КОРПУС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2009 года по МПК B32B3/08 B32B3/14 B32B15/08 B64C1/12 

Описание патента на изобретение RU2354557C2

Изобретение касается легких конструкций, состоящих из внешней оболочки, а также связанных с ней структурных элементов.

Легкие конструкции, применяемые, в частности, в области воздушной и космической техники, состоят обычно из внешней оболочки, которая усилена по внутренней стороне посредством двухмерных элементов жесткости. Например, таким образом построен фюзеляж самолета, чья внешняя оболочка усилена с помощью стрингеров и шпангоутов. При использовании таких легких конструкций особое значение придается уменьшению веса, при этом легкие конструкции все же должны соответствовать в зависимости от каждого случая применения различным прочностным, усталостным требованиям и устойчивости к разрушению. В частности, в самолетостроении существуют определенные требования относительно устойчивости к разрушению применяемых там легких конструкций.

Повышения устойчивости к разрушению таких легких конструкций можно достичь различным образом, и среди прочего путем повышения толщины оболочки или согласования толщины оболочки с требованиями по нагрузке на конкретных участках и т.п. Эти методы, однако, приводят также к повышению веса легкой конструкции. Другая возможность состоит в применении материалов с улучшенными свойствами в отношении предела допустимых разрушений, как, например, описанные в DE 10238460 A1 металлические слоистые материалы или упрочненные волокнами ламинаты, известные под товарным знаком GLARE.

К преимуществам упрочненных волокнами ламинатов относят помимо очень хороших свойств сопротивления разрушению их относительно небольшую плотность по сравнению с монолитными металлическими материалами. Однако упрочненные волокнами ламинаты имеют к настоящему времени по сравнению с монолитными материалами частично худшие статические прочностные свойства. За счет этого достигают уменьшения веса легких конструкций только в некоторых областях, в которых важной является устойчивость к разрушению. Кроме того, получение упрочненных волокнами ламинатов из-за частично сложной предварительной обработки склеиванием тонких листов, применения дополнительных предварительно профилированных пленок, а также необходимости ручного позиционирования и подготовки для последующего склеивания сравнительно дорого. В результате стоимость производства может лежать существенно выше, чем при применении монолитных листов. Можно ожидать существенно более низкой стоимости при производстве металлических слоистых материалов без усиления волокнами, как описано в DE 10238460 A1.

Задача изобретения - подготовить легкую конструкцию упомянутого вначале вида, которая имеет существенно улучшенную устойчивость к разрушению, в частности, в отношении поведения усталостных трещин.

Изобретение решает поставленную задачу за счет того, что предусмотрено в конструкциях такого рода на внешней оболочке между структурными элементами располагать также наносимые склеиванием дополнительные выполненные в виде полос, состоящие из устойчивого к разрушениям материала элементы усиливающей структуры. Предпочтительное усовершенствование изобретения дано в зависимых пунктах формулы.

Благодаря предусмотренному согласно изобретению применению подобных дополнительных усиливающих элементов, которые в виде полос наклеены на основной лист оболочки, состоят из материала с высокой устойчивостью к разрушению и образуют фахверковую структуру, достигается желаемое повышение устойчивости к разрушению легкой конструкции за счет того, что при росте усталостной трещины в области внешней оболочки дополнительно нанесенная фахверковая структура значительно большее время сопротивляется росту трещины, что ведет к существенному замедлению роста усталостной трещины.

Было установлено, что применение предусмотренных согласно изобретению подобных дополнительных локально нанесенных усиливающих элементов с фахверковой структурой ведет к существенному улучшению устойчивости к разрушению, как при монолитном, так и многослойном материале. В частности, расположение дополнительных полос в фахверковой структуре между предусмотренными конструкцией самолета стрингерами позволяет обеспечить существенное снижение скорости роста трещин. Также было установлено, что при находящихся долгое время в исправности промежуточных полосах в форме дополнительных доплеров между двумя стрингерами рост трещины во внешней оболочке замедляется настолько, что время эксплуатации легкой конструкции можно повысить в пять раз. При росте усталостной трещины, длина которой превышает расстояние между двумя соседними стрингерами, слоистые металлические материалы с дополнительной фахверковой структурой показывают лучшую стойкость к разрушению, чем легкая конструкция с внешней оболочкой из монолитного листа, тогда как при длине трещины, составляющей двойное расстояние между стрингерами, рост трещины в таком материале выше, чем в традиционно применяемых легких конструкциях с листом оболочки из монолитного материала.

