Устройство для запуска газотурбинного двигателя Советский патент 1990 года по МПК F02C7/26 

Описание патента на изобретение SU926981A1

Изобретение относится к области автоматического управления газотурбинными двигателями, в частности к системам запуска газотурбинного двигателя.

Известно устройство для запуска газотурбинного двигателя, содержащее два двухскоростных электростартера переменного тока, механически связанных с газотурбинным двигателем че-

рез редукторнуто передачу, а элект рически соответственно с первой и второй станцией управления, каждая из которых состоит из блока резисто ров, блока временных уставок, блока ускорения и блоков первой и второй скорости, причем каждая станция уп равления через соответствующий блок дистанционного отключения скоростей подключена к командному блоку отклю чения скоростей через последователь но соединенные блок дистанционного включения второй скорости и первый элемент ИЛИ к командному блоку включения второй скорости, через бло дистанционного включения первой ско рости к командному блоку.включения первой скорости, выход которого под ключен к входу первого элемента И, Другой вход которого через второй элемент ИЛИ связан с блоком первой скорости обеих станций управления, блоки ускорений и второй скорости че рез второй и третий элемент И и тре тий элемент ИЛИ подключены к четвер тому элементу И, другой вход которо го подключен к командному блоку вклю чения второй скорости

Устройство обладает тем недостат ком, что имеет место наличие ударных перегрузок в редукторной передаче пр включении электростартеров на первые скорости и при переключении их на вторые скорости, что снижает надеж кость устройства.

Целью изобретения является повы шение надежности запуска.

Указанная цель достигается тем, что устройство дополнительно содер жит первый и второй блоки времени и дистанционный переключатель, содержащий нормально разомкнутые и нормаль но замкнутые контакты, прямую и от бойкую обмотки и включенный между командными блоками включения первой и второй скорости и дистанционными блоками включения скоростей станций управления, причем вход первого бло ка времени подключен к выходу перво го элемента И, а ег.о выходы к обе им обмоткам дистанционного переключателя, которые с другой стороны под к блокам дистанционного включения первой скорости, вход вто рого блока времени подключен к чет вертому элементу И, а выходы - к первым элементам ИЛИ,

На чертеже представлена блок-схема устройства.

Устройство содержит первый элект ростартер 1, второй электростартер 2, механически связанные с газотурбинным двигателем 3 через редуктор- ную передачу 4, первую станцию 5 управления и вторую станцию 6 управления, каждая из которых состоит из блока 7 и 8 резисторов, блока 9 и 10 временных уставок, блока 11 и 12 ускорения, блока 13 и 14 первой скорости и блока 15 и 16 второй скорости. Причем каждая станция через соответствующий блок 17 и 18 дистанционного отключения скорости подключена к командному блоку 19 отключения скорости, через последовательно соединенные блок 20 и 21 дистанционного включения второй скорости и пер вьй элемент ИЛИ 22 и 23 - к командно му блоку 24 включения второй скорости, через блоки 25 и 26 дистанционного включения первой скорости - к командному блоку 27 включения первой скорости, выход которого подключен к входу первого элемента И 28, другой вход которого через второй элемент ИЛИ 19 связан с блоками 13 и 14 первой скорости станций управления, блоки 1 1 и 12 ускорений и блоки 15 и 16 второй скорости через второй элемент И 30, третий элемент И 31 и третий элемент ИЛИ 32 подключены к четвертому элементу и 33, Устройство включает также первый блок 34 времени, второй блок 35 времени и дистанционный переключатель 36, содержащий нормально замкнутые контакты 37 и нормально разомкнутые контакты 38, прямую обмотку 39 и отбойную обмотку 40

Устройство работает следующим образом.

