПа и температуры δT1>0,015°С делают вывод о нестабильности грунтов.
Известный способ позволяет повысить достоверность определения состояния грунтов ТС благодаря возможности определения предельной величины деформаций в данной точке. Однако достоверность определения состояния грунтов остается недостаточной. Это обусловлено тем, что по измерениям параметров судят только о предельных состояниях грунтов (стабильном или нестабильном) без дифференцирования их по степени деформативности. Неопределенность состояния несущей способности нестабильных грунтов приводит к неправильному выбору противодеформационных мероприятий.
Задача, решаемая изобретением, заключается в разработке способа диагностики несущей способности грунтов ТС, обладающего высокой степенью достоверности определения состояния несущей способности грунтов ТС за счет дифференцирования состояния нестабильных грунтов по разности порового давления и температуры в разных точках приподошвенной зоны ТС, проводимых до и после прохода динамической нагрузки.
Для решения поставленной задачи в способе диагностики несущей способности грунтов ТС, заключающемся в установке основной пары датчиков для измерения порового давления и температуры парожидкостной фазы грунтов в приподошвенной зоне основания ТС, измерении порового давления , и температуры , до и после приложения динамической нагрузки и определении разностей измеряемых параметров по которым судят о несущей способности грунтов, в направлении вероятного проявления деформаций ТС дополнительно устанавливают дополнительную пару датчиков для измерения порового давления и температуры, в которой измеряют поровое давление , и температуру , парожидкостной фазы грунтов до и после приложения динамической нагрузки, определяют разности параметров второй точки измерения до и после приложения динамической нагрузки , и о несущей способности грунтов судят дополнительно по отношению разностей δP2/δP1, δT2/δT1: при δP1≈δP2≈0, δT1≈δT2≈0 и δP2/δP1=0, δT2/δT1=0 делают вывод о стабильном состоянии грунтов ТС, при δP1>0, δP2=0, δT2>0, δT1=0 и δP2/δP1=0, δT2/δP1=0 - о начальной потере несущей способности грунтов ТС, при δP2<δP1>0, δP2/δP1<1 и δT2<δT1>0, δT2/δT1<1 - о слабой несущей способности грунтов, при δP2≈δP1>>0, δT2≈δT1>>0 и δP2/δP1≈1, δT2/δT1≈1 - о потере несущей способности грунтов ТС.
Кроме того, измерение параметров от приложенной динамической нагрузки осуществляют по истечении 0,5-1 ч после ее прекращения.
Наличие существенных отличительных признаков свидетельствует о соответствии заявляемого решения критерию патентоспособности «новизна».
Благодаря установке в направлении вероятного проявления деформаций ТС дополнительной пары датчиков для измерения порового давления и температуры и определению разности изменений порового давления и температуры в основной и дополнительной точках появляется возможность по значениям разности параметров и их отношениям определить степень деформативности ТС и, как следствие, целенаправленно выбрать противодеформационные мероприятия. Это обусловлено следующими причинами.
При воздействии динамической нагрузки в грунтах основания ТС проявляются сдвигающие усилия, благодаря которым происходит изменение напряженно-деформированного состояния системы, выдавливание водно-грунтовой массы в приподошвенную зону ТС и нарушение термодинамического равновесия. После прекращения действия сдвигающих усилий грунты ТС стремятся вернуться в исходное состояние и восстановить термодинамическое равновесие.
При стабильном состоянии грунт испытывает упругие деформации. При восстановлении грунтовая система стремится к своему первоначальному термодинамическому равновесию. Разность порового давления и температуры до и после приложения нагрузки практически равна нулю. Поэтому стремление к нулю разности измеряемых параметров и равенство нулю их отношений служит надежным критерием оценки стабильности состояния грунтов ТС.
