СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2009 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2365775C1

Изобретение относится к области автоматического регулирования и может быть использовано в системах управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД).

Известна система автоматического управления газотурбинным двигателем, которая содержит основной и дублирующий цифровые электронные регуляторы со встроенными блоками контроля, формирующие сигналы управления на исполнительный механизм. При отказе основного цифрового регулятора система переходит на дублирующий цифровой регулятор, а при отказе электронной части обоих регуляторов включается в работу аварийный гидромеханический регулятор. Переключение управления производится с помощью переключателей и логических элементов. Система также содержит блоки обнаружения неисправностей датчиков двигателя и исполнительного механизма и блоки математических моделей двигателя и исполнительного механизма (авт. св. СССР №1642812, МКИ F02С 9/28, опубл. 15.05.94 г., БИ №9).

Недостатками этой системы являются ограниченные функциональные и эксплуатационные возможности, а именно невозможность регулирования дополнительных режимов двухвального двигателя.

Известна электронно-гидромеханическая система регулирования подачи топлива, которая содержит гидромеханический регулятор, по крайней мере, два электронных канала регулирования, селектор, электрогидравлический переключатель, электронные ключи, гидромеханический и электронный селекторы, логические схемы И (патент РФ №1090083, опубл. 27.01.96 г. Бюл. №3).

Недостатком этой системы является недостаточная надежность как электронной, так и гидромеханической частей системы, трудоемкость настроек и регулировок при производстве и в эксплуатации, а также ограниченные эксплуатационные возможности.

Известна система автоматического управления газотурбинным двигателем, содержащая канал ограничения частоты вращения ротора низкого давления, канал ограничения частоты вращения ротора высокого давления, канал ограничения температуры газов за турбиной ротора низкого давления. Каждый канал содержит измерители регулируемой величины основной и контрольный, формирователи законов ограничения, блоки контроля каналов и ключи, кроме того устройство содержит селектор минимального расхода топлива, блок управления исполнительным механизмом, исполнительный механизм, задатчик режимов, программный блок, блок формирования сигнала отказа, блок контроля устройства управления расходом топлива и исполнительного механизма, пороговый элемент (патент РФ №2221929, МКИ F02С 9/28, (патент РФ №2221929 МКИ F02С 9/28, опубл. 20.01.2004 г., БИ №2). Эта система является прототипом к заявляемому техническому решению.

Схемное решение прототипа предназначено для регулирования двухвального двигателя, однако его недостатком является низкая точность регулирования, недостаточная надежность, трудоемкость настроек и регулировок при производстве и в эксплуатации, а также ограниченные эксплуатационные возможности.

Технической задачей заявляемого изобретения является повышение надежности системы, качества и точности регулирования, снижение трудоемкости настроек и регулировок, а также расширение эксплуатационных возможностей.

Поставленная задача решается следующим образом.

В систему автоматического регулирования газотурбинного двигателя, содержащую каналы регулирования, блок измерителей параметров, блок управления исполнительными механизмами, введены блок вычислителя основного канала, блок вычислителя дублирующего канала, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов, блок драйверов дискретных сигналов, блок защиты, дополнительный блок управления исполнительными механизмами дублирующего канала, первый, второй и третий каналы информационного обмена, первый, второй, третий, четвертый и пятый каналы приема-передачи данных, при этом соответствующие выходы блока измерителей параметров подключены соответственно к входу блока вычислителя основного канала и входу блока вычислителя дублирующего канала, которые через третий канал информационного обмена соединены между собой, а через первый и второй каналы приема-передачи данных подключены соответственно к входам формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов, который через четвертый канал приема-передачи данных подключен к входу первого блока управления исполнительными механизмами, а через пятый канал приема-передачи данных - к входу дополнительного блока управления исполнительными механизмами, выходы блоков управления исполнительными механизмами подключены к газотурбинному двигателю и к первому входу блока защиты, ко второму входу которого подключены первые входы блоков управления исполнительными механизмами, ко вторым входам которых подключены соответственно выход блока вычислителя основного канала и выход блока вычислителя дублирующего канала, причем выход формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов подключен к входу блока драйверов дискретных сигналов, выход которого подключен к соответствующему входу формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов, который также подключен к третьему каналу приема-передачи данных, кроме того блок вычислителя основного канала подключен к первому каналу информационного обмена, а блок вычислителя дублирующего канала подключен ко второму каналу информационного обмена, а соответствующие выходы блока вычислителя основного канала, блока вычислителя дублирующего канала и формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов подключены к входу блока измерителей параметров.

