Настоящее изобретение относится к медицине, психофизиологии и может быть использовано для профориентации, профотбора, сопровождения деятельности, сохранения и продления здоровья профессионалов, а также для оценки преимущественного типа независимо от культурной и ценностной специфики населения и его языка общения.
Данный подход позволяет определить преимущественный тип поведения человека, установить уровень внутреннего напряжения (физиологической стоимости деятельности), возникающего у человека при выполнении задач и в условиях деятельности, что позволяет эффективно производить отбор персонала, ротацию кадров, формировать кадровый резерв, производить профилактику возникновения психосоматических расстройств и заболеваний, а также раннего «профессионального выгорания». Из зарубежных источников известна система DISC (DOMINANCE - доминирование - активность при неблагоприятных обстоятельствах, INDUCEMENT - влияние/убеждение - как человек воздействует на других людей, STEADINESS - стабильность - как человек реагирует на ритм деятельности в своем окружении, COMPLIANCE - послушание/согласие - как человек реагирует на нормы и правила, установленные другими).
Данная система DISC основана на разработках американского ученого доктора наук Гарвардского университета Уильяма Молтона Морстона (1928, книга «Эмоции нормальных людей» - The Emotions of Normal People). Далее эта система развивалась доктором Уолтером Кларком, который, базируясь на теории Морстона, создал первый практический инструмент описания разных типов поведения человека, апробированный в 1948 году. Инструмент был назван «Векторный Анализ Деятельности» («Activity Vector Analysis»). В этой системе применяется и способ оценки типа личности, который в настоящее время вместе с упомянутой системой нашел применение в системах Томаса (SLG THOMAS international, www.slginternational.spb.ru) и Экстендет ДИСК (Extended DISC, www.extendeddisc.com).
Clarke, W.V. The construction of an industrial selection personality test. Journal of Psychology, 1956, 41, 379-394.
В общем виде в системе DISC способ оценки типа личности включает следующие основные операции.
1. Применение опросника, содержащего утверждения.
2. Обработку полученных результатов с помощью компьютера по программам, ориентированным на конкретный контингент населения со своей специфической культурой.
3. Оценку типа личности.
4. Оценку деятельности.
5. По результатам проведенных оценок профессиональный отбор с последующим формированием эффективных команд.
Существенным недостатком данного способа является его узкоспециализированное применение, которое больше относится к медикопсихологической оценке, представление операций в обобщенном виде, по каждой шкале в отдельности, без оценки векторов, что не дает представления о преимущественном типе поведения личности и значительно затрудняет его применение на контингенте с другой культурой и ценностями.
Известна методика «Индивидуальный типологический опросник» (ИТО, которая описана http://www.ht.ru/tests/bank/annrtf/ito.php: Приложение). В ней изложен известный способ оценки типа личности. Этот способ включает применение опросника, вопросы в котором сформулированы таким образом, что ответы должны быть по типу «Да-Нет» или «Согласен - Не согласен» для каждого вопроса, причем число вопросов 128. Ответы на вопросы не ограничены по времени и для получения результата подсчитывают количество совпадений по каждой шкале, в которой отражается степень выраженности того или иного качества, ориентированного для населения Российской Федерации:
- ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
- аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
- экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
- спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
- агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
- ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
- интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
- сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
- тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищенность)
- лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)
Таким образом, как опросник, так и шкалы имеют медико-психологическую направленность.
На круговой диаграмме (см. Приложение Фиг.1) 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия-интроверсия, спонтанность-сензитивность и т.п.
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы "ложь" и "аггравация"):
- 0-1 балл - гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
- 3-4 балла (норма) - гармоничная личность;
- 5-7 баллов (умеренная выраженность) - акцентуированные черты;
- 8-9 баллов (избыточная выраженность) - состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
При этом значение каждого балла установлено равнозначно по отношению друг к другу.
Полученный результат отражают графически на круговой диаграмме с 8-ю вышеуказанными шкалами или по уровню выраженности каждой шкалы производят текстовую интерпретацию.
