СПОСОБ СПЕКТРАЛЬНОЙ ВИБРОДИАГНОСТИКИ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН Российский патент 2008 года по МПК G01M13/02 

Описание патента на изобретение RU2327966C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при экспериментальном исследовании зубчатых передач.

Причиной возникновения высокочастотных колебаний в машинах являются ударные процессы, возбуждающие свободные колебания корпусных элементов на собственных частотах. Такая модель базируется на представлении процессов возбуждения колебаний в зубчатых передачах в виде периодической последовательности импульсов определенной формы. Задачи выделения и определения характеристик этих импульсов является весьма сложной.

Известен способ вибрационной диагностики нагруженности зубьев зубчатых передач, по которому снимают параметры вибраций с корпуса диагностируемой передачи, выделяют путем гребенчатой фильтрации исходного сигнала колебания корпуса, вызванные ударными нагрузками, определяют огибающую отфильтрованного сигнала и спектр огибающей, из полученных данных выделяют информативные составляющие, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, определяют их статические характеристики и по ним судят о динамической нагруженности зубьев (Русов В.А. Спектральная вибродиагностика. - Пермь.: Вибро-центр, 1996, с.112, 119).

Недостатком этого способа является то, что используемые алгоритмы обработки сигнала с помощью синхронной с частотой вращения вала зубчатого колеса гребенчатой фильтрации требуют при испытаниях поддержания с высокой точностью постоянства частоты вращения валов и наличие стробирующего сигнала. Выполнить же эти требования на реальной мобильной машине (транспортной, строительной, дорожной и др.) невозможно.

Наиболее близким к предлагаемому является способ спектральной вибродиагностики нагруженности зубьев зубчатых передач мобильных машин, по которому снимают параметры вибраций с корпуса диагностируемой передачи, выделяют путем полосовой фильтрации исходного сигнала колебания корпуса, вызванные ударными нагрузками, определяют огибающую отфильтрованного сигнала и спектр огибающей, выделяют из полученных данных информативные составляющие, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, определяют их статические характеристики и по ним судят о динамической нагруженности зубьев, причем обработка огибающей отфильтрованного сигнала выполнена в последовательности: сглаживание огибающей и определение основной частоты огибающей из анализа ее спектра, определения числа периодов импульсов колебаний корпуса за время эксперимента, вычисление производной огибающей и минимумов огибающей, выделение глобальных минимумов огибающей, определение границ разделов и длительности периодов между импульсами колебаний, определение энергии ударов в каждом периоде (Решение о выдаче патента на изобретение от 19 августа 2005 г. по заявке №2004120032. Приоритет 30.06.2004 г. «Способ спектральной вибродиагностики нагруженности зубьев прямозубых передач мобильных машин при испытаниях»).

Недостатком этого способа является то, что достоверность определяемой величины диагностического признака невысока.

Задачей настоящего изобретения является повышение достоверности определения величины диагностического признака из полученных данных параметров вибраций корпуса диагностируемой зубчатой передачи с помощью численных методов обработки информации.

Поставленная задача достигается тем, что в способе спектральной вибродиагностики нагруженности зубьев зубчатых передач мобильных машин, включающем снятие параметров вибраций с корпуса диагностируемой передачи, выделение путем полосовой фильтрации исходного сигнала колебаний корпуса, вызванных ударными нагрузками, определение огибающей отфильтрованного сигнала и спектра огибающей, выделение из полученных данных информативных составляющих, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, определение их статических характеристик и оценку по ним динамической нагруженности зубьев при последовательности обработки огибающего отфильтрованного сигнала: сглаживание огибающей и определение основной частоты огибающей из анализа ее спектра, определение числа периодов импульсов колебаний корпуса за время эксперимента, вычисление производной огибающей и минимумов огибающей, определение границ разделов и длительности периодов между импульсами колебаний, определение энергии ударов в каждом периоде, отличительными от прототипа признаками является то, что при вибродиагностике зубцовая частота (частота пересопряжения зубьев) должна быть кратной собственной частоте диагностируемой зубчатой передачи и максимально возможной при работе мобильной машины:

где fзуб - зубцовая частота (частота пересопряжения зубьев), с-1;

f0 - собственная частота диагностируемой зубчатой передачи, с-1;

К - произвольное целое число (кратность).

