Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе и оценке персонала.
Известен способ диагностики типа темперамента человека (патент РФ №2153286, МКИ А61В 5/16, 07.08.1997 г.), способ диагностики типа личности (патент РФ №2203619, МКИ А61В 5/16, 18.07.2001 г.), способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека (патент РФ №2252700, МКИ А61В 5/16, 28.10.2003 г.), способ выявления уровня самоорганизации человека (патент РФ №2282467, МКИ А61В 5/16, 27.12.2004 г.), способ диагностики базовых смысловых установок человека (патент РФ №2303467, МКИ А61В 5/16, 10.01.2006 г.), а также способ диагностики успешности линейного менеджера (решение о выдаче патента на изобретение по заявке №2006146825/14 (051137), МКИ А61В 5/16, 28.12.2006 г.). Однако данные способы не позволяют диагностировать такие параметры деятельности человека, как ее широта, целостность, эффективность.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ диагностики стилей деятельности человека (Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. С.173-177), включающий оценку с помощью опросника стилей деятельности «СД-40» степени выраженности у человека четырех стилей деятельности (Рефлексирующий, Теоретик, Прагматик, Деятель). Опросник стилей деятельности «СД-40» разработан А.Д.Ишковым и Н.Г.Милорадовой на основе опросника «Learning Styles Questionnaire» П.Хони и А.Мэмфорда. Однако известный способ позволяет лишь косвенно и весьма приблизительно оценить широту, целостность и эффективность деятельности человека, так как в опросной методике отсутствуют шкалы для диагностики этих параметров и формулы для их оценки.
Цель изобретения - повышение точности диагностики параметров деятельности человека.
Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики параметров деятельности человека, включающем оценку с помощью опросника стилей деятельности «СД-40» степени выраженности у человека стилей деятельности по шкалам «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель», согласно изобретению широта деятельности человека определяется по формуле
,
целостность деятельности человека определяется по формуле
,
эффективность деятельности человека определяется по формуле
Э=Ш×Ц,
где
Р - результаты по шкале «Рефлексирующий» опросника;
Т - результаты по шкале «Теоретик» опросника;
П - результаты по шкале «Прагматик» опросника;
Д - результаты по шкале «Деятель» опросника;
.
Предлагаемый способ позволяет проводить диагностику параметров деятельности человека с большей точностью, поскольку в нем:
- введены отдельные шкалы для диагностики широты, целостности и эффективности деятельности человека;
- используются специальные формулы для оценки широты, целостности и эффективности деятельности человека.
Способ осуществляется следующим образом.
Испытуемый выражает свое отношение (согласен - не согласен) к каждому из 40 утверждений опросника стилей деятельности «СД-40».
Утверждения опросника стилей деятельности «СД-40»:
1. Порой действую без учета возможных последствий.
2. Считаю, что формальные процедуры и правила ограничивают людей.
3. Нравится, когда есть время для тщательной подготовки к работе.
4. Предпочитаю принимать решения осторожно, взвесив несколько альтернативных вариантов.
5. Обычно точно знаю, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо.
6. Склонен решать проблемы последовательно, продвигаясь шаг за шагом.
7. Ориентирован, в первую очередь, на завершение запланированной работы.
8. Придерживаюсь установленных процедур и правил, пока они эффективны.
9. Полагаю, что действия, основанные на чувствах, являются столь же здравыми, как и действия, основанные на обдумывании и анализе.
10. Предпочитаю реагировать на события спонтанно и гибко.
11. Уделяю пристальное внимание деталям, прежде чем прийти к какому-либо заключению.
12. Осторожен и не делаю слишком поспешных выводов.
13. Склонен общаться, соблюдая дистанцию, и поддерживать несколько формальные отношения с коллегами.
14. Не терплю неупорядоченности и предпочитаю все «увязывать» в согласованные схемы.
15. Новые, интересные идеи стремлюсь немедленно реализовать на практике.
16. В обсуждениях стараюсь придерживаться сути дела и избегать пространных рассуждений.
17. Чувствую себя не очень комфортно в обществе спокойных вдумчивых людей.
18. Предпочитаю наслаждаться настоящим моментом, не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем.
19. Обычно выслушиваю мнение других людей, прежде чем самому что-либо предпринять.
20. В дискуссиях нравится наблюдать за поведением других участников.
21. Склонен соотносить свои действия с некоторыми общими принципами.
22. Легкомысленные, несерьезные люди меня обычно раздражают.
23. Меня обычно привлекают конкретные приемы и техники, непосредственно реализуемые на практике.
24. Предпочитаю оценивать идеи по практической пользе от них.
25. Новые, необычные идеи меня привлекают в большей степени, чем простые и легко реализуемые на практике.
26. Много и ярко говорю.
27. Испытываю дискомфорт, если вынужден выполнять работу в спешке.
28. При подготовке доклада, реферата или выступления делаю множество черновых набросков.
29. Меня интересуют общие принципы и теории, подводящие основание под факты и события.
30. Предпочитаю, чтобы все мероприятия проводились в соответствии с намеченным планом.
31. Нравятся люди, которые подходят к проблемам с практической, а не с теоретической точки зрения.
