ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА Российский патент 2009 года по МПК B64C11/02 

Описание патента на изобретение RU2360834C1

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для проектирования втулок несущих винтов с шаровыми шарнирами всех типов вновь разрабатываемых вертолетов и автожиров, а также для замены втулок серийных вертолетов и автожиров на предлагаемые.

Известны втулки несущих винтов вертолетов соосной схемы, в частности, упругое устройство крепления каждой из лопастей к втулке многоцелевого российского вертолета Ка-126 выполнено в виде пластинчатого торсиона, который одним концом жестко крепится к втулке, а вторым через переходной элемент соединен с лонжероном лопасти, при этом имеется шаровая опора, которая закреплена к втулке, и жесткое звено, соединенное одной стороной совместно с переходным элементом и пластинчатым торсионом, а другой закреплено на шаровой опоре, центр которой расположен на продольной упругой оси лопасти на участке (0,019…0,020)R от оси ее вращения, где R - радиус несущего винта (Патент RU 41701 U1 на полезную модель, срок действия с 02.07.04 г., опубликован в Официальном бюллетене федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Изобретения, полезные модели, № 31 ч.III, 2004 г., стр.572). Недостатком данного технического решения является сложность конструкции, дороговизна производства и применение только для легких вертолетов.

В качестве прототипа выбрано устройство втулки российского тяжелого вертолета Ми-26 с горизонтальным, вертикальным и осевым шарнирами крепления лопастей (A.M.Володько, А.Л.Литвинов. «Основы конструкции и технической эксплуатации одновинтовых вертолетов», Москва, Военное издательство, 1986 г.). Недостатком данного прототипа является сложность конструкции, большой вес и габариты, длительный производственный цикл изготовления и дороговизна производства, что обуславливает значительную трудоемкость при техническом обслуживании в эксплуатации (см. фиг.1 и фиг.2).

Изобретение направлено на уменьшение массы втулок несущих винтов вертолетов и автожиров, уменьшение их габаритных размеров, снижение стоимости производства и технического обслуживания за счет простоты конструкции и надежности шаровых шарниров, воспринимаемых все действующие на лопасть аэродинамические, инерционные силы, гасящих колебания лопастей без демпферов и обеспечивающих изменение их угла атаки.

Поставленная задача решается тем, что у втулки несущего винта, содержащей ступицу, центробежный ограничитель свеса, рычаг поворота, наконечник крепления лопасти, в ступице выполнены полусферические полости по количеству лопастей, а на наружных цилиндрических поверхностях, ограничивающих полости, выполнено резьбовое соединение для крепления корпуса шарового шарнира с окном для выхода цилиндрического стержня, внутри которого расположен шар, выполненный заодно со стержнем, стержень снабжен съемным наконечником для крепления лопасти, внизу на наружной поверхности стержня закреплен центробежный ограничитель свеса, который взаимодействует с упором на корпусе шарового шарнира, сбоку на стержне закреплен рычаг поворота лопасти, на наружной цилиндрической поверхности окна корпуса шарового шарнира расположен чехол из эластичного материала, охватывающий стержень, окно для выхода стержня выполнено в виде эллипса, наконечник для крепления лопасти выполнен съемным.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.3 и 4 представлены: ступица втулки - 1, шар - 2, корпус шарового шарнира - 3, резьбовое соединение - 4, стержень цилиндрический с наконечником для крепления лопасти - 5, центробежный ограничитель свеса - 6, эластичный чехол - 7, рычаг поворота лопасти - 8. На фиг.3 представлена втулка несущего винта для четырех лопастей.

Втулка несущего винта представляет собой ступицу 1 с шаровыми шарнирами по количеству лопастей (см. фиг.3, 4). Узел шарового шарнира представляет собой шар 2 и корпус 3 с внутренней сферической поверхностью, который с помощью резьбового соединения 4 крепится к ступице втулки 1. Шар шарнира выполнен как одно целое со стержнем 5, с наконечником к которому при помощи двух болтов крепится лопасть. В корпусе шарового шарнира 3 выполнено эллипсное окно (сеч. А-А, фиг.3) для выхода стержня 5, выполняющее еще и роль упоров для ограничения перемещений стержня с лопастью в горизонтальной и вертикальной плоскости. Для уменьшения угла отклонения лопасти вниз на стоянке в нижней части стрежня имеется центробежный ограничитель свеса 6 (фиг.4). Окно корпуса шарового шарнира снаружи прикрыто эластичным чехлом 7, на наружной цилиндрической поверхности стержня расположен рычаг поворота лопасти 8.

