Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе и др.
Известен способ диагностики типа темперамента человека (патент РФ №2153286, МКИ А61В 5/16, 07.08.1997 г.), а также способ диагностики типа личности (патент РФ №2203619, МКИ А61В 5/16, 18.07.2001 г.) и способ диагностики структуры процесса самоорганизации человека (патент РФ №2252700, МКИ: А61В 5/16, 28.10.2003 г.). Однако данные способы не позволяют диагностировать успешность человека в управленческой деятельности.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ диагностики ограничений менеджера (Вудкок М. Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. С.32-41), включающий выявление с помощью опросной методики степени выраженности одиннадцати личностных характеристик (способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы). Однако данный способ позволяет лишь косвенно и весьма приблизительно оценить успешность линейных менеджеров (менеджеров низшего звена), то есть он имеет низкую точность диагностики, так как в опросной методике отсутствуют шкалы для диагностики необходимых личностных характеристик и формула оценки успешности линейных менеджеров.
Цель изобретения - повышение точности диагностики успешности линейного менеджера.
Указанная цель достигается тем, что в способе диагностики успешности линейного менеджера, включающем выявление с помощью опросной методики степени выраженности ряда личностных характеристик, согласно изобретению, выявляется степень выраженности таких личностных характеристик, как «Четкие ценности», «Влияние на окружающих», «Целеустремленность», «Творческий подход» и «Управленческие установки», а успешность линейного менеджера определяется по формуле
УЛМ=43,23+3,53·ЧЦ+2,34·ВО-3,45·Ц/у-1,29·ТП-1,20·УУ,
где ЧЦ - результаты по шкале «Четкие ценности» опросника;
ВО - результаты по шкале «Влияние на окружающих» опросника;
Ц/у - результаты по шкале «Целеустремленность» опросника;
ТП - результаты по шкале «Творческий подход» опросника;
УУ - результаты по шкале «Управленческие установки» опросника.
Предлагаемый способ позволяет проводить диагностику успешности линейных менеджеров с большей точностью, поскольку в нем:
- выявляются и используются личностные характеристики, которые непосредственно влияют на успешность деятельности линейного менеджера;
- используется специальная формула для оценки успешности линейного менеджера (УЛМ);
- имеется таблица, с помощью которой, используя полученные по формуле УЛМ результаты, определяется уровень успешности линейного менеджера.
Способ осуществляется следующим образом.
Испытуемый выражает свое отношение к каждому утверждению опросника «Потенциал менеджера» (Ишков А.Д. Диагностика управленческого потенциала менеджера / Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2006. - 215 с. С.77-85. Подписано в печать 22.08.2006) с помощью четырехбалльной системы оценки:
- 2 - не согласен полностью;
- 1 - не согласен частично;
1 - согласен частично;
2 - согласен полностью.
Опросник «Потенциал менеджера» рассматривает девять характеристик менеджера, которые оказывают существенное влияние на его эффективность в профессиональной деятельности. Уровень выраженности каждого параметра диагностируют с помощью соответствующей шкалы опросника:
- Шкала I «Самоуправление» оценивает умение человека бороться со стрессами, рационально использовать свое время, силы и способности, поддерживать здоровье и работоспособность.
- Шкала II «Четкие ценности» оценивает наличие у человека ясного понимания собственных жизненных ценностей, соответствующих условиям современной деловой и частной жизни, ориентацию на эффективность, реализацию личного потенциала работников, развитие и совершенствование.
- Шкала III «Целеустремленность» оценивает наличие у человека четких личных целей, их реализм и достижимость, умение, не упуская главного в угоду второстепенному, достигать задуманное.
- Шкала IV «Саморазвитие» оценивает нацеленность человека на постоянное саморазвитие, восприимчивость к новым ситуациям и возможностям. Отражает умение человека анализировать собственную деятельность, преодолевать слабости и неудачи, способность рисковать.
- Шкала V «Решение проблем» оценивает умение человека находить различные варианты выхода из сложившейся ситуации, контролировать ее, привлекать необходимых специалистов, оперативно принимать эффективные решения, пересматривать свои планы и цели, проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю.
- Шкала VI «Творческий подход» оценивает склонность человека к инновациям, изменениям и экспериментам, умение принимать нестандартные творческие решения, стимулировать и достойно оценивать изобретательность других.
- Шкала VII «Влияние на окружающих» оценивает наличие дара внушения, воодушевления людей, умение убедить, «повести за собой», согласовать спорный вопрос, обеспечить участие и помощь окружающих.
