Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях.
Газотурбинные двигатели имеют большой момент инерции ротора турбины (до 30 кг·м2), поэтому время раскрутки их при запуске достигает 100 с и более. При включении известные электростартеры развивают быстро нарастающий пусковой момент, который по величине может превышать момент, необходимый для раскрутки газотурбинной установки, что приводит к ударам в сцепной кулачковой муфте одностороннего действия стартера в начале движения при зацеплении и в процессе раскрутки газотурбинного двигателя и влечет за собой поломку трансмиссии. При этом развиваемый электростартером момент становится избыточным в конце раскрутки, когда газотурбинная установка начинает выходить на режим работы, что приводит к перегрузке трансмиссии и перегреву стартера и редуктора.
Так, электростартер постоянного тока для запуска авиационных газотурбинных установок [1], содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, двигательное устройство, выполненное на коллекторном электродвигателе, и устройство включения стартера, не обеспечивает безударное включение и раскрутку ротора газотурбинной установки, имеет низкую надежность и малую мощность, не обеспечивающую запуск газотурбинных установок большой мощности.
В электростартере [2], содержащем сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, двигательное устройство, выполненное на асинхронном электродвигателе, подключенном к питающей сети через частотный преобразователь, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, также наблюдаются удары в сцепной кулачковой муфте одностороннего действия при сцеплении и в процессе раскрутки газотурбинной установки.
Задача заключается в том, чтобы обеспечить безударное зацепление сцепной кулачковой муфты одностороннего действия и исключить перегрузку трансмиссии.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в получении плавно изменяющегося крутящего момента электростартера в соответствии с режимом раскрутки газотурбинной установки.
Требуемыми свойствами обладает электростартер, содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к шинам питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, отличающийся тем, что первый выход устройства включения электростартера соединен с управляющим входом преобразователя частоты, задающим момент электростартера, через интегратор с положительной обратной связью и сумматор, при этом выход измерителя частоты вращения электростартера соединен со вторым входом сумматора через инвертор и пороговое устройство. При необходимости задания дополнительного уровня момента, второй выход устройства включения электростартера соединен с третьим входом сумматора.
На фиг.1 представлен электростартер газотурбинной установки. Сцепная кулачковая муфта одностороннего действия 1 через редуктор 2 соединена с асинхронным электродвигателем 3, который подключен через преобразователь 4 к шинам питания трехфазного переменного тока напряжением 380 В с частотой 50 Гц. Первый выход «а» устройства включения электростартера 5 соединен через интегратор с положительной обратной связью 6 и сумматор 7 по входу «b» с управляющим входом частотного преобразователя 4, определяющим момент вращения электростартера. Выход измерителя частоты вращения электростартера преобразователя 4 через инвертор 8 и пороговое устройство 9 соединен со вторым входом «с» сумматора 7, а третий вход «d» сумматора 7 соединен со вторым выходом «е» устройства включения стартера 5, задающим дополнительный момент электростартера.
На фиг.2 представлены эпюры сигналов на входах сумматора 7:
Ub - напряжение на первом входе «b», формируемое интегратором 6;
Uс - напряжение на втором входе «с», формируемое пороговым устройством 9;
Ud - напряжение на третьем входе «d», подаваемое с выхода «е» устройства включения 5.
На фиг.3 представлены:
U - напряжение сигнала, задающего момент вращения стартера и поступающего с выхода сумматора 7 на управляющий вход преобразователя 4;
М - момент вращения, развиваемый электростартером;
N - частота вращения электростартера.
Электростартер работает следующим образом.
В исходном состоянии устройство включения электростартера 5 сигналы не выдает. Электродвигатель 3 не вращается, движение через редуктор 2 не передается, кулачковая муфта 1 расцеплена и ротор газотурбинной установки не раскручивается.
