ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 2009 года по МПК H02K29/00 

Описание патента на изобретение RU2362260C2

Изобретение относится к машиностроению, к электродвигателям, в частности к электродвигателям постоянного тока.

Известны двигатели постоянного тока с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Электродвигатели с параллельным возбуждением имеют постоянную скорость при различных нагрузках и возможность регулирования скорости в широких пределах. Скорость вращения электродвигателей с последовательным возбуждением можно регулировать или путем изменения напряжения на зажимах, включая последовательно с якорем регулируемое сопротивление, или изменением магнитного потока электродвигателя, что достигается шунтированием обмотки возбуждения реостатом. Свойства электродвигателей с последовательным возбуждением делают целесообразным их применение на транспорте, так как в этих случаях требуются большие вращающие моменты при малых скоростях вращения.

Недостатком этих электродвигателей этого типа является энергозатратный способ регулирования скорости вращения. Использование коллектора с щеточным механизмом уменьшает безремонтный срок работы электродвигателя и создает высокочастотные электромагнитные помехи. Электродвигатели имеют высокие массогабаритные показатели и высокую стоимость изготовления ввиду большой массы меди и магнитных материалов, используемых при их изготовлении.

Сущность изобретения заключается в иной конструкции электродвигателя, а именно в использовании в предлагаемом электродвигателе нового способа получения крутящего момента на валу путем применения соленоидных катушек и коммутирующего устройства, управляющего включением и выключением катушек. В конструкции электромагнитного двигателя применены три катушки, установленные в корпусе, внутри которых расположен ротор, выполненный в виде кольца, состоящего из четырех частей. Ротор состоит из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных между собой. Ротор внутренней зубчатой частью примыкает к трем шестерням с валами. На внешней поверхности ротора, на его немагнитных частях, имеются углубления для толкателей, управляющих контактами включателей, подающих напряжение на катушки.

Технический результат проявляется в повышении технических характеристик, а именно в увеличении диапазона частоты вращения вала двигателя от 0 до 10000 об/мин, достижении коэффициента полезного действия не ниже 0,98, получении высокого крутящего момента на валу электродвигателя, не зависящего от скорости вращения вала, что создает лучшую нагрузочную характеристику момента на валу электродвигателя.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается за счет того, что в электромагнитном двигателе применены три катушки, установленные в статоре. Внутри катушек расположен ротор, выполненный в виде кольца, состоящего из четырех частей, из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных между собой в определенном порядке. Ротор внутренней зубчатой частью примыкает к трем шестерням с валами. На статоре установлены включатели, обеспечивающие поочередное включение катушек электромагнитов, что обеспечивает постоянную беспрерывную передачу крутящего момента без разрыва потока мощности от ротора на валы двигателя. Крутящий момент двигателя зависит от диаметра ротора и от напряжения на катушках Двигатель не имеет ограничений по скорости вращения.

На фиг.1 изображен вид электродвигателя со снятой крышкой.

На фиг.2 - вид ротора.

На фиг.3 - таблица включения катушек электромагнитов в зависимости от угла поворота ротора.

