СПОСОБ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА Российский патент 2009 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2359611C1

Изобретение относится к сфере психологической диагностики и может быть использовано в области общей, возрастной, организационной и клинической психологии. Изобретение позволяет анализировать текущее субъектное состояние человека через оценку его отношений к набору объектов в виде проективной серии по определенным категориям.

В психологическом смысле, субъектное состояние человека, проявляемое в проективной серии последовательности объектов, является характеристикой его социальнодеятельностных потенций в отношении к объектному пространству и определяет его готовность выполнять ту или иную деятельность и склонность этого человека проявлять свое эмоциональное состояние в рамках определенных категорий.

Фундаментальным основанием для разработки предлагаемого изобретения послужили исследования Жана Пиаже. По Ж.Пиаже, сериация, - это объединение асимметричных транзитивных отношений в систему. Например, ребенку дается определенное число неравных отрезков А, В, С, … и ему нужно расположить их в порядке возрастания длинны. Если отрезки существенно не равны, то не возникает никакой логической проблемы, и ребенок может построить серию на одном наблюдении. Но, если вариации в длине малозаметны, то отрезки должны сравниваться одновременно по два, прежде чем их можно будет расположить в такую серию (Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификация и сериация. М: Эксмо-Пресс, 2002).

Пиаже и его последователи использовали сериацию объектов по категориям с выделенными эталонами меры (длина, объем, …) для оценки уровня интеллекта у детей. Изучая то, как ребенок справляется с поставленной задачей, Пиаже делал вывод о том, на сколько хорошо у испытуемых развита эта эталонная категория меры и делал выводы об уровне развития интеллекта. Наш способ, в отличие от сериации по длине, объему, форме, основан на сериации объектов по субъектному состоянию человека в текущей ситуации и разворачивается без опоры на абсолютные общепринятые эталоны мер. То есть сериация объектов разворачивается на сугубо субъектных основаниях отношения человека к категории в целом.

Аналогичным способом психологической диагностики, базирующимся на субъектных основаниях, характеризующих психические, личностные особенности испытуемого, является цветовой тест Люшера. Этот способ также основывается на ранжировании предлагаемых цветовых объектов в соответствии с принятием того или иного цвета. В ранжировании объектов по Пиаже и в нашем способе, в отличие от теста Люшера, обычно, однозначно не уточняется, по какому критерию должно происходить это принятие или не принятие цвета. То есть психолог, проводящий диагностику по тесту Люшера, предлагает испытуемому выбирать цвета по «принятию», часто расшифровывая «принятие» как наиболее приятный, наиболее близкий, наиболее любимый, красивый … цвет.

Другой отличительной чертой, отличающей наш способ и сериацию по Пиаже от теста Люшера, заключается в принципе анализа полученных проективных последовательностей объектов. Если в нашем способе (и у Пиаже), основное значение в оценке психических особенностей имеет вся последовательность объектов в соответствии с категорией, а попарное сравнение объектов в последовательности имеет частный характер, то в тесте Люшера - наоборот. То есть в тесте Люшера, полученные последовательности анализируются в соответствии с парным расположением цветов в проективной серии, где критерием оценки является не соответствие категорий, а опора на большую статистическую выборку испытуемых, делающих тот или иной парный выбор цветов в серии (Люшер М. Цветовой тест Люшера "Психологический практикум: тесты" Издательство Эксмо Москва, 2002).

Отличительной особенностью нашего способа оценки субъектного состояния от теста Люшера и сериации по Пиаже, является ранжирование с опорой на однозначно принятый список объектов или матрицу. То есть, если сериация по Пиаже и в тесте Люшера проводится в непосредственном перераспределении объектов в пространстве (на рабочем столе), то наш способ подразумевает порядковую фиксацию объектов в числовых ранговых значениях относительно изначально скомпонованного списка объектов. Опора на общий в процессе всего анализа список объектов - матрицу, позволяет фиксировать проективные серии в ранговых значениях по каждому объекту. Такая фиксация объектов в ранговых значениях позволяет проводить математические операции с этими значениями, где относительной системой координат становится изначальный список объектов. В частности, можно количественно сравнивать целостные проективные последовательности как между собой, так и со статистически полученными последовательностями, характеризующими категорию.

Иная система оценки используется в методе семантического дифференциала, разработанном Ч.Озгудом и адаптированном В.Ф.Петренко. Метод семантического дифференциала является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе семантического дифференциала измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибальных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов (Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В.Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с).