Втулка несущего винта с шаровыми шарнирами работает следующим образом. При раскрутке несущего винта и достижении определенных оборотов центробежный ограничитель свеса 6 высвобождается с упора на корпусе шарового шарнира 3 и лопасть вместе со стержнем 5 занимает положение по направлению вектора результирующей силы, действующей на лопасть. При дальнейшем увеличении оборотов с увеличением шага винта на режиме осевого обтекания увеличивается подъемная сила лопасти, она приподнимается относительно шарового шарнира и образует конус вращения. В этом случае вертикальная и горизонтальная составляющие результирующей силы по азимуту равны, воспринимаются узлом шарового шарнира и передаются через ступицу 1 на вал редуктора.

В горизонтальном полете за счет разности скоростей набегающего потока воздуха на наступающие и отступающие лопасти вертикальные и горизонтальные составляющие результирующей силы по азимуту будут разные, что вынуждает лопасть вместе со стержнем 5 совершать колебательные движения относительно шарового шарнира в вертикальной и горизонтальной плоскости под действием этих аэродинамических сил, а также инерционных сил вследствие этих колебаний.

Таким образом, узел шарового шарнира, имея три степени свободы, обеспечивает колебания лопасти в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также поворот лопасти относительно ее продольной оси при изменении шага винта автоматом перекоса, что исключает применение горизонтального, вертикального и осевого шарниров или пластинчатых торсионов со сферическими эластомерными подшипниками. При этом шаровый шарнир воспринимает все действующие на лопасть аэродинамические и инерционные силы в полете и на земле при вращении несущего винта. Вследствие большой площади контакта шара и корпуса узел шарового шарнира способен воспринимать значительно большие нагрузки по сравнению с опорно-упорными подшипниками трехшарнирной втулки, что уменьшает его габариты.

Кроме того, шаровый шарнир обеспечивает гашение колебаний присоединенной к нему лопасти за счет трения шара о корпус, что исключает применение демпферов и торсионов. При этом динамические характеристики процесса гашения колебаний можно изменять за счет изменения усилия предварительной затяжки корпуса шарового шарнира, что конкретно для данной лопасти и летных характеристик вертолета позволяет устанавливать тарированную затяжку этого корпуса. Для смазки подвижной пары "шар-корпус" предусмотрено твердо-смазочное покрытие поверхностного слоя шара (насыщение ее графитов, по аналогии с изделиями для космоса), что исключает применение жидких смазок. Отвод тепла, выделяющегося при трении, достаточно эффективен за счет набегающего в полете потока воздуха.

Втулка несущего винта с шаровыми шарнирами имеет значительно меньшие геометрические размеры, а именно диаметр (Фвт) и высоту (Нвт):

Фшшврш+2δст

Фвтшшш+2Lствр+2(Фш+Lстст)

Нвтш+2δщ

где Фшш - диаметр расположения центров шаров;

Фвр - диаметр вала редуктора;

Фвт - диаметр втулки несущего винта;

Фш - диаметр шара;

Lст - длина стержня;

Нвт - высота втулки;

δст - толщина стенки втулки;

δщ - толщина стенки щеки шарового шарнира.

Примечание: Фш, δст, δщ определяются прочностным расчетом узла шарового шарнира и втулки.

Уменьшение геометрических размеров втулки и ее обтекаемые формы наряду с отсутствием демпферов, торсионов, эластомерных подшипников и жидких смазок снижает ее массу в два раза по сравнению с трехшарнирной втулкой, а также аэродинамическое (лобовое) сопротивление в полете.