На фиг.4 - график зависимости величины крутящего момента вала электродвигателя от угла поворота ротора.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем. На фиг.1 и 2 показан электромагнитный двигатель, состоящий из трех катушек (1-3), размещенных в статоре (4), изготовленного из немагнитного металла, например из алюминиевого сплава. Каркасы катушек жестко крепятся болтами через 120 градусов относительно друг друга, на статоре. Ротор (5), имеющий вид кольца, установлен, с возможностью скольжения, внутри каркасов катушек. Ротор (фиг.2) состоит из четырех равных частей - двух магнитных частей (6), изготовленных из ферромагнитной стали с узкой петлей гистерезиса, и разделенный двумя частями (7), изготовленными из немагнитной стали. Части ротора жестко соединяются между собой точечной сваркой и подвергаются механической обработке. На внешней стороне немагнитных частей ротора выполнены два углубления (8), имеющие по краям скосы (9), а также радиусы, обеспечивающие плавную работу плунжеров. Углубления (фиг.2), выполненные на роторе, занимают сектор 80 градусов (от 15 до 105 градусов) от нулевой отметки. Три плунжера (10-12) расположены в отверстиях статора через 120 градусов относительно друг друга и относительно нулевой отметки через 90, 210, 330 градусов. При работе двигателя плунжеры совершают возвратно-поступательные движения и управляют тремя включателями (13-15), производящими последовательное включение и выключение катушек электромагнитов двигателя. Включатели расположены на статоре через 120 градусов относительно друг друга и относительно нулевой отметки через 90, 210, 330 градусов и представляют собой контактные группы, примыкающие к управляющим плунжерам. Плунжеры изготовлены из бронзы, причем концы плунжеров, примыкающие к внешней поверхности ротора, имеют сферическую поверхность. Для усиления контакта с ротором плунжеры снабжены пружинами (16). Внутренняя зубчатая часть (17) ротора входит в зацепление с тремя шестернями (18-20), установленными через 120 градусов относительно друг друга. Шестерни имеют стальные накладки (21), примыкающие с двух сторон, с возможностью скольжения, к ротору, что позволяет отцентрировать ротор и исключить его механический контакт с каркасами катушек. Оси (22) шестерен установлены на шарикоподшипниках в гнездах статора и съемной крышке. Съемная крышка крепится к статору через прокладку болтами. Для изменения направления вращения двигателя устанавливаются на статоре три дополнительных плунжера и три включателя, расположенные через 120 градусов относительно друг друга и относительно нулевой отметки в точках 105, 225, 345 градусов (не показано). При высоких оборотах ротора двигателя вместо механического управления включением катушек электромагнитов применяется электронная система включения, обеспечивающая высокую надежность. Контакты включателя крепятся к корпусу через электроизолирующую прокладку и закрываются пластмассовыми накладками. Герметически закрытый корпус двигателя заполняется маслом, предназначенным для смазки трущихся взаимодействующих деталей и для охлаждения обмоток двигателя.

Электродвигатель работает следующим образом. При подключении источника постоянного тока двигатель начинает сразу работать, т.к. независимо от положения ротора включена одна или две из трех катушек. Предположим, что до включения ротор занимал положение, показанное на фиг.1, что соответствует подключению катушек (1, 2) электромагнитов включателями (13, 14) к источнику питания. При подаче питающего напряжения в катушках (1, 2) возникают электромагнитные силы, под действием которых ферромагнитные части ротора втягиваются в катушки и стремятся занять положение в середине катушек, поворачивая ротор (5) вокруг его оси. В момент занятия каждой из ферромагнитных частей ротора центрального положения в каждой из катушек из углубления (8) поднимается плунжер (9), размыкающий контакты (10) включателей (13, 14), отключающих питающее напряжение с катушек (1, 2), что обеспечивает легкий выход ферромагнитной части ротора из катушек. При работе двигателя толкатели, управляемые ротором, поочередно включают и выключают катушки в определенной последовательности, показанной в таблице (фиг.3). При вращении ротора его внутренняя зубчатая часть передает крутящий момент на три шестерни и их валы. Ввиду того, что при работе двигателя происходит одновременное включение двух катушек или одной, происходит изменение крутящего момента на валу двигателя по величине. Величина изменения крутящего момента на валу двигателя за один поворот ротора отображена на графике (фиг.4).