При нестабильном состоянии грунты испытывают вязко-пластические деформации. При этом в приподошвенной зоне ТС плотность водно-грунтовой смеси возрастает, что приводит к увеличению порового давления, а температура водно-грунтовой смеси уменьшается за счет перемещения ее из менее прогретой зоны в более теплую зону. Консистенция водно-грунтовой смеси определяет величину деформаций. При этом консистенция может быть тугопластичной (пластичной), мягкопластичной и текучей (текучепластичной).
В случае тугопластичной консистенции водно-грунтовой смеси твердая составляющая грунта при выдавливании частично доходит до 1-й точки установки датчиков, не достигая 2-й точки. При этом поровое давление в 1-й точке значительно увеличивается, а во второй - не изменяется. Температура водно-грунтовой смеси в 1-й точке уменьшается, а во второй - остается без изменения. Отличие разностей порового давления и температуры в первой точке от нуля, приближение к нулю - во второй и равенство нулю отношений разностей параметров после приложения динамической нагрузки свидетельствует о начале потери несущей способности грунта.
В случае мягкопластичной консистенции выдавленной водно-грунтовой смеси твердая составляющая грунта переходит границу 1-й точки установки датчиков, не достигая при этом 2-й точки измерения. Поровое давление в 1-й точке значительно увеличивается, а во второй - остается прежним и не превосходит флуктуационных изменений. Температура водно-грунтовой смеси в 1-й точке значительно уменьшается, а во второй - не превосходит флуктуационных изменений.
Разности порового давления и температуры водно-грунтовой смеси в 1-й точке значительно превосходят флуктуационные изменения, во 2-й точке - не превышают их и отношения разностей меньше единицы, что свидетельствует о слабой несущей способности грунта.
В случае текучей консистенции выдавленной водно-грунтовой смеси твердая составляющая грунта переходит границу 1-й и 2-й точки установки датчиков. При этом поровое давление в 1-й и во 2-й точках значительно увеличивается, а температура водно-грунтовой смеси в 1-й и во 2-й точках значительно уменьшается.
Разности порового давления и температуры водно-грунтовой смеси в 1-й и во 2-й точках значительно превосходят флуктуационные изменения и отношения разностей стремятся к единице, что свидетельствует о потере несущей способности грунта.
Обеспечение высокой степени достоверности определения состояния несущей способности грунтов ТС путем дифференцирования состояния нестабильных грунтов по разности измерений поровых давлений и температур в разных точках приподошвенной зоны ТС, проводимых до и после прохода динамической нагрузки, и их отношений не известно в уровне техники. Следовательно, заявляемое решение соответствует критерию патентоспособности «изобретательский уровень».
На фиг.1 представлены графики разности температуры и порового давления парожидкостной фазы грунтов стабильного участка в 1-й и во 2-й точке измерения, полученные в режиме «он-лайн».
На фиг.2 представлены графики разности температуры и порового давления парожидкостной фазы грунтов с начальной потерей несущей способности в 1-й и во 2-й точке измерения, полученные в режиме «он-лайн».
На фиг.3 представлены графики разности температуры и порового давления парожидкостной фазы грунтов со слабой несущей способностью в 1-й и во 2-й точке измерения, полученные в режиме «он-лайн».
На фиг.4 представлены графики разности температуры и порового давления парожидкостной фазы грунтов с потерей несущей способности в 1-й и во 2-й точке измерения, полученные в режиме «он-лайн».
Способ осуществляют следующим образом.
Для измерения визуально выбирают участок с деформациями дорожного полотна насыпи. В направлении вероятного проявления деформаций в приподошвенной зоне насыпи устанавливают, по крайней мере, две пары датчиков для измерения порового давления Р и измерения температуры Т. При этом первую пару датчиков для измерения Р и Т устанавливают на подошве насыпи в зоне контакта слабых и прочных грунтов, а вторую пару датчиков - на расстоянии более полутора метров от первой пары. Для каждой точки измерения определяют параметры обоих датчиков , и , до прохода, а также , и , через 0,25 часа после прохода динамической нагрузки, например прохода поезда. Затем определяют разность параметров в двух точках измерения до и после прохода динамической нагрузки и а также отношение этих разностей и
По величине разности и отношения разностей судят о состоянии несущей способности грунта. Изменение порового давления и температуры парожидкостной фазы грунта происходит под действием даже кратковременной динамической нагрузки.