Этот способ оценки типа личности выбирается за прототип, так как он имеет наибольшее число существенных признаков, совпадающих с существенными признаками заявляемого способа. Однако прототип имеет существенные недостатки:
1) узкий диапазон применения, т.к. он позволяет определить тип личности с позиции медицинской психологии и произвести разграничение по типу «здоровье-акцентуация-болезнь» и смысловая нагрузка на утверждения и интерпретацию, свойственную населению Российской Федерации;
2) требует длительного времени проведения опроса и обработки результатов;
3) сложность в интерпретации из-за множества противоположных шкал;
4) наличие вопросов, на которые здоровая личность преимущественно будет давать социально одобряемые ответы;
5) не может быть применена для определения физиологической стоимости деятельности для личности, так как применяемая в нем оценка по шкалам направлена только на определение типа личности;
6) интервальные границы сформулированы по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов и не имеют соответствующего нормирования результатов для интерпретации данных в целом;
7) не позволяет произвести определение преимущественного типа личности, поскольку результаты представляются по каждой шкале в отдельности.
Задачей настоящего изобретения является создание нового способа оценки преимущественного типа личности с устранением отмеченных недостатков и с достижением следующих технических результатов:
1) расширение диапазона применения за счет оценки личности, в том числе и в деятельности;
2) сокращение времени проведения опроса и обработки результатов;
3) упрощение процесса интерпретации результатов.
Поставленная задача имеет два технических решения, которые объединены единым изобретательским замыслом.
Первое техническое решение достигается следующим образом.
В известном способе оценки преимущественного типа личности, заключающемся в применении психофизиологического опросника и в оценке результатов, полученных по нему, согласно настоящему изобретению, применение опросника ведут с ограничением времени с одновременным ранжированием ответов по каждой группе утверждений опросника, которые предварительно сформированы и отражены в нем по принципу объединения противоположных психологических и психофизиологических качеств, описывающих внешнее проявление возможного поведения личности, а оценку результатов осуществляют после их сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок, которые раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, и определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности.
Имеется дополнение основного первого технического решения, по которому после определения физиологической стоимости деятельности осуществляют оценку одну из нижеуказанных:
- типа темперамента;
- индивидуального стиля личности в деятельности;
- уровня внутреннего напряжения личности, который возникает при выполнении функциональных обязанностей и задач деятельности;
- или всего комплекса оценок вместе.
Имеется еще одно дополнение основного первого технического решения, по которому экспертные оценки раскрывают индивидуальный стиль в процессе обучения (с учетом особенностей индивидуальных познавательных психических процессов) и/или индивидуальный стиль групповой деятельности (ролей в группе, команде).
Такое новое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет создать новый способ оценки преимущественного типа личности с возможностью оценки физиологической стоимости деятельности. При этом его применение обеспечивает достижение следующих технических результатов:
- устранение недостатков прототипа путем расширения диапазона применения процесса оценки преимущественного типа личности за счет определения физиологической стоимости ее деятельности;
- сокращение времени процедуры опроса за счет введения ограничения времени на ранжирование ответов на группы утверждений и повышение достоверности результатов за счет указанной процедуры опроса;
- осуществление профориентации;
- определение индивидуального типа для адаптации учебного процесса и определение индивидуального типа познавательных психических процессов;
- улучшение процесса по формированию эффективных групп и малых коллективов по преимущественным командным ролям;
- возможность обоснования кадрового резерва и ротации персонала по профессионально важным качествам.
Данные технические результаты достигаются за счет того, что:
- опрос ведут по опроснику с ограничением времени с одновременным ранжированием ответов по каждой группе утверждений опросника, что, в свою очередь, повышает надежность способа за счет выведения из равновесия личности с одновременным введением ее в эмоциональную напряженность, которая снижает контроль респондента над ответами и ответы получаются с высокой вероятностью достоверными;
- утверждения опросника предварительно формируют по принципу объединения противоположных психологических и психофизиологических качеств;
- психофизиологические качества описывают внешнее проявление возможного поведения личности в терминах поведения преимущественно здоровой личности;
- оценку результатов этого опросника осуществляют путем сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок;
- экспертные оценки раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, что позволяет применять данный подход для разных видов деятельности;
- определяется физиологическая стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности путем сравнения оценки преимущественного типа личности и экспертной оценки деятельности и задач и/или функционала этих видов деятельности;
- кроме того, проводя оценку преимущественного типа личности и экспертную оценку деятельности и задач и/или функционала этих видов деятельности, определяют индивидуальный стиль деятельности, внутреннее напряжение, возникающее при выполнении деятельности и ее задач, уровень которого позволяет судить о вероятности развития психосоматических нарушений и заболеваний, проводить профессиональный отбор, адаптацию к деятельности, формирование кадрового резерва и ротацию кадров и т.д.