- Шкала VIII «Управленческие установки» оценивает понимание человеком сути управленческого труда и мотивации работников, наличие современных представлений о роли руководителя.
- Шкала IX «Навыки руководства» оценивает умение человека создавать эффективно работающие команды, добиваться результата от работы подчиненных, умение обучать их, помогать в личном и служебном росте, владение конкретными методами и приемами управления.
Сумма баллов по шкалам подсчитывают с учетом знака оценки. Затем полученные данные подставляют в формулу УЛМ и по ее результатам с помощью таблицы 1 определяют уровень успешности менеджера низшего звена.
Пример осуществления способа.
На освободившуюся должность мастера в строительной фирме NN претендовало три бригадира. Поскольку явных преимуществ ни у одного из претендентов не было, то руководство фирмы пригласило для решения вопроса психолога-консультанта по профотбору. Консультант решил, что в данном случае оптимальной методикой является опросник «Потенциал менеджера», который и был проведен со всеми претендентами на должность мастера.
Подсчитав сумму баллов по шкалам с учетом знака оценки, консультант подставил полученные данные в формулу УЛМ, и по ее результатам с помощью таблицы 1 определил уровень успешности каждого из претендентов в должности менеджера низшего звена (мастера). Результаты представлены в таблице 2.
Консультант рекомендовал назначить на должность мастера претендента №2, что и было сделано руководством фирмы. Бывший бригадир уже более полугода трудится на новой должности и, по мнению руководства, очень успешно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПАРАМЕТРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2357666C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЦЕЛОСТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2357667C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2354295C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ШИРОТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2354296C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2282467C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ БАЗОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА | 2006 |
|
RU2303467C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2003 |
|
RU2252700C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ | 2001 |
|
RU2203619C2 |
СПОСОБ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ | 2012 |
|
RU2506046C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА | 1997 |
|
RU2153286C2 |
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе, профориентации. Выявляют степень выраженности личностных характеристик, которые осуществляют с помощью шкал из опросника «Потенциал менеджера»: «Четкие ценности»; «Влияние на окружающих»; «Целеустремленность»; «Творческий подход»; «Управленческие установки», шкалы оценивают по 4-балльной системе оценок: «-2» - не согласен полностью; «-1» - не согласен частично; «1» - согласен частично; «2» - согласен полностью, затем определяют успешность линейного менеджера (УЛМ) по формуле: УЛМ=43,23+3,5·ЧЦ+2,34·ВО-3,45·Ц/у-1,29·ТП-1,20·УУ, где ЧЦ - результат по шкале «Четкие ценности» опросника; ВО - результат по шкале «Влияние на окружающих» опросника; Ц/у - результат по шкале «Целеустремленность» опросника; ТП - результат по шкале «Творческий подход» опросника; УУ - результат по шкале «Управленческие установки» опросника. Способ позволяет повысить точность диагностики успешности линейного менеджера. 2 табл.
Способ диагностики успешности линейного менеджера, включающий оценку личностных характеристик, отличающийся тем, что оценку личностных характеристик осуществляют с помощью шкал из опросника "Потенциал менеджера", а именно "Четкие ценности"; "Влияние на окружающих"; "Целеустремленность"; "Творческий подход"; "Управленческие установки", шкалы оценивают по 4-х балльной системе оценок: "-2" - не согласен полностью; "-1" - не согласен частично; "1" - согласен частично; "2" - согласен полностью, затем определяют успешность линейного менеджера (УЛМ) по формуле
УЛМ=43,23+3,53·ЧЦ+2,34·ВО-3,45·Ц/у-1,29-ТП-1,20·УУ,
где ЧЦ - результат по шкале "Четкие ценности" опросника;
ВО - результат по шкале "Влияние на окружающих" опросника;
Ц/у - результат по шкале "Целеустремленность" опросника;
ТП - результат по шкале "Творческий подход" опросника;
УУ - результат по шкале "Управленческие установки" опросника, и при УЛМ≤25 диагностируют низкий уровень успешности линейного менеджера, 25<УЛМ≤46 - ниже среднего, 46<УЛМ≤64 - средний, 64<УЛМ≤77 - выше среднего, 77<УЛМ - высокий уровень успешности линейного менеджера.
ВУДКОК М., ФРЭНСИС Д | |||
Раскрепощенный менеджер | |||
- М.: Дело, 1991, с.32-41 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ | 2004 |
|
RU2277856C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2245097C1 |
СПИВАК В.А | |||
Идеальный руководитель, идеальный предприниматель | |||
- СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003, с.320. |
Авторы
Даты
2008-03-27—Публикация
2006-12-28—Подача