Изобретение относится к насосным гидроприводам и может быть использовано в исполнительных механизмах систем управления, например, вертолетов.
Известны насосные гидроприводы, содержащие насос регулируемой производительности, исполнительный гидродвигатель и гидробак закрытого типа с избыточным давлением. (Кн. Н.С. Гамынин. Проектирование следящих гидравлических приводов летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1981. - Стр.12, рис.1.5). Существенным недостатком указанных гидроприводов является невысокая надежность пуска из-за пониженного давления в гидробаке, величину которого определяет усилие, создаваемое атмосферным давлением на торце поршня и пружиной, по мере износа последней давление в гидробаке становится значительно ниже атмосферного, в результате чего происходит сбой запуска насоса.
Известен насосный гидропривод, содержащий насос регулируемой производительности, соединенный с гидролиниями подачи, всасывания и дренажа, и гидробак с избыточным давлением рабочей жидкости, в корпусе последнего выполнено компенсирующее устройство, содержащее сообщающуюся с атмосферой воздушную полость, плунжер и камеру управления, два упора, внутри которых расположен плунжер, фильтр и штуцер. (Патент RU №2148191 С1. Насосный гидропривод. - МПК7: F04В 49/00. - 2000.04.27). Данное техническое решение принято за прототип.
Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является невысокая надежность пуска насоса из-за пониженного давления в гидробаке, величину которого определяет усилие, создаваемое пружиной, по мере износа последней и изменения температуры окружающей среды давление в гидробаке значительно уменьшается, что снижает стабильность запуска насоса.
Основной задачей, на решение которой направлено предложенное техническое решение, является повышение надежности пуска и работоспособности гидропривода в различных условиях эксплуатации.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого технического решения, является обеспечение надежности пуска насоса и работоспособности гидропривода в различных условиях эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном насосном гидроприводе, содержащем насос регулируемой производительности, соединенный с гидролиниями подачи, всасывания и дренажа, и гидробак с избыточным давлением рабочей жидкости, в корпусе последнего выполнено компенсирующее устройство, содержащее сообщающуюся с атмосферой воздушную полость, плунжер и камеру управления, два упора, внутри которых расположен плунжер, фильтр и штуцер, согласно предложенному техническому решению
компенсирующее устройство содержит поршень, который образует с одной стороны сообщающуюся с атмосферой воздушную полость, а с другой стороны поршень соединен с плунжером и образует в корпусе полость для рабочей жидкости, соединенную с гидролинией всасывания, при этом плунжер внутри выполнен полым и снаружи - ступенчатым, образуя с корпусом между торцами перемещающейся ступени плунжера и одного из упоров камеру управления, сообщающуюся с полостью в плунжере через выполненное в стенке дроссельное отверстие, для чего полость ограничена на конце плунжера обратным пневмоклапаном, через который в камеру управления нагнетен газ, а с противоположного торца ступени плунжера и вторым упором образуется воздушная полость, сообщающаяся с атмосферой через зазор между отверстием в упоре и плунжером, причем в гидролинию подачи встроен перепускной клапан, соединенный одним выходом с полостью для рабочей жидкости, а другим - с дренажом;
снаружи корпуса на длине перемещения поршня выполнены ребра для охлаждения рабочей жидкости;
на плунжере нанесена шкала показания уровня заполнения полости гидробака рабочей жидкостью;
воздушная полость снабжена воздушным фильтром;
торец поршня имеет сферическую форму, обращенную вогнутостью в полость для рабочей жидкости;
сверху полости для рабочей жидкости установлен спускной клапан для ручного стравливания воздуха из полости;
снизу полости для рабочей жидкости установлен спускной кран для слива рабочей жидкости из полости;
перепускной клапан встроен в стенку корпуса, образующую полость для рабочей жидкости;
в стенке корпуса установлены фильтр и сигнализатор перепада давления, параллельно встроенные в гидролинию подачи рабочей жидкости;
в стенке корпуса установлены фильтр и сигнализатор перепада давления, параллельно встроенные в гидролинию всасывания рабочей жидкости;
в стенке корпуса установлен датчик давления, встроенный в гидролинию подачи рабочей жидкости;
в стенке корпуса установлен сигнализатор давления, встроенный в гидролинию подачи рабочей жидкости;
сигнализатор давления встроен в гидролинию подачи рабочей жидкости перед датчиком давления;
в стенке корпуса установлен дополнительный сигнализатор давления, встроенный в гидролинию подачи рабочей жидкости после датчика давления;
в стенке корпуса установлен сигнализатор давления рабочей жидкости в полости;
в стенке корпуса установлен датчик температуры рабочей жидкости в полости;
гидролинии подачи рабочей жидкости и дренажа оснащены нагнетающим и всасывающим клапанами для присоединения внешних гидравлических устройств.