В этом методе, как и в нашем способе, испытуемым предлагается расположить объект в семантическом пространстве (не обязательно категории), но при этом не используется принцип ранжирования. То есть испытуемый на основании своего субъективного представления определяет положение анализируемого объекта между двумя полюсами; между парой антонимов. В результате разные объекты могут занимать одно и то же обобщенное положение в семантическом пространстве, то есть метод семантического дифференциала в отличие от нашего способа (теста Люшера и сериации Пиаже) не позволяет учитывать относительный характер субъектной оценки.

Способ оценки субъектного состояния осуществляется путем сравнения полученной в процессе ранжирования стимульной выборки различных объектов с получением проективной серии этих объектов по категории и сравнением полученной проективной серии с другими сериями этих же объектов. При этом человеку предлагается выборка объектов (А, Б, В, …,) в определенном количестве (например: N=15). В качестве стимульного материала может быть использован любой набор объектов (например: материальные предметы, понятия, звуки (фонемы), действия, символы, а также люди как объекты анализа). Получаемые результаты проективного отношения субъекта к объектам заносятся в единую для вех субъектов таблицу-матрицу, которая подготавливается заранее и имеет четко установленный порядок объектов в строке (например: по алфавиту).

Ф.И.О. субъекта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О Серия Фиг.1

После ознакомления субъекта с выборкой объектов ему прелагается выбрать объект по наибольшему соответствию этого объекта определенной категории (Y) (например: яркий (Y1)). Этот объект является началом проективной серии (S1) и в матрице, в ячейке, расположенной под названием объекта (в примере это объект Д) обозначается числом (1). После этого, из оставшихся объектов ему предлагается выбрать следующий объект наиболее соответствующий этой категории и обозначается следующим числом (2), затем следующий объект наиболее соответствующий категории (3), и так до полного ранжирования всех объектов (N). Таким образом, получается последовательность объектов, выраженная в числовых значениях (серия S1) в соответствии с определенной категорией (Y1) проективно представленная одним субъектом (Х1), в объеме объектной выборки (N), то есть S1=S(X1Y1)dN:

Иванов А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О S(X1Y1)dN 9 2 11 15 1 14 8 7 5 4 12 10 3 13 6 Фиг.2

Другие серии этих же объектов могут быть получены в результате ранжирования этой же выборки объектов другими субъектами по этой категории:

Петров А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О S(X2Y1)dN 10 3 7 1 6 2 5 11 15 13 9 12 4 14 8 Фиг.3

Или этим же субъектом, но по другим категориям:

Иванов А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О S(X1Y2)dN 5 1 4 2 10 6 7 8 14 12 3 15 11 9 13 Фиг.4

Полученные таким образом числовые серии является объектом дальнейшего сравнения с другими сериями, полученными аналогичным образом. Сравнение серий проводится по двум принципам: исключения и дополнения. Благодаря тому, что список объектов всем субъектам представляется в одной последовательности в структуре матрицы, возникает возможность сравнивать ранговые серии между собой. Для сравнения целостных ранговых серий между собой сначала проводится сравнение по каждому объекту списка (матрицы) в отдельности. Ранговые значения разных субъектов соответствующие одному объекту складываются, вычитаются, делятся..., а затем полученные результаты сравнения по каждому объекту суммируются по всей выборке объектов. Полученные таким образом суммы отношений между объектами характеризуют отношения между последовательностями и субъектами, проводившими ранжирование объектов, в психологическом смысле в целом. Сравнение последовательностей разных субъектов по принципу исключения, вычитанием ранговых значений по каждому объекту и суммированием разниц по модулю позволяет оценивать психологическую совместимость субъектов (например: сотрудников одной компании) между собой по определенным категориям (например: компетенциям):

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О Степень совместимости Иванов S(X1Y1)dN 9 2 11 15 1 14 8 7 5 4 12 10 3 13 6 Петров S(X2Y1)dN 10 3 7 1 6 2 5 11 15 13 9 12 4 14 8 Разность -1 -1 4 14 -5 12 3 -4 -10 -9 3 -2 -1 -1 -2 72 Фиг.5

Чем меньше отклонение между сериями двух субъектов (72), тем выше их психологическая совместимость по категории. Степень психологической совместимости по компетенции имеет отношение к организации работы в коллективе. Высокая степень психологической совместимости субъектов является необходимым условием организации совместной деятельности. Сравнение последовательностей разных субъектов, в количестве L человек, по принципу дополнения, сложением ранговых значений по каждому объекту по одной категории (например: яркий (Y1)) позволяет получить обобщенную последовательность для определенной категории: S(Y1). Для этого суммируются все ранговые значения по объекту в группе субъектов (L):