Применение втулки с шаровыми шарнирами позволяет уменьшить плечо (Rшшшш/2) приложения вертикальной составляющей результирующей силы лопасти в полете, что значительно уменьшает тряску вертолета, в том числе и на режиме моторного планирования.

Для исключения попадания посторонних предметов, пыли, влаги окно корпуса шарового шарнира защищено эластичным чехлом 5 (фиг.3, 4), крепящимся двумя хомутами, соответственно на корпусе и стержне.

Втулка с шаровыми шарнирами позволяет применять лопасти и автомат перекоса традиционного исполнения одновинтовых вертолетов, вертолетов продольной, поперечной, соосной схем и автожиров. При этом за счет уменьшения диаметра втулки уменьшается диаметр всего несущего винта, что при сохранении постоянной окружной скорости конца лопасти позволяет увеличить максимальную скорость этих летательных аппаратов.

Если наконечник стержня для крепления лопасти по размерам больше, чем размеры окна в корпусе шарового шарнира, в этом случае наконечник должен быть съемным и крепится к стержню с помощью резьбы или сварки после монтажа шара в корпусе шарового шарнира при сборке.

Похожие патенты RU2360834C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ К ВАЛУ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Шохов Валерий Владимирович
RU2662616C1
Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета 1979
  • Лейканд М.А.
  • Остряков Б.С.
  • Курова И.В.
  • Дорошенко Ю.М.
SU801424A1
НЕСУЩИЙ ВИНТ 2005
  • Хамин Иван Никифорович
RU2296697C1
Втулка несущего винта 2023
  • Комарницкий Олег Владимирович
RU2798585C1
ВТУЛКА ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2016
  • Медведев Владимир Михайлович
  • Сигаев Виктор Алексеевич
  • Шибанов Юрий Викторович
RU2636233C1
ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Назаров Н.А.
  • Шацкий Г.Ю.
RU2119876C1
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ 2014
  • Мидзяновский Станислав Петрович
  • Короткевич Михаил Захарович
RU2544442C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ 2005
  • Татарников Андрей Павлович
  • Полынцев Олег Евгеньевич
RU2281885C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА, ЛОПАСТЬ ВИНТА 2008
  • Корж Павел Николаевич
  • Корж Николай Афанасьевич
RU2374137C1
ГОЛОВКА РОТОРА С ТОРСИОННОЙ ВТУЛКОЙ И ОБТЕКАТЕЛЕМ ДЛЯ АВТОЖИРА С ПРЫЖКОВЫМ ВЗЛЕТОМ И ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОСАДКОЙ 2006
  • Половинкин Борис Андреевич
RU2313473C1

Реферат патента 2009 года ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА

Изобретение может быть использовано в авиационной промышленности для проектирования втулок несущих винтов с шаровыми шарнирами всех типов вновь разрабатываемых вертолетов и автожиров, а также для замены втулок серийных вертолетов и автожиров на предлагаемые. Втулка несущего винта вертолета содержит ступицу, центробежный ограничитель свеса, рычаг поворота, наконечник крепления лопасти. Втулка отличается тем, что в ступице выполнены полусферические полости по количеству лопастей, а на наружных цилиндрических поверхностях, ограничивающих полости, выполнено резьбовое соединение для крепления корпуса шарового шарнира с окном для выхода цилиндрического стержня. Внутри корпуса расположен шар, выполненный заодно со стержнем, снабженным съемным наконечником для крепления лопасти. Внизу на наружной поверхности стержня закреплен центробежный ограничитель свеса, который взаимодействует с упором на корпусе шарового шарнира. Сбоку на стержне установлен рычаг поворота лопасти. На наружной цилиндрической поверхности окна корпуса шарового шарнира расположен чехол из эластичного материала, охватывающий стержень. Достигается уменьшение массы втулок несущих винтов вертолетов и автожиров, уменьшение их габаритных размеров и надежность. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 360 834 C1