При получении команды на запуск двигателя срабатывает командный блок 27, который через контакт 37 дистанционного переключателя 36 включает блок 25, инверсный выход которого размыкает цепь питания прямой обмотки 39, а прямой поступает на вход блока 13, Блок 13 срабатьюает, шунтирует вход блока 25 и инверсный выход блока 1i, вьщает запрет на включение блока 15, включает блок 9 и включает первый электростартер I На первую скорость через блок 7 резисторов. Электростартер 1 на пониженном напряжении начинает раскрутку ротора двигателя 3 через редукторную пере дачу:4. Одновременно блок 13 через второй элемент ИЛИ 29 и первый эле мент И 28, на вход которого поступа ет второй выход блока 27, включает первый блок 34 времени, который че рез некоторое время вьщает команду на включение обмоток 39 и 40 дистан ционного переключателя 36 Отбойная обмотка 40 включается и дистанцион ный переключатель 36 срабатывает, контакты 37 размыкаются, а контакты 38 замыкаются. Через замкнувшийся контакт 38 и выход блока 27 включается блок 26, инверсный выход которого размыкает цепь питания отбойной обмотки 40, состояние дистанционного переключа теля 36 при этом не изменяется, так как прямая обмотка 39 дистанционного переключателя отключена блоком 25« Прямой вьпсод блока 26 поступает на вход блока 14л Блок 14 срабатывает, шунтирует вход блока 26 и инверсный выход блока 12, вьщает запрет на включение блока 16, включает блок 10 и включает второй электростартер 2 на первую скорость через блок ре зисторов:8о После включения блока 14 происходит совместная работа элект ростартеров по раскрутке ротора ГТД на пониженном напряжении Одновремен но блок 14 через второй элемент ИЛИ 29 дополнительно вьщает команду че рез блоки 28 и 27 на включе1ше перво го блока 34 времени, состояние кото рого не изменяется Через некоторое время после вклю чения блока 13 первой станции 5 уп равления блок временных установок 9 вьщает команду на включение блока ус корения 11 Блок 1 срабатьшает и от ключает блок 7 резисторов обеспе чивается работа первого электростар тера 1 на первой (меньшей) скорости при полном напряжении, второй элект ростартер 2 при этом продолжает рабо тать на пониженном напряжении через блок резисторов:8 Спустя некоторое время после включения блока 14 сраба тывает блок 10, включается .блок 12 и второй электростартер.2 переключает ся на полное напряжение Происходит совместная работа обоих электростар теров на первых скоростях при полном напряжении 1 Частота вращения ротора двигателя увеличивается При достижении установившегося значения частоты вращения стартеров, которая ниже синхронной частоты вращения первой скорости электростар теров, по команде из системы запуска двигателя включается блок 24, че- рез первый инверсный выход которого отключается блок 27, выходы которого отключают блоки 25, 26 и 34 Через выход блока 24, замкнутый контакт 38 и первый элемент ИЛИ 23 включается блок 21, прямой выход которого поступает на вход блока 16, а инверсный - на вход блока 14 Блок 14 отключается, при этом второй электростартер 2 отключается от сети, а блоки 2 и 10 возвращаются в исходное состояние После отключения блоков 14 и 12 включается блок 16, шунтирует вход блока 21 и инверсный выход блока 12, выдает запрет на включение блока 14, повторно включает блок 10 и производит переключение полюсно-переключаемой обмотки второго электростартера 2 с первой скорости на вторую (большую), чем обеспечивается его работа на второй скорости через блок резисторов 8 при пониженном напря- жении Первый электростартер при этом продолжает работать на первой скорости при полном напряжении Через некоторое время после включения блока 16 срабатывает блок 10, выход второй установки которого поступает на вход блока 12, который срабатывает и обеспечивает работу второго электростартера на второй скорости при полном напряжении После включения блока 16 и 12 через элементы И 31, ИЛИ 32 и И 33, на вход которого поступает выход блока 24, включается второй блок 35 времени, который спустя некоторое время через первый элемент ИЛИ ,22 включает блок 20, прямой выход которого поступает на вход блока 15, а инверсный на вход блока 13 Блок 13 отключается, при этом первый электростартер отключается от сети, а блоки 9 и П .возвращаются в исходное состояние ; После отключения блоков 13 и 11 включается блок 15 j шунтирует вход блока 20 и инверсный выход блока 11, вьща- ет запрет на включение блока 13, по-J

