Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе и др.
Известен способ диагностики типа темперамента человека по шкалам "сенсорика - рационализм", "кинестезика - интуиция", "эмоции - логика", "экстраверсия - интроверсия" (патент РФ №2153286, МКИ: А 61 В 5/16, 07.08.1997 г.), а также способ диагностики типа личности по шкалам "интуиция - логика", "процесс - состояние", "факты - отношения", "экстраверсия - интроверсия" (патент РФ №2203619, МКИ: А 61 В 5/16, 18.07.2001 г.). Однако данные способы не позволяют диагностировать структуру процесса самоорганизации человека.
Любой способ диагностики структуры процесса самоорганизации базируется на какой-либо модели процесса. Целостная модель самоуправления Н.М.Пейсахова (Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984) содержит следующие компоненты: прогнозирование, целеполагание, планирование, самоконтроль и самокоррекция. Однако, во-первых, данная модель относится к процессу самоуправления и, во-вторых, в ней отсутствует способ диагностики структуры процесса самоуправления.
Модель ориентировочно-исследовательской деятельности (Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. З.А.Решетовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.31-34) включает следующие стадии:
1. Мотивационно-целевую - происходит выделение цели (предполагаемого результата деятельности).
2. Исследовательскую - анализируется программа исследования: логика, состав и последовательность действий.
3. Ориентировочного планирования - строится план будущей деятельности.
4. Контрольно-оценочную - осуществляется контроль за ходом реализации плана, оценка выполняемых действий и операций, их соответствие нормам, выявление возможных отклонений.
5. Коррекционную - корректировка в случае обнаружения отклонений от нормы.
Однако модель З.А.Решетовой относится к ориентировочно-исследовательской деятельности, и в ней также отсутствует способ диагностики структуры процесса ориентировочно-исследовательской деятельности.
Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека Я.О.Устиновой (Устинова Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000), включающий выявление уровней развития функциональных компонентов структуры процесса самоорганизации, к которым относятся целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция. В качестве основных компонентов функциональной структуры учебной самоорганизации Я.О.Устинова выделяет: 1) выяснение цели учебного задания; 2) анализ условий учебной деятельности; 3) планирование хода учебной деятельности; 4) выбор оптимальных методов, рациональных способов достижения цели учебной деятельности; 5) поэтапное осуществление учебной деятельности; 6) самооценка проделанной работы; 7) анализ осуществления учебной деятельности; 8) совершенствование процесса организации учебной деятельности. Основываясь на единстве самоорганизации и самоконтроля, Я.О. Устинова рассматривает следующие этапы осуществления самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности:
1. Ориентировочно-целевой - на этом этапе осознается и конкретизируется цель учебной деятельности, на основе чего формулируется цель самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности, прогнозируются их результаты.
2. Теоретико-диагностический - анализируются состояние учебной деятельности и условий ее осуществления, ее текущие результаты; проводится диагностика и фиксация проблем учебной деятельности, теоретический анализ их причин, устанавливается зависимость результатов учебной деятельности от организации ее процесса.
3. Проектировочно-конструирующий - осуществляется планирование и конструирование процесса учебной деятельности. В соответствии с этим определяется содержание самоорганизации и самоконтроля, происходит планирование процедур самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности и конструирование соответствующих процессов.
4. Технологический - происходит осуществление учебной деятельности, организованное определенным образом, при постоянном контроле субъекта учения за ее ходом и результатами.
5. Оценочно-рефлексивный - оценивается проделанная работа, делаются выводы о ее результатах. Критерием оценки эффективности учебной деятельности здесь служит рефлексивная позиция студента, его отношение к учебе. Также оцениваются перспективы совершенствования форм, приемов, методов учебного труда, использования эффективного опыта учебы товарищей с учетом своих возможностей.
6. Корректировочный - корректируются ошибки, устраняются недочеты в работе, намечаются пути и способы совершенствования учебной деятельности на основе теоретического осмысления и творческого применения знаний, умений и навыков самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности.
Однако способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека Я.О.Устиновой не позволяет обеспечить достаточной точности диагностики, так как данная модель содержит не все существенные функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации (отсутствует волевое усилие). Кроме того, даже имеющиеся в модели Я.О.Устиновой функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации характеризуют индивидуальные особенности человека в неполном (урезанном) виде, что также отрицательно сказывается на точности диагностики.
Цель изобретения - повышение точности диагностики структуры процесса самоорганизации человека.
Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики структуры процесса самоорганизации человека, включающем выявление уровней развития функциональных компонентов структуры процесса самоорганизации, к которым относятся целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция, согласно изобретению в функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации включено волевое усилие, а функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации характеризуют следующие индивидуальные особенности человека:
1) целеполагание - принятие и удержание целей;
2) анализ ситуации - выявление и анализ обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели;
3) планирование - планирование собственной деятельности;
4) волевое усилие - изменение смысла собственных действий;
5) самоконтроль - контроль и оценка собственных действий, психических процессов и состояний;
6) коррекция - коррекция собственных целей, анализ ситуации, плана деятельности, смысла собственных действий, критериев оценки и форм самоконтроля.