1. Втулка несущего винта вертолета, содержащая ступицу, центробежный ограничитель свеса, рычаг поворота, наконечник крепления лопасти, отличающаяся тем, что в ступице выполнены полусферические полости по количеству лопастей, а на наружных цилиндрических поверхностях, ограничивающих полости, выполнено резьбовое соединение для крепления корпуса шарового шарнира с окном для выхода цилиндрического стержня, внутри которого расположен шар, выполненный заодно со стержнем, снабженным съемным наконечником для крепления лопасти, внизу на наружной поверхности стержня закреплен центробежный ограничитель свеса, который взаимодействует с упором на корпусе шарового шарнира, сбоку на стержне установлен рычаг поворота лопасти, а на наружной цилиндрической поверхности окна корпуса шарового шарнира расположен чехол из эластичного материала, охватывающий стержень.

2. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что окно для выхода стержня выполнено в виде эллипса.

3. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что ее габариты определяют из выражений
Фвтвр+2(Фш+Lстст);
Нвтш+2δщ,
где Фвр - диаметр вала редуктора;
Фвт - диаметр втулки несущего винта;
Фш - диаметр шара;
Lст - длина стержня;
Нвт - высота втулки;
δст - толщина стенки втулки;
δщ - толщина стенки щеки шарового шарнира.

4. Втулка по п.1, отличающаяся тем, что наконечник для крепления лопасти выполнен съемным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2360834C1

ФЛЮГЕРНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОДЯНОГО ПОТОКА 1934
  • Подгоричани В.С.
  • Комелов А.С.
SU41701A1
Порошковая проволока 1973
  • Разиков Михаил Иванович
  • Шумяков Валентин Иванович
  • Падар Валерий Александрович
  • Арнаутов Борис Васильевич
SU486883A1
Устройство для защиты гибкого кабеля 1971
  • Крикунов Виталий Яковлевич
  • Иванова Воля Павловна
  • Ихно Афанасий Григорьевич
SU898513A1
JP 6156391 A, 03.06.1994
US 4008980 A, 22.02.1977
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ РЕДУКТОРА 0
  • Известное Уст Ство Обладает Дом Недо Статко Ианри Мер, Нри Нередаче Моииюсти Иес Силы Ирс Орц Льные Ству Ему Крут Момеиту Козинкающне Тах Уиииерса Иар Ииро Ин, Лир Оказывают Мое Воздействие Теизометричееких Кхч Искажай Дег Ствител Ьиые Ачени Измер Емых Си, Оментов Изобретение Умен Ить Вли Ние Иесоосности Соедин Емых Валов Показани Теизовесо Уменьишгь Габарит Радиа Ьиом Нанрав Нии. Сущность Изобретении Иочаетс Том, Что Иверсалы А,Рииры Иолнены Виде Дво Зубчато Муфты, Соедниеж Через Уиругие Иластиичать Муфты Валом Тензо Метрических Через
  • Нодн Жесгко Занным Орнусо Теизоме
  • Чергеже Изоб Нред Аемое Уег
  • Нласти Чатых Муфг
  • Вал Нион Бчато Ходи Ред
  • Оооима Бчгпч Ики Зана Сгаканом Ест Закреи Ениым Кориусе Теизометричееких Весов
  • Работает Устпойст Следугоии Образом
  • Крут Омент Через Выходио Дукт Дво Ную Зубчатую Муфту Ь. Обои Угие Час Гиичатыс Мус Иро Межуточи Ередае Теи Метрическнх Весов Далее Исс
  • Нои Зубчагго И. Я.
  • Зии Име Ири Омиенсац Емен Ени Замыкаюгс Через Иод Сга Гензомегри
SU367008A1
Гидрораспределитель для шахтных крепей 1974
  • Брук Яков Самойлович
  • Волошин Виктор Михайлович
  • Гринбергс Виллис Августович
  • Елкин Владимир Иосифович
  • Макаров Александр Михайлович
  • Кувшинов Вадим Михайлович
  • Парамонов Вадим Иванович
  • Сидоров Арсений Арсеньевич
SU507701A1

RU 2 360 834 C1

Авторы

Корж Павел Николаевич

Корж Николай Афанасьевич

Даты

2009-07-10Публикация

2008-01-15Подача