РОБОТИЗИРОВАННЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОЧИСТКИ И ДЕЗИНФЕКЦИИ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА Российский патент 2009 года по МПК B25J5/00 B08B7/00 

Описание патента на изобретение RU2364501C1

Изобретение относится к способам очистки внутренних полостей систем вентиляции и кондиционирования воздуха, в частности, пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава гранулами диоксида углерода (сухого льда).

Целью данной разработки является повышение качества очистки воздуховодов пассажирских вагонов для снижения риска возникновения у пассажиров симптомов респираторных заболеваний и повышения комфортности проезда в поездах ОАО «РЖД».

В настоящее время регулярная очистка воздуховодов пассажирских вагонов не проводится - это объясняется большими неудобствами, возникающими при существующих методах очистки. Основным из способов очистки воздуховодов пассажирских вагонов, применяемых в пассажирских депо, является очистка с помощью сжатого воздуха. Но этот способ имеет два существенных недостатка: вся пыль, поднимаемая сжатым воздухом, вырывается наружу, загрязняя салон вагона; сжатый воздух не способен уничтожить вредные микроорганизмы, осевшие на поверхности воздуховода, а только лишь еще больше расширяет очаги скопления болезнетворных бактерий и способствует их переносу в салон вагона.

Известно устройство AERO-30 для очистки поверхностей гранулами сухого льда (см. Новейшие современные технологии в области очистки сухим льдом. DEMETRA - 2000М. Компания COLD JET Inc. Реклама на промышленных сайтах htpp:/www/co2blast.com/tech/elektro /phtml).

Известное устройство содержит насадку с направляющим соплом, установленную на трехкоординатном манипуляторе, связанную гибким пневмопроводом с дозатором гранул, источник избыточного давления несущего газа.

Процесс очистки и дезинфекции воздуховодов сухим льдом происходит за счет воздействия частиц, ускоренных в струе сжатого воздуха, на очищаемую поверхность, а также мгновенной сублимации (испарения) гранул сухого льда при соударении с поверхностью. По объему углекислый газ превосходит сухой лед примерно в 800 раз, поэтому сублимация в течение нескольких миллисекунд вызывает микровзрыв в точке воздействия, не только отслаивающий загрязнения, но и уничтожающий микроорганизмы.

Аналогичные зарубежные установки фирм: LIFA AIR, Dan Dust (Herning), Danduct Clean и др. для очистки воздуховодов промышленных и жилых зданий не адаптированы для применения на железнодорожном транспорте.

Известна также мобильная установка для очистки сухим льдом воздушных судов (патент FR №2837123 от 2003-09-19, заявитель AERO STRIP (FR), которая является наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Установка содержит самодвижущееся шасси с опорными роликами, одна пара из которых выполнена управляемой с возможностью поворота, на корпусе установлена посредством телескопической штанги форсунка для подачи сухого льда, видеокамера, а также установлены привод, кинематически связанный с роликами и форсункой, органы управления и пульт управления, установленный вне корпуса, связанный кабелем с приводом и органами управления, рукав подачи гранул, связывающий емкость для гранул с форсункой и нагнетателем гранул.

Недостатки известной установки заключаются в том, что форсунка не может быть продвинута на всю длину воздуховода для качественной чистки и дезинфекции внутренних полостей воздуховода, а самодвижущееся шасси применяется соответственно своим размерам исключительно снаружи.

Задача изобретения состоит в том, чтобы расширить область использования устройства и улучшить качество очистки, в частности, внутренних полостей воздуховодов, а точнее воздуховодов пассажирских вагонов.

При решении поставленной задачи приемами, очевидными для среднего специалиста, обладающего знаниями в области ремонта железнодорожного подвижного состава, возникает техническое противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить обработку внутренний поверхностей воздуховодов; с другой - известная установка при всей ее мобильности не позволяет проникнуть форсунке на всю длину воздуховода для качественной чистки и дезинфекции внутренних полостей воздуховода.

