ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИЛИ НЕСУЩЕЙ СХЕМЫ Российский патент 2009 года по МПК B64C1/06 

Описание патента на изобретение RU2349497C2

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для проектирования интегральных конструкций самолетов разного типа и назначения.

Известны схемы интегральных самолетов, в которых применена единая конструкция фюзеляжа и крыла, которая всеми элементами воспринимает основные нагрузки. На практике интегральная конструкция применяется на самолетах, выполненных по схеме «летающее крыло», или для многорежимных боевых самолетов: отечественного Ту-160 или американского В-1, которые выбраны в качестве прототипа предлагаемого решения (см. энциклопедию «Авиация» (под редакцией Г.П.Свищева, издательство «Российские энциклопедии», М., 1988 г.); В.Г.Ригмант «Самолеты ОКБ А.Н.Туполева», - М.: Русавиа, 2001 г., стр.244-249). Часто применяются также самолеты с некруглым, обычно эллиптическим фюзеляжем (International Patent Classification Number PCT/US97/07636, publication number WO 97/43176, 13 мая 1996 г.).

Основной конструктивной особенностью таких схем является то, что в таких компоновках применяются некруглые формы поперечного сечения фюзеляжа. Это ограничивает применение балочных конструкций, т.е жестких замкнутых оболочек, которые имеют подкрепление в виде каркаса, состоящего из продольных (стрингеры) и поперечных (шпангоуты) силовых элементов.

Необходимы новые смешанные схемы, которые могут обеспечить достаточную прочность и жесткость при наименьших затратах массы особенно в условиях новых требований по более высокому перепаду давлений в кабине для обеспечения земных условий на всех высотах и режимах полета.

Для решения этой задачи обшивка фюзеляжа соединена со стрингерным набором и шпангоутами эллиптической формы, которые с долевыми балками-стенками образуют прямоугольную форменную конструкцию с отношением высоты к ширине не менее 1:2 в поперечном сечении и 2:1 в продольном направлении, при этом верхний и нижний пояса шпангоутов соединены стойками-стяжками, равными высоте кабины, количество которых выбирается из условия предельно допустимых нагрузок на растяжение.

Сущность изобретения поясняется иллюстрациями.

На фиг.1 показана общая схема предлагаемого фюзеляжа; на фиг.2 - схема крепления стрингеров к обшивке; на фиг.3 - типовые эпюры перерезывающих сил; на фиг.4 - типовая эпюра моментов.

Основная конструкция фюзеляжа (фиг.1 и 2) состоит из шпангоутов эллиптической формы 1, верхних 2 и нижних балок-стенок 3, стоек-стяжек 4, обшивки 5, стрингерного набора 6.

Нагрузка передается через обшивку 5 и стрингерный набор 6 к шпангоутам 1.

В отличие от обычных конструкций с фюзеляжем круглого сечения, в которых все элементы работают на цепные напряжения, шпангоуты эллиптической формы работают в основном на изгиб (определяющие нагрузки создает избыточное давление в салоне самолета). Для уменьшения нагрузок и снижения веса образована прямоугольная пространственная конструкция из шпангоутов 1, верхних 2 и нижних балок 3. Стойки-стяжки 4 воспринимают нагрузку на растяжение.

Опыт проектирования показал (фиг.3 и 4), что предлагаемая конструкция предоставляет огромные возможности для оптимизации. Расчеты показали, что можно сделать конструкцию очень близкую по массе круглому фюзеляжу равной вместимости. В металлическом исполнении хорошие массовые характеристики можно получить применяя алюминиевые сплавы для обшивки, балок и шпангоутов. Титановые сплавы целесообразно применить для стоек-стяжек.

Похожие патенты RU2349497C2

название год авторы номер документа
МАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2005
  • Гапеев Даниил Иванович
  • Климов Валентин Тихонович
  • Кириллов Борис Михайлович
  • Кораблев Георгий Яковлевич
RU2299154C1
ФЮЗЕЛЯЖ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Максимов Виктор Николаевич
  • Джамгаров Степан Григорьевич
RU2270135C2
ОТСЕК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2000
  • Шапошников В.И.
RU2196073C2
ОТСЕК ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПИЛОНАМИ ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ 1999
  • Шапошников В.И.
RU2176970C2
Кессон фюзеляжа 2017
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Лачугин Владислав Александрович
  • Шалыгин Вадим Аполлонович
  • Шатаев Павел Александрович
RU2694638C2
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
Крыло самолёта, кессон крыла самолета, центроплан, лонжерон (варианты) 2019
  • Вишняков Игорь Николаевич
  • Каплун Яков Борисович
  • Селиванов Николай Павлович
  • Смирнов Игорь Вадимович
RU2709976C1
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНСТРУКЦИИ САМОЛЕТА 2001
  • Шмидт Ханс-Юрген
RU2271304C2
Фюзеляж летательного аппарата 2018
  • Дубовиков Евгений Аркадьевич
  • Зиченков Михаил Чеславович
  • Кондаков Иван Олегович
  • Фомин Данил Юрьевич
  • Шаныгин Александр Николаевич
RU2701899C1
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА ПЛАНЕРА МАЛОЗАМЕТНОГО ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 2022
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Китаев Максим Викторович
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Полшков Александр Евгеньевич
  • Асташкин Алексей Владимирович
  • Джорбенадзе Карл Семенович
  • Столяров Дмитрий Владимирович
RU2798303C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 349 497 C2

Реферат патента 2009 года ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИЛИ НЕСУЩЕЙ СХЕМЫ

Изобретение относится к авиационной технике. Обшивка фюзеляжа соединена со стрингерным набором и шпангоутами эллиптической формы, которые с верхними и нижними балками-стенками образуют прямоугольную форменную конструкцию с отношением высоты к ширине не менее 1:2 в поперечном сечении и 2:1 в продольном направлении. Верхний и нижний пояса шпангоутов соединены стойками-стяжками, равными высоте кабины. Изобретение направлено на повышение прочности и жесткости. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 349 497 C2

Фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, содержащий обшивку, стрингерный набор и шпангоуты, отличающийся тем, что обшивка фюзеляжа соединена со стрингерным набором и шпангоутами эллиптической формы, которые с верхними и нижними балками-стенками образуют прямоугольную ферменную конструкцию с отношением высоты к ширине не менее 1:2 в поперечном сечении и 2:1 в продольном направлении, при этом верхний и нижний поясы шпангоутов соединены стойками-стяжками, равными высоте кабины, при этом количество стоек-стяжек выбирается из условия их предельно-допускаемых нагрузок на растяжение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2349497C2

Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов 1917
  • Латышев И.И.
SU97A1
ФЮЗЕЛЯЖ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Максимов Виктор Николаевич
  • Джамгаров Степан Григорьевич
RU2270135C2
Способ испытания полых изделий на герметичность 1986
  • Климов Юрий Анатольевич
  • Новиков Валерий Семенович
  • Рохачевский Леонид Борисович
  • Тараненко Евгений Васильевич
  • Юрченко Анатолий Иванович
SU1397761A1

RU 2 349 497 C2

Авторы

Гапеев Даниил Иванович

Климов Валентин Тихонович

Даты

2009-03-20Публикация

2007-03-14Подача