Похожие патенты SU926981A1

название год авторы номер документа
Схема электростартерного запуска двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Чумаков Николай Петрович
  • Швед Андрей Александрович
SU1343092A1
Энергетическая система 1976
  • Широбоков Федор Александрович
  • Хорошилов Николай Иванович
  • Плостак Фридрих Исаакович
SU657522A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРИВОД С НЕСКОЛЬКИМИ ПОСТАМИ УПРАВЛЕНИЯ 2003
  • Гончаров А.В.
  • Иофа Е.С.
  • Лысенко Э.Л.
  • Новосельский Б.Н.
  • Сиротин Б.Г.
  • Талуц В.В.
  • Фролков Ю.М.
RU2256105C1
Коммутатор 1973
  • Барер Феликс Владимирович
  • Эйдельберг Александр Ильич
SU557488A1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С РЕВЕРС-РЕДУКТОРНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ 2003
  • Гончаров А.В.
  • Иофа Е.С.
  • Сиротин Б.Г.
RU2262609C2
Устройство для контроля давления масла в редукторах двухвальной судовой газотурбинной установки 1985
  • Дзюрич Анатолий Иванович
  • Палиенко Василий Ефремович
  • Степанов Александр Иванович
SU1299899A1
Устройство для подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя 1985
  • Палиенко В.Е.
  • Москалец П.П.
  • Дубовик А.В.
  • Попов В.И.
  • Тельных Ю.В.
SU1394782A1
Электрогидравлический дистанционный привод 1975
  • Иофа Евгений Саулович
  • Сиротин Борис Георгиевич
  • Шперлинг Михаил Гершевич
SU557208A1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Гончаров А.В.
  • Иофа Е.С.
  • Сиротин Б.Г.
RU2251011C1
Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя 1988
  • Назаров Виктор Иванович
  • Доценко Валентин Владимирович
  • Соколов Александр Иванович
SU1610543A1

Иллюстрации к изобретению SU 926 981 A1

Реферат патента 1990 года Устройство для запуска газотурбинного двигателя

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗО ТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее два двухскоростных электростартера переменного тока, механически связан ных с газотурбинным двигателем через редукторную передачу 5 а электричес ки соответственно с первой и вто рой станцией управления, каждая из которых состоит из блока резисторов, блока временных уставок, блока уско рения и блока первой и второй скорое ти, причем каждая станция управления через соответствующий блок дистан ционного отключения скоростей подключена к командному блоку отключения скорости, через последовательно соединенные блок дистанционного включе ния второй скорости и первый элемент ИЛИ к командному блоку включения второй скорости, через блок дистан ционного включения первой скорости - к командному блоку включения первой скорости, выход которого подключен к входу первого элемента И, другой вход которого через второй элемент Или связан с блоками первой скорости обеих станций управления, блоки ускорений и второй скорости через второй и третий элементы И и третий элемент ИЛИ подключены к четвертому элементу И, другой вход которого подключен к командному блоку включения второй скорости, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности запуска, устройство дополнительрю содержит первьш и второй блоки времени и дистанционный переключатель, содержащий нормально разомкнутые и нормально замкнутые контакты, (Л прямую и отбойную обмотки.и включенный между командными блоками включения первой и второй скорости и дистанционными блоками включения скоростей станций управления, причем х вход первого блока времени подключен ю OS к выходу первого элемента И, а его выходы - к обеим обмоткам дистанционсо ного переключателя, которые с другой 00 стороны подключены к блокам дистанционного включения первой скорости, вход второго блока времени подключен к четвертому элементу И, а выходы - к первым элементам ИЛИ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU926981A1

Самовар-кофейник 1918
  • Фаддеев П.П.
SU354A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

SU 926 981 A1

Авторы

Дубовик А.В.

Лисоконь В.В.

Палиенко В.Е.

Раимов И.И.

Даты

1990-11-15Публикация

1980-11-11Подача