При воздействии динамической нагрузки в грунтах основания ТС проявляются сдвигающие усилия, благодаря которым происходит выдавливание водно-грунтовой массы в приподошвенную зону ТС, изменение напряженно-деформированного состояния системы и нарушение термодинамического равновесия. При этом в приподошвенной зоне ТС консистенция водно-грунтовой смеси возрастает, что приводит к увеличению порового давления, а температура водно-грунтовой смеси уменьшается за счет перемещения ее из менее прогретой зоны в более теплую зону.
Установка второй пары датчиков на расстоянии более полутора метров от первой пары обусловлена тем, что в пределах этого расстояния силы трения и сцепления уравновешивают сдвигающие усилия [4].
После прекращения действия сдвигающих усилий грунты ТС стремятся восстановить термодинамическое равновесие. В зависимости от категории деформативности выдавливание водно-грунтовой смеси из основания ГТС продолжается от 15 до 180 минут. Этот факт установлен экспериментально и расчетным путем (волновой процесс в жидких средах при воздействии внешних факторов) [5]. Измерение параметров осуществляют во время максимального проявления деформаций, а именно в период от 0,5-1,0 ч после прекращения действия динамической нагрузки.
Регулярное воздействие динамической нагрузки приводит к деформированию грунтов, которые могут проявляться в продольном или поперечном направлениях относительно оси ТС. Выделяют четыре категории деформативности грунтов [6].
Пример 1. Стабильное состояние грунтов ТС (1-я категория), при котором относительная осадка согласно дорожно-строительной классификации имеет величину е≤0,03 (интенсивность осадки до 20 мм/год).
Под действием статической нагрузки парожидкостная фаза грунтов основания ТС от насыпи находится в условно термодинамическом равновесии, и параметры грунта в измеряемых точках имеют значения , и , .
При воздействии динамической нагрузки из-за возникновения сдвигающих усилий происходит выдавливание водно-грунтовой массы в приподошвенные зоны от первой измеряемой точки ко второй. При этом твердые частицы грунта остаются в исходном состоянии. Грунты ТС находятся в напряженно-деформированном состоянии в течение 15-30 мин, после чего система стремится восстановить свое исходное термодинамическое равновесие. Измерение параметров и и и осуществляют через 0,5 часа после прохода поезда. Датчики порового давления и температуры фиксируют параметры порового давления и и температуры и примерно равные значениям порового давления и температуры до прохода поезда и Таким образом, разность параметров до и после приложения нагрузки в каждой точке, а также отношение разностей параметров близки к нулю. Поэтому значения разностей и отношений разности свидетельствуют об отсутствии горизонтальных подвижек, о стабильности ТС и достаточной несущей способности грунтов.
Способ опробован на заведомо стабильном участке на пк 2 км 8526ДВЖД (конфиденциальная информация). Состояние грунтов определялось заявляемым способом и способом сейсмопрофилирования с помощью сейсмостанции «Изыскатель». При реализации заявляемого способа используют датчики порового давления конструкции ДИИТа [6] с модернизированной разрешающей способностью с точностью 0,1 кПа и систему измерения температуры на основе чувствительных элементов датчиков и приборов ТРМ, подстроенных применительно к условиям измерения с точностью 0,005°С.
1а. Две пары датчиков устанавливали в поперечном направлении к оси железнодорожного пути на расстоянии 2,5 м друг от друга. За базовую принимали первую пару датчиков в подошве насыпи в данном сечении. Кривые разности порового давления и температур на графиках (фиг.1) показывают, что в измеряемых точках разности температуры и порового давления до и после приложения нагрузки близки к нулю и не превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления в пределах соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа. Полученные результаты свидетельствуют о стабильном состоянии грунтов ТС в поперечном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили стабильность грунтов ТС в поперечном сечении исследуемого участка.