Благодаря использованию в электромагнитном двигателе трех катушек, установленных на статоре, внутри которых расположен ротор, выполненный в виде кольца, состоящего из четырех частей, из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных между собой в определенном порядке, обеспечивается передача крутящего момента на вал двигателя без разрыва потока мощности. Благодаря тому, что ротор примыкает внутренней зубчатой частью к трем шестерням с валами, - это позволяет производить подключение к ним дополнительных механизмов. Предложенная конструкция электродвигателя не имеет ограничения скорости вращения снизу и может начинаться с нуля и повышаться до максимальных значений, ограничиваемых только механической прочностью используемых материалов и технологией подшипников. Например, диапазон частоты вращения от 0 до 10000 об/мин для одного и того же электродвигателя полностью достижим. Электродвигатель имеет повышенный коэффициент полезного действия не ниже 0,98, независящий от скорости вращения вала. Мощность электродвигателя не зависит от скорости вращения вала, что создает почти идеальную нагрузочную характеристику момента на валу электродвигателя. Массогабаритные показатели не зависят от скорости вращения вала, то есть можно сделать массу и габариты двигателя небольшими даже для скорости вращения вала 0-10 об/мин. Уменьшается стоимость изготовления электродвигателя, так как масса электродвигателя значительно уменьшается и, следовательно, уменьшается масса меди и масса магнитных материалов для изготовления. Предварительная оценка показывает, что стоимость снижается в 3-4 раза. Возможность модульного исполнения повышает надежность, так что выход из строя одного модуля только уменьшает мощность, но оставляет работоспособным сам электродвигатель. Ввиду устройства и технологического исполнения двигатель имеет плоскую форму, что обеспечивает применение его в устройствах, где другие двигатели не смогут выполнять нужную функцию. Таким образом, предлагаемый электромагнитный двигатель обладает существенными отличиями и полезными свойствами по сравнению со стандартными электрическими машинами.

Похожие патенты RU2362260C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2014
  • Коваленко Валерий Федорович
RU2572040C1
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2005
  • Кузнецов Виктор Васильевич
RU2279175C1
БЕСКОНТАКТНАЯ ИНДУКТОРНАЯ ВЕНТИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2004
  • Демьяненко Александр Васильевич
  • Жердев Игорь Александрович
  • Козаченко Владимир Филиппович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Остриров Вадим Николаевич
RU2277284C2
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2321142C1
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2007
  • Зуккель Виктор Александрович
RU2356156C1
Электромагнитный редуктор 2019
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Афанасьев Александр Александрович
  • Каримов Динар Рафаэлевич
RU2717820C1
Линейно-цепной электродвигатель 2020
  • Поляков Александр Юрьевич
  • Полякова Анна Александровна
RU2736775C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2716489C2
ПОГРУЖНАЯ БЕСШТАНГОВАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2019
  • Вдовин Эдуард Юрьевич
  • Локшин Лев Иосифович
RU2701653C1
Инерционный стартер 1988
  • Макаров Юрий Васильевич
  • Добровольский Владимир Александрович
SU1562514A1

Реферат патента 2009 года ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения. Согласно первому варианту осуществления электромагнитный двигатель постоянного тока содержит статор с тремя катушками, расположенными в нем через 120 градусов, и ротор, состоящий из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных в кольцо в определенном порядке, и имеющий на двух немагнитных частях два паза, а также примыкающие к упомянутым пазам немагнитных частей ротора три плунжера, взаимодействующие с контактами включения катушек статора, при этом ротор внутренней зубчатой частью примыкает к трем шестерням с валами. Согласно второму варианту осуществления электромагнитный двигатель постоянного тока содержит статор с тремя катушками, расположенными в нем через 120 градусов, и ротор, состоящий из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных в кольцо в определенном порядке, при этом на концах каждой из катушек статора установлены электромагнитные датчики, контролирующие расположение ферромагнитных частей ротора в упомянутых катушках и взаимодействующие с электронным устройством включения питания катушек двигателя. Технический результат - обеспечение постоянной передачи крутящего момента от ротора на валы двигателя. Крутящий момент двигателя зависит от диаметра ротора и от напряжения на катушках. Двигатель не имеет ограничений по скорости вращения и имеет плоскую конструкцию, что обеспечивает применение его в устройствах, где другие двигатели не могут выполнять нужную функцию. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 362 260 C2

1. Электромагнитный двигатель постоянного тока, содержащий статор с тремя катушками, расположенными в нем через 120°, и ротор, состоящий из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных в кольцо в определенном порядке, и имеющий на двух немагнитных частях два паза, а также примыкающие к упомянутым пазам немагнитных частей ротора три плунжера, взаимодействующие с контактами включения катушек статора, при этом ротор внутренней зубчатой частью примыкает к трем шестерням с валами.