Совокупность признаков заявляемого технического решения позволяет повысить надежность за счет наличия дублирующего канала регулирования, обеспечить регулирование режимов двухвального двигателя, повысить качество и точность регулирования, снизить трудоемкость настроек и регулировок в производстве и в эксплуатации за счет применения программного обеспечения и каналов информационного обмена с ЭВМ, вести подсчет наработки, повреждаемости, нагружения, выбега основных узлов двигателя для эксплуатации его по техническому состоянию, что расширяет эксплуатационные возможности системы.

Из изученной научно-технической и патентной информации авторам не известно техническое решение с указанными в формуле изобретения отличительными признаками, это дает основание сделать вывод о соответствии заявляемого объекта критериям изобретения.

На чертеже представлена схема заявляемого устройства.

Устройство содержит блок измерителей параметров ГТД 1, блок вычислителя основного канала 2, блок вычислителя дублирующего канала 3, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4, блок драйверов дискретных сигналов 5, блок управления исполнительными механизмами основного канала 6, блок защиты 7, блок управления исполнительными механизмами дублирующего канала 8, первый 9, второй 10 и третий 11 каналы информационного обмена (КИО), первый 12, второй 13, третий 14, четвертый 15 и пятый 16 каналы приема-передачи данных (КППД).

Система автоматического регулирования работает следующим образом.

Сигналы, поступающие с датчиков газотурбинного двигателя, преобразуются в пропорциональные им напряжения в блоке измерителей параметров ГТД 1 и подаются соответственно на блок вычислителя основного канала 2 и блок вычислителя дублирующего канала 3. В блоках вычислителей посредством программного обеспечения происходит оцифровка полученных сигналов, анализ, обмен данными через канал информационного обмена 11, проверка на отказ, выработка и передача данных соответствующих управляющих воздействий. Управляющие воздействия в соответствии с программными законами регулирования через канал приема-передачи данных 12, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4 и канал приема передачи данных 15 поступают на блок управления исполнительными механизмами 6, если активным каналом является основной. Если активным каналом является дублирующий, то управляющие воздействия через канал приема-передачи данных 13, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4 и канал приема передачи данных 16 поступают на блок управления исполнительными механизмами 8. Таким образом, в зависимости от того, какой канал в данный момент является активным, осуществляется трансляция данных об управляющих воздействиях на исполнительные механизмы основного или дублирующего канала. Данные о параметрах ГТД поступают в формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4, который формирует пакет данных аналоговых и дискретных телеметрических сигналов и выдает их на бортовую аппаратуру. Причем аналоговые телеметрические сигналы поступают на бортовую аппаратуру через канал приема-передачи данных 14, а дискретные телеметрические сигналы - через блок драйверов дискретных сигналов 5. Формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4 при наземном контроле выдает управляющие сигналы на блок измерителей параметров ГТД 1, а также принимает сигналы обратных связей с выхода блока драйверов дискретных сигналов 5, которые преобразует и транслирует через КППД 12 и 13 соответственно в блоки вычислителей 2 и 3 для оценки состояния драйверов дискретных сигналов.

Работа блока вычислителя основного канала 2 и блока вычислителя дублирующего канала 3 осуществляется посредством программного обеспечения. Каждый канал регулирования работает со своим соответствующим блоком управления исполнительными механизмами 6 и 8 непосредственно, а также через формирователь канала передачи данных и телеметрических сигналов 4. При отказе (аппаратном или программном) блока вычислителя основного канала система автоматического регулирования целиком переходит на дублирующий канал со своим блоком управления исполнительными механизмами 8.

Входные дискретные сигналы поступают с бортовой аппаратуры в блоки управления исполнительными механизмами 6 и 8 и блок защиты 7. В блоке защиты 7 происходит необходимая подгрузка этих сигналов до требуемого значения, а в блоках 6 и 8 нормализация и передача в соответствующие блоки вычислителей для анализа соответственно через КППД 15, 16, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4 и КППД 12, 13.