По второму технического решению основной вариант решения задачи заключается в следующем.
Предлагаемый способ оценки преимущественного типа личности заключается в выполнении психофизиологических наборов тестовых заданий, которые предварительно сформированы и содержат различный психофизиологический стимульный материал, каждый в отдельности соответствующий какому-либо основному типу личности, и в оценке результатов, полученных по ним, причем применение набора тестовых заданий ведут с ограничением времени, с оценкой скорости реакции личности на предъявленный стимульный материал, с определением точности решения набора тестовых заданий, после чего выполняют общую оценку результатов выполнения комплекса психофизиологических наборов тестовых заданий путем их сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок, которые раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, и определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности.
Имеется дополнение основного второго технического решения, по которому после определения физиологической стоимости деятельности осуществляют оценку одну из нижеуказанных:
- типа темперамента;
- индивидуального стиля личности в деятельности;
- уровня внутреннего напряжения личности, который возникает при выполнении функциональных обязанностей и задач деятельности;
- или всего комплекса оценок вместе.
Имеется еще одно дополнение основного второго технического решения, по которому экспертные оценки раскрывают индивидуальный стиль в процессе обучения (с учетом особенностей индивидуальных познавательных психических процессов) и/или индивидуальный стиль групповой деятельности (ролей в группе, команде).
Такое новое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет создать еще один новый способ оценки преимущественного типа личности с возможностью оценки физиологической стоимости деятельности без учета культурной и ценностной специфики населения и его языка общения. При этом его применение обеспечивает достижение следующих технических результатов:
- устранение недостатков прототипа путем расширения диапазона применения процесса оценки преимущественного типа личности за счет определения физиологической стоимости ее деятельности;
- сокращение времени процедуры опроса за счет введения ограничения времени на выполнения набора тестовых заданий;
- осуществление профориентации;
- определение индивидуального типа для адаптации учебного процесса и определение индивидуального типа познавательных психических процессов;
- улучшение процесса по формированию эффективных групп и малых коллективов по преимущественным командным ролям;
- возможность обоснования кадрового резерва и ротации персонала по профессионально важным качествам.
Данные технические результаты достигаются за счет того, что:
- процедуру опроса ведут путем выполнения набора тестовых заданий, ограниченных по времени;
- набор тестовых заданий сформирован и содержит различный психофизиологический стимульный материал, каждый в отдельности соответствующий какому-либо основному типу личности;
- оценку результатов выполнения набора тестовых заданий осуществляют путем сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок;
- экспертные оценки раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, что позволяет применять данный подход для разных видов деятельности;
- определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности путем сравнения оценки преимущественного типа личности и экспертной оценки деятельности и задач и/или функционала этих видов деятельности;
- кроме того, проводя оценку преимущественного типа личности и экспертную оценку деятельности и задач и/или функционала этих видов деятельности, определяют индивидуальный стиль деятельности, внутреннее напряжение, возникающее при выполнении деятельности и ее задач, уровень которого позволяет судить о вероятности развития психосоматических нарушений и заболеваний, проводить профессиональный отбор, адаптацию к деятельности, формирование кадрового резерва и ротацию кадров и т.д.
Таким образом, каждый из вариантов решения поставленной задачи при своей реализации образует экспертную систему комплексного анализа личности (ЭСКАЛ).
Предлагаемые два варианта решения одной задачи объедены единым изобретательским замыслом, который заключается не только в решении общей задачи, но и в подходе к ее решению: в одном варианте применительно к населению Российской Федерации, а во втором варианте - независимо от специфики населения и его языка общения.