Кроме того, диагностику структуры процесса самоорганизации человека проводят после релаксационного тренинга, направленного на снятие эмоционального напряжения и переутомления. При этом релаксационный тренинг проводится в позе “кучера” (сидя, не опираясь спиной, с опорой на полные стопы, руки свободно лежат на бедрах, голова слегка опущена вперед), с успокаивающим звуковым сопровождением (звуки природы, плеск воды, шум дождя и др.) и включает в себя следующие этапы:
1) дыхательные упражнения (вдох равен выдоху, между вдохом и выдохом - задержка дыхания, в два раза короче вдоха) - 4 минуты;
2) упражнения на расслабление (вызывание чувства тяжести и тепла) мышц головы, рук, ног и туловища - 8 минут;
3) отдых в состоянии максимального расслабления - 4 минуты.
Большинство исследователей выделяют пять основных функциональных компонентов структуры процесса самоорганизации: 1) целеполагание, 2) анализ ситуации, 3) планирование, 4) самоконтроль, 5) коррекция. Однако проверка значимости этих компонентов с помощью специально разработанного опросника на пилотной группе испытуемых показала, что выделенные компоненты структуры процесса самоорганизации не отделяют людей, способных эффективно реализовывать свои цели и планы, от людей, обладающих противоположными характеристиками, то есть не способных доводить до завершения свои планы, не способных волевым усилием мобилизовать свои физические и психические силы для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели. В связи с этим в структуру процесса самоорганизации был введен компонент “волевое усилие”, характеризующий особенности мобилизации человеком своих возможностей и концентрации активности в нужном направлении. Психологическим механизмом волевого усилия (волевого действия, волевой регуляции) является изменение смысла действия, в результате которого обеспечивается необходимое побуждение к нему, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу осуществления (Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1991). Отмечая, что изменение смысла действия приводит к изменению поведения, В.А.Иванников выделяет следующие способы изменения смысла действия: через изменение значимости мотива или предмета потребности; через изменение роли или позиции человека; через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления; через постановку более конкретных целей и др. Полученная в результате добавления нового компонента (волевой регуляции) структура приняла следующий вид: 1) целеполагание, 2) анализ ситуации, 3) планирование, 4) волевое усилие, 5) самоконтроль, 6) коррекция.
Каждый из компонентов структуры процесса самоорганизации включает в себя полностью весь цикл, и, следовательно, каждый элемент модели может быть рассмотрен как совокупность мини-процессов, повторяющих по составу и последовательности структуру “большого” процесса самоорганизации. Так, например, этап планирования можно разложить на следующие мини-процессы:
1) Выработка и принятие цели процесса планирования.
2) Анализ особенностей ситуации планирования.
3) Планирование самого процесса планирования.
4) Волевое усилие, направленное на изменение смысла процесса планирования, в результате которого обеспечивается инициация процесса планирования и поддержание его по ходу осуществления.
5) Самоконтроль процесса планирования.
6) Коррекция процесса планирования и созданного плана.
Исходя из вышеизложенного, полученная модель была названа голографической, поскольку одна из замечательных особенностей голограммы заключается в том, что при разделении голограммы на части, каждая из частей сохраняет изображение целостного объекта. В голографической модели процесса самоорганизации каждый компонент (часть) представляет собой совокупность мини-процессов, повторяющих по составу и последовательности структуру общего процесса.
Проверка достоверности ответов испытуемых на вопросы опросника диагностики структуры процесса самоорганизации проводилась с помощью соответствующей шкалы опросника PEN Ганса и Сибиллы Айзенк (Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком, 1992). Результаты проверки показали, что достоверность ответов повышается на 18-20%, если перед проведением диагностики с испытуемым проводят релаксационный тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения и переутомления. Наибольшая точность диагностики структуры процесса самоорганизации достигается в случае проведения тренинга в позе “кучера” (сидя, не опираясь спиной, с опорой на полные стопы, руки свободно лежат на бедрах, голова слегка опущена вперед) и с успокаивающим звуковым сопровождением (звуки природы, плеск воды, шум дождя и др.) по следующей схеме: 1) дыхательные упражнения (вдох равен выдоху, между вдохом и выдохом - задержка дыхания, в два раза короче вдоха) - 4 минуты; 2) упражнения на расслабление (вызывание чувства тяжести и тепла) мышц головы, рук, ног и туловища - 8 минут; 3) отдых в состоянии максимального расслабления - 4 минуты.
Предлагаемый способ позволяет проводить диагностику структуры процесса самоорганизации с большей точностью, поскольку учитывает функциональный компонент (волевое усилие), который отсутствует в известных способах (моделях) диагностики. Кроме того, точность диагностики повышается за счет предваряющего ее релаксационного тренинга, направленного на снятие эмоционального напряжения и переутомления. Максимальная точность диагностики структуры процесса самоорганизации достигается при проведении релаксационного тренинга по описанной выше схеме.
Способ осуществляется следующим образом.