1б. Две пары датчиков устанавливали в продольном направлении относительно оси железнодорожного пути в подошве насыпи на расстоянии 2,5 м друг от друга. За базовую принимали первую пару датчиков в подошве насыпи в данном сечении. Экспериментальные испытания показывали, что в измеряемых точках разность температуры и порового давления близки к нулю и не превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления в пределах соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа. Полученные результаты свидетельствуют о стабильном состоянии грунтов ТС в продольном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили стабильность грунтов ТС в продольном сечении исследуемого участка.
Пример 2. Начальная потеря несущей способности грунтов ТС, при которой относительная осадка согласно дорожно-строительной классификации имеет величину 0,03<е≤0,1 (интенсивность осадки от 20 до 50 мм/год).
При воздействии динамической нагрузки на нестабильном участке из-за возрастания сдвигающих усилий твердые частицы грунта частично «растворяется» в парожидкостной фазе грунта, приобретают тугопластичную консистенцию, трение и сцепление грунта уменьшается и происходит слабое выдавливание водно-грунтовой массы в приподошвенную зону от первой измеряемой точки ко второй, причем твердая составляющая грунта выдавливается из основания к подошве насыпи и частично доходит до 1-й точки установки датчиков, не достигая 2-й точки измерения. Поровое давление в 1-й точке при действии нагрузки значительно увеличивается, а во второй - остается без изменений. Температура водно-грунтовой смеси в 1-й точке при действии нагрузки уменьшается, а во второй - не изменяется.
Грунты ТС находятся в слабодеформированном состоянии в течение 15-60 мин, после чего система стремится восстановить свое исходное термодинамическое равновесие. Измерение параметров и и и осуществляют через 0,75 часа после прохода поезда. Жидкая составляющая водно-грунтовой смеси как более подвижная в основном возвращается в исходное положение, а твердая составляющая практически остается на месте. Поровое давление в 1-й точке возрастает до значений, незначительно превосходящих флуктуационные изменения, во 2-й точке - примерно равно первоначальному значению; температура водно-грунтовой смеси в 1-й точке при действии нагрузки понижается до значений, незначительно превосходящих флуктуационные изменения, а во второй - равна первоначальному значению.
При этом поровое давление и температура в первой точке измерения и отличаются от первоначальных значений, а параметры и во второй точке измерения равны или близки к первоначальным значениям этих параметров. Таким образом, параметры до и после приложения нагрузки в первой точке отличаются от первоначальных и поэтому значение их разности >0, а отношения разностей параметров близки к нулю. Поэтому значения разностей >0, и отношений разности свидетельствует о начальной потере несущей способности грунтов ТС.
Способ опробован на участке с начальной потерей несущей способности грунтов на пк 7 км 8525 ДВЖД (конфиденциальная информация). Состояние грунтов определялось заявляемым способом и способом сейсмопрофилирования. При реализации заявляемого способа используют измерительные приборы, как в примере 1.
2а. Две пары датчиков устанавливали в поперечном направлении, как в примере 1а. Кривые разности порового давления и температур на графиках (фиг.2) показывают, что в измеряемых точках разности температуры и порового давления до и после приложения нагрузки в первой точке превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления в пределах соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа, а во второй - близки нулю. Полученные результаты свидетельствуют о начальной потере несущей способности грунтов ТС в поперечном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили начальную нестабильность грунтов ТС в поперечном сечении исследуемого участка.
2б. Две пары датчиков устанавливали в продольном направлении, как в примере 1б. Экспериментальные испытания показали, что в измеряемых точках разности температуры и порового давления до и после приложения нагрузки в первой точке превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления в пределах соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа, а во второй - близки нулю. Полученные результаты свидетельствуют о начальной потере несущей способности грунтов ТС в поперечном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили начальную нестабильность грунтов ТС в поперечном сечении исследуемого участка.