При включении электростартера устройство включения 5 выдает сигнал с первого выхода «а» на интегратор с положительной обратной связью 6, который на своем выходе формирует показанный на фиг.2 сигнал Ub, поступающий на первый вход «b» сумматора 7. При этом Ub (0)=0. На втором входе «с» сумматора 7 сигнал Uc, поступающий с выхода порогового устройства 9, равен нулю, как показано на фиг.2, так как электродвигатель 3 пока не вращается и на выходе измерителя частоты вращения электростартера, расположенного в преобразователе 4, сигнал равен нулю, что, в свою очередь, обеспечивает нулевой сигнал на выходе инвертора 8. На третьем входе «d» сумматора 7 нулевой уровень напряжения сигнала Ud обеспечивается сигналом с выхода «е» устройства включения стартера 5. Следовательно, первоначально на управляющий моментом вход преобразователя 4 поступает нулевой сигнал U, U(0)=0, как показано на фиг.3, и электродвигатель не создает вращающего момента. С течением времени интегратор 6 начинает плавно увеличивать напряжение сигнала Ub (см. фиг.2) на первом входе «b» сумматора 7, с выхода которого на управляющий моментом вход преобразователя 4 будет поступать также плавно увеличивающийся сигнал U (см. фиг.3). Преобразователь 4 медленно повышает частоту и величину напряжения, подаваемого на электродвигатель 3, а вращающий момент М (см. фиг.3) начинает плавно увеличиваться и электродвигатель также плавно начинает увеличивать частоту вращения N (см. фиг.3), передавая движение через редуктор 2 на кулачковую сцепную муфту одностороннего действия 1. Муфта 1 выбирает свободный ход, происходит сцепление ее кулачков и стартер начинает раскручивать ротор газотурбинной установки. Таким образом, плавность нарастания задающего момент сигнала U, а следовательно, и развиваемого электростартером вращающего момента исключают стуки при сцеплении кулачковой муфты одностороннего действия и исключают поломку трансмиссии. Далее интенсивность нарастания напряжения сигнала Ub (см. фиг.2) на выходе интегратора 6 возрастает за счет положительной обратной связи и примерно к 5 секунде его значение становится максимально заданным и сохраняет постоянную величину, соответственно электродвигатель стартера раскручивает ротор газотурбинной установки с постоянным вращающим моментом, что исключает колебание кулачков муфты 1 и стуки в процессе раскрутки.
По мере раскрутки электростартера сигнал на выходе измерителя частоты электростартера преобразователем частоты 4 линейно возрастает, инвертируется с помощью инвертора 8 и при достижении установленной пороговой величины с выхода порогового устройства 9 на второй вход «с» сумматора 7 начинает поступать сигнал Uс (см. фиг.2), вычитаясь из сигнала Ub на первом входе. Это происходит примерно на 70 секунде раскрутки ротора турбины. На выходе сумматора 7 поступающий на вход преобразователя 4 сигнал U, задающий момент вращения стартера, будет уменьшаться, а следовательно, и развиваемый электростартером момент М будет уменьшаться с увеличением частоты (см. фиг.3). Электростартер будет работать с постоянной мощностью на выходном звене, что исключает перегрузку трансмиссии.
В случае, когда необходимо увеличить крутящий момент электростартера, например в момент подачи топлива при запуске газотурбинной установки, устройство включения стартера 5 с выхода «е» выдает сигнал Ud (см. фиг.2) на третий вход «d» сумматора 7 и на его выходе задающий момент вращения электростартера сигнал U, поступающий на вход преобразователя 4, увеличивается и стартер с увеличенным моментом М будет раскручивать ротор газотурбинной установки. На фиг.3 изменения сигналов U и М в этом случае показаны штриховыми линиями.
После раскрутки ротора газотурбинной установки устройство включения 5 снимает выходные сигналы и электростартер возвращается в исходное состояние.
Таким образом, достигается плавное изменение крутящего момента электростартера в соответствии с режимом раскрутки газотурбинной установки, что обеспечивает безударное зацепление сцепной кулачковой муфты одностороннего действия и исключает перегрузку трансмиссии.
Промышленная реализация электростартера. Асинхронный электродвигатель 3 выполняется на частоту вращения, в 8 раз превышающую частоту промышленной сети, а преобразователь - на частоту выходного напряжения 400 Гц, что обеспечивает повышение энергоотдачи электродвигателя стартера более чем в 10 раз. Так, например, электростартер со встраиваемым асинхронным электродвигателем 5АВЧКр160В4, IM5010 с высотой оси 160 мм, имеющий массу 140 кг, развивает мощность 240 кВт вместо 18,5 кВт. Электродвигатель изготавливается ОАО «ВЭМЗ» г.Владимир.
