Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам машин.
Известны двигатели внутреннего сгорания (ДВС), состоящие из корпуса и кривошипно-ползунного механизма.
Недостатками указанных ДВС являются большие вес и габариты двигателя, присущая им изначально неуравновешенность звеньев, большие радиальные нагрузки на опоры выходного вала, сравнительно большая трудоемкость изготовления и стоимость [1].
Известен двигатель Ванкеля - роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания с катящимся эксцентричным ротором трехгранной формы по внутренней эпихотрохоидной поверхности корпуса [2].
Недостатком двигателя Ванкеля являются сложные поверхности ротора и корпуса, изначальная неуравновешенность эксцентрично расположенного ротора, большие радиальные нагрузки на опоры выходного вала, большая трудоемкость изготовления и стоимость, сложность обеспечения уплотнения в подвижном соединении «ротор - корпус».
Известен также двигатель Сарича - двигатель внутреннего сгорания с рабочими камерами, образованными поверхностями неподвижного корпуса, радиальных перегородок и эксцентрично расположенного ротора многогранной формы, совершающего поступательно-круговое движение [2].
Недостатком двигателя Сарича являются сложность конструкции, неуравновешенность вращающегося ротора, большие радиальные нагрузки на опоры выходного вала, наличие трения скольжения в подвижном соединении рабочих поверхностей ротора и радиальных перегородок.
Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков. Поставленная цель достигается в предлагаемой конструкции двигателя внутреннего сгорания с гибким катящимся ротором, далее двигателя Фокина.
Таким образом, двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочей камерой, роторно-поршневую группу, отличается тем, что рабочая камера в корпусе выполнена цилиндрической, а роторно-поршневая группа выполнена в виде гибкого колеса, обкатывающегося по внутренней поверхности рабочей камеры под действием давления газов, и вращающегося внутри гибкого колеса генератора волн, при этом она образует с корпусом и разделительными пластинами полости переменного объема, используемые для осуществления циклов всасывания, сжатия, воспламенения сжатой смеси и расширения, выхлопа отработавших газов.
Двигатель внутреннего сгорания может быть выполнен многосекционным с угловым смещением секций относительно друг друга.
Направляющие пазы для разделительных пластин могут быть выполнены наклонными по отношению к радиусу и обеспечивающими минимальные углы давления в соединении «гибкое колесо - разделительная пластина».
В вершинах волн деформации гибкого колеса со стороны кулачкового генератора волн может обеспечиваться пневмоподушка с помощью подводимого давления газа.
Кулачковый генератор волн в месте контакта с гибким колесом может быть снабжен телами качения.
Конструкция двигателя может быть выполнена многоволновой с соответствующим увеличением количества разделительных пластин.
Изобретение поясняется чертежом, на котором изображены циклы работы двигателя.
Предлагаемый ДВС состоит из корпуса 1 с цилиндрической рабочей камерой (чертеж, а), гибкого колеса 2, обкатывающегося по внутренней поверхности рабочей камеры корпуса, генератора волн 3, деформирующего цилиндрическое в исходном состоянии гибкое колесо, обеспечивающего беззазорный контакт гибкого колеса с цилиндрической рабочей камерой корпуса в вершинах волн деформации гибкого колеса и вращающегося внутри катящегося гибкого колеса, разделительных пластин 4, расположенных в соответствующих пазах корпуса, прижимных пружин 5, обеспечивающих постоянный контакт разделительных пластин 4 с обкатывающейся поверхностью гибкого колеса 2.
Деформированное гибкое колесо 2, обкатываясь по внутренней поверхности рабочей камеры корпуса 1, образует с цилиндрической поверхностью рабочей камеры и разделительными пластинами 4 полости переменного объема, используемые для выполнения циклов всасывания, сжатия, воспламенения сжатой смеси и расширения (рабочего хода) (РХ), выхлопа отработавших газов (чертеж, а, б, в, г).
Сжатый воздух из полости перед катящейся волной гибкого колеса перепускается в полость подготовки топливной смеси, расположенную в корпусе 1, и затем топливная смесь впрыскивается в полость за уходящей волной гибкого колеса и разделительной пластиной с воспламенением от свечи зажигания.
Камеры двигателя полностью симметричны относительно центральной оси двигателя, и давление газов на гибкое колесо в двух диаметрально противоположных камерах преобразуется в чистый крутящий момент, заставляющий вращаться генератор волн 3 внутри гибкого колеса 2 с частотой nн.
Устройство впуска и выпуска, а также каналы соединения полостей условно не показаны.
Суть предлагаемой конструкции двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что в отличие от аналогов и прототипов, ротор двигателя имеет центральную ось вращения и вращается от действия давления газов сгоревшей в симметрично расположенных камерах сгорания топливной смеси.
Давление газов передается ротору-генератору волн 3 через гибкое колесо 2, обкатывающееся по внутренней цилиндрической поверхности корпуса 1. Гибкое колесо 2 с центральным ротором-генератором волн 3, корпусом 1 и разделительными пластинами 4 образует полости переменного объема, используемые для осуществления тактов работы ДВС, а именно всасывания, сжатия, расширения, выхлопа.