При этом в первом варианте применяют опросники с соответствующими утверждениями, а во втором - набор тестовых заданий с соответствующими содержаниями, и оценочные базы данных или оценок также изменены.
Проведенный заявителем патентный поиск показал, что предлагаемые варианты решения задач с их совокупностями существенных признаков неизвестны. Поэтому заявляемые изобретения можно признать новыми.
Предлагаемые изобретения для среднего специалиста логически не следуют из известного уровня техники. Хотя отдельные их существенные признаки известны в других технических решениях, например в системе DISC и в ИТО. Как уже было отмечено, в них применяют опросник для получения результата, который в дальнейшем оценивают с помощью специальных шкал, каждая из которых интерпретируется индивидуально. В частности, в ИТО нет целостной интерпретации результатов, оценка происходит по отдельным специальным шкалам. А представленный по ним графический результат не позволяет однозначно судить о типе личности и о физиологической стоимости ее деятельности. Известно применение тестов оценки профпригодности машинистов (см. Патент РФ 2402267, А61В 5/16, опубл. 27.10.2010), однако его применение не позволяет производить оценку преимущественного типа личности.
В нашем случае процедура опроса иная, что позволило изменить и другие операции по оценке преимущественного типа личности.
По первому варианту, который связан с введением ограничения времени на ответы и ранжированием ответов, а также иной оценкой этих результатов, производят оценку не только преимущественного типа личности, но и физиологическую стоимость ее деятельности. Оценка по данному опроснику ограничена спецификой опрашиваемого контингента (культура, ценности, язык общения).
По второму варианту, набор тестовых заданий сформирован и содержит различный психофизиологический стимульный материал, каждый в отдельности соответствующий какому-либо основному типу личности, оценка результатов выполнения набора тестовых заданий осуществляется путем сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок. Данная оценка не ограничена спецификой опрашиваемого контингента (не зависит от культуры, ценностей и языка общения).
Таким образом, предлагаемые технические решения обладают изобретательским уровнем, т.к. имеют существенные отличия по сравнению с прототипом и другими аналогичными техническими решениями, в которых осуществляется только оценка личности, либо ее деятельность, либо отдельные качества, в результате чего не удается произвести комплексную оценку преимущественного типа личности и физиологическую стоимость ее деятельности.
Практическая применимость предлагаемых изобретений подтверждается как экспериментально выполненными автором исследованиями, так и нижеследующим описанием его сущности.
Как было отмечено ранее, оба способа, заявляемые по данной заявке, образуют ЭСКАЛ, которая позволяет их реализовывать (см. Фиг.2).
Оценку личности ведут либо с помощью опросников, которые учитывают культурные, ценностные особенности и язык общения, либо с помощью набора психофизиологических тестовых заданий.
Далее производят первичную обработку полученных данных по результатам оценки ответов респондента по опросникам либо в результате выполнения психофизиологических наборов тестовых заданий.
Эти результаты сохраняют в базе данных с обработанными первичными результатами оценки ответов либо результатов выполнения психофизиологических наборов тестовых заданий.
Потом эксперты системы ЭСКАЛ производят оценку деятельности, отдельных задач деятельности или ее условий. Результаты оценки экспертов сохраняют в базе данных экспертных оценок деятельности.
После чего первичные данные, полученные в ходе оценки респондента, сравнивают с экспертными оценками деятельности, сохраненными в базе данных экспертных оценок. По результатам сравнения получают различные данные для графического отображения интерпретации (Фиг.3, Фиг.4) для текстовой интерпретации. В целом получают следующие результаты: оценка преимущественного типа личности, определение командных ролей, определение индивидуального стиля обучения и особенностей познавательной сферы, обобщенная оценка деятельности, определение физиологической стоимости деятельности, индивидуальный стиль деятельности, профориентация личности и др.
Предлагаемые изобретения, направленные на решение общей задачи и объеденных общим изобретательским замыслом и содержащих ряд общих процедур их реализации, поэтому рассматривается первый вариант, в процессе которого дается описание всех процедур с выделением отличительных, присущих только для него, и общих, присущих для двух вариантов.
По первому варианту решение упомянутой задачи происходит следующим образом.