На фиг.1 показана схема насосного гидропривода; на фиг.2 - схема гидробака; на фиг.3 - гидробак в разрезе.
Насосный гидропривод содержит насос 1 регулируемой производительности, соединенный гидролиниями подачи 2 и всасывания 3 рабочей жидкости и дренажа 4 с гидробаком 5 закрытого типа с избыточным давлением рабочей жидкости, последний соединен гидролиниями 2 и 3 с исполнительными гидроцилиндрами 6 системы управления. (фиг.1). Гидролинии подачи 2 рабочей жидкости и дренажа 4 оснащены нагнетающим 7 и всасывающим 8 клапанами для присоединения внешних гидравлических устройств. В корпусе гидробака 5 выполнено компенсирующее устройство, содержащее поршень 9, который образует с одной стороны сообщающуюся с атмосферой воздушную полость 10, а с другой стороны поршень 9 соединен с плунжером 11 и образуют полость 12 для рабочей жидкости, при этом поршень 9 вместе с плунжером 11 имеют возможность перемещения в полостях 10 и 12 в продольном направлении. В гидролинию подачи 2 встроен перепускной клапан 13, установленный в стенке корпуса, образующей полость 12 для рабочей жидкости гидробака 5, и соединенный одним выходом с полостью 12 для рабочей жидкости, а другим - с линией дренажа 4. Воздушная полость 10 снабжена воздушным фильтром 14. Сверху полости 12 для рабочей жидкости установлен спускной клапан 15 для ручного стравливания из нее воздуха, а снизу - спускной кран 16 для слива рабочей жидкости. В стенке корпуса гидробака 5 установлены фильтр 17 и сигнализатор 18 перепада давления, последний параллельно встроен в гидролинию подачи 2 рабочей жидкости с присоединением до и после фильтра 17, датчик 19 давления и сигнализаторы 20 и 21 давления, встроенные в гидролинию подачи 2 рабочей жидкости перед датчиком 19 и после присоединения перепускного клапана 13. В стенке корпуса гидробака 5 также установлены фильтр 22 и сигнализатор 23 перепада давления до и после фильтра 22, параллельно встроенные в гидролинию всасывания 3 рабочей жидкости. В стенке корпуса гидробака 5 установлен сигнализатор 24 давления и датчик 25 температуры рабочей жидкости в полости 12 (фиг.2). Торец поршня 9 имеет сферическую форму, обращенную вогнутостью в полость 12 для рабочей жидкости. Снаружи корпуса на длине перемещения поршня 9 выполнены ребра 26 для охлаждения рабочей жидкости в полости 12. Плунжер 11 внутри выполнен полым и снаружи - ступенчатым, образуя в корпусе между торцами перемещающейся ступени 27 плунжера 11 и одного из упоров 28 камеру 29 управления, сообщающуюся с полостью 30 в плунжере 11 через выполненное в стенке плунжера 11 дроссельное отверстие 31, для чего полость 30 плунжера 11 ограничена с конца обратным пневмоклапаном 32, через который в полость 30 и камеру 29 управления нагнетен газ, например азот. Воздушная полость 33, образованная противоположным торцом ступени 27 плунжера 11 и вторым упором 34, сообщается с атмосферой через зазор между отверстием в упоре 34 и плунжером 11 с сальником 35, внутри последнего перемещается плунжер 11, соединенный с поршнем 9. На плунжере 11 нанесена шкала 36 показания уровня заполнения полости 12 рабочей жидкостью (фиг.3).