Конструкция предлагаемого ДВС абсолютно симметрична и вследствие этого полностью уравновешена, разгружена от радиальных неуравновешенных сил, действующих на опоры, характеризуется сравнительной простотой, технологичностью в изготовлении, высокой ремонтоспособностью.
Выполнение соосно нескольких одиночных секций, смещенных равномерно в угловом направлении с необходимым шагом, позволяет обеспечить требуемую величину и равномерность крутящего момента на выходном валу.
Для уменьшения заклинивающих усилий разделительных пластин их направляющие в корпусе могут быть выполнены наклонно к радиусу, что уменьшит углы давления.
Для уменьшения трения скольжения между ротором-генератором волн 3 и гибким колесом 2 в зазоре между ними в вершинах волн деформации может быть обеспечен подвод через генератор волн сжатого газа с целью получения эффекта пневмоподушки.
Для уменьшения потерь на трение в контакте гибкого колеса 2 - генератор волн 3 последний может быть снабжен в вершинах волн деформации телами качения.
С целью повышения многовариантности конструкции ДВС предлагаемой конструкции может быть выполнен многоволновым с соответствующим увеличением количества разделительных пластин.
Библиографические данные
1. Муха Т.И., Януш Б.В., Цуников А.П. Приводы машин. Справочник. - Л.: Машиностроение, 1975.
2. Крайнев А.Ф. Словарь-справочник по механизмам. - М.: Машиностроение, 1987.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ФОКИНА | 2009 |
|
RU2403415C1 |
ВОЛНОВАЯ ПНЕВМОГИДРОМАШИНА ПЕРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ | 2007 |
|
RU2357086C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ФОКИНА | 2009 |
|
RU2428570C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ МАССАЖЕР | 2006 |
|
RU2332979C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ФОКИНА | 2009 |
|
RU2403399C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2410554C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОСИНИНА | 2003 |
|
RU2266413C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2315189C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЗУБЧАТЫМИ РОТОРАМИ | 1991 |
|
RU2021541C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2007 |
|
RU2336427C1 |
Изобретение относится к приводам машин. Двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с рабочей камерой и роторно-поршневую группу. Рабочая камера в корпусе выполнена цилиндрической. Роторно-поршневая группа выполнена в виде гибкого колеса и вращающегося внутри гибкого колеса генератора волн, при этом она образует с корпусом и разделительными пластинами полости переменного объема. Гибкое колесо обкатывается по внутренней поверхности рабочей камеры под действием давления газов. Полости переменного объема используются для осуществления циклов всасывания, сжатия, воспламенения сжатой смеси и расширения, выхлопа отработавших газов. Двигатель выполнен многосекционным с угловым смещением секций относительно друг друга. Направляющие пазы для разделительных пластин выполнены наклонными по отношению к радиусу и обеспечивающими минимальные углы давления в соединении «гибкое колесо - разделительная пластина». В вершинах волн деформации гибкого колеса со стороны кулачкового генератора волн обеспечивается пневмоподушка с помощью подводимого давления газа. Кулачковый генератор волн в месте контакта с гибким колесом снабжен телами качения. Конструкция двигателя выполнена многоволновой с соответствующим увеличением количества разделительных пластин. Техническим результатом является создание уравновешенной конструкции двигателя и уменьшение трения. 5 з.п. ф-лы.
1. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочей камерой, роторно-поршневую группу, отличающийся тем, что рабочая камера в корпусе выполнена цилиндрической, а роторно-поршневая группа выполнена в виде гибкого колеса, обкатывающегося по внутренней поверхности рабочей камеры под действием давления газов и вращающегося внутри гибкого колеса генератора волн, и при этом образующая с корпусом и разделительными пластинами полости переменного объема, используемые для осуществления циклов всасывания, сжатия, воспламенения сжатой смеси и расширения, выхлопа отработавших газов.
2. Двигатель внутреннего сгорания по п.1, отличающийся тем, что выполнен многосекционным с угловым смещением секций относительно друг друга.
3. Двигатель внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающийся тем, что направляющие пазы для разделительных пластин выполнены наклонными по отношению к радиусу и обеспечивающими минимальные углы давления в соединении «гибкое колесо - разделительная пластина».
4. Двигатель внутреннего сгорания по п.1 или 2, отличающийся тем, что в вершинах волн деформации гибкого колеса со стороны кулачкового генератора волн обеспечивается пневмоподушка с помощью подводимого давления газа.
5. Двигатель внутреннего сгорания п.1 или 2, отличающийся тем, что кулачковый генератор волн в месте контакта с гибким колесом снабжен телами качения.
6. Двигатель внутреннего сгорания п.1 или 2, отличающийся тем, что конструкция двигателя выполнена многоволновой с соответствующим увеличением количества разделительных пластин.
Грабельный аппарат к жатке-самосброске | 1938 |
|
SU57830A1 |
Двигатель | 1989 |
|
SU1783157A1 |
Роторная машина объемного типа | 1978 |
|
SU958659A1 |
US 3872852 А, 25.03.1975 | |||
US 3216362 А, 09.11.1965 | |||
US 3166017 А, 19.01.1965. |
Авторы
Даты
2009-04-20—Публикация
2007-03-16—Подача