Вначале в процессе опроса, который ведут в ограниченное время, личность (респондент) отвечает на определенный опросник с ограничением времени на ответы с одновременным ранжированием утверждений в каждой группе утверждений опросника. Эти утверждения были предварительно сформированы по принципу объединения противоположных психологических и психофизиологических качеств, отражающих внешнее проявление поведения личности, что позволяет повысить достоверность результатов опроса, т.к. ограничение времени снижает контроль респондента над ответами, а процедура ранжирования загружает внимание респондента на утверждения, максимально и минимально ему соответствующие.
После прохождения процедуры опроса подсчитывают количество совпадений ответов по шкалам, являющихся, по сути, ключом к опроснику по основным типам поведения человека, они же и соответствующие вектора при графическом отражении результатов (V1-V4, Фиг.3, Фиг.4). Далее эти баллы переводят в нормированные оценки (стены). Данная процедура является стандартной и не требует пояснения.
После чего осуществляют сравнение с оценками экспертов, например, хранящихся в базе данных экспертных оценок. Эти оценки раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности. По результатам сравнения определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности.
Для пояснения полученных результатов и их интерпретации строят график, отображающий векторы преимущественных типов поведения. Названия основных разнонаправленных векторов: V1 (Координирующий тип), V2 (Стимулирующий тип), V3 (Содействующий тип), V4 (Контролирующий тип). Векторы построены в соответствии с теорией Л.Н.Собчик (Фиг.1) и укладываются в следующие направления: V1 соответствует сильному типу ВНД, V2 - смешанному типу ВНД по типу лабильному типу, V3 - слабому типу ВНД, V4 - смешанному типу ВНД по ригидному типу. Приведенные названия векторов V1-V4 соответствуют уровню преимущественного типа личности в деятельности, что выявлено в результате научных экспериментальных исследований автором данных изобретений.
Результаты, полученные при обследовании респондента по каждой шкале, откладывают по соответствующим направлениям векторов. По правилу сложения векторов получаем вектор V5, который отображает характеристику респондента. Угол α отображает угол наклона вектора V5 относительно оси Х (Фиг.3).
В результате, направление вектора V5 (угол α наклона относительно оси X, угол α) отображает преимущественный тип поведения респондента, а его величина показывает силу проявления качеств, что выявить в известных способах оценки типа личности практически не удается.
Значение угла α может принимать значения от 0 до 360.
Далее, полученное значение α по таблице преобразуют в соответствующий преимущественный тип поведения личности со свойственным ему набором качеств, как получено экспериментально и на основании гипотезы Л.Н.Собчик о типах личности (таблица 1), а описание типов поведения по системе ЭСКАЛ позволило выявить преимущественные типы личности (таблица 2).
Из таблицы 1 следует определение преимущественного типа личности по величине угла α, а из таблицы 2 по полученному преимущественному типу личности - его краткое описание (интерпретация).
В развитие основного варианта имеется дополнительный, по которому дополнительно осуществляют оценку:
- типа темперамента;
- индивидуального стиля личности в деятельности;
- уровня внутреннего напряжения личности, который возникает при выполнении функциональных обязанностей и задач деятельности;
- или всего комплекса оценок вместе.
Оценку типа темперамента осуществляют путем приравнивания к преимущественному типу личности, оцененному ранее (Фиг.3).
Оценку индивидуального стиля личности в деятельности осуществляют путем сравнения полученного выше преимущественного типа личности с экспертными оценками, вышеуказанной базой данных экспертных оценок.
Оценку уровня внутреннего напряжения личности, который возникает при выполнении функциональных обязанностей и задач деятельности, осуществляют путем определения величины разницы между преимущественным типом личности и экспертными оценками функциональных обязанностей и задач деятельности (Фиг.1 и Фиг.3).
А также для определения комплексной оценки преимущественного личности применяют все вышеперечисленные оценки.
Оценка преимущественного типа личности зависит от культурных и ценностных особенностей населения и языка общения, в частности применима для населения Российской Федерации, т.к. опросник содержит утверждения, семантическая значимость которых учитывает специфику населения Российской Федерации и разработана с учетом культурных, ценностных особенностей и языка общения.
