ВИБРАЦИОННЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ЗУБЬЕВ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВАЛОВ КАРДАННЫХ МЕХАНИЗМОВ Российский патент 2009 года по МПК G01M13/02 

Описание патента на изобретение RU2353911C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при вибродиагностике шлицевых соединений валов карданных механизмов мобильных машин.

Известен способ диагностики зубчатых соединений, состоящий в их разборке, измерении параметров и последующей оценке износа / Волков Д.П., Николаев С.Н. Надежность строительных машин и оборудования. - М.: Высш. Школа, 1979, - 400 с., с.157-159/.

Недостатком этого способа является его большая трудоемкость.

Наиболее близким к предлагаемому является безразборный способ вибродиагностики зубчатых соединений муфт, состоящий в измерении виброскоростей опор валов, последующем спектральном анализе полученного исходного сигнала и оценке износа соединения по характеристикам полученных спектров вибрации [Русов В.А. Спектральная вибродиагностика. - Пермь: Производственно-внедренческая фирма «Вибро-Центр», 1996 - 175 с. (с.79-80, рис.4.2.3)].

Недостатками этого способа являются сложность обработки первичного сигнала, невысокая точность определения параметров спектра, необходимость наличия экспертных систем, обслуживаемых высококвалифицированными специалистами.

Задачей настоящего изобретения является увеличение точности и упрощение процесса диагностирования износа зубьев шлицевых соединений валов карданных механизмов.

Поставленная задача достигается тем, что в вибрационном способе определения износа шлицевых соединений валов карданных механизмов, включающем измерение виброскоростей опор валов, последующий анализ полученного исходного сигнала и оценку износа соединения по характеристикам исходного сигнала, отличительными от прототипа признаками является то, что перед измерением виброскоростей опор валов на шлицевое соединение установлен дебалансный груз для создания радиальной возмущающей силы во время измерений виброскоростей, выполненных при максимально возможной частоте вращения ведущего вала без нагрузки, а величина износа зубьев шлицевого соединения определена по предварительно построенной зависимости величины износа от средних значений виброскоростей опор валов, полученных в ходе испытаний.

На фиг.1 представлена кинематическая схема диагностируемого шлицевого соединения валов карданного механизма, на фиг.2 - зависимость величины износа зубьев шлицевого соединения от среднего значения амплитуды виброскоростей опор валов.

Заявляемый вибрационный способ определения износа зубьев шлицевых соединений валов карданных механизмов реализован при обработке результатов испытаний автогрейдера ДЗ - 180 А.

Карданный механизм (фиг.1) служит для передачи вращения между выходным валом 1 двигателя внутреннего сгорания (ДВС) 2 и входным валом 3 коробки передач (КП) 4 автогрейдера. Карданный механизм имеет входное звено 5, выходное звено 6 и промежуточное звено, состоящее из двух валов 7 и 8, соединенных между собой шлицевым соединением А. Входное, промежуточное и выходное звенья соединены между собой трехподвижными кинематическими соединениями, эквивалентными трехподвижным сферическим кинематическим парам. В каждом из этих соединений использованы цилиндрические вращательные пары А, В и С, D, оси которых пересекаются под прямым углом. В каждом соединении содержится промежуточное звено (9 и 10) в виде крестовины. Такое соединение называется универсальным шарниром или шарниром Гука.

Перед измерением виброскоростей опор валов на шлицевое соединение А (фиг.1) валов 7 и 8 устанавливался дебалансный груз 11, смещенный от оси вращения валов 7 и 8 на величину r=0,1 м и имеющий массу m=0,05 кг.

Дебалансный груз 11 устанавливается на шлицевое соединение для создания радиальной возмущающей силы во время измерений виброскоростей, выполненных при максимально возможной частоте вращения ведущего вала без нагрузки, под действием которой осуществляется прогиб промежуточного звена карданного механизма. Радиус расположения центра тяжести дебалансного груза r=0,1 м был получен при проектировании универсального приспособления для установки дебалансного груза на промежуточные звенья карданных механизмов различных машин. Величина массы дебалансного груза m=0,05 кг была принята такой, чтобы значение возмущающей силы было минимальным, при котором прогиб промежуточного звена карданного механизма, пропорциональный износу зубьев шлицевого соединения, был достаточным для измерения и регистрации виброскоростей опор валов применяемой аппаратурой.

Виброскорости опор валов измерялись при максимально возможной частоте вращения вала 1 двигателя внутреннего сгорания 2 (фиг.1) без нагрузки. В качестве измерительной оснастки и регистрирующей аппаратуры использовался:

Прецизионный вибромер Октава 101 В (Россия) в следующей комплектации:

- измерительно-индикаторный блок (ИИБ);

- однокомпонентный преобразователь (ВП) АР2038 со встроенным антивибрационным кабелем длиной 2 м.

Выполнялись измерения виброскоростей опоры вала 1 (фиг.1) двигателя внутреннего сгорания при частоте вращения этого вала n=1000 мин-1 непосредственно на автогрейдере ДЗ - 180 А без нагрузки, с невыжатым сцеплением и нейтральным положением коробки передач. Угловая скорость вала 1 (фиг.1) имела значение

Возмущающая сила, являющаяся силой инерции дебалансного груза, вычислялась по формуле

F=m·ω2·r=0,05·104,672·0,1=54,8 Н.