Пример 3. Слабая несущая способность грунтов, при которой относительная осадка согласно дорожно-строительной классификации имеет величину 0,03<е≤0,1 (интенсивность осадки от 50 до 150 мм/год).
При воздействии нагрузки на нестабильном участке из-за возрастания сдвигающих усилий в приподошвенные зоны от первой измеряемой точки ко второй происходит пластическое выдавливание грунта со смещением его по поверхности скольжения. При этом в тонком слое поверхности скольжения твердые частицы грунта «растворены» в парожидкостной фазе грунта и образуют мягкопластичную консистенцию. При этом трение и сцепление грунта уменьшается до минимума, что способствует постоянному выдавливанию слабого грунта. Пластическое выдавливание слабых грунтов основания под нагрузками происходит в приподошвенную зону из менее прогретой зоны в более теплую, что нарушает термодинамическое равновесие ТС. Измерение параметров и
и и осуществляют через 1,0 час после прохода поезда. Твердая составляющая водно-грунтовой смеси выдавливается из основания к подошве насыпи и переходит границу 1-й точки установки датчиков, не достигая при этом 2-й точки измерения. При действии нагрузки поровое давление водно-грунтовой смеси в 1-й точке значительно увеличивается, во второй - не превосходит флуктуационных изменений, а температура в 1-й точке значительно уменьшается, во второй - не превосходит флуктуационных изменений.
После приложения динамической нагрузки поровое давление водно-грунтовой смеси в 1-й точке значительно уменьшается до значений, превосходящих флуктуационные изменения, во 2-й точке - поровое давление остается близким первоначальному значению; а температура в 1-й точке повышается, затем стабилизируется до значений, превосходящих флуктуационные изменения, а во второй - близко к первоначальному значению.
При этом поровое давление и температура в первой точке измерения и отличаются от первоначальных значений и , а параметры и во второй точке измерения равны или близки к первоначальным значениям и .
Таким образом, параметры до и после приложения нагрузки в первой и второй точках отличается от первоначальных, а отношение разностей параметров меньше единицы. Поэтому значение их разности δP2<δP1>0, δP2/δP1<1 и δT2<δT1>0, δT2/δT1<1 свидетельствует о слабой несущей способности грунтов и нестабильности ТС.
Способ опробован на участке со слабой несущей способностью грунтов на км 3569 пк 10 ДВЖД (конфиденциальная информация). Состояние грунтов определялось заявляемым способом и способом сейсмопрофилирования. При реализации заявляемого способа используют измерительные приборы, как в примере 1.
3а. Две пары датчиков устанавливали в поперечном направлении, как в примере 1а. Кривые разности порового давления и температур на графиках (фиг.3) показывают, что температура и поровое давление до приложения и после приложения нагрузки в первой точке значительно превышают флуктуационные колебания, а во второй отличаются от нуля, но не превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа. Полученные результаты свидетельствуют о слабой несущей способности грунтов ТС в поперечном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили нестабильность грунтов ТС в поперечном сечении исследуемого участка.
3б. Две пары датчиков устанавливали в продольном направлении, как в примере 1б. Экспериментальные испытания показали, что температура и поровое давление до приложения и после приложения нагрузки в первой точке значительно превышают флуктуационные колебания, а во второй отличаются от нуля, но не превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа. Полученные результаты свидетельствуют о слабой несущей способности грунтов ТС в поперечном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили нестабильность грунтов ТС в продольном сечении исследуемого участка.
Пример 4. Потеря несущей способности грунтов ТС (4-я категория). Грунты сильнопросадочные, е>0,4. Несущая способность грунтов связана со значительными незатухающими остаточными деформациями в течение года, ТС иногда подвергаются разрушению (аврийные участки, интенсивность осадки от 100 до 150 мм/год и более).