Выбирается методика (соответствующий тест-опросник или аппаратурные исследования), по которой будет производиться диагностика структуры процесса самоорганизации. Перед началом диагностики проводят с испытуемым релаксационный тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения и переутомления. Потом с помощью выбранной методики выявляют уровни развития каждого из шести функциональных компонентов (целеполагание, анализ ситуации, планирование, волевое усилие, самоконтроль, коррекция) целостной структуры процесса самоорганизации испытуемого. Причем функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации характеризуют следующие индивидуальные особенности человека:
1) целеполагание - принятие и удержание целей;
2) анализ ситуации - выявление и анализ обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели;
3) планирование - планирование собственной деятельности;
4) волевое усилие - регуляция человеком собственных действий, психических процессов и состояний путем изменения смысла собственных действий;
5) самоконтроль - контроль и оценка собственных действий, психических процессов и состояний;
6) коррекция - коррекция собственных целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, волевого усилия, критериев оценки и форм самоконтроля, то есть коррекция поведения в целом.
Выявленные уровни развития функциональных компонентов характеризуют индивидуальные особенности структуры процесса самоорганизации испытуемого.
Пример осуществления способа.
Респондент N. (27 лет) обратился в психолого-консультационную службу в связи со сложностями, возникающими в его профессиональной деятельности из-за неумения организовать собственную работу и работу своих подчиненных.
Испытуемому выдали тест-опросник “Структура процесса самоорганизации”, который содержит 41 вопрос (Ишков А.Д. Диагностика особенностей структуры процесса самоорганизации (на примере учебной деятельности студентов технического вуза). Московский государственный строительный университет. - М., 2003. - 21 с. - Деп. в ВИНИТИ 27.10.2003 г., №1865-В2003), и, после того как респондент ответил на все вопросы, консультант подсчитал уровень развития каждого из функциональных компонентов структуры процесса самоорганизации. У испытуемого N. они составили следующее.
Результаты диагностики показали, что респонденту следует обратить внимание на такие компоненты структуры процесса самоорганизации как целеполагание и анализ ситуации, которые имеют более низкий уровень развития по сравнению с другими компонентами. Дальнейшая коррекционная работа проводилась с учетом индивидуальных особенностей структуры процесса самоорганизации респондента, то есть была направлена на развитие навыков целеполагания и анализа ситуации, что позволило устранить его проблемы в профессиональной деятельности, существенно поднять ее эффективность и значительно повысить самооценку клиента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2282467C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2288748C2 |
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) | 2019 |
|
RU2717200C1 |
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
СПОСОБ РЕЛАКСАЦИОННОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 1997 |
|
RU2155075C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНОГО ИНФАРКТА МИОКАРДА У ЛИЦ С ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ТИПОМ А | 2003 |
|
RU2240838C1 |
Способ коррекции психологического состояния человека | 2024 |
|
RU2826339C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕТАБОЛИЗМА КОСТНОЙ ТКАНИ | 2009 |
|
RU2421135C1 |
СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА | 2015 |
|
RU2611888C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772542C1 |
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе и др. Проводят анализ ситуации, планирования, самоконтроля и коррекции. При этом в функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации включено волевое усилие. Функциональные компоненты структуры процесса самоорганизации характеризуют следующие индивидуальные особенности человека: 1) целеполагание - принятие и удержание целей; 2) анализ ситуации - выявление и анализ обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели; 3) планирование - планирование собственной деятельности; 4) волевое усилие - изменение смысла собственных действий; 5) самоконтроль - контроль и оценка собственных действий, психических процессов и состояний; 6) коррекция - коррекция собственных целей, анализ ситуации, плана деятельности, смысла собственных действий, критериев оценки и форм самоконтроля. Диагностику структуры процесса самоорганизации человека проводят после релаксационного тренинга, направленного на снятие эмоционального напряжения и переутомления. При этом релаксационный тренинг проводится в позе “кучера”, с успокаивающим звуковым сопровождением и включает в себя следующие этапы: 1) дыхательные упражнения (вдох равен выдоху, между вдохом и выдохом - задержка дыхания, в два раза короче вдоха) - 4 минуты; 2) упражнения на расслабление (вызывание чувства тяжести и тепла) мышц головы, рук, ног и туловища - 8 минут; 3) отдых в состоянии максимального расслабления - 4 минуты. Способ позволяет проводить диагностику структуры процесса самоорганизации с большей точностью. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
1) дыхательные упражнения (вдох равен выдоху, между вдохом и выдохом - задержка дыхания, в два раза короче вдоха) - 4 мин;
2) упражнения на расслабление (вызывание чувства тяжести и тепла) мышц головы, рук, ног и туловища - 8 мин;
3) отдых в состоянии максимального расслабления - 4 мин.
УСТИНОВА Я.О | |||
Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дис | |||
канд | |||
пед | |||
наук., г | |||
Челябинск, 2000 | |||
ИШКОВ А.Д | |||
Диагностика особенностей структуры процесса самоорганизации (на примере учебной деятельности студентов технического вуза), Московский государственный строительный университет, М., 2003, |
Авторы
Даты
2005-05-27—Публикация
2003-10-28—Подача