Второй вариант отличается от первого тем, что используется другая процедура опроса и получения результатов по опросу. При этом набор тестовых заданий сформирован и содержит различный психофизиологический стимульный материал, каждый в отдельности соответствующий какому-либо основному типу личности.
Оценку результатов выполнения набора тестовых заданий осуществляют путем сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок. Данная оценка не ограничена спецификой опрашиваемого контингента (не зависит от культуры, ценностей и языка общения).
Таким образом, предлагаемые способы оценки преимущественного типа личности образуют экспертную систему комплексного анализа личности (ЭСКАЛ), позволяющую всесторонне оценить личность с медицинской точки зрения, психофизиологии, поведенческой психологии и деятельности.
Настоящие изобретения прошли экспериментальные проверки, которые осуществил автор на базе ООО «АРЕС-ГРУПП» и др.
Отдельные примеры результатов применения ЭСКАЛ приведены ниже. Так как варианты решения задачи принципиально отличаются процедурой опроса, а оценки результатов не имеют существенных различий, то для пояснения приводятся общие примеры.
Пример 1
Получение результатов оценки личности по способу ЭСКАЛ осуществляется в среднем в течение 10-12 минут.
Респондент А ответил на опросник способа ЭСКАЛ для оценки преимущественного типа личности.
По результатам опроса получили следующие «сырые» значения:
5 по координирующему типу (V1);
16 по стимулирующему типу (V2);
2 по содействующему типу (V3);
1 по контролирующему типу (V4).
Перевели «сырые» значения в нормированные величины (стены), получили следующие результаты:
4 по координирующему типу;
6 по стимулирующему типу;
3 по содействующему типу;
2 по контролирующему типу.
Используя стандартные тригонометрические формулы, получили значения по оси Х=3,5 и по оси Y=2,1. Определили значение угла α=31°.
В данном случае определили Преимущественный тип поведения личности (Таблица 1) - Стимулирующий тип.
Пример 2. Оценка индивидуального стиля деятельности. Респондент А с результатами в стенах (пример 1):
4 по координирующему типу;
6 по стимулирующему типу;
3 по содействующему типу;
2 по контролирующему типу.
Например, набор типовых качеств или задач, полученный ранее и хранящийся в базе данных экспертных оценок. Это сведено в таблицу 3, в которой оси векторов V1-V4 представлены в столбцах последовательно от «Координирующего» до «Контролирующего». В результате видно, что каждый вектор функционально зависим от задачи деятельности и соответствующей экспертной оценки.
рующий
рующий
щий
При расчете коэффициента корреляции между результатами оценки преимущественного типа личности и каждым из упомянутого набора типовых качеств или задач получили следующие данные, которые приведены в таблице 4.
При оценке близостей профилей исходили из того, что при максимальной близости величина будет «1,0», при минимальной - «-1,0».
Поэтому из полученных результатов видно, что респонденту А будет легче проявлять «активное слушание» (r=0,77) и «использование благоприятной ситуации» (r=0,98). Такие параметры как «Вдохновение сотрудников» (r=0,13) и «Анализ и выводы о потребностях и возможных проблемах клиента» (r=-0,98) личность будет выполнять с большим внутренним напряжением.
Пример 3. Оценка внутреннего напряжения у личности при выполнении
условий деятельности.
Респондент А с результатами в стенах (пример 1):
4 по координирующему типу;
6 по стимулирующему типу;
3 по содействующему типу;
2 по контролирующему типу.
Например, оценка деятельности менеджера по продажам, полученная ранее путем экспертной оценки и хранящаяся в базе данных экспертных оценок:
58 по координирующему типу;
46 по стимулирующему типу;
10 по содействующему типу;
6 по контролирующему типу.
Используя стандартные тригонометрические формулы, получили координаты направления вектора V5_d значения Х=62 и значение Y=-5,7, а также значение угла β=355, который описывает направление вектора деятельности «менеджера по продажам» по результатам экспертных оценок.
В этом случае, разница между углами α и β составляет примерно 35°, что говорит о незначительном уровне внутреннего напряжения, низкой вероятности профессионального выгорания.
