ч8 Изобретение относится к области авиационной техники и касается выпол нения несущих винтов вертолетов, в частности центробежного ограничителя угла свеса лопасти. Известен центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего вин та, содержащий шарнирно прикрепленный к втулке винта подпружиненный двуплечий рычаг, к одному концу кото рого прикреплен груз, а к другому с помощью пластинчатой пружины прикреплен упор, вьтолненный в виде пластины. Упор взаимодействует с опорными площадками, вьтолненными на втулке винта и корпусе горизонтального шарнира,. В известном устройстве ударные нагрузки с упора Передаются на пластинчатую пружину, что приводит к поломке пружины. Известен также центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненны .рычаг, к одному концу которого прикреплен fpys, а к другому концу прикреплен с г омощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорными площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упбра выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью. В известном упоре ударные нагрузки с упора не передаются на двупле- чий рычаг, так как упор соединен с рычагом шарниром, имекядим кольцевой зазор между осью шарнира и отверстием. Однако в известном устройстве имеет место повьш1енный износ самого упора за счет того, что в момент сра батывания ограничителя он взаимодействует с опорными площадками на втул ке и Корпусе Горизонтального шарнира Добиться параллельности контактирующих поверхностей в момент срабатывания ограничителя не представляется возможным, так как кольцевой зазор в шарнире креплений упора позволяет за нимать ему неопределенное положение относительно опорных площадок. Целью изобретения является повышение надежности работы центробежного ограничителя угла свеса за счет обеспечения постоянного контакта упо ра с одной из опорных поверхностей. Сущность изобретения заключается в том, что в центробеж:ном ограничителе угла свеса лопасти винта вертолета упор подпруясинен и имеет хвостовки, к которому прикреплен дополнительный груз. На фиг.1 показан общий вид несущего винта вертолета с центробежным ограничителем угла свеса лопасти; на фиг.2 - узел 1 (несущий винт неподвижен); на фиг.З - сечение А-А фиг.2; на фиг.4 - узел 1на фиг.1 (несущий винт вращается); на фиг.5 - вид Б на фиг.2; на фиг.6 - сечение В-В на фиГоЗ. Центробежный ограничитель угла свеса лопасти 1 несущего винта содержит двуплечий рычаг 2, шарнирно закрепленный во втулке винта 3 Рычаг 2 соединен с пружиной 4, установленной на винтовых пробках 5 и 6. Пробка 6 имеет резьбовой конец и прекреплена с возможностью регулировки натяжения к кронштейну 7 втyлkи винта 3. К одному концу рычага 2 прикреплен груз 8, а к другому с помощью шарнира 9, имеющего кольцевой зазор между осью 10 и отверстием-В рычаге 2, прикреплен упор 11. Упор 11 имеет пружину кручения 12 и груз 13. Упор 11 взаимодействует с опорными площадками на втулке винта 3, выполненной в виде вкладьшха 14 и площадки 15, выполненной на корпусе горизонтального шарнира 16. Вкладьпи 14 имеет прорезь 17, в которой размещается упор 11. .Центробежньш ограничитель угла свеса лопасти работает следующим образом. При невращающемся несущем винте центробежный ограничитель свеса находится в положении, изображенном на фиг.2. Корпус горизонтального шарнира 16 площадкой 15 через упор на вкладьш 14, при этом упор 11 находится в прорези 17 вкладыша 14 в верхнем положении. УГОЛ свеса лопасти в этом I случае равен углу между упорами 11 и опорными площадками 15 корпуса горизонтального шарнира 16. Во время раскрутки несущего винта лопасть 1 приобретает некоторый угол конусности, в ргезультате чего корпус горизонтального шарнира 16 отходит от упора 11. По мере увеличения оборотов несущего винта центробежная сила груза 8 увеличивается. , При достижении скорости вращения, соответствунщей оборотам сраба1ывания на открытие, центробежная сила груз 8 преодолевает натяжение пружины 4 и поворачивает рычаг 2 по часовой стрелк е, выводя- упор It из простран ства между опорными площадкой зклад ша 14 и площадкой 15 корпуса горизо тального шарнира. Таким образом вращакяцаяся лопаст получает возможность поворачиваться в горизонтал ьном шарни|ре вниз на угол t больший, чем угол свесаЫ (см.Фиг.2 и 4). ПРИ остановке винта, по мере р еньшения скорости вращения, уменьшается и центробежная сила груза 8. Когда скорость вращения снизится до оборотов срабатывания на закрытие, пружина 4 преодолевает центробежн.ую силу и поворачивает рычаг 2 против часовой стрелки, ьри этом упор 11 входит в зазор между вкладьрсем 14 и площадкой 15, ограничивая свес лопасти, , . Нагрузки от статического момента лопасти 1 передаются непосредственно через упор 11 на опорную поверхность вкладыша 14, не нагружая при этом остальные.элементы механизме. Это обеспечивается наличием радиального зазора в шарнире крепления упора 11 к рычагу 2. Для того, чтобы упор 11 не отходил от вкладыша 14 при вращахяцемся винт он прижимается к вкладаову пружиной 12. Дополнительный прижим создается цен гробежными силами балансировочныхгрузов 13, которыми заканчивается упор 11. Такое выполнение обеспечивает постоянный контакт упора 11с опорной площадкой вкладыша 14 и снижает износ упора. Эффект от реализации изобретений заключается в повышении надежности работы центробежного ограничителя свеса за счет снижения износа упора;
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 2008 |
|
RU2360834C1 |
ВТУЛКА ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 2016 |
|
RU2636233C1 |
Втулка несущего винта | 2023 |
|
RU2798585C1 |
КОЛОНКА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЁТА | 2013 |
|
RU2559677C2 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ | 2005 |
|
RU2296697C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2009 |
|
RU2415780C1 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СИСТЕМОЙ СКЛАДЫВАНИЯ ЛОПАСТЕЙ | 2009 |
|
RU2410287C1 |
Гидросамолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом со сворачивающимися убираемыми лопастями | 2021 |
|
RU2781817C1 |
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 2019 |
|
RU2727787C1 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ К ВАЛУ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2662616C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу которого при- креплен груз, a к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира .упор, взаимодействукидий с опорными площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем» что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор^ подпружинен и имеет хвостовик, к которому прикреплен дополнительный груз.
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1979-02-06—Подача