В электростартере использован преобразователь частоты с управлением вектором потока магнитного поля серии IE-9011, выпускаемый компанией «Веспер», г.Москва.
Интегратор 6, сумматор 7, инвертор 8 и пороговое устройство 9 построены на операционных усилителях, но могут быть реализованы и на цифровых микроконтроллерах.
Устройство включения стартера 5 реализовано на электромагнитных реле, которые выдают сигналы на включение электростартера и снимают их по времени или по частоте вращения ротора газотурбинной установки. Устройство включения стартера может быть выполнено и на бесконтактных элементах микроэлектроники.
Положительная обратная связь интегратора 6 может быть выполнена различными способами, в описанном электростартере она подключена к выходу сумматора 7, сигнал с которого задает величину развиваемого электростартером момента.
Источники информации
1. Стартер-генератор СТГ-12ТМВ // Техническое описание, инструкция по технической эксплуатации. - Киров, - ОАО «Электропривод», - 1964.
2. Волокитина Е.В., Никитин В.В., Носков Н.В., Шалагинов В.Ф. Электростартер для запуска газотурбинных установок // Электроника и электрооборудование транспорта. - 2005. - №5. - с.39-42.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод для запуска газотурбинной установки | 2018 |
|
RU2694107C1 |
Электростартер для запуска газотурбинных установок | 2017 |
|
RU2694555C2 |
Электроинерционный стартер транспортного средства | 1986 |
|
SU1357258A1 |
Пусковая система газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2670997C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ЗАПУСКА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2566806C1 |
ЭЛЕКТРОСТАРТЕР | 2012 |
|
RU2484273C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2165547C2 |
СПОСОБ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СТРАРТЕР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2531546C1 |
СПОСОБ ПУСКА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2007 |
|
RU2380560C2 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2482306C1 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электростартерам для запуска газотурбинных установок, используемых в газоперекачивающих агрегатах и электрических станциях. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в получении плавно изменяющегося момента вращения электростартера в соответствии с режимом раскрутки ротора газотурбинной установки. Выход устройства включения электростартера, содержащего сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем скорости вращения электростартера, соединен с управляющим входом преобразователя частоты, задающим момент электростартера, через интегратор с положительной обратной связью и сумматор, при этом выход измерителя частоты вращения электростартера соединен со вторым входом сумматора через инвертор и пороговое устройство. Кроме того, третий вход сумматора соединен со вторым выходом устройства включения электростартера. Электростартер обеспечивает безударное зацепление сцепной кулачковой муфты одностороннего действия и исключает перегрузку трансмиссии. 1 з.п. ф-лы., 3 ил.
1. Электростартер для запуска газотурбинной установки, содержащий сцепную кулачковую муфту одностороннего действия, редуктор, асинхронный электродвигатель, подключенный к сети питания через преобразователь частоты, снабженный измерителем частоты вращения электростартера, и устройство включения электростартера, отличающийся тем, что выход устройства включения электростартера соединен с управляющим входом преобразователя частоты, задающим момент электростартера, через интегратор с положительной обратной связью и сумматор, при этом выход измерителя частоты вращения электростартера соединен со вторым входом сумматора через инвертор и пороговое устройство.
2. Электростартер по п.1, отличающийся тем, что третий вход сумматора соединен со вторым выходом устройства включения электростартера.
ВОЛОКИТИНА Е.В | |||
и др | |||
Электростартер для запуска газотурбинных установок | |||
Электроника и электрооборудование транспорта | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2233989C1 |
SU 878992 A1, 07.11.1981 | |||
Устройство для запуска газотурбинного двигателя | 1980 |
|
SU926981A1 |
Способ управления электростартером газотурбинного двигателя | 1985 |
|
SU1359876A1 |
КЛИСТРОН | 1997 |
|
RU2140115C1 |
АЭРОДРОМНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ | 2014 |
|
RU2558756C1 |
Авторы
Даты
2009-07-20—Публикация
2007-09-26—Подача