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О Иванов 9 2 11 15 1 14 8 7 5 4 12 10 3 13 6 Петров 10 3 7 1 6 2 5 11 15 13 9 12 4 14 8 Егоров 8 5 4 9 1 2 3 13 15 14 11 12 6 10 7 Сидоров 4 7 13 1 10 8 12 3 14 6 15 2 11 5 9 Козлов 15 6 4 3 12 9 7 1 14 10 13 11 2 5 8 Смит 14 6 10 12 1 4 13 5 7 11 15 2 3 8 9 Гердт 12 5 10 14 3 2 6 15 8 13 7 9 4 1 11 Ургант 15 5 3 10 14 13 2 4 8 12 1 7 9 11 6 Ким 10 4 13 2 3 15 7 12 13 1 5 8 11 9 6 Попов 5 2 13 9 11 12 3 6 15 1 7 14 4 8 10 Чуйков 2 12 6 15 4 1 10 13 11 5 7 14 3 8 9 Гайда 12 5 8 1 13 15 4 10 11 14 3 6 9 2 7 СУММА 116 62 102 92 79 97 80 100 136 104 105 107 69 94 96 Фиг.6

На основании сумм ранговых значений по категории проводится вторичное ранжирование с получением проективной последовательности категории (Y1) для группы субъектов (L). То есть минимальному значению суммы (62) по объекту придается значение 1, более высокому значению суммы (69) значение 2, и т.д., до максимального значения (136), которому придается ранговое значение 15, таким образом, получаем проективную серию объектов для категории Y1: S(Y1):

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О сумма 116 62 102 92 79 97 80 100 136 104 105 107 69 94 96 S(Y1) 14 1 10 5 3 8 4 9 15 11 12 13 2 6 7 Фиг.7

Набор обобщенных последовательностей (S(Y1), S(Y2), S(Y3), …), выделенный на статистически достоверной выборке, позволяет анализировать текущее субъектное состояние любого человека по этим категориям. То есть полученные, таким образом, проективные серии по категориям, могут быть использованы для индивидуальной, количественной, оценки соответствия между проективной последовательностью субъекта (по этой или другой категории) с проективной серией полученной категории по принципу исключения (см. Фиг.5).

На основании способа оценки субъектного состояния, где в качестве объектов оценки выступают представители одной группы общения, разработан метод оценки межличностных отношений, который позволяет определять статусное положение человека в структуре компании и оценивать способность этого человека ориентироваться в личностных и профессиональных категориях. С использованием метода разработанного на основании способа оценки субъектного состояния защищено семь дипломных и одна кандидатская работа, метод широко применяется в организационной работе в ряде копаний (Шабельников И.В. Особенности исследования межличностных отношений методом матричного анализа / Вестник МГОУ. Серия «Психология и педагогика». - №2 (26). - 2006. - М.: Изд-во МГОУ, стр.33).

На основании способа оценки субъектного состояния, где в качестве объектов оценки используются фонемы, разработан метод звуко-фонетической оценки интрапсихического субъектного состояния. Использование фонем в качестве объектов оценки позволяет применять способ оценки субъектного состояния человека к представителям одной языковой группы. При этом любой человек самостоятельно может оценить свое субъектное состояние (Шабельников И.В. Звуко-фонетическая оценка интрапсихического субъектного состояния / Вестник МГОУ. Серия «Психология и педагогика». В печати - 2008. - М.: Изд-во МГОУ).