2. Электромагнитный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в нем установлено более двух ферромагнитных и более двух немагнитных частей ротора, соединенных в чередующейся последовательности, а также более трех катушек статора и соответствующее количество плунжеров и контактов включения катушек.

3. Электромагнитный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в нем при минимальных размерах установлены три шестерни, соединенные с шестерней вала, установленного на шарикоподшипниках в гнездах статора, и крышки ротора.

4. Электромагнитный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в нем установлено более трех шестерен с валами.

5. Электромагнитный двигатель по п.1, отличающийся тем, что он выполнен в модульном исполнении.

6. Электромагнитный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в нем применен силовой блок для изменения скорости вращения вала от 0 до 10000 об/мин.

7. Электромагнитный двигатель постоянного тока, содержащий статор с тремя катушками, расположенными в нем через 120°, и ротор, состоящий из двух ферромагнитных и двух немагнитных частей, соединенных в кольцо в определенном порядке, при этом на концах каждой из катушек статора установлены электромагнитные датчики, контролирующие расположение ферромагнитных частей ротора в упомянутых катушках и взаимодействующие с электронным устройством включения питания катушек двигателя.

8. Электромагнитный двигатель по п.7, отличающийся тем, что в нем установлено более двух ферромагнитных и более двух немагнитных частей ротора, соединенных в чередующейся последовательности, а также более трех катушек статора и соответствующее количество электромагнитных датчиков на концах упомянутых катушек.

9. Электромагнитный двигатель по п.7, отличающийся тем, что в нем при минимальных размерах установлены три шестерни, соединенные с шестерней вала, установленного на шарикоподшипниках в гнездах статора, и крышки ротора.

10. Электромагнитный двигатель по п.7, отличающийся тем, что в нем установлено более трех шестерен с валами.

11. Электромагнитный двигатель по п.7, отличающийся тем, что он выполнен в модульном исполнении.

12. Электромагнитный двигатель по п.7, отличающийся тем, что в нем применен силовой блок для изменения скорости вращения вала от 0 до 10000 об/мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2362260C2

Устройство для резки фотопленкиНА ОТРЕзКи и ОбРАМлЕНия иХ B РАМКи 1976
  • Отфрид Урбан
  • Петер Мундт
SU837337A3
Электрическая машина с газовым охлаждением 1960
  • Аврух Владимир Юрьевич
SU550723A1
Ротор турбогенератора 1983
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Вартаньян Гурген Петросович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Дубровин Юрий Николаевич
  • Загородная Галина Александровна
  • Филиппов Иосиф Филиппович
  • Фридман Владимир Маркович
SU1100685A1
Электрическая машина 1984
  • Кошелев Виктор Васильевич
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Шофул Анатолий Кириллович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU1201964A1
US 4908537 A, 13.03.1990
DE 3518805 A1, 05.12.1985
СПОСОБ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫЖИВАЕМОСТИ ИШЕМИЗИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕДУЦИРОВАННОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 2010
  • Покровский Михаил Владимирович
  • Лазаренко Виктор Анатольевич
  • Колесник Инга Михайловна
  • Покровская Татьяна Григорьевна
  • Даниленко Людмила Михайловна
  • Новиков Олег Олегович
  • Корокин Михаил Викторович
  • Гудырев Олег Сергеевич
  • Лопатин Дмитрий Владимирович
  • Егорова Екатерина Олеговна
  • Арустамова Анна Александровна
  • Нарыков Роман Александрович
  • Денисюк Татьяна Алексеевна
  • Титарева Людмила Викторовна
  • Сытник Михаил Владимирович
  • Гуреев Владимир Владимирович
  • Лосенок Полина Игоревна
  • Сароян Карен Ванушевич
  • Королев Антон Евгеньевич
  • Корокина Лилия Викторовна
  • Локтионова Инна Леонидовна
  • Мальцева Наталья Викторовна
  • Куприянова Яна Сергеевна
RU2438190C1

RU 2 362 260 C2

Авторы

Зуккель Виктор Александрович

Даты

2009-07-20Публикация

2007-08-30Подача