На фиг.1 представлен спектр потока импульсов виброакустического сигнала, вызванного соударениями зубьев, при зубцовой частоте, кратной собственной частоте, диагностируемой зубчатой передачи. На фиг.2 показан спектр потока импульсов виброакустического сигнала, вызванного соударениями зубьев, при зубцовой частоте той же самой диагностируемой передачи.

Заявляемый способ спектральной вибродиагностики нагруженности зубьев прямозубых передач реализован при обработке результатов испытаний автогрейдера ГС-14.02. В процессе проведения испытаний снимались параметры вибраций с корпуса балансира, содержащего прямозубую цилиндрическую передачу, в виде регистрации виброускорений корпуса. В качестве чувствительного элемента для измерения величины виброускорений использовался акселерометр типа 4332 фирмы «Брюль и Кьер». Сигнал, пропорциональный ускорению, через согласующий усилитель и плату интерфейса L-330 фирмы «L-card» дискретизировался с частотой fg=62,5 кГц и записывался в цифровой форме в файл данных на жесткий диск ЭВМ. Дальнейшая обработка цифровых данных осуществлялась в среде Matlab. В результате чтения файла построена виброграмма исходного сигнала. Далее выполнялось вычисление среднего значения виброускорений, удаление постоянной составляющей сигнала и определение спектра исходного сигнала. На спектре имеются максимумы в районе низких (20...600 Гц), средних (1200 Гц) и высоких (6100 Гц) частот. Причиной высокочастотных колебаний являются ударные процессы, возбуждающие свободные колебания корпусных элементов на собственных частотах. Путем полосовой фильтрации с полосой 5900...6300 Гц был выделен исходный сигнал колебаний корпуса, вызванных ударными нагрузками, и определен спектр отфильтрованного сигнала. Определение огибающей отфильтрованного сигнала проводилось с помощью преобразования Гильберта.

Зубцовая частота (частота пересопряжения зубьев) fзуб определялась по формуле:

где fВВ - частота вращения вала, Гц;

z - число зубьев колеса, закрепленного на валу.

Рассматривалась детерминированная задача спектрального анализа отфильтрованного узкополосного виброакустического сигнала, вызванного соударениями зубьев, при отсутствии случайных шумовых и импульсных дополнительных воздействий (помех). Виброакустический сигнал представляет собой поток импульсов с периодом следования ТИ.

Спектр огибающей одиночного импульса является комплексной величиной. Рассматривался только модуль спектра, так как именно он характеризует распределение гармонических составляющих сигнала. Спектр одиночного импульса также является комплексной величиной. Спектр потока импульсов является комплексным и имеет в качестве огибающей спектр одиночного импульса.

Спектр неограниченного потока импульсов носит линейчатый характер с периодом Ω:

Спектральная линия (фиг.1) будет на частоте модуляции только, если ω0=K· Ω,

где ω0 - собственная частота механической системы.

В качестве примера (фиг.1) взят поток слабоперекрывающихся импульсов с частотой заполнения f0=6100 Гц (собственной частотой механической системы редуктора ω0=971,3 рад/с), следующих с периодом ТU=0,01 с, что соответствует зубцовой частоте fзуб=100 Гц.

Центральная спектральная линия совпадает с собственной частотой системы f0=6100 Гц.