При измерении получено среднее значение амплитуды виброскоростей V=95,4 дБ.

Величина износа зубьев шлицевого соединения определялась по предварительно построенной зависимости (фиг.2) величины износа И зубьев шлицевого соединения валов карданного механизма автогрейдера ДЗ - 180 А от виброскоростей V опоры вала 1 (фиг.1). Эта зависимость получена в результате экспериментальных работ с карданными механизмами автогрейдера ДЗ - 180 А, имеющими различную величину износа зубьев шлицевых соединений валов промежуточного звена. Для каждого карданного механизма, с заранее известным износом зубьев шлицевого соединения И, определялись средние значения виброскоростей опоры V.

По полученному значению V=95,4 дБ износ зубьев составил И=0,65 мм.

Заявляемый вибрационный способ определения износа зубьев шлицевых соединений валов карданных механизмов отличается простотой и может быть использован для мобильных строительных и дорожных машин.

Похожие патенты RU2353911C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КАРДАННОГО МЕХАНИЗМА МАШИНЫ 1995
  • Устинов Ю.Ф.
  • Муравьев В.А.
RU2109260C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ АГРЕГАТОВ ОБЪЕМНОГО ТИПА В ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 2014
  • Дегтярёв Николай Анатольевич
  • Синёв Михаил Юрьевич
RU2557676C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ушаков Андрей Павлович
  • Тварадзе Сергей Викторович
  • Антонов Константин Викторович
  • Зотов Вадим Владимирович
  • Байков Александр Евгеньевич
RU2379645C2
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ДЕФЕКТА СМАЗКИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2011
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2460053C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253176C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2289185C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕДУКТОРА ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
  • Колесов Александр Владимирович
RU2598986C1
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРЕДАЧ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2002
  • Басинюк Ярослав Владимирович
  • Ишин Николай Николаевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Мардосевич Елена Ивановна
RU2224232C1
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ РОТОРНЫХ СИСТЕМ 2007
  • Захезин Альберт Михайлович
  • Малышева Татьяна Васильевна
RU2356021C2
СПОСОБ СПЕКТРАЛЬНОЙ ВИБРОДИАГНОСТИКИ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН 2006
  • Устинов Юрий Федорович
  • Жулай Владимир Александрович
  • Муравьев Владимир Александрович
  • Енин Владимир Иванович
  • Щиенко Алексей Николаевич
RU2327966C1

Реферат патента 2009 года ВИБРАЦИОННЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ЗУБЬЕВ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВАЛОВ КАРДАННЫХ МЕХАНИЗМОВ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для вибродиагностики шлицевых соединений валов карданных механизмов мобильных машин. Способ включает измерение виброскоростей опор валов, последующий анализ полученного исходного сигнала и оценку износа соединения по характеристикам исходного сигнала. Дополнительно на шлицевое соединение валов устанавливается дебалансный груз для создания радиальной возмущающей силы в ходе измерений. При этом измерение виброскоростей опор валов выполняется при максимально возможной частоте вращения ведущего вала без нагрузки. После определения среднего значения амплитуд виброскоростей по этому значению определяется величина износа зубьев шлицевого соединения с использованием по предварительно построенной зависимости величины износа шлицевого соединения от виброскоростей опор валов. Технический результат заключается в увеличении точности и упрощении процесса диагностирования. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 353 911 C1

Вибрационный способ определения износа зубьев шлицевых соединений валов карданных механизмов, включающий измерение виброскоростей опор валов, последующий анализ полученного исходного сигнала и оценку износа соединения по характеристикам исходного сигнала, отличающийся тем, что, с целью увеличения точности и упрощения процесса диагностирования износа шлицевых соединений валов карданных механизмов, перед измерением виброскоростей опор валов на шлицевое соединение установлен дебалансный груз для создания радиальной возмущающей силы во время измерений виброскоростей, выполненных при максимально возможной частоте вращения ведущего вала без нагрузки, а величина износа зубьев шлицевого соединения определена по предварительно построенной зависимости величины износа от средних значений виброскоростей опор валов, полученных в ходе испытаний.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2353911C1

Русов В.А
Спектральная вибродиагностика
- Пермь: Производственно-внедренческая фирма «Вибро-Центр», 1996, с.79-80, рис.4.2.3
СПОСОБ СПЕКТРАЛЬНОЙ ВИБРОДИАГНОСТИКИ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЬЕВ ПРЯМОЗУБЫХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 2004
  • Устинов Юрий Федорович
  • Жулай Владимир Алексеевич
  • Енин Владимир Иванович
  • Муравьев Михаил Владимирович
  • Хамдан Раед
RU2272266C1
Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач 1979
  • Першин Анатолий Андреевич
  • Самоходский Александр Николаевич
  • Масандилов Лев Борисович
SU954837A1
Способ измерения кинематической погрешности передач 1981
  • Абрамян Эдуард Степанович
  • Ионак Валентин Филиппович
SU998853A1
Волков Д.П., Николаев С.Н
Надежность строительных машин и оборудования
- М.: Высш
школа, 1979, 400 с., с.157-159.

RU 2 353 911 C1

Авторы

Устинов Юрий Федорович

Жулай Владимир Алексеевич

Муравьев Владимир Александрович

Щиенко Алексей Николаевич

Даты

2009-04-27Публикация

2007-11-26Подача