Преимущества изобретения проявляются в возможности уменьшения веса легкой конструкции, в частности фюзеляжа самолета, с сохранением высоких характеристик устойчивости к разрушению. Данные требования являются особенно важными для внешней оболочки фюзеляжа самолетов. За счет применения дополнительных элементов, выполненных из материала с высокой стойкостью к разрушению и образующих усиливающую структуру, согласно изобретению достигается возможность использовать листы на 20% меньшей толщины, и за счет этого значительно снизить общий вес легкой конструкции.

Далее изобретение поясняется при помощи примеров выполнения, которые изображены на чертежах.

Фиг.1-4 - схематичное изображение усиленной легкой конструкции.

Фиг.5 - изображение роста трещины во внешней оболочке, выполненной из монолитного и из металлического многослойного материала с дополнительно нанесенной на каждой из них фахверковой структурой из материала с высокой стойкостью к разрушению.

На фиг.1-4 показаны различные варианты выполнения легких конструкций, причем во всех случаях на внешнем листе оболочки при помощи приклеивания нанесена фахверковая структура из материала с высокой устойчивостью к разрушению. Эта фахверковая структура выполняет задачу повышения устойчивости к разрушению всей конструкции и уменьшения образования трещин во внешнем листе оболочки.

На фиг.1 показана состоящая из устойчивого к разрушению материала фахверковая структура 1, которая при помощи клеящего слоя 3 нанесена на внешний лист 2 оболочки, который состоит из слоистого материала. На фиг.2 показан аналогичный вариант выполнения легкой конструкции, в которой также состоящая из устойчивого к разрушению материала фахверковая структура 11 при помощи клея 13 нанесена на внешний лист 12 оболочки, состоящий из монолитного материала. На фиг.3 и 4 показаны, в принципе, однотипные усиливающие структуры, в которых соответственно одна состоящая из ламинированного слоистого материала фахверковая структура 23 или 31 расположена на внешнем листе 22 оболочки, выполненном из слоистого материала, или на внешнем листе 32 из монолитного материала.

Во всех случаях фахверковые структуры 1, 11, 21, 31 состоят из полос, ширина которых варьируется в интервале от около 10 до 80 мм. Образующие фахверковую структуру элементы 1, 11 при этом могут состоять, как это показано на фиг.1 и фиг.2, из монолитного материала, в частности из сплава алюминия и лития, предпочтительно с примерно 1-3% лития, или из композитного материала. В последнем случае в матрицу из сплава алюминия, магния или титана внедряют волокна из углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта в качестве усиливающего материала.

Как показано на фиг.3 и 4, образующие фахверковую структуру элементы 21, 31 могут состоять и из слоистого материала, в котором отдельные слои в виде алюминиевых, магниевых или титановых листов усилены за счет расположенных между ними слоев 23, 33 из пластмассы, предпочтительно эпоксидной смолы, в которые внедрены волокна стекла, углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта. Эти усиливающие волокна 24, 34 имеют длину от, по меньшей мере, около 5 мм и предел текучести не менее 500 МПа.

В качестве внешних листов оболочки могут применяться как монолитные листы из сплавов алюминия, титана, магния, так и слоистые материалы из двух или более склеенных листов, при необходимости снабженных промежуточными слоями из пленки. В одной легкой конструкции могут одновременно применяться несколько дополнительных слоев и фахверковых структур.

На фиг.5 показано существенное увеличение устойчивости к разрушению легкой конструкции, достигаемое за счет описанной выше структуры. Наклеенные на внешний лист оболочки из монолитного или слоистого материала, образующие фахверковую структуру усиливающие элементы, на левом краю изображения обозначены как 1 и 2 доплер, уменьшают рост усталостной трещины во внешней оболочке и соответственно преждевременный выход легкой конструкции из строя.