Поставленная задача решается тем, что известный роботизированный мобильный комплекс очистки гранулами диоксида углерода - сухого льда, содержащий самодвижущееся шасси с опорными роликами, одна пара из которых выполнена управляемой с возможностью поворота, корпус, в котором установлены форсунка для подачи сухого льда, видеокамера, привод, кинематически связанный с органами управления роликами и форсункой, и установленные вне корпуса пульт управления, связанный кабелем с приводом и органами управления, рукав подачи гранул, связывающий емкость для гранул с форсункой и нагнетателем гранул, согласно изобретению отличается тем, что корпус выполнен аэродинамическим, колесное шасси дополнительно снабжено подпружиненным роликом, оппозитно установленным относительно опорных роликов, причем все ролики снабжены пробозаборным съемным валиком, форсунка установлена с возможностью вращения в плоскости, поперечной корпусу, на поворотном патрубке, ось вращения которого совпадает с продольной осью корпуса, причем патрубок расположен под углом 90-115° к продольной оси, а корпус дополнительно снабжен дефлекторными прорезями, расположенными на нижней и боковых поверхностях корпуса, связанными с отсасывающим рукавом дополнительно введенного пылесоса.

Удаление шлама из короба воздуховода производится за счет разрежения промышленного пылесоса, подключенного при помощи гибкого шланга к щелевидным дефлекторам, расположенным на корпусе модуля.

Кроме того, разница температур поверхности и сухого льда создает эффект термического шока: при охлаждении поверхности между ней и загрязнением образуется воздушная прослойка, которая способствует процессу очистки.

В целом, применение данного изобретения для очистки воздуховодов пассажирских вагонов будет являться качественно новым подходом к технологическому процессу ремонта железнодорожного подвижного состава.

Отличительные признаки в совокупности обеспечивают более качественную комплексную технологию очистки и дезинфекции поверхностей, расширяют область применения способа и устройства, в частности, за счет очистки внутренних полостей воздуховодов.

Изобретение поясняется схемой, где показан роботизированный мобильный комплекс очистки и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха пассажирских вагонов.

Мобильный комплекс содержит самодвижущееся колесное шасси 1, на котором установлен корпус 2, привод 3, опорные ролики (колеса) 4, одна пара из которых выполнена управляемой с возможностью поворота, в корпусе 2 установлены форсунка 5 для подачи сухого льда, видеокамера 6, привод 3 кинематически связан с органами управления (не показаны) роликами 4 и форсункой 5, и установленные вне корпуса пульт управления, связанный кабелем с приводом 3 и органами управления, рукав 7 подачи гранул, связывающий емкость 8 для гранул с форсункой 5 и нагнетателем 9 гранул. При этом корпус 2 выполнен аэродинамическим, колесное шасси 1 дополнительно снабжено подпружиненным роликом 10, оппозитно установленным относительно опорных роликов 4, причем все ролики 4, 10 снабжены пробозаборным съемным валиком 11, форсунка 5 установлена с возможностью вращения в плоскости, поперечной корпусу 2, на поворотном патрубке 12, ось вращения которого совпадает с продольной осью корпуса 2, причем патрубок 12 расположен под углом 90-115° к продольной оси, а корпус 2 дополнительно снабжен дефлекторными прорезями 13, расположенными на нижней и боковых поверхностях корпуса 2, связанными с отсасывающим рукавом 14 дополнительно введенного пылесоса (не показан).

Устройство работает следующим образом.

Вначале на отдельном устройстве изготавливают гранулы сухого льда необходимой формы и размеров.

Мобильный комплекс запускают через лючок в систему вентиляции и кондиционирования воздуха пассажирского вагона, включают привод и посредством пульта управления и органов управления перемещают шасси 1 по коробу воздуховода. Одновременно включают нагнетатель 9 гранул. Поток воздуха захватывает в емкости 8 гранулы сухого льда, разгоняет их по рукаву 7 и через форсунку 5 под давлением мечет их на очищаемую поверхность.

Форсунка 5, установленная с возможностью вращения в плоскости, поперечной корпусу 2, на поворотном патрубке 12, ось вращения которого совпадает с продольной осью корпуса 2, обеспечивает обработку всех внутренних поверхностей воздухопровода.