При поступлении с бортовой аппаратуры сигнала наземного контроля, для проверки целостности цепей и оценки работоспособности аппаратной части: датчиков, каналов регулирования, драйверов исполнительных механизмов и драйверов дискретных сигналов, блоки вычислителей 2 и 3 по очереди формируют управляющие сигналы непосредственно и через формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4 на блок измерителей параметров ГТД 1, на соответствующие драйверы блока драйверов дискретных сигналов 5, а также на блоки управления исполнительными механизмами 6 и 8. Причем дублирующий канал ждет, пока основной канал не закончит опрос всей аппаратной части системы автоматического регулирования, и только тогда начинает свой такой же опрос. Сигналы реакции на эти воздействия поступают обратно по каналам измерения и обратным связям соответственно в блоки вычислителей 2 и 3, где происходит их обработка, проверка на отказ и анализ. В случае отказа в системе регулирования формируется и выдается признак отказа на ЭВМ по каналам информационного обмена 9 и 10 и бортовую аппаратуру по каналу информационного обмена 14. Кроме того, в случае возникновения отказа на бортовую аппаратуру через формирователь канала передачи данных и телеметрических сигналов 4 и блок драйверов дискретных сигналов 5 формируется общий признак отказа системы автоматического регулирования.

Выходы блоков управления исполнительными механизмами 6 и 8 подключены к исполнительным механизмам ГТД и к входу блока защиты 7, где происходит защита драйверов исполнительных механизмов от обратного напряжения.

Формирование программ регулирования и реализация алгоритмов управления осуществляется блоками вычислителей 2 и 3 под управлением программного обеспечения на основе получаемой им входной информации о физических параметрах и дискретных командах. По полученным данным вычислители формируют управляющие воздействия и выдают сигналы на выходные устройства системы автоматического управления.

Заявляемое устройство имеет двухканальную структуру. При отсутствии отказов управление осуществляет основной канал, при полном отказе основного канала управление переключается на дублирующий канал, при отказе обоих каналов управление переключается на гидромеханику.

Предусмотрена возможность управления одним или несколькими исполнительными механизмами дублирующего канала в случае отказа драйверов исполнительных механизмов на основном канале, при этом основной канал остается активным и управляет остальными исполнительными механизмами. При отказе в канале одного из дублированных датчиков информация о соответствующем параметре передается с другого канала, имеющего исправный датчик, через канал информационного обмена 11.

Основной и дублирующий каналы регулирования идентичны и имеют одинаковое программное обеспечение. Каждый из них имеет блок вычислителя, блок управления исполнительными механизмами, каналы измерения параметров ГТД, каналы информационного обмена, каналы приема-передачи данных.

Каждый измеритель имеет отдельные выходы для основного и дублирующего каналов. Оба канала имеют отдельные цепи и устройства передачи и обработки сигналов, поступающих с выходов измерителей.

Драйверы выходных дискретных и аналоговых телеметрических сигналов не дублированы. Управление ими осуществляется от активного канала.

Заявляемая система регулирования обеспечивает прием и первичное преобразование сигналов с датчиков ГТД в нормализованное напряжение постоянного тока в диапазоне от 0 до 5 В. Кроме того, осуществляет прием и преобразование в цифровые сигналы входных дискретных сигналов, сигналов контроля с блоков управления исполнительными механизмами 6 и 8, сигналов обратной связи с блока драйверов 5, дискретных сигналов с блоков вычислителей 2 и 3 и преобразование их в выходные сигналы управления исполнительными механизмами и в выходные дискретные и аналоговые сигналы. Блоки вычислителей 2 и 3 представляет собой микропроцессорное устройство с энергонезависимой памятью для хранения рабочего программного обеспечения, с энергонезависимой памятью для хранения эксплуатационных данных, а также данных результатов самоконтроля, подсчета наработки, повреждаемости, нагружения, выбега узлов двигателя и оперативной памятью. Программное обеспечение регулятора подразделяется на операционную систему (ОС) и функциональное программное обеспечение (ФПО).