При воздействии нагрузки на нестабильном участке из-за возрастания сдвигающих усилий в приподошвенные зоны от первой измеряемой точки ко второй происходит постоянное незатухающее пластическое выдавливание текучего грунта со смещением в полевую сторону. Горизонтальные подвижки слабых грунтов в приподошвенные зоны от первой измеряемой точки ко второй приводят к значительному увеличению порового давления и уменьшению температуры в этих точках. При этом в тонком слое поверхности скольжения твердые частицы грунта «растворены» в парожидкостной фазе грунта и образуют мягкопластичную консистенцию. Трение и сцепление грунта очень мало, что способствует постоянному выдавливанию слабого грунта. Пластическое выдавливание слабых грунтов основания под нагрузками происходит в приподошвенные зоны из менее прогретой зоны в более прогретую, что невосполнимо нарушает термодинамическое равновесие ТС. Измерение параметров P и и и осуществляют через 1,0 час после прохода поезда. Твердая составляющая водно-грунтовой смеси выдавливается из основания к подошве насыпи и переходит границу 1-й и 2-й точки установки датчиков, поровое давление в 1-й и во 2-й точках значительно увеличивается, а температура водно-грунтовой смеси в 1-й и во 2-й точках значительно уменьшается.
При этом поровое давление и температура и значительно отличаются от первоначальных значений этих параметров и , а и от и . Таким образом, разности параметров до и после нагрузки в первой точке значительно отличаются от первоначальных значений, а отношение разностей параметров близки к единице. Поэтому значения разностей и отношение разностей и свидетельствует о потере несущей способности грунтов ТС.
Способ опробован на участке с потерей несущей способности грунтов на автодороге Раздольное - Хасан (конфиденциальная информация). Состояние грунтов определялось заявляемым способом и способом сейсмопрофилирования. При реализации заявляемого способа используют измерительные приборы, как в примере 1.
Экспериментальные исследования проведены. Способ показал достоверность ранее установленной 4-й категории нестабильности.
4а. Две пары датчиков устанавливали в поперечном направлении, как в примере 1а. Кривые разности порового давления и температур на графиках (фиг.4) показывают, что в измеряемых точках разности температуры и порового давления до и после приложения нагрузки значительно превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления в пределах соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа. Полученные результаты свидетельствуют о потере несущей способности грунтов ТС в поперечном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили опасную нестабильность грунтов ТС в поперечном сечении исследуемого участка.
4б. Две пары датчиков устанавливали в продольном направлении, как в примере 1б. Экспериментальные испытания показали, что в измеряемых точках разности температуры и порового давления до и после приложения нагрузки значительно превышают флуктуационные колебания температуры и порового давления в пределах соответственно до 0,015°С и до 0,1 кПа. Полученные результаты свидетельствуют о слабой несущей способности грунтов ТС в продольном сечении.
Результаты состояния грунтов, проведенные методом сейсмопрофилирования, подтвердили опасную нестабильность грунтов ТС в поперечном сечении исследуемого участка.
Таким образом, использование заявляемого способа позволяет ранжировать деформации грунтов ГТС по их состоянию и степени опасности, а также правильно подбирать противодеформационные мероприятия: при начальной потере устойчивости, например, укрепляющие композиции; при слабой несущей способности, например, конструкции в виде «стена в грунте»; при потере несущей способности, например, армодренажные конструкции.
Источники информации
1. Технические указания по стабилизации эксплуатируемых насыпей на слабых основаниях.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 178 с.
2. Полевые методы инженерно-геологических исследований. / Г.К. Бондарик, И.С. Комаров, В.И. Ферронский. - М.: Недра, 1967. С.179-182.
3. Способ диагностики несущей способности грунтов. / С.М. Жданова, Катен-Ярцев А.С., Шулатов А.В., Однопозов Л.Ю. Патент на изобретение №2271002. ДВГУПС. - 2006. - №6. - 10 с.