Под действием кинетической энергии гранул и мгновенного изменения их агрегатного состояния, при котором происходит резкое изменение давления на поверхности, загрязнения отслаиваются от поверхности и опадают в шлам, гранулы сублимируются (испаряются) в виде углекислого газа, который оседает вниз и удаляется со шламом через дефлекторные прорези 13, расположенные на нижней и боковых поверхностях корпуса 2, связанные отсасывающим рукавом 14 с пылесосом, установленным снаружи.

Одновременно идет контроль физических и механических параметров поверхности, например микронеровностей, посредством видеокамеры 6. Оператор определяет «грязно-чисто» и, соответственно, изменяет массовую подачу гранул и избыточное давление.

Корпус 2, выполненный аэродинамическим, не препятствует потокам гранул и отсосу шлама. Снабжение колесного шасси 1 подпружиненным роликом 10, оппозитно установленным относительно опорных роликов 4, обеспечивает прижим роликов 4. Все ролики 4, 10 снабжены пробозаборным съемным валиком 11 для взятия микробиологической пробы, которая осуществляется путем контакта и налипания на валик поверхностных наслоений.

Процесс очистки воздуховодов сухим льдом идентичен пескоструйному или дробеметному процессу, процессу очистки пластиковыми гранулами или процессу очистки содой, в которых частицы ускоряются в струе сжатого воздуха (или другого инертного газа) для воздействия на очищаемую или подготавливаемую поверхность. Однако существует несколько отличий. Во-первых, сухой лед - неабразивный материал, поэтому он не нарушает очищаемую поверхность. Во-вторых, уникальный аспект использования метода очистки сухим льдом - сублимация (испарение) гранул сухого льда при соударении с поверхностью. Быстрый теплообмен между гранулами и поверхностью и рассеяние энергии при воздействии вызывают сублимацию сухого льда в газ. По объему углекислый газ превосходит сухой лед примерно в 800 раз, поэтому сублимация за несколько миллисекунд вызывает микровзрыв в точке воздействия. Так как диоксид углерода испаряется, процесс очистки гранулами сухого льда не производит дополнительной субстанции для последующей уборки. Все, что должно быть убрано после очистки, - это загрязнения в виде шлама, удаляемые с очищаемой поверхности.

Промышленная применимость предложенного устройства не вызывает сомнений, поскольку отдельные элементы освоены порознь промышленностью.

Похожие патенты RU2364501C1

название год авторы номер документа
ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЙ МОБИЛЬНЫЙ РОБОТ, ВИДЕОКАМЕРА МОБИЛЬНОГО РОБОТА, ЗВУКОПРИЕМНАЯ СИСТЕМА САМОНАВЕДЕНИЯ МОБИЛЬНОГО РОБОТА, СФЕРИЧЕСКАЯ ГРАНАТА 2011
  • Семенов Дахир Курманбиевич
RU2473863C1
Боевой ударный радиоуправляемый комплекс 2021
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2767103C1
БОЕВОЙ РОБОТИЗИРОВАННЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2015
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2584766C1
Боевой ударный радиоуправляемый комплекс 2021
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2757095C1
МОБИЛЬНЫЙ ПЫЛЕОТСАСЫВАЮЩИЙ АППАРАТ 1992
  • Казунин Геннадий Федосеевич
RU2019120C1
МОБИЛЬНЫЙ УБОРОЧНЫЙ КОМПЛЕКС 2014
  • Калашникова Юлия Борисовна
  • Конарев Сергей Владимирович
  • Святкин Арсений Леонидович
  • Горошко Павел Петрович
RU2579137C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И САМОХОДНЫЙ МИННЫЙ РАЗГРАДИТЕЛЬ 2012
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2511269C1
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНЫХ МАСС, А ТАКЖЕ ДРУГИХ НАРОСТОВ ИЛИ МАСЛОГРЯЗЕВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ПОДВАГОННОЙ ЧАСТИ ПАССАЖИРСКОГО ИЛИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Новиков Василий Васильевич
  • Перепелица Александр Николаевич
  • Макаров Леонид Николаевич
RU2314945C2
СИСТЕМА ПРОМЫВКИ ОРЕБРЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ ТЕПЛООБМЕННЫХ ТРУБ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2022
  • Кумицкий Антон Сергеевич
  • Плешивцев Олег Александрович
  • Разин Вадим Александрович
  • Соловьев Александр Анатольевич
RU2791788C1
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2004
  • Мамонтов Василий Георгиевич
  • Красюк Сергей Васильевич
RU2269441C1