Операционная система управляет работой системы регулирования, обеспечивает прием и преобразование входной информации в цифровые коды и сохранение их в оперативной памяти для дальнейшего использования функциональным программным обеспечением, а также обеспечивает преобразование формируемых программой кодов в сигналы, выдаваемые блоками вычислителей на выходные устройства. Функциональное программное обеспечение преобразует получаемые от ОС коды в физические параметры и дискретные команды, выполняет вычисление программ регулирования и управления, формирует управляющие воздействия и в виде кодов пересылает их в память для дальнейшего преобразования операционной системой в выходные сигналы вычислителя.

Такое функциональное построение системы автоматического регулирования повышает точность регулирования параметров ГТД и надежность работы устройства, снижает трудоемкость настроек и регулировок, расширяет его эксплуатационные возможности, позволяет использовать для автоматического регулирования двухвального газотурбинного двигателя. Выполнение системы регулирования на базе серийно выпускаемых стандартных твердотельных электронных базовых элементов, БИС и СБИС, позволяет снизить массогабаритные показатели, а использование операционной системы и функционального программного обеспечения позволяет вести подсчет наработки, повреждаемости, нагружения, выбега основных узлов двигателя, что позволяет эксплуатировать двигатель по техническому состоянию, а также повысить эффективность поиска неисправностей и дефектов в случае их возникновения на этапах производства, испытаний и эксплуатации.

Похожие патенты RU2365775C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ 4-КАНАЛЬНОЙ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМЫ БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ЖИВУЧЕСТИ И ЭФФЕКТИВНОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ ПРИМЕНЕНИЙ 2011
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Андреев Виктор Петрович
  • Смирнов Виктор Владимирович
  • Ромадин Юрий Алексеевич
  • Петров Андрей Борисович
  • Синельников Владимир Васильевич
  • Дорский Ростислав Юрьевич
  • Каравай Михаил Федорович
  • Кособоков Виктор Николаевич
  • Астрецов Владимир Александрович
  • Яновский Андрей Юрьевич
  • Зимин Дмитрий Юрьевич
  • Калугина Ирина Юрьевна
  • Соколов Владимир Николаевич
  • Луняков Сергей Васильевич
  • Добрынин Дмитрий Алексеевич
RU2449352C1
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСАМОЛЕТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И САМОЛЕТНЫМИ СИСТЕМАМИ 2013
  • Демченко Олег Фёдорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Фёдорович
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Петров Пётр Сергеевич
  • Школин Владимир Петрович
  • Деревянкин Валерий Петрович
  • Кожевников Виктор Иванович
  • Макаров Николай Николаевич
  • Юков Андрей Валерьевич
RU2529248C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ДВУХКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 2023
  • Россик Михаил Викторович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2810867C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Ушаков В.А.
  • Резник Е.П.
  • Говоренко Г.С.
  • Мозговой В.И.
  • Семёнов В.Л.
RU2221929C1
Система управления общесамолетным оборудованием с распределенным вычислительным ресурсом 2016
  • Деревянкин Валерий Петрович
  • Юков Андрей Валерьевич
  • Лагутин Сергей Владимирович
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Школин Владимир Петрович
RU2631092C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИМ АГРЕГАТОМ "КВАНТ-Р" 2017
  • Наумец Анатолий Евгеньевич
RU2660216C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫМИ СИЛОВЫМИ УСТАНОВКАМИ 2013
  • Куликов Геннадий Григорьевич
  • Погорелов Григорий Иванович
  • Абдулнагимов Ансаф Ирекович
  • Епифанов Сергей Валерьевич
RU2554667C2
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2014
  • Семенов Виталий Алексеевич
  • Алексеенко Анна Егоровна
  • Алексеенко Валерий Васильевич
  • Капранов Андрей Вадимович
  • Кузнецова Светлана Петровна
  • Кулешов Алексей Васильевич
  • Машкина Татьяна Михайловна
  • Миняйло Маргарита Алексеевна
  • Стукан Галина Андреевна
  • Ткач Виталий Федорович
  • Толстых Владимир Михайлович
  • Щетинский Александр Стефанович
  • Сарычев Константин Федорович
RU2552576C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ВОЗВРАТА ОДНОМЕСТНОГО БОЕВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОТКАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ 2023
  • Баранов Александр Сергеевич
  • Бобров Сергей Викторович
  • Грибов Дмитрий Игоревич
  • Дибин Александр Борисович
  • Максаков Константин Павлович
  • Машков Николай Анатольевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2807539C1
Каротажная станция 1988
  • Баталов Сергей Алексеевич
  • Коловертнов Юрий Денисович
  • Дунаев Александр Игнатьевич
  • Петров Евгений Андреевич
  • Лепин Федор Епифанович
  • Шилов Александр Александрович
SU1749867A1