Возможен вариант оценки близости профилей респондента А и экспертной оценки деятельности по четырем векторам, который рассчитывается с помощью коэффициента корреляции. Минимальное значение -1 (деятельность вызывает максимальное напряжение у личности), максимальное +1 (деятельность вызывает минимальное напряжение у личности, то есть максимально ей подходит). В данном случае - r=(0,75), что в целом показывает соответствие личностных качеств личности и профессионально важных качеств (ПВК) деятельности.
В тех случаях, когда респондент проходит обучение и необходимо повысить качество обучения и усвоения учебного материала, а также реализовать индивидуальный подход к обучению, производят оценку преимущественного типа личности в соответствии с вышеописанным основным вариантом заявляемого способа. При этом экспертную оценку ведут с использованием описания индивидуальной познавательной сферы личности. Экспертные оценки хранятся в упомянутой базе данных экспертных оценок.
В тех случаях, когда респондент осуществляет деятельность в группе и/или необходимо повысить эффективность групповой деятельности, производят оценку личности и определения преимущественных командных ролей, полученных по экспертным оценкам и хранящихся в вышеуказанной базе данных экспертных оценок.
Пример 4
Респондент А ответил на опросник способа ЭСКАЛ для оценки преимущественного типа личности.
После перевода «сырых» значений в нормированные величины (стены) получили следующие результаты:
4 по координирующему типу;
6 по стимулирующему типу;
3 по содействующему типу;
2 по контролирующему типу.
Используя стандартные тригонометрические формулы, получили значения по оси Х=3,5 и по оси Y=2,1. Рассчитываем значение угла α=31°.
Преимущественный тип поведения личности - Стимулирующий тип.
Для данного преимущественного типа поведения характерен преимущественно правополушарный когнитивный стиль, образный стиль мышления, высокая скорость переключения внимания, хороший коммуникативный потенциал.
Рекомендации для индивидуализации обучения: материал необходимо представлять преимущественно в наглядном, красочном виде, не перегружать информацией, хороший результат будет в области изучения языков, актерском искусстве.
Пример 5
Респондент А ответил на опросник способа ЭСКАЛ для оценки преимущественного типа личности.
После перевода «сырых» значений в нормированные величины (стены) получили следующие результаты:
4 по координирующему типу;
6 по стимулирующему типу;
3 по содействующему типу;
2 по контролирующему типу.
Используя стандартные тригонометрические формулы, получили значения по оси Х=3,5 и по оси Y=2,1. Рассчитываем значение угла α=31°.
Для данного преимущественного типа поведения наиболее характерна роль «Генератор идей», вторая по значимости «Исследователь ресурсов», не характерны «Финишер» («Реализатор») и «Аналитик».
Таким образом, предлагаемые изобретения позволяют:
- оценить преимущественный тип поведения и тот тип поведения личности, который она демонстрирует. Эта оценка происходит с высокой точность и в короткий промежуток времени, например около 10 мин;
- оценить деятельность (вариант психограммы);
- оценить индивидуальный стиль практически любой деятельности;
- оценить те качества и свойства личности, проявление которых у личности вызывает минимальное и максимальное внутреннее напряжение;
- производить профориентацию;
- производить профессиональный психологический отбор;
- формировать кадровый резерв и оказывать помощь в ротации кадров;
- формировать высокоэффективные команды, группы;
- оценить внутреннее напряжение, которое возникает у личности для успешного выполнения задач деятельности, т.е. насколько личностные качества и свойства соответствуют профессионально важным качествам;
- прогнозировать вероятность развития психосоматических нарушений в зависимости от величины внутреннего напряжения, тем самым проводить работу по сохранению и продлению профессионального здоровья профессионалов,
причем второй вариант решения является универсальным т.к. не зависит от специфики населения (культура, ценности и язык общения). Такое решение в мировой практике впервые удалось осуществить.
