ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА Российский патент 2008 года по МПК G01L3/10 

Описание патента на изобретение RU2334962C1

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами, и может использоваться в качестве датчика бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала, датчика положения и датчика скорости ротора в системе управления электромеханическим усилителем руля.

Известен датчик частоты и крутящего момента [1], содержащий механический узел, состоящий из измерительного элемента, ведущего и ведомого валов, двух фотодатчиков, двух светодатчиков, и электрический узел, состоящий из компаратора, блока сравнения и индикатора.

Известен датчик крутящего момента вала [2], содержащий торсионный вал, корпус, внутри которого размещен каркас катушек индуктивности с обмотками и экраны с перфорированными в них окнами.

Известен датчик крутящего момента вала [3], содержащий торсионный вал, корпус, внутри которого размещен каркас катушек индуктивности с обмотками, и экраны с перфорированными окнами.

Известен датчик крутящего момента вала [4], содержащий торсионный вал с жестко закрепленным чувствительным элементом из магнитоупругого материала, корпус с двумя катушками индуктивности.

Известен датчик крутящего момента вала [5], содержащий торсионный вал, корпус с каркасом катушек индуктивности, экраны с перфорированными в них окнами.

Известно устройство [6] для измерения крутящего момента на валу, содержащее вал, состоящий из 2-х частей, втулки, соединяющей обе части вала посредством эластичного тела, на одной части вала закреплен постоянный магнит, на другой части вала, напротив магнита, расположен датчик величины магнитного поля, корпус с закрепленными контактами. При приложении крутящего момента к одной из частей вала вследствие деформации эластичного тела магнит перемещается относительно датчика, который детектирует изменение магнитного поля, а приложенный крутящий момент является функцией углового перемещения частей вала в зависимости от упругости эластичного тела.

Недостатком этого устройства является сложность закрепления упругого элемента во втулке, наличие проводов, которые подвергаются механическому воздействию, ограничение количества оборотов в одну сторону петлями проводов, необходимость настройки центра датчика и центра магнитного поля на магните механическим путем. А также то, что измерения осуществляются в зоне малых перемещений постоянных магнитов, которые имеют большой разброс параметров. По этой причине чувствительность устройства недостаточна.

Заявляемое изобретение представляет устройство, содержащее вал, состоящий из 2-х частей, а именно вала и ротора, упругую муфту, жестко закрепленную на валу и роторе и состоящую из двух полумуфт, соединенных упругими элементами, неподвижный корпус с датчиками величины магнитного поля, магнитные кольца, плату обработки сигналов.

Технический результат заключается в упрощении конструкции, повышении технологичности датчика, устранении механической настройки, повышении помехозащищенности датчика, выполнении новых функций, а именно: измерения угловой скорости, направления вращения и положения ротора, в одном компактном устройстве.

Технический результат достигается следующим образом. Упругая муфта, закрепленная на валу и роторе, выполняющая функцию эластичного тела, состоит из двух полумуфт, соединенных между собой упругими элементами, выполненными в виде плоских пружин (возможно исполнение упругих элементов в виде проволок, витых пружин, плоской пластины). На каждой полумуфте закреплено одно намагниченное кольцо с числом полюсов, равным числу полюсов ротора, причем кольца могут быть выполнены из магнитотвердого материала с последующим многополюсным намагничиванием. На неподвижном корпусе закреплены два или более датчиков измерения величины магнитного поля, расположенные над магнитными кольцами и смещенные относительно друг друга. Плата обработки сигналов, установленная в корпусе (либо вне его, либо во внешнем устройстве) и подключенная к датчикам магнитного поля, определяющая положение, направление вращения, угловую скорость ротора и значение крутящего момента рулевого вала как в аналоговом, так и в цифровом виде. Измеряя величину напряжения с датчиков магнитного поля, смещенных относительно друг друга в двух или трех точках, определяют положение ротора двигателя и вала, а также направление вращения, угловую скорость ротора и крутящий момент на валу, который является функцией разности углов положения ротора и вала от жесткости упругого элемента. Измеряя напряжение на датчиках, определяют необходимые параметры, а именно: положение, направление вращения, угловую скорость ротора, крутящий момент на валу.

На чертеже показан продольный разрез датчика.

Датчик состоит из полумуфт 1, закрепленных на части вала 4 и роторе 5, магнитных колец 2, упругих элементов 3, соединяющих полумуфты 1, датчиков уровня магнитного поля 6, неподвижного корпуса 7, платы 8.

Устройство работает следующим образом. При отсутствии крутящего момента положение магнитных колец 2, а следовательно, вала 4 и ротора 5 совпадают. Датчики измерения магнитного поля 6 подают электрические сигналы на плату 8, которая обрабатывает полученные сигналы и определяет положение ротора и вала, направление вращения, угловую скорость и крутящий момент. Плата 8 обрабатывает сигналы (величины напряжений датчиков магнитного поля) и определяет положение вала и ротора, направление вращения, угловую скорость, а также определяет разность углов положения ротора и вала, по которой определяется крутящий момент на валу. Разность углов в данном случае равна нулю - следовательно, крутящий момент нулевой.