Зубцовая частота (частота пересопряжения зубьев) fзуб при этом кратна собственной частоте f0 системы. Кратность по формуле (1) составила

При этом поддерживалась частота вращения вала колеса fBB по формуле (2)

При изменении периода следования импульсов ТU спектральные линии смещаются по частоте с изменением амплитуды в соответствии с формой огибающей этих линий, представляющих собой спектр огибающей импульса. Так, для потока слабоперекрывающихся импульсов с частотой заполнения f0=6100 Гц (собственной частотой механической системы редуктора ω0=971,3 рад/с), следующих с периодом TU=0,0091 с, что соответствует зубцовой частоте fзуб=110 Гц построена на фиг.2. Спектральные линии сместились по частоте со значительным уменьшением амплитуды центральной линии. Коэффициент К по формуле (1) не является целым числом:

Поскольку амплитуда спектральных линий зависит от частоты следования импульсов, то необходимо зубцовую частоту устанавливать кратной частоте собственных колебаний системы. Конечность времени анализа приведет к увеличению ширины спектральных линий, т.к. в этом случае спектр конечного (ограниченного во времени) сигнала будет равен свертке спектра неограниченного сигнала со спектром прямоугольного импульса с длительностью, равной времени анализа. Следовательно, при проведении диагностирования необходимо устанавливать значение зубцовой частоты, кратное частоте собственных колебаний системы, увеличивать время анализа для повышения разрешающей способности по частоте, что справедливо и для не перекрывающихся импульсов.

Одновременно зубцовую частоту fзуб желательно брать как можно большей, чтобы амплитуды остальных линий, отстоящих от центральной линии на ± Ω, были значительно меньше. Это особенно важно при анализе спектра импульсов, дополнительно промодулированных по амплитуде.

Необходимо выбирать значение зубцовой частоты, максимально возможным и кратным собственной частоте механической системы f0-1), а также поддерживать ее значение с максимальной точностью.

Максимальная частота вращения должна быть такой, чтобы за время между ударами колебания, вызванные предыдущим ударом, успели затухнуть по амплитуде не менее чем в 10 раз. Для зубчатых передач СДМ это время составляет τЗ=10...12 мс.

С увеличением частоты вращения fBB увеличивается зубцовая частота fзуб и увеличивается амплитуда спектральных линий, что позволяет более точно определять параметры спектра. В то же время на спектре возрастает расстояние между соседними спектральными линиями, что облегчает выделение преобладающей спектральной линии.

Похожие патенты RU2327966C1

название год авторы номер документа
Способ диагностики технического состояния зубчатого зацепления 2019
  • Сундуков Александр Евгеньевич
RU2717139C1
СПОСОБ СПЕКТРАЛЬНОЙ ВИБРОДИАГНОСТИКИ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЬЕВ ПРЯМОЗУБЫХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 2004
  • Устинов Юрий Федорович
  • Жулай Владимир Алексеевич
  • Енин Владимир Иванович
  • Муравьев Михаил Владимирович
  • Хамдан Раед
RU2272266C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ПЕРЕДАЧ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2002
  • Басинюк Ярослав Владимирович
RU2231768C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЗУБЬЕВ ШЕСТЕРЁН ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ 2016
  • Журавлёв Владимир Николаевич
  • Кравченко Игорь Федорович
  • Жеманюк Павел Дмитриевич
  • Папчёнков Александр Викторович
  • Единович Андрей Борисович
RU2631493C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИГНАЛА ДАТЧИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА 2010
  • Семенов Александр Сергеевич
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Ибряева Ольга Леонидовна
  • Бушуев Олег Юрьевич
RU2444039C1
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРЕДАЧ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2002
  • Басинюк Ярослав Владимирович
  • Ишин Николай Николаевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Мардосевич Елена Ивановна
RU2224232C1
Способ диагностики технического состояния агрегата авиационного привода 2017
  • Земсков Андрей Александрович
  • Голованов Виктор Васильевич
  • Василенко Владимир Григорьевич
RU2667830C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕДУКТОРА ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
  • Колесов Александр Владимирович
RU2598986C1
Способ диагностики дефектов кинематических пар роторных машин 2022
  • Сундуков Александр Евгеньевич
RU2792713C1
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ШЕСТЕРЁН РЕДУКТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Журавлёв Владимир Николаевич
  • Кравченко Игорь Федорович
  • Жеманюк Павел Дмитриевич
  • Папчёнков Александр Викторович
  • Единович Андрей Борисович
RU2643696C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 327 966 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ СПЕКТРАЛЬНОЙ ВИБРОДИАГНОСТИКИ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования вибраций в зубчатых передачах. Способ включает снятие параметров вибраций с корпуса диагностируемой передачи и последующее выделение, путем полосовой фильтрации, исходного сигнала колебаний корпуса, вызванных ударными нагрузками, определение огибающей отфильтрованного сигнала и спектра огибающей. Затем производят выделение из полученных данных информативных составляющих, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, и определение их статических характеристик и оценку по ним динамической нагруженности зубьев. Обработку огибающего отфильтрованного сигнала производят последовательно при сглаживании огибающей и определении основной частоты огибающей из анализа ее спектра. Далее производят определение числа периодов импульсов колебаний корпуса за время эксперимента, вычисление производной огибающей и минимумов огибающей, определение границ разделов и длительности периодов между импульсами колебаний, определение энергии ударов в каждом периоде. При этом частота пересопряжения зубьев должна быть кратной собственной частоте диагностируемой зубчатой передачи и максимально возможной при работе мобильной машины. Технический результат заключается в повышении достоверности определения параметров из полученных данных. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 327 966 C1