Реферат патента 2009 года РОБОТИЗИРОВАННЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОЧИСТКИ И ДЕЗИНФЕКЦИИ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

Изобретение относится к способам очистки внутренних полостей систем вентиляции и кондиционирования воздуха, в частности, пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава гранулами диоксида углерода (сухого льда). Комплекс содержит самодвижущееся колесное шасси с опорными роликами, корпус, в котором установлены форсунка для подачи сухого льда, видеокамера, привод, кинематически связанный с органами управления роликами и форсункой. Вне корпуса установлены пульт управления, емкость для гранул, нагнетатель гранул и рукав подачи гранул, связывающий емкость для гранул с форсункой и нагнетателем гранул. Корпус выполнен аэродинамическим, колесное шасси дополнительно снабжено подпружиненным роликом, оппозитно установленным относительно опорных роликов. Все ролики снабжены пробозаборным съемным валиком, форсунка установлена с возможностью вращения в плоскости, поперечной корпусу, на поворотном патрубке, ось вращения которого совпадает с продольной осью корпуса, причем патрубок расположен под углом 90-115° к продольной оси. Корпус дополнительно выполнен с дефлекторными прорезями, расположенными на нижней и боковых поверхностях корпуса, связанными с отсасывающим рукавом дополнительно введенного пылесоса. Изобретение обеспечивает качественную комплексную технологию очистки и дезинфекции. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 364 501 C1

Роботизированный мобильный комплекс очистки и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха, преимущественно пассажирских вагонов, гранулами диоксида углерода - сухого льда, содержащий самодвижущееся колесное шасси с опорными роликами, одна пара из которых выполнена управляемой с возможностью поворота, корпус, в котором установлены форсунка для подачи сухого льда, видеокамера, привод, кинематически связанный с органами управления роликами и форсункой, и установленные вне корпуса пульт управления, связанный кабелем с приводом и органами управления, емкость для гранул, нагнетатель гранул и рукав подачи гранул, связывающий емкость для гранул с форсункой и нагнетателем гранул, отличающийся тем, что корпус выполнен аэродинамическим, шасси дополнительно снабжено подпружиненным роликом, оппозитно установленным относительно опорных роликов, причем все ролики снабжены пробозаборным съемным валиком, форсунка установлена с возможностью вращения в плоскости, поперечной корпусу, на поворотном патрубке, ось вращения которого совпадает с продольной осью корпуса, причем патрубок расположен под углом 90-115° к продольной оси, а корпус дополнительно выполнен с дефлекторными прорезями, расположенными на нижней и боковых поверхностях корпуса, связанными с отсасывающим рукавом дополнительно введенного пылесоса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2364501C1

FR 2837123 A1, 19.09.2003
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1
Торцевое уплотнение вращающейся печи 1981
  • Мельгаф Густав Яковлевич
  • Пустовит Евгений Петрович
  • Сытин Евгений Андреевич
  • Самородов Владимир Анатольевич
  • Шанин Николай Петрович
SU953410A1
Способ приготовления мыла 1923
  • Петров Г.С.
  • Таланцев З.М.
SU2004A1
Способ гидроабразивной обработки поверхностей изделий 1979
  • Морозенко Вадим Никифорович
  • Проволоцкий Александр Евдокимович
  • Кириченко Виктор Васильевич
  • Кириченко Василий Петрович
SU889410A1

RU 2 364 501 C1

Авторы

Головаш Анатолий Нойович

Семенов Александр Павлович

Матяш Юрий Иванович

Семенов Николай Викторович

Кураков Александр Владимирович

Смирнов Виктор Александрович

Даты

2009-08-20Публикация

2008-01-09Подача