Похожие патенты RU2359611C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2008
  • Ишинова Вера Александровна
  • Соловьева Светлана Леонидовна
RU2401643C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 2012
  • Огнев Александр Сергеевич
  • Глазков Андрей Александрович
  • Венерина Ольга Геннадьевна
RU2519774C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОКАЗАНИЙ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, НЕСОВМЕСТИМЫХ С ПРИЕМОМ АЛКОГОЛЯ 2012
  • Крупицкий Евгений Михайлович
  • Трусова Анна Владимировна
RU2512764C2
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 2015
  • Кузьмичева Ирина Александровна
RU2627593C2
Способ выявления профессиональной направленности 2019
  • Никифоров Андрей Владиславович
RU2737736C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ 2016
  • Перевозкина Юлия Михайловна
  • Паньшина Людмила Васильевна
  • Андроникова Ольга Олеговна
  • Дмитриева Наталья Витальевна
RU2625284C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2003
  • Мельникова Е.А.
RU2245097C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ БОЛИ 2003
  • Адашинская Г.А.
  • Мейзеров Е.Е.
  • Фадеев А.А.
RU2251388C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИН ТЕСТОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2008
  • Мухин Александр Владимирович
RU2360603C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 2011
  • Букановская Тамара Ивановна
  • Дзапарова Лаура Казбековна
  • Юханов Валерий Николаевич
RU2452379C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Изобретение относится к сфере психологической диагностики и может быть использовано в области общей, возрастной, организационной и клинической психологии. Осуществляют сравнение проективных серий различных объектов, отражающих субъектное состояние человека. Человеку предоставляют набор объектов, расположенный в фиксированной последовательности в виде списка объектов - матрицы, и предлагают выбрать из этой последовательности объект, наиболее соответствующий анализируемой категории, отметив его первым порядковым номером, затем из оставшихся объектов предлагают выбрать второй объект, соответствующий анализируемой категории, отметив его вторым порядковым номером, затем из оставшихся предлагают выбирать по одному объекту, отмечая его соответствующими порядковыми номерами до полного ранжирования представленных объектов. Полученная, таким образом, проективная серия порядковых номеров объектов, характеризующая субъектное состояние человека в отношении оценочной категории, фиксируется в соответствии со списком объектов в матрице. Анализируют проективные серии путем сравнения ранговых значений различных испытуемых по общей оценочной категории между собой по каждому объекту выборки. Выделяют общее отклонение по всей проективной серии. Общее отклонение ранговых значений по каждому объекту выборки характеризует степень психологического соответствия испытуемых между собой по оценочной категории. Сумма ранговых значений по каждому объекту выборки испытуемых характеризует общее для испытуемых представление об оценочной категории. Выделяют меру категории для оценки субъектного состояния по категории вторичным ранжированием каждого объекта на основании сумм ранговых значений, причем наименьшему числу суммы ранговых значений придается первое ранговое значение, далее по возрастанию. На основании сравнения общего отклонения проективной серии испытуемого по каждому объекту выборки от полученной вторичным ранжированием серии - меры категории, оценивают выраженность субъектного состояния испытуемого человека по оценочной категории. Способ позволяет оценить субъектное состояние человека. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 359 611 C1

Способ оценки субъектного состояния человека, заключающийся в том, что осуществляют сравнение проективных серий различных объектов отражающих субъектное состояние человека, а именно человеку предоставляют набор объектов расположенный в фиксированной последовательности в виде списка объектов - матрицы, и предлагают выбрать из этой последовательности объект, наиболее соответствующий анализируемой категории, отметив его первым порядковым номером, затем из оставшихся объектов предлагают выбрать второй объект, соответствующий анализируемой категории, отметив его вторым порядковым номером, затем из оставшихся предлагают выбирать по одному объекту, отмечая его соответствующими порядковыми номерами до полного ранжирования представленных объектов, полученная, таким образом, проективная серия порядковых номеров объектов, характеризующая субъектное состояние человека в отношении оценочной категории, фиксируется в соответствии со списком объектов в матрице, анализируют проективные серии путем сравнения ранговых значений различных испытуемых по общей оценочной категории между собой по каждому объекту выборки, выделяют общее отклонение по всей проективной серии, общее отклонение ранговых значений по каждому объекту выборки характеризует степень психологического соответствия испытуемых между собой по оценочной категории, сумма ранговых значений по каждому объекту выборки испытуемых характеризует общее для испытуемых представление об оценочной категории, выделяют меру категории для оценки субъектного состояния по категории вторичным ранжированием каждого объекта на основании сумм ранговых значений, причем наименьшему числу суммы ранговых значений придается первое ранговое значение, далее по возрастанию, на основании сравнения общего отклонения проективной серии испытуемого по каждому объекту выборки от полученной вторичным ранжированием серии - меры категории, оценивают выраженность субъектного состояния испытуемого человека по оценочной категории.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2359611C1

Шабельников И.В
Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъектные позиции и статус подростков и юношей в группе
Автореферат дис
на соискание уч.ст
кандидата психологических наук
- М., 2003
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ 2006
  • Бондарев Игорь Павлович
  • Вылегжанин Олег Игнатьевич
  • Зубова Любовь Викторовна
RU2312598C1
Шабельников И.В
Корпоративная культура и реинжиниринг подразделения
Кадровая служба и управление

RU 2 359 611 C1

Авторы

Шабельников Ирлан Витальевич

Даты

2009-06-27Публикация

2007-12-28Подача