Похожие патенты RU2354557C2

название год авторы номер документа
ЛЕГКАЯ КОНСТРУКЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Шмидт Ханс-Юрген
  • Вишняков Алексей Викторович
RU2352464C2
АРМИРОВАННАЯ ОБШИВКА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО ИЛИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С МНОГОСЛОЙНЫМ СТРИНГЕРОМ ВЫСОКОЙ ЖЕСТКОСТИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ МНОГОСЛОЙНЫЙ СТРИНГЕР 2007
  • Боймлер Томас
RU2430856C2
ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЕТА ИЛИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ИЗ ГИБРИДНОЙ КОНСТРУКЦИИ УГЛЕПЛАСТИК/МЕТАЛЛ С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ РАМОЙ 2008
  • Колах Микаел
  • Дольцински Вольф-Дитрих
  • Вентцел Ханс-Петер
  • Херман Ральф
RU2446076C2
СЛОИСТЫЙ АЛЮМОСТЕКЛОПЛАСТИК И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО 2015
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Антипов Владислав Валерьевич
  • Сенаторова Ольга Григорьевна
  • Махсидов Владимир Владимирович
  • Шестов Виталий Викторович
  • Иошин Дмитрий Владимирович
RU2600765C1
ФЮЗЕЛЯЖ 2005
  • Мюллер Райнер
  • Турански Петер
  • Эстерайх Вилько
  • Райнельт Торстен
RU2384462C2
СПОСОБ ЗАДАНИЯ РАЗМЕРОВ И СОЗДАНИЯ УСИЛЕННЫХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ, ПРИМЕНЕНИЕ ДАТЧИКОВ СТРУКТУРНОГО СОСТОЯНИЯ И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2006
  • Тельгкамп Йенс
  • Шмидт Ханс-Юрген
RU2407670C2
ГРАДИЕНТНЫЙ МЕТАЛЛОСТЕКЛОПЛАСТИК И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО 2014
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Антипов Владислав Валерьевич
  • Сенаторова Ольга Григорьевна
  • Шестов Виталий Викторович
  • Лукина Наталья Филипповна
  • Сидельников Василий Васильевич
  • Попов Юрий Олегович
RU2565215C1
Титанополимерный слоистый материал и изделие, выполненное из него 2023
  • Путырский Станислав Владимирович
  • Арисланов Аскаджон Абдурасулович
  • Соловьева Наталья Александровна
  • Шестов Виталий Викторович
  • Толстиков Алексей Александрович
  • Старков Алексей Игоревич
  • Князев Андрей Вадимович
RU2812315C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ДВУХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛИСТОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛЕГЧЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ 2006
  • Литценбергер Карстен
  • Пакчионе Марко
  • Вишняков Алексей
RU2418665C2
ЭЛЕМЕНТ ОБШИВКИ КАК ЧАСТЬ ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА 2008
  • Херман Ральф
  • Дольцински Вольф-Дитрих
  • Вентцел Ханс-Петер
  • Колах Микаел
RU2466905C2

Реферат патента 2009 года КОРПУС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к корпусу летательного аппарата. Корпус летательного аппарата содержит несущую конструкцию, включающую стрингеры в качестве структурных элементов, и внешнюю оболочку, прикрепленную к несущей конструкции. Корпус летательного аппарата содержит также легкую усиливающую структуру из полосообразных элементов, выполненных из материала с высокой устойчивостью к разрушению и нанесенных с помощью клея на указанную внешнюю оболочку, так что указанные усиливающие полосообразные элементы усиливают внешнюю оболочку. Полосообразные элементы состоят из ламинированного слоистого материала или из монолитного сплава алюминия и лития. В результате повышается устойчивость к разрушению, в том числе к появлению усталостных трещин. 2 н. и 26 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 354 557 C2

1. Корпус летательного аппарата, содержащий несущую конструкцию, включающую стрингеры в качестве структурных элементов, и внешнюю оболочку, прикрепленную к несущей конструкции, причем корпус летательного аппарата содержит также легкую усиливающую структуру из полосообразных элементов, выполненных из материала с высокой устойчивостью к разрушению и нанесенных с помощью клея на указанную внешнюю оболочку, так что указанные усиливающие полосообразные элементы усиливают внешнюю оболочку, причем полосообразные элементы состоят из ламинированного слоистого материала.

2. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что полосообразные элементы (1, 11, 21, 31) образуют фахверковую структуру.

3. Корпус летательного аппарата по п.1 или 2, отличающийся тем, что полосообразные элементы (1, 11) состоят из композиционного материала.

4. Корпус летательного аппарата по п.3, отличающийся тем, что полосообразные элементы (1, 11) представляют собой матрицу из алюминиевого сплава, усиленную волокнами углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта.

5. Корпус летательного аппарата по п.3, отличающийся тем, что полосообразные элементы (1, 11) представляют собой матрицу из магниевого сплава, усиленную волокнами углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта.

6. Корпус летательного аппарата по п.3, отличающийся тем, что полосообразные элементы (1, 11) представляют собой матрицу из титанового сплава, усиленную волокнами углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта.

7. Корпус летательного аппарата по любому из пп.4-6, отличающийся тем, что волокна (24, 34) имеют длину, по меньшей мере, около 5 мм.

8. Корпус летательного аппарата по любому из пп.4-6, отличающийся тем, что волокна (24, 34) имеют предел текучести, по меньшей мере, 500 МПа.

9. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что полосообразные элементы (21, 31) состоят из алюминиевых листов, которые усилены искусственным материалом с внедренными в него волокнами стекла, углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта.

10. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что полосообразные элементы (21, 31) состоят из магниевых листов, которые усилены искусственным материалом с внедренными в него волокнами стекла, углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта.

11. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что полосообразные элементы (21, 31) состоят из титановых листов, которые усилены искусственным материалом с внедренными в него волокнами стекла, углерода, полиароматического амида, оксида алюминия, карбида кремния или базальта.

12. Корпус летательного аппарата по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что волокна (24, 34) имеют длину, по меньшей мере, около 5 мм.

13. Корпус летательного аппарата по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что волокна (24, 34) имеют предел текучести, по меньшей мере, 500 МПа.

14. Корпус летательного аппарата по любому из пп.9-11, отличающийся тем, что искусственным материалом является эпоксидная смола.

15. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из монолитного листа.

16. Корпус летательного аппарата по п.15, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из сплава алюминия.

17. Корпус летательного аппарата по п.15, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из сплава магния.

18. Корпус летательного аппарата по п.15, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из сплава титана.

19. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из слоистого материала.

20. Корпус летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) имеет толщину от около 0,5 до 2 мм.

21. Корпус летательного аппарата, содержащий несущую конструкцию, включающую стрингеры в качестве структурных элементов, и внешнюю оболочку, прикрепленную к несущей конструкции, причем корпус летательного аппарата содержит также легкую усиливающую структуру из полосообразных элементов, выполненных из материала с высокой устойчивостью к разрушению и нанесенных с помощью клея на указанную внешнюю оболочку, так что указанные усиливающие полосообразные элементы усиливают при этом внешнюю оболочку, причем полосообразные элементы состоят из монолитного сплава алюминия и лития.

22. Корпус летательного аппарата по п.21, отличающийся тем, что содержание лития в сплаве составляет от около 1% до около 3%.

23. Корпус летательного аппарата по п.21, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из монолитного листа.

24. Корпус летательного аппарата по п.23, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из сплава алюминия.

25. Корпус летательного аппарата по п.23, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из сплава магния.

26. Корпус летательного аппарата по п.23, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из сплава титана.

27. Корпус летательного аппарата п.23, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) состоит из слоистого материала.

28. Корпус летательного аппарата по п.23, отличающийся тем, что внешняя оболочка (2, 12, 22, 32) имеет толщину от около 0,5 до 2 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2354557C2

Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
Способ приготовления мыла 1923
  • Петров Г.С.
  • Таланцев З.М.
SU2004A1
US 4411380 A, 25.10.1983
КОНСТРУКЦИОННЫЙ СЛОИСТЫЙ ИЗОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ 1999
  • Авилова Г.М.
  • Арбузова Л.А.
  • Лебедев В.И.
  • Мачнев В.Ю.
  • Смирнов С.М.
RU2159185C1

RU 2 354 557 C2

Авторы

Шмидт Ханс-Юрген

Вишняков Алексей Викторович

Даты

2009-05-10Публикация

2004-07-07Подача