32. В ходе обсуждения меня обычно раздражают любые отклонения от темы.
33. Быстро надоедает работа, требующая внимательного отношения к деталям.
34. Испытываю воодушевление от участия в ярких событиях и рискованных ситуациях.
35. Прежде чем действовать, как правило, все тщательно обдумываю.
36. В целом охотнее слушаю, чем говорю.
37. Нравится, когда могу соотнести текущие действия с долгосрочной перспективой.
38. Стараюсь избегать обсуждения субъективных или неоднозначных тем.
39. Не обращаю внимания на чувства людей, пока работа не закончена.
40. Люди часто считают, что я не чувствителен к их переживаниям и эмоциям.
Опросник «СД-40» позволяет выявить предпочитаемый человеком стиль деятельности, при этом степень проявленности каждого стиля диагностируют с помощью соответствующей шкалы опросника: «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель».
Рефлексирующие живут по принципу «ожидай и смотри». Обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать, они предпочитают рассмотреть все нюансы и подтексты.
Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа) опыта формируют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения логики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Теоретики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформировать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигаются шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных случаев.
Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают, как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эффективного пути осуществления того, что они узнали. Прагматики энергичны, нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем.
Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность («легки на подъем»). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробовать все «здесь и сейчас» своими руками и охотно участвуют в экспериментах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к следующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют общаться, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются через конкретную деятельность методом проб и ошибок.
Сумму баллов (согласен - 1 балл, не согласен - 0) по шкалам подсчитывают по относящимся к ним утверждениям. Номера утверждений, относящихся к шкале «Рефлексирующий»: 3; 4; 11; 12; 19; 20; 27; 28; 35; 36. Номера утверждений, относящихся к шкале «Теоретик»: 5; 6; 13; 14; 21; 22; 29; 30; 37; 38. Номера утверждений, относящихся к шкале «Прагматик»: 7; 8; 15; 16; 23; 24; 31; 32; 39; 40. Номера утверждений, относящихся к шкале «Деятель»: 1; 2; 9; 10; 17; 18; 25; 26; 33; 34.
Полученные результаты подставляют в формулы и определяют широту, целостность и эффективность деятельности человека.
Пример осуществления способа.
На освободившуюся должность менеджера по продажам в фирме NN претендовало четыре человека. Поскольку явных преимуществ ни у одного из претендентов не было, то руководство фирмы пригласило для решения вопроса психолога-консультанта по профотбору. Консультант, исходя из специфики будущей работы, решил в своем выборе ориентироваться на параметры деятельности претендентов и воспользовался для этих целей опросником стилей деятельности «СД-40», который и был проведен со всеми претендентами на должность. Максимальные результаты показал претендент №3, который и был назначен на должность менеджера по продажам. Его результаты оказались следующими: Р=5; Т=3; П=4; Д=8; А=5; Ш=0,5; Ц=0,4; Э=0,2. Выбранный претендент уже несколько месяцев успешно трудится на новой должности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ШИРОТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2354296C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЦЕЛОСТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2357667C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2354295C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УСПЕШНОСТИ ЛИНЕЙНОГО МЕНЕДЖЕРА | 2006 |
|
RU2320266C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ БАЗОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2303467C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2003 |
|
RU2252700C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2473308C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА | 1997 |
|
RU2153286C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА | 2014 |
|
RU2564072C1 |
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе, профориентации и т.д. Определяют параметры деятельности человека с помощью опросника стилей деятельности «СД-40» степени выраженности у человека стилей деятельности по шкалам «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель». При этом широта деятельности человека определяется по формуле , целостность деятельности человека определяется по формуле эффективность деятельности человека определяется по формуле Э=Ш×Ц, где Р - результаты по шкале «Рефлексирующий» опросника; Т - результаты по шкале «Теоретик» опросника; П - результаты по шкале «Прагматик» опросника; Д - результаты по шкале «Деятель» опросника; . Способ позволяет повысить точность определения параметров деятельности человека.
Способ определения параметров деятельности человека, включающий оценку с помощью опросника стилей деятельности «СД-40» степени выраженности у человека стилей деятельности по шкалам «Рефлексирующий», «Теоретик», «Прагматик» и «Деятель», отличающийся тем, что широта деятельности человека определяется по формуле
,
целостность деятельности человека определяется по формуле
,
эффективность деятельности человека определяется по формуле Э=Ш·Ц,
где Р - результаты по шкале «Рефлексирующий» опросника;
Т - результаты по шкале «Теоретик» опросника;
П - результаты по шкале «Прагматик» опросника;
Д - результаты по шкале «Деятель» опросника;
.
ИШКОВ А.Д | |||
Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности | |||
- М.: Изд.-во АСВ, 2004, с.173-177 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА | 1997 |
|
RU2153286C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ БАЗОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2303467C1 |
ГУРЕВИЧ К.М | |||
Изучение некоторых параметров личности | |||
Психологическая диагностика | |||
- М., 1997 [он-лайн], [найдено 18.07.2008 в Интернете, |
Авторы
Даты
2009-06-10—Публикация
2007-12-28—Подача