4. Механика грунтов./ Н.А. Цытович. Учебное пособие для вузов. - М.: Госстройиздат, 1963. С.147-149.
5. Оползни и противооползневые сооружения. Механические свойства грунтов. / Вопросы геотехники, №5. Под ред. М.Н. Гольдштейна. - Днепропетровск, 1962. С.10.
6. Инструкция по содержанию земляного полотна на вечномерзлых грунтах МПС РФ. - Тында: 1993. - 82 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ГРУНТОВ | 2007 |
|
RU2361208C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ГРУНТОВ | 2004 |
|
RU2271002C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И РАСХОДОМЕР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА | 2003 |
|
RU2266524C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОТОКА ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2422837C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ВЫСОКОПАРАФИНИСТЫХ И ВЯЗКИХ НЕФТЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1992 |
|
RU2034136C1 |
Устройство для измерения параметров жидких сред в трубопроводе | 2015 |
|
RU2632999C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ФИЛЬТРОВ | 2008 |
|
RU2403555C2 |
ПЛОТНОМЕР ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ СКВАЖИННЫЙ | 2011 |
|
RU2483284C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА | 2018 |
|
RU2692736C1 |
Устройство для измерения параметров газожидкостной смеси, добываемой из нефтяных скважин | 2016 |
|
RU2634081C2 |
Изобретение относится к строительству, а в частности к области строительства новых и эксплуатации старых грунтовых технических систем «дорожное полотно - основание» при воздействии неблагоприятных факторов: техногенных статических, природно-климатических, вибродинамических, собственных колебаний ТС и т.д. Способ диагностики несущей способности грунтов технической системы (ТС) включает установку основной пары датчиков для измерения порового давления и температуры парожидкостной фазы грунтов в приподошвенной зоне основания ТС, измерении перового давления , и температуры , до и после приложения динамической нагрузки и определении разностей измеряемых параметров , по которым судят о несущей способности грунтов. В направлении вероятного проявления деформаций ТС устанавливают дополнительную пару датчиков для измерения порового давления и температуры, в которой измеряют поровое давление , и температуру , парожидкостной фазы грунтов до и после приложения динамической нагрузки. Определяют разности параметров второй точки измерения до и после приложения динамической нагрузки , и о несущей способности грунтов судят дополнительно по отношению разностей δР2/δР1, δТ2/δТ1: при δP1≈δР2≈0, δТ1≈δТ2≈0 и δР2/δP1=0, δТ2/δТ1=0 делают вывод о стабильном состоянии грунтов ТС, при δР1>0, δР2=0, δТ2>О, δT1=0 и δР2/δР1=0, δТ2/δР1=0 - о начальной потере несущей способности грунтов ТС, при δР2<δР1>0, δР2/δР1<1 и δТ2<δТ1>0, δТ2/δТ1<1 - о слабой несущей способности грунтов, при δР2≈δР1>>0, δТ2≈δТ1>>0 и δР2/δР1≈1, δТ2/δТ1≈1 - o потере несущей способности грунтов ТС. Технический результат состоит в повышении достоверности определения состояния несущей способности грунтов ТС. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ГРУНТОВ | 2004 |
|
RU2271002C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРОВОГО ДАВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2167238C1 |
Способ геотехнической оценки водонасыщенного грунта | 1982 |
|
SU1071701A1 |
СПОСОБ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГЕОМАССИВОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ОПОЛЗНЕВЫМ ЯВЛЕНИЯМ | 1998 |
|
RU2130527C1 |
ЧИСТЯЩАЯ И МОЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ | 2006 |
|
RU2426774C2 |
ШВЕЦ В.Б | |||
Справочник по механике и динамике грунтов | |||
- Киев: Будивельник, с.135-140. |
Авторы
Даты
2009-03-10—Публикация
2007-06-05—Подача