Способ спектральной вибродиагностики нагруженности зубьев зубчатых передач мобильных машин, включающий снятие параметров вибраций с корпуса диагностируемой передачи, выделение путем полосовой фильтрации исходного сигнала колебаний корпуса, вызванных ударными нагрузками, определение огибающей отфильтрованного сигнала и спектра огибающей, выделение из полученных данных информативных составляющих, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, определение их статических характеристик и оценку по ним динамической нагруженности зубьев при последовательности обработки огибающего отфильтрованного сигнала: сглаживание огибающей и определение основной частоты огибающей из анализа ее спектра, определение числа периодов импульсов колебаний корпуса за время эксперимента, вычисление производной огибающей и минимумов огибающей, определение границ разделов и длительности периодов между импульсами колебаний, определение энергии ударов в каждом периоде, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения величины диагностического признака из полученных данных параметров вибраций корпуса диагностируемой зубчатой передачи, зубцовая частота (частота пересопряжения зубьев) должна быть кратной собственной частоте диагностируемой зубчатой передачи и максимально возможной при работе мобильной машины:

,

где fзуб - зубцовая частота (частота пересопряжения зубьев), с-1;

f0 - собственная частота диагностируемой зубчатой передачи, с-1;

К - произвольное целое число (кратность).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2327966C1

СПОСОБ СПЕКТРАЛЬНОЙ ВИБРОДИАГНОСТИКИ НАГРУЖЕННОСТИ ЗУБЬЕВ ПРЯМОЗУБЫХ ПЕРЕДАЧ МОБИЛЬНЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 2004
  • Устинов Юрий Федорович
  • Жулай Владимир Алексеевич
  • Енин Владимир Иванович
  • Муравьев Михаил Владимирович
  • Хамдан Раед
RU2272266C1
Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач 1979
  • Першин Анатолий Андреевич
  • Самоходский Александр Николаевич
  • Масандилов Лев Борисович
SU954837A1
Способ измерения кинематической погрешности передач 1981
  • Абрамян Эдуард Степанович
  • Ионак Валентин Филиппович
SU998853A1
Способ определения нагрузочного режима при форсированных испытаниях мелкомодульных зубчатых передач 1985
  • Благодарный Владимир Маркович
  • Скакун Валентин Витальевич
SU1293526A1
Способ диагностирования зубчатых пар в механизме 1988
  • Дмитриченко Сергей Семенович
  • Пахаруков Виктор Леонидович
  • Семерков Леонид Борисович
SU1688140A1
Устройство для диагностирования зубчатых передач 1983
  • Каган Иосиф Ефимович
  • Першин Анатолий Андреевич
  • Побережный Григорий Васильевич
  • Саввин Виктор Иванович
  • Сумароков Юрий Петрович
SU1232887A1

RU 2 327 966 C1

Авторы

Устинов Юрий Федорович

Жулай Владимир Александрович

Муравьев Владимир Александрович

Енин Владимир Иванович

Щиенко Алексей Николаевич

Даты

2008-06-27Публикация

2006-10-16Подача