Реферат патента 2009 года СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области автоматического регулирования и может быть использовано в системах управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД). Технической задачей заявляемого изобретения является повышение надежности системы, качества и точности регулирования, снижение трудоемкости настроек и регулировок, а также расширение эксплуатационных возможностей. Устройство содержит блок измерителей параметров ГТД 1, блок вычислителя основного канала 2, блок вычислителя дублирующего канала 3, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов 4, блок драйверов дискретных сигналов 5, блок управления исполнительными механизмами основного канала 6, блок защиты 7, блок управления исполнительными механизмами дублирующего канала 8, первый 9, второй 10 и третий 11 каналы информационного обмена (КИО), первый 12, второй 13, третий 14, четвертый 15 и пятый 16 каналы приема-передачи данных (КППД). 1 ил.

Формула изобретения RU 2 365 775 C1

Система автоматического регулирования параметров газотурбинного двигателя, содержащая каналы регулирования, блок измерителей параметров, блок управления исполнительными механизмами, отличающаяся тем, что в нее введены блок вычислителя основного канала, блок вычислителя дублирующего канала, формирователь канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов, блок драйверов дискретных сигналов, блок защиты, дополнительный блок управления исполнительными механизмами дублирующего канала, первый, второй и третий каналы информационного обмена, первый, второй, третий, четвертый и пятый каналы приема-передачи данных, при этом соответствующие выходы блока измерителей параметров подключены соответственно к входу блока вычислителя основного канала и входу блока вычислителя дублирующего канала, которые через третий канал информационного обмена соединены между собой, а через первый и второй каналы приема-передачи данных подключены к соответственно к входам формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов, который через четвертый канал приема-передачи данных подключен к входу первого блока управления исполнительными механизмами, а через пятый канал приема-передачи данных - к входу дополнительного блока управления исполнительными механизмами, выходы блоков управления исполнительными механизмами подключены к газотурбинному двигателю и к первому входу блока защиты, ко второму входу которого подключены первые входы блоков управления исполнительными механизмами, ко вторым входам которых подключены соответственно выход блока вычислителя основного канала и выход блока вычислителя дублирующего канала, причем выход формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов подключен к входу блока драйверов дискретных сигналов, выход которого подключен к соответствующему входу формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов, который также подключен к третьему каналу приема-передачи данных, кроме того, блок вычислителя основного канала подключен к первому каналу информационного обмена, а блок вычислителя дублирующего канала подключен ко второму каналу информационного обмена, а соответствующие выходы блока вычислителя основного канала, блока вычислителя дублирующего канала и формирователя канала приема-передачи данных и телеметрических сигналов подключены к входу блока измерителей параметров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2365775C1

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Ушаков В.А.
  • Резник Е.П.
  • Говоренко Г.С.
  • Мозговой В.И.
  • Семёнов В.Л.
RU2221929C1
RU 1090083 A1, 27.01.1996
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1989
  • Куликов Г.Г.
  • Иванова Н.М.
  • Свитский О.Л.
  • Рыжов Г.И.
  • Распопов Е.В.
  • Гринблат Г.И.
SU1642812A1
Подхватное приспособление для подъемных механизмов 1938
  • Соболевский Н.А.
SU55042A1
US 6568166 A1, 27.06.2002
US 5168447 A, 01.12.1992.

RU 2 365 775 C1

Авторы

Кустов Василий Владимирович

Балашов Виктор Прокофьевич

Ефремов Александр Борисович

Володкин Сергей Васильевич

Черношей Лариса Константиновна

Молотов Андрей Вячеславович

Косолап Вадим Юрьевич

Даты

2009-08-27Публикация

2008-01-09Подача