СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ Российский патент 2009 года по МПК E01C7/00 

Описание патента на изобретение RU2351702C1

Изобретение относится к области строительства дорог, площадок, тротуаров во всех климатических зонах.

Известны способы строительства автомобильных дорог, например, в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", издание официальное Госстроя СССР, М., 1986 г.

Известный способ строительства автомобильных дорог в соответствии со СНиП 3.06.03-85 предусматривает применение пескоцементной смеси, а также каменных материалов, доменных и сталеплавильных (металлургических) шлаков, золы ТЭЦ мокрого улавливания, извести, щелочи для оснований дорожных одежд. После укладки и уплотнения основания дорожной одежды на нее укладывают слой асфальтобетона. И лишь после всех этих операций отсыпают на определенную ширину обочины дороги, а затем уплотняют их вровень с асфальтобетонным покрытием (фиг.1).

Недостатки традиционных способов строительства автомобильных дорог следующие:

- при уплотнении слоя материалов в основании дорожной одежды качество уплотнения бывает неудовлетворительное, поскольку слой материалов с двух боковых сторон не имеет ограничений и поэтому не удается добиваться сплошного и качественного уплотнения;

- поскольку обочины дороги отсыпаются и уплотняются уже после укладки асфальтобетона, они (обочины) порой остаются слабо уплотненными и не придают дороге единого монолитного основания;

- нередко при недостаточно строгом соблюдении всех технологических операций дорога сразу же после завершения строительства не соответствует заданной и требуемой категории.

Кроме вышеназванных недостатков традиционные способы строительства автомобильных дорог требуют использования очень большого количества минеральных материалов, то есть очень ресурсозатратные, как правило, из вновь разрабатываемых и используемых ресурсов, а не отходов различных производств, а отсюда требуются и большие транспортные и трудовые затраты.

Известен способ строительства оснований дорожных одежд автомобильных дорог, площадок, тротуаров на основе золоминеральных смесей (Патент РФ №2153554, 2000 г., МПК Е01С 21/00), взятый за прототип, заключающийся в том, что в подготовленное и уплотненное земляное основание, имеющее в профиле корытообразную форму с вертикальными стенками, укладывают в один прием увлажненную золоминеральную смесь слоем толщиной от 16 до 24 см в уплотненном состоянии, затем доувлажняют до заданной влажности и окончательно уплотняют, начиная от середины дорожного полотна к обочинам с перекрытием предыдущего следа от прохода катка. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия основание поливают 1%-ным раствором щелока. Золоминеральная смесь, используемая в предлагаемой технологии строительства оснований дорожных одежд автомобильных дорог, имеет в своем составе, кроме щебня строительного, исключительно отходы различных производств, а именно золу-унос от сжигания каменных углей, отходы щебеночного производства, отходы известкового и карбидного производства - известь-пушонку и отходы производства моющих средств - подмыльный щелок. Применяемые в используемом составе золоминеральной смеси в качестве вяжущего три компонента - зола-унос, известь-пушонка и подмыльный щелок общей масой от 45 до 70% придают этой смеси уникальное свойство - после ее укладки в основание дорожной одежды и окончательного уплотнения в течение 30 суток весь слой смеси превращается в монолитную массу.

К недостаткам прототипа можно отнести длительность набора прочности дорожной одежды, то, что поверхность грунта насыпи под дорогой не предохраняется от влаги, просачивающейся по вертикальным трещинам от температурно-влажностного воздействия грунта на дорогу, нетехнологичность обслуживания дороги, трудоемкость изготовления траншей для трубопроводов, кабелей и т.д.

Изобретение направлено на повышение надежности, качества, долговечности и снижение стоимости строительства дорог, а также отсутствие загрязнения окружающей среды за счет того, что способ возведения дорожной одежды включает трехстадийную укладку слоев одежды, состоящей из укладки верхней части земляного полотна из улучшенного устойчивого грунта, укладки одного или двух слоев основания и тонкого слоя износа, укладки дополнительных слоев основания и двухслойного покрытия, причем трехстадийную укладку слоев одежды производят с использованием шлакощелочного вяжущего и фибры (отсутствие асфальта, битума), после укладки верхней части земляного полотна из улучшенного устойчивого грунта укладывают два слоя полимерного полотна поперек дороги с напуском кромок одна на другую, подвергают шероховатой накатке поверхности тонкого слоя износа, а верхний тонкий слой износа с обочиной дороги изготовляют с использованием высокопрочного на износ шлакощелочного вяжущего. (См. материалы 3-й Всесоюзной научно-практической конференции г.Киев, октябрь, 1989 г., выдержки стр.1 и 138-139 прилагаются.)

На фиг.1 представлено устройство верхней части земляного полотна из улучшенного грунта.

На фиг.2 представлено устройство дорожной одежды из 1 или 2 слоев основания с тонким слоем износа.

На фиг.3 представлено устройство дополнительных слоев основания и двухслойное покрытие.

На фиг.1, 2, 3 позициями обозначено:

1 - верхняя часть земляного полотна;

2 - грунт насыпи;

3 - тонкий слой износа;

4 - нижний слой основания;

5 - дополнительный верхний слой покрытия;

6 - дополнительный нижний слой покрытия;

7 - верхний слой основания;

8 - полимерное полотно.