Насосный гидропривод работает следующим образом.
Для работы насосного гидропривода сначала выполняют зарядку гидробака 5 газом, например азотом, для чего в полость 30 для рабочей жидкости и камеру 29 управления через дроссельное отверстие 31, с помощью обратного пневмоклапана 32, установленного на торце плунжера 11, нагнетают азот под давлением 15 кгс/см2, необходимый для создания в полости 12 гидробака 5 избыточного давления рабочей жидкости. Газ, поступая из полости 30 через дроссельное отверстие 31 в камеру 29 управления, своим давлением на торец ступени 27 плунжера 11 относительно упора 28 перемещает плунжер 11, последний тянет за собой поршень 9 в крайнее положение. При этом воздух в полости 33 вытесняется в атмосферу противоположным торцом ступени 27 через сальник 35 в зазоре между отверстием в упоре 34 и плунжером 11, а в воздушную полость 10 воздух свободно поступает из атмосферы через воздушный фильтр 14. При полном заполнении азотом полости 30 и камеры 29 управления поршень 9 образует наименьший объем полости 12 для рабочей жидкости, а плунжер 11 выходит из упора 34 до нулевой отметки на шкале 36. После заполнения гидробака 5 азотом гидробак 5 отсоединяют от системы газового обеспечения, после чего обратный пневмоклапан 32 автоматически запирает полость 30 от внешней среды.
Заправка и дозаправка, при необходимости, гидропривода рабочей жидкостью осуществляется от внешних гидравлических устройств через нагнетающий клапан 8 под давлением 3,5 кгс/см2, в результате которой заполняется полость 12 для рабочей жидкости в гидробаке 5. По мере заполнения полости 12 рабочей жидкости поршень 9 перемещается в воздушную полость 10, вытесняя из нее воздух в атмосферу через воздушный фильтр 14, при этом через спускной клапан 15 из полости 12 рабочей жидкости вручную стравливают воздух. Вместе с этим азот в рабочей камере 29 сжимается и постоянно давит на торец ступени 27 плунжера 11, перемещая его относительно упора 28, создавая поршнем 9 давление рабочей жидкости в полости 12, а разность давлений азота в рабочей камере 29 и полости 30 в плунжере 11 уравнивается через дроссельное отверстие 31. Уровень заполнения полости 12 рабочей жидкостью контролируется выдвижением плунжера 11 по шкале 36. При превышении давления рабочей жидкости в полости 12 более 3,5 кгс/см2 срабатывает перепускной клапан 13, который стравливает рабочую жидкость в гидролинию дренажа 4.
Насосный гидропривод работает при включенном насосе 1, который сначала заполняется рабочей жидкостью из гидробака 5 под давлением не более 3,5 кгс/см2, после чего насос 1 создает давление 165 кгс/см2 в гидролинии 2 подачи рабочей жидкости в исполнительные гидроцилиндры 6 приводов системы управления и проходит через установленные в корпусе гидробака 5 фильтр 17, снабженный электрическим сигнализатором 18, фиксирующим засорение фильтра 17 по перепаду давления в гидролинии 2 до и после фильтра 18. В гидролинии 2 подачи рабочей жидкости расположены два электрически соединенных между собой сигнализатора 20 и 21, настроенные на минимальное давление 70 кгс/см2, и датчик давления 19. После отработки исполнительных гидроцилиндров 6 приводов системы управления рабочая жидкость поступает в гидролинию 3 всасывания рабочей жидкости с более низким давлением, где она соединяется с гидролинией 4 дренажа, идущим от насоса 1, и через фильтр 22, встроенный в корпус гидробака 5, попадает в полость 12 для рабочей жидкости. Фильтр 22 снабжен электрическим сигнализатором 23, фиксирующим засорение фильтра 22 по перепаду давления в гидролинии 3 до и после фильтра 22. В полости 12 для рабочей жидкости установлен датчик 25 температуры и сигнализатор 24 давления. В случае превышения давления в гидролинии 2 подачи рабочей жидкости более 225 кгс/см2 срабатывает перепускной клапан 13, который направляет рабочую жидкость в полость 12 гидробака 5, а при превышении давления рабочей жидкости в гидробаке 5 более 3,5 кгс/см2 рабочая жидкость стравливается в гидролинию 4 дренажа. Охлаждение рабочей жидкости в полости 12 осуществляется с помощью ребер 26, выполненных снаружи корпуса гидробака 5 на длине перемещения поршня 9. Контроль за температурой рабочей жидкости в полости 12 осуществляется с помощью датчика 25 температуры рабочей жидкости, установленного в стенке корпуса гидробака 5.