Решение данных задач актуально для здравоохранения, системы подготовки и обучения, профориентации, профотбора, адаптации к деятельности, формирования кадрового резерва и ротации кадров, а также сохранения профессионального здоровья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | 2007 |
|
RU2347529C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ | 2001 |
|
RU2201712C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | 2012 |
|
RU2519774C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЛЕКТИВА | 2013 |
|
RU2567463C2 |
Способ мониторинга профессиональной надёжности | 2022 |
|
RU2825116C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ | 2009 |
|
RU2402268C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2245097C1 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ | 2012 |
|
RU2506046C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА | 2001 |
|
RU2182815C1 |
Изобретение относится к психофизиологии. Предлагается способ оценки преимущественного типа личности (варианты), заключающийся в применении психофизиологического опросника или набора тестовых заданий и последующей оценке результатов, полученных по ним, причем при применении опросника оценку результатов осуществляют после их сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок, которые раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности и определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности, а при применении набора тестовых заданий выполняют общую оценку результатов выполнения комплекса психофизиологических наборов тестовых заданий путем их сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок, которые раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, и определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности. Способ позволяет оценить преимущественный тип поведения; индивидуальный стиль деятельности; производить профориентацию; формировать кадровый резерв и оказывать помощь в ротации кадров. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 табл., 4 ил, 5 пр.
1. Способ оценки преимущественного типа личности, заключающийся в применении психофизиологического опросника и в оценке результатов, полученных по нему, причем применение опросника ведут с ограничением времени с одновременным ранжированием ответов по каждой группе утверждений опросника, которые предварительно сформированы и отражены в нем по принципу объединения противоположных психологических и психофизиологических качеств, описывающих внешнее проявление возможного поведения личности, а оценку результатов осуществляют после их сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок, которые раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, и определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности.
2. Способ оценки преимущественного типа личности по п.1, отличающийся тем, что после определения физиологической стоимости деятельности осуществляют одну оценку из ниже указанных: типа темперамента; индивидуального стиля личности в деятельности; уровня внутреннего напряжения личности, который возникает при выполнении функциональных обязанностей и задач деятельности; или всего комплекса оценок вместе.
3. Способ оценки преимущественного типа личности по п.1, отличающийся тем, что экспертные оценки раскрывают индивидуальный стиль в процессе обучения - с учетом особенностей индивидуальных познавательных психических процессов и/или индивидуальный стиль групповой деятельности - ролей в группе, команде.
4. Способ оценки преимущественного типа личности, заключающийся в выполнении психофизиологических наборов тестовых заданий, которые предварительно сформированы и содержат различный психофизиологический стимульный материал, каждый в отдельности соответствующий какому-либо основному типу личности, и в оценке результатов, полученных по ним, причем применение набора тестовых заданий ведут с ограничением времени, с оценкой скорости реакции личности на предъявленный стимульный материал, с определением точности решения тестовых заданий, после чего выполняют общую оценку результатов выполнения комплекса психофизиологических наборов тестовых заданий путем их сравнения с оценками, находящимися в предварительно сформированной базе данных экспертных оценок, которые раскрывают виды деятельности и задачи и/или функционал этих видов деятельности, и определяют физиологическую стоимость деятельности, выполнения задач и/или функционала деятельности.
5. Способ оценки преимущественного типа личности по п.4, отличающийся тем, что после определения физиологической стоимости деятельности осуществляют оценку из ниже указанных: типа темперамента; индивидуального стиля личности в деятельности; уровня внутреннего напряжения личности, который возникает при выполнении функциональных обязанностей и задач деятельности; или всего комплекса оценок вместе.
6. Способ оценки преимущественного типа личности по п.4, отличающийся тем, что экспертные оценки раскрывают индивидуальный стиль в процессе обучения - с учетом особенностей индивидуальных познавательных психических процессов и/или индивидуальный стиль групповой деятельности - ролей в группе, команде.
RU 95101169 A1, 27.12.1996 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
Райгородский Д.Я | |||
Практическая психодиагностика | |||
- Самара, 1998, с.133-140 | |||
Белов В.В., Белова В.И | |||
Динамика состояния здоровья, типы личности и степень профессиональной успешности | |||
Материалы конференции института по итогам научных исследований в XII пятилетке | |||
- Челябинск, 1990, с.144-147. |
Авторы
Даты
2013-01-27—Публикация
2011-03-01—Подача