Способ возведения дорожной одежды включает трехстадийную укладку слоев одежды (см. справочник «Строительство дорог», В.А.Бочин и др., стр.390-391, прилагается к материалам заявки), которая, в свою очередь, состоит из укладки (фиг.1) верхней части земляного полотна 1 из улучшенного устойчивого грунта, состоящей из песка, золошлаков, отходов угледобычи с вяжущим состоящим из шлакощелочного состава, содержащих фибру на грунт насыпи 2. На следующем (фиг.2) этапе укладывают два слоя полимерного полотна 8 поперек дороги с напуском кромок одна на другую, а затем на него укладывают нижний слой основания 4 из повышенной прочности фибробетона на шлакощелочном вяжущем, на поверхность которого наносят тонкий слой износа 3 из высокопрочного на износ бетона с последующим нанесением на поверхности шероховатой накатки для хорошего сцепления с колесами транспорта. Затем на стадии укладки (фиг.3) дополнительных верхнего 5 и нижнего 6 слоев покрытия дорогу покрывают тонким слоем раствора из золоминеральной смеси и шлакощелочного вяжущего для устранения шероховатости дороги и техпроцесс продолжают как описано выше.

Похожие патенты RU2351702C1

название год авторы номер документа
Способ устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры 2017
  • Горбунов Олег Александрович
  • Добров Эдуард Михайлович
  • Кочеткова Рима Габдулловна
RU2666949C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПЛОЩАДОК, ТРОТУАРОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ 1998
  • Симонов В.Я.
RU2153554C2
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2020
  • Пиирайнен Виктор Юрьевич
  • Бажин Владимир Юрьевич
  • Денисов Виктор Маевич
  • Ковальчук Константин Николаевич
  • Рябкин Юрий Викторович
  • Тимофеев Андрей Владимирович
  • Устян Нагапет Амирханович
RU2747181C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Арсеньев Дмитрий Анатольевич
  • Основин Евгений Владимирович
RU2492290C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
ГЕОПРОСЛОЙКА АРМИРУЮЩАЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) 2001
  • Лебедев В.И.
  • Смирнов С.М.
  • Черноусов И.Е.
  • Сазонов В.А.
  • Семин Г.И.
RU2186906C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Изобретение относится к области строительства дорог, площадок, тротуаров во всех климатических зонах. Технический результат: повышение надежности, качества, долговечности и снижение стоимости строительства дорог, а также обеспечение отсутствия загрязнения окружающей среды. Способ возведения дорожной одежды, включающий трехстадийную укладку слоев одежды. На первой стадии на грунт насыпи укладывают верхнюю часть земляного полотна из улучшенного устойчивого грунта, состоящего из смеси песка, золошлаков, отходов угледобычи и шлакощелочного вяжущего, содержащего фибру. На следующем этапе поперек дороги укладывают два слоя полимерного полотна с напуском кромок одна на другую, после чего укладывают один или два слоя основания из фибробетона повышенной прочности на шлакощелочном вяжущем, на поверхность которого наносят тонкий слой износа из высокопрочного на износ бетона с последующим выполнением на его поверхности шероховатой накатки. На следующей стадии производят укладку двухслойного покрытия, которое покрывают тонким слоем износа из раствора, содержащего золоминеральную смесь и шлакощелочное вяжущее для устранения шероховатости дороги. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 351 702 C1

Способ возведения дорожной одежды, включающий трехстадийную укладку слоев одежды, заключающийся в том, что на первой стадии на грунт насыпи укладывают верхнюю часть земляного полотна из улучшенного устойчивого грунта, состоящего из смеси песка, золошлаков, отходов угледобычи и шлакощелочного вяжущего, содержащего фибру, на следующем этапе поперек дороги укладывают два слоя полимерного полотна с напуском кромок одна на другую, после чего укладывают один или два слоя основания из фибробетона повышенной прочности на шлакощелочном вяжущем, на поверхность которого наносят тонкий слой износа из высокопрочного на износ бетона с последующим выполнением на его поверхности шероховатой накатки, после чего на следующей стадии производят укладку двухслойного покрытия, которое покрывают тонким слоем износа из раствора, содержащего золоминеральную смесь и шлакощелочное вяжущее, для устранения шероховатости дороги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2351702C1

Шлакощелочные цементы, бетоны и конструкции
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
В двух томах
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
- Киев, 1989, с.138-139, 390-391
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПЛОЩАДОК, ТРОТУАРОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ 1998
  • Симонов В.Я.
RU2153554C2
Композиция для устройства покрытий автомобильных дорог 1990
  • Марушко Геннадий Петрович
  • Белоусов Владимир Михайлович
SU1787971A1
Способ возведения шлакогрунтового основания дорожной одежды 1975
  • Сасько Николай Федорович
  • Харченко Владимир Ильич
  • Шутый Николай Степанович
SU540952A1

RU 2 351 702 C1

Авторы

Акопов Карлен Амазанович

Доровская Галина Семеновна

Даты

2009-04-10Публикация

2007-07-20Подача