Слив рабочей жидкости из системы осуществляется через всасывающий клапан 8 с присоединением к внешнему гидравлическому устройству, а из гидробака 5 - через спускной кран 16 для слива рабочей жидкости из полости 12.
Предложенная конструкция насосного гидропривода позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики гидравлической системы управления и повысить надежность ее работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕДВИЖНОЙ АГРЕГАТ АЭРОДРОМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2008 |
|
RU2364556C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ ГИДРОСИСТЕМ | 2006 |
|
RU2339549C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОМЫВКИ И ЭМУЛЬСИРОВАНИЯ ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2323051C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ БАЛЛОНОВ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ | 2007 |
|
RU2332612C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2297952C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГИДРОСИСТЕМ | 2006 |
|
RU2350789C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРЕЛЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2180308C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОМЫВКИ ВОЗДУШНО-ГАЗОВОГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2311551C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2290351C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО БУКСИРОВКИ ВЕРТОЛЕТА С ПОЛОЗКОВЫМ ШАССИ | 2004 |
|
RU2278802C1 |
Изобретение относится к насосным гидроприводам и может быть использовано в исполнительных механизмах систем управления, например, вертолетов. Насосный гидропривод содержит насос регулируемой производительности и гидробак с избыточным давлением рабочей жидкости, соединенные гидролиниями с исполнительными гидроцилиндрами. Гидролинии подачи рабочей жидкости и дренажа оснащены наружными нагнетающим и всасывающим клапанами. В корпусе гидробака выполнено компенсирующее устройство, содержащее поршень, который образует с одной стороны сообщающуюся с атмосферой воздушную полость, а с другой - соединен с плунжером и образует полость для рабочей жидкости. Плунжер выполнен полым, а снаружи - ступенчатым, образуя в корпусе гидробака между торцами перемещающейся ступени плунжера и одного из упоров камеру управления, сообщающуюся с полостью в плунжере через дроссельное отверстие в стенке плунжера. Полость в плунжере ограничена на конце обратным пневмоклапаном, через который в полость и камеру управления нагнетен газ. С противоположного торца плунжера и вторым упором образуется воздушная полость, сообщающаяся с атмосферой через зазор между отверстием в упоре и плунжером. В гидролинию подачи встроен перепускной клапан, установленный в стенке полости для рабочей жидкости, соединенный одним выходом с полостью для рабочей жидкости, а другим - с дренажом. Повышается надежность пуска и работоспособность гидропривода. 16 з.п. ф-лы, 3 ил.
НАСОСНЫЙ ГИДРОПРИВОД | 1998 |
|
RU2148191C1 |
НАСОСНЫЙ ГИДРОПРИВОД С ОБЪЕМНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ | 1998 |
|
RU2153435C2 |
АВТОНОМНЫЙ РУЛЕВОЙ ГИДРОПРИВОД | 1982 |
|
SU1128493A1 |
Источник гидропитания | 1987 |
|
SU1530811A1 |
GB 1396956 A, 11.06.1975. |
Авторы
Даты
2009-03-20—Публикация
2007-12-24—Подача