При приложении крутящего момента упругие элементы 3 подвергаются деформации, положение вала и ротора начнет отличаться друг от друга, то есть появится разность углов положения вала и ротора, которая пропорциональна приложенному крутящему моменту.

Таким образом, за счет упрощения конструкции датчика повышается технологичность, помехозащищенность датчика появляется возможность выполнения нескольких дополнительных функций, а именно: измерение угловой скорости, направления вращения и положения ротора в одном компактном устройстве.

Библиографические данные

1. - RU 2099677.

2. - RU 2152600.

3. - RU 2165075.

4. - RU 2244907.

5. - RU 2244274.

6. - US 4173265.

Похожие патенты RU2334962C1

название год авторы номер документа
Энергонезависимый датчик углового положения вала 2023
  • Фазатдинов Ренад Ибрагимович
  • Латкин Евгений Викторович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2807016C1
Устройство измерения крутящего момента вала 2022
  • Громышев Евгений Валериевич
  • Латкин Евгений Викторович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2795384C1
Винтовой забойный двигатель 2002
  • Шаманов С.А.
  • Стрельцов Н.А.
  • Гончаров А.Н.
RU2224078C2
Устройство для исследования вязкопластичных материалов под давлением 1976
  • Баландин Борис Борисович
  • Бабкин Александр Леонидович
  • Еропкин Виталий Алексеевич
  • Прозоровская Нина Викторовна
SU594435A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ 2017
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2643903C1
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ УЗЕЛ МАГНИТНОЙ МУФТЫ 2018
  • Шляхетский, Виктор
  • Мостовой, Александр
RU2765979C2
ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ 2021
  • Янович Андрей Александрович
  • Трашахов Иван Александрович
RU2785899C1
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 1999
  • Плотников П.К.
  • Кудрявцев М.В.
  • Белоглазов В.И.
  • Суховеев С.П.
  • Скибин С.А.
  • Скибина Ю.С.
  • Щербаков А.В.
RU2158902C1
Стенд для испытаний рулевых механизмов 1988
  • Кравченко Павел Александрович
SU1548693A1
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2019
  • Омаров Михаил Магомедович
RU2709056C1

Реферат патента 2008 года ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения крутящего момента вала рулевого колеса, скорости и положения ротора в системе управления электромеханическим усилителем руля. Устройство содержит вал и ротор, соединенные упругой муфтой. Упругая муфта выполнена из двух полумуфт, на которых закреплены магнитные кольца, намагниченные с числом полюсов, равным числу полюсов ротора, причем кольца могут быть выполнены из магнитотвердого материала с последующим многополюсным намагничиванием. Полумуфты соединены упругими плоскими пружинами. На неподвижном корпусе закреплены два или более датчиков измерения величины магнитного поля, расположенные над магнитными кольцами и смещенные относительно друг друга. Плата обработки сигналов установлена в корпусе, либо вне его, либо во внешнем устройстве и подключена к датчикам. Технический результат заключается в упрощении конструкции датчика, повышении технологичности и расширении выполняемых функций, а именно: измерении крутящего момента, угловой скорости, направления вращения и положения ротора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 334 962 C1

Датчик крутящего момента вала, содержащий вал, состоящий из двух частей, на одной части вала на корпусе с контактами установлен датчик уровня магнитного поля, отличающийся тем, что вал и ротор, соединенные упругой муфтой, состоящей из двух полумуфт, соединенных упругими элементами в виде плоских пружин и с закрепленными на них кольцевыми постоянными магнитами, намагниченными в радиальном направлении с числом полюсов, равным числу полюсов ротора, причем корпус содержит датчики уровня магнитного поля, смещенные относительно друг друга, и плату обработки сигналов датчиков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2334962C1

US 4173265 А, 06.11.1979
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА 2003
  • Болоян Н.А.
  • Павлов И.А.
  • Чемакин Л.А.
RU2244274C1
JP 2006047186 А, 16.02.2006
US 2005109126 А, 26.05.2005
Способ прокатки круглых сортовых профилей и катанки 1985
  • Юнаков Александр Михайлович
  • Горбанев Аркадий Алексеевич
  • Ильин Леонид Петрович
  • Скичко Павел Яковлевич
  • Жучков Сергей Михайлович
  • Подковырин Евгений Яковлевич
  • Чернышев Андрей Анатольевич
SU1382510A1
Центробежная пусковая муфта 1980
  • Абрамов Николай Дмитриевич
  • Бабинцев Иван Андреевич
  • Мосалев Виктор Федорович
  • Русанов Борис Александрович
SU881425A1
КУЛАЧКОВАЯ МУФТА С ОГРАНИЧЕННЫМ СВОБОДНЫМ ХОДОМ 1972
SU425005A1

RU 2 334 962 C1

Авторы

Тойдеряков Александр Ананьевич

Спиридонов Алексей Александрович

Петров Сергей Иннокентьевич

Нестерин Валерий Алексеевич

Даты

2008-